правозащита
Григорий Пасько. День рождения в СИЗО
«...Прошлой жизни кровавый сценарий
Чья взяла из архивов рука?
Обживают холодные нары
Внуки строивших зоны ЗэКа.»
Григорий Пасько, весна 1999-ого
Пресс-бюллетень ЭКОЛОГОС, Владивосток. Подготовила Анна Селезнева
19 мая - день рождения Григория Пасько. Ему исполняется тридцать семь лет. Из них год и семь месяцев он сидит в тюрьме.
Многомесячные следствие и закрытый военный суд над журналистом, обвиненным органами управления федеральной безопасности по Тихоокеанскому флоту в государственной измене в форме шпионажа, продолжается.
Но принципильно изменилась за эти долгие для Григория месяцы заключения общественная обстановка вокруг его дела. Многие месяцы почти полного молчания вокруг его дела, активные выступления в прессе сотрудников УФСБ по Тихоокеанскому флоту, их пресс-конференции, в которых без суда и даже без следствия Пасько открыто назывался преступником, шпионом, предателем. Осторожное молчание журналистов. Первые короткие пресс-конференции адвокатов, обращения приморских экологов в Москву в комитет по защите гласности, комитет по защите прав человека, в Социально-экологический союз, журналистам - экологам «Красной книги» РТР - это первые шаги общественности по делу Пасько. Как ни странно, активнее всего начали действовать экологи - прецедент по делу капитана Никитина им был хорошо известен. Поэтому именно необходимость гласности в деле Пасько стала главным и настойчивым требованием экологов, общественных адвокатов, немногих заинтересованных «делом Пасько» журналистов.
Через девятнадцать месяцев после ареста Пасько ясно:
- ни один пункт обвинения, предъявленного Пасько, не подтвержден в ходе судебного заседания закрытого военного суда Тихоокеанского флота
- все документы, использованные Пасько, получены от официальных лиц официальным путем. Ни одному из этих официальных лиц не было предъявлено никаких обвинений
- ни один документ, использованный им, не имел во время его работы грифов секретности или ограничений «для служебного пользования»
- все посещения военным журналистом Пасько всех военных объектов, воинских частей, кораблей Тихоокеанского флота оформлялись строго по инструкциям и имели необходимые допуски на объекты, а разрешения подписывались начальником штаба Тихоокеанского флота, его заместителями, руководством Тихоокеанского флота
- все документальные материалы, подготовленные Пасько к опубликованию, - статьи, фотографии, видеосъемки в обязательном порядке просматривались и визировались сотрудниками УФСБ
- все допрошенные в ходе суда свидетели подтвердили, что не имеют никаких доказательств изменнической деятельности Пасько.
Что же остается? Резкие статьи Пасько об опасности радиоактивного загрязнения Дальневосточного региона службами Тихоокеанского флота, о проблеме утилизации и захоронения радиоактивных отходов, о списанных атомных подводных лодках, о сливах в Японское море жидких радиоактивных отходов, об опасности химического загрязнения от химического оружия, о разбазаривании флота, продаже «на гвозди» и за копейки кораблей Тихоокеанского флота, о коррупции на флоте, об исчезновении миллионов долларов и рублей, передаваемых флоту для утилизации жидких и твердых радиоактивных отходов.
Что еще? Стремительная служебная карьера сотрудников УФСБ по Тихоокеанскому флоту, очень во-время поймавших «шпиона» и переместившихся не только в кресла «повыше» во Владивостоке, но и занявших крупные посты в Москве и Петербурге.
И резкое ухудшение состояния здоровья Григория Пасько.
Девятнадцать месяцев Григорий сидит в тюрьме. Cоздан Общественный комитет защиты Пасько.Он признан узником совести. Около пяти тысяч обращений в адрес Военного суда Тихоокеанского флота, в адрес правозащитных организаций пришло из всех стран мира. В день рождения Григория 125 влади-востокских журналистов передали письмо в адрес суда с требованием об изменении ему меры пресечения - освобождении из следственного изолятора.
Суд топчется на месте. Судебные заседания доказывают невиновность Григория. Но вынести ему оправдательный приговор «за отсутствием» не только состава, но и самого события преступления - суд решиться не может. Он не может создать прецедент - вынести оправдательный приговор по 275 статье о государственной измене. Это был бы первый случай , когда органы ФСБ-КГБ проиграли бы подготовленное ими дело. Тем более против журналиста, против гласности.
В день рождения Григория Пасько его адвокаты - Анатолий Пышкин, Ярослав Герин, Олег Котляров, общественный защитник контр-адмирал Юрий Максименко - провели больщую пресс-конференцию для журналистов центральных и местных средств массовой информации. На ней прозвучали слова признательности мужеству его жены Галины Морозовой, активной и честной позиции журналиста Александра Радушкевича и эколога, одного из учредителей Международного Социально-экологического союза, Андрея Кубанина.
* * *
Накануне своего дня рождения Григорий Пасько передал друзьям стихи, написанные им в тюрьме в последние дни. Мы публикуем некоторые из них.
А за решеткою - свобода!
Там воробьиная возня
Творит подобие природы
И в камере моей - сквозняк.
Я в капель вслушиваюсь шепот:
Мечтают о ручьях они,
Но суждено им средь решеток
Дни коротать свои в тени
Нагромождений грязно-серых
Тоской дымящих за версту.
И слышно как взрывает нервы
Весенних капель тихий стук.
******
Придет щенком и встанет у окна
Слепая ночь. Без шороха и звука.
И ей тоскливо. Так же, как и нам,
И ей известна долгая разлука.
Так что же рассказать вам про СИЗО?
У нас опять нет курева и чаю,
Мы смену дней опять не замечаем
И не считаем это за позор.
Год за решеткой медленно прошел,
Из «хаты» в «хату» носимся с вещами,
Расходимся, как у больного шов,
Зашитый неумелыми врачами,
Чтобы потом в «отстойнике» кивком
Былые дни знакомства обозначить,
Сказать слова, что ничего не значат,
Сглотнуть слюну, оставив в горле ком.
Так и сидим. Почти что без надежды,
Застираны до ветхости одежды
И сохнут на веревке у окна -
Там, где щенком приходит полночь к нам.
За неделю до своего дня рождения Григорий давал показания. Текст показаний был оперативно размещен в Интернет усилиями редакции правозащитного издания «Индекс/Досье на цензуру», вместе с сотрудниками которой Центр Координации и Информации СоЭС следит за событиями в этом деле. Мы по мере сил участвуем в кампании в защиту незаконно арестованного журналиста. Григорий Пасько давал свои показания после опроса всех свидетелей, то есть, никаких дополнительных доказательств к фактам, о недоказанности которых говорит Пасько - обвиняющая сторона предоставить уже не в состоянии. Полный текст обвинения можно прочитать на интернет-страничке редакции журнала по адресу: http://www.polit.ru/index-dossier. Если вы не имеете возможности пользоваться Интернет и хотите ознакомиться с полной информацией по делу, звоните и пишите и мы ответим на Ваши вопросы или вышлем необходимые материалы в том виде, который Вам удобен.
Редакция «Вестей»
|