кампания
Хроники МинАтомной войны
Минатом продолжает кампанию за изменение российского экологического законодательства и ввоз радиоактивных отходов. Соответственно, Социально-экологический Союз продолжает кампанию против превращения России в ядерную свалку.
Минатом: СоЭС – враг номер один
Похоже, действия членов и сторонников СоЭС стали реальным препятствием для реализации «атомной мечты». Минатом развернул против нас настоящую информационную войну, правда, довольно грубо сработанную. В последнее время в разных изданиях появляются удивительно похожие по слогу и стилю статьи. Особенно отличились «Российская газета» и «Независимая газета» – в их статьях совпадают не то что отдельные предложения, а целые абзацы.
Тема одна – «добрый дядя Минатом» предлагает чуть – чуть, совсем немного, подправить российское экологическое законодательство. Такая «мелочь», как закон, является практически единственным препятствием на пути миллиардов, которые потекут в Россию рекой… вместе с радиоактивными отходами. Благо от этой затеи понимают практически все – вот, например, думские фракции – от КПРФ до НДР (кроме «Яблока») – согласны с поправками. А вот нехорошая и явно чуждая интересам Отечества организация Социально-экологический Союз почему-то против. Правда, в публикациях наметился явный прогресс – если раньше «РГ» и, в особенности, «НГ», относила СоЭС к пришлым и финансируемым из-за границы организациям, то сейчас им удалось обнаружить иной, уже просто-таки свой, родной и местный источник финансирования нашей организации – оказывается, деньги нам дает олигарх Гусинский. Жаль, не сообщили ни банк, ни номер счета, на котором лежит наша «зарплата» – явный прокол в расследовании нашей подрывной деятельности.
Впрочем, дословно пассаж про деньги Гусинского, изначально запущенный через некое Агентство Политических Новостей напечатала только «РГ». Дело в том, что у «НГ» больше опыта в подобного рода делах. Напомним, что один процесс о защите чести и достоинства по иску Со-председателя Совета СоЭС – А.В. Яблокова «НГ» проиграла, причем проиграла дважды.
22 июня 1999 г. коллегия Московского городского суда рассмотрела кассационную жалобу «Независимой газеты» и А. Ваганова и Г. Каурова на решение Басманного межмуниципального суда г. Москвы от 7 июля 1998 года. В жалобе содержалась просьба отменить решение Басманного суда, которым был удовлетворен иск А.Яблокова к «Независимой газете» о защите чести, достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда в связи с публикацией «Независимой газетой» 22 ноября 1997 г. статьи А.Ваганова и Г.Каурова «Скандал с «ядерными чемоданчиками», инициированный Лебедем и раздуваемый Яблоковым - это блеф».
Басманный суд 7 июля 1998 г. решил: «...признать не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Яблокова Алексея Владимировича сведения, опубликованные «Независимой газетой»....». Это решение и было обжаловано ответчиками – редакцией «Независимой газеты» и авторами статьи Г.Кауровым и А.Вагановым. Московский городской суд оставил решение Басманного суда в силе. Теперь «Независимая газета» обязана «опубликовать в порядке определения ст.44 Закона РФ «О средствах массовой информации» опровержение, набранное тем же шрифтом и на том же месте полосы, что и опровергаемая статья …». Кроме того, с редакции «Независимой газеты» будет взыскано «…в счет возмещения морального вреда в пользу Яблокова Алексея Владимировича 25 тысяч рублей». С авторов статьи будет взыскано по 500 рублей.
По заявлению А. Яблокова эти деньги будут направлены на финансирование экологических программ Центра экологической политики России и Социально-экологического Союза.
Разведка доложила: 10 тысяч тонн ОЯТ ежегодно – заветная мечта Адамова
А тем временем, в результате «шпионской и подрывной» деятельности Социально-экологическому Союзу удалось получить копию письма, отправленного самим Адамовым на имя премьер-министра РФ.
В письме, адресованном еще Евгению Примакову, Адамов излагает преимущества, которые, по его мнению, существуют в импорте и переработке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) зарубежных атомных реакторов. Оказывется, ежегодно атомные реакторы всего мира производят 10 тысяч тонн ОЯТ, и если все это добро (мечты, мечты) потечет в Россию, то Россию ждет… нет, не угадали. Вовсе не радиационная катастрофа, а полный рай. Именно так считает Адамов: «Обращение с этим топливом по сложившемуся масштабу цен этого рынка составляет от 10 до 15 миллиардов долларов в год». По мнению Адамова, единственным препятствием является существующее российское природоохранное законодательство.
Координатор Антиядерной кампании Социально-экологического союза Владимир Сливяк заявил в интервью Bellona WEB, что это письмо является лишь одним из примеров лоббирования идеи импорта ОЯТ в правительстве, которое активно проводится Адамовым.
Так, в начале этого года секретарь Департамента по энергетике США Билл Ричардсон отклонил идею хранения и переработки американского ОЯТ в России, предложенную Адамовым в декабре 1998 года. Отвечая на запрос Социально-экологического союза, представитель посольства США в РФ Том Мэртенс подтвердил заявленную позицию своего правительства: «В соответствии с нашей политикой нераспространения США не участвуют в переработке плутония с целью получения атомной энергии или атомных зарядов и выступают против транспортировки американского ОЯТ в другие страны с целью переработки».
Письмо Ричардсона появилось вскоре после подписания Минатомом конфиденциального протокола с немецкими и швейцарскими фирмами (об этом мы писали в «Вестях» N2). В протоколе оговаривались возможности транспортировки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов из Европы на российские предприятия для последующего хранения и переработки.
Стратегические планы Минатома
Закон «Об охране окружающей природной среды» (ч. 3 ст. 50) запрещает импорт радиоактивных материалов. Указ Президента N 733 от 29 июня 1995 года обязывает Минатом возвращать радиоактивные отходы, полученные в результате переработки ОЯТ, в страну происхождения в течение 30 лет.
Минатом надеется в новой редакции закона разделить понятия “радиоактивные отходы” и “отработавшее ядерное топливо”, которое предполагается рассматривать в качестве ресурса или сырья. Таким образом, будет создана лазейка, через которую возможен импорт ОЯТ. Выделение ОЯТ на законодательном уровне в отдельную категорию – только начало. Следующим шагом атомного ведомства будет лоббирование отмены президентского указа, запрещающего хранение отходов переработки топлива на территории России.
По мнению координатора Антиядерной программы СоЭС: «Минатом мастерски вводит в заблуждение правительство России и по-прежнему держит курс на превращение страны во всемирную ядерную свалку. Мы обращаемся к ФСБ, Совету Безопасности и всем остальным органам, призванным следить за безопасностью России: преступная деятельность министра по атомной энергии Е. Адамова должна быть немедленно остановлена».
При написании статьи были использованы материалы Bellona WEB и Центра Экологической Политики России
|