права природы
Бакинские заметки
В конце апреля в Баку проходила конференция НПО “Расширение партнерства в решении экологических проблем Каспийского региона” . На ней побывал сотрудник редакции “Вестей” Виктория Колесникова.
Конференция была организована ISAR при финансовой поддержке USAID, всего в ней смогли принять участие более 60 человек, в том числе 14 членов СоЭС, в основном из стран, имеющих выход к Каспийскому морю: Азербайджана, Казахстана, России, Туркменистана, а также Грузии, территория которой вовлечена в проект транспортировки каспийской нефти на Запад. Кроме сотрудников московского, вашингтонского и бакинского офисов ISAR, в Баку приехал представитель другой американской организации-члена СоЭС - Тихоокеанского экологического ресурсного центра (PERC), а также сотрудница НПО «Институт исследований Каспия» из Ирана.
***
Каспийское море сегодня - сфера столкновения экономических и геополитических интересов многих стран. И уже многим ясно, что наша первоочередная задача - объединить свои усилия в его защиту, ибо эти интересы вкупе с корпоративными могут окончательно задушить Каспий. Ждать времени уже нет - транснациональные корпорации уже пришли в Прикаспийский регион. На море в северной части со стороны Казахстана в ближайшее время начнет добычу компания Offshore Kazakhstan International Operating Company (OKIOC). В состав OKIOC входят Аджип, Бритиш Гэс, альянс Бритиш Петролеум-Статойл, Тоталь, Мобил, Шелл и АО Казахстанкаспийшельф. Прибыль от разработки сырья, согласно информации самой OKIOC, начнет поступать в бюджет Казахстана лишь через 50-60 лет, когда будут покрыты все расходы компании. А до этого Казахстану будет доставаться лишь 20 процентов от прибыли и мертвая зона. А ведь северо-восточный Каспий, которому грозит активная разработка - это уникальный ясли-сад для нерестовых рыб. Невозможно вести добычу на шельфе, не влияя на живую природу, а на мелководье она очень уязвима. Именно эта часть моря и прибрежная зона наиболее богаты жизнью: там обитает более 300 видов птиц, множество морских млекопитающих, промысловые виды рыб. Во времена Советского Союза она имела статус особо охраняемой природной территории.
Дело за нами...
На встрече говорили о том, что нужно бороться с искусственно созданным имиджем Каспия как большой нефтяной лужи. Большинство людей во всем мире просто не представляет - какой ценой они получают топливо и будут получать в дальнейшем. Однако, по мнению некоторых участников конференции, например, Валерия Тимощенко (“Акватория” , Новороссийск), НПО вполне способны встать на защиту Каспия, вовлекая в нашу работу зарубежных активистов, у которых есть свои механизмы влияния на нефтяные корпорации и потенциального потребителя их продукции на Западе.
Самые радикальные участники конференции говорили о том, что необходимо добиться прекращения всякой деятельности, связанной с добычей сырья, и создания на северо-восточном Каспии заповедной зоны. Интересно, что с этим были согласны далеко не все присутствующие. Хотя что станет с северо-восточным морем и прибрежной зоной через несколько лет, если там начнется добыча, можно представить уже сейчас, проехав по окрестностям Баку, где добыча ведется уже много лет: выжженная оранжевая земля, заброшенные нефтяные вышки, грязь, море с запахом углеводородов. Видимо, для некоторых это выглядело недостаточно убедительно...
А что они?
Последние несколько лет, после начала нефтяного бума вокруг Каспия, различные международные агентства усиленно демонстрируют свою заинтересованность в решении экологических проблем региона. Но, к сожалению, пока это больше похоже именно на декорацию. В 1995 году Глобальный экологический фонд (ГЭФ) и Программа Евросоюза по технической поддержке стран СНГ (ТАСИС) решили начать в регионе Каспийскую экологическую программу (КЭП). Целями программы являются “обеспечение устойчивого развития и управление экологией Каспия на средне- и долгосрочной основе” . Интересно, что в октябре 1998 года ГЭФ решил выделить Каспийской Экологической Программе грант, нарушив свои собственные установления. По правилам Фонда, государствам-получателям необходимо присоединиться к ГЭФ и назначить ответственных за взаимодействие с Фондом лиц. Однако две из пяти стран-участниц КЭП не являются участниками Глобального экологического фонда. Можно себе представить, как будет проводиться в жизнь программа, если началась она с юридических нарушений. Представитель КЭП, присутствовавший на конференции, не смог информативно ответить ни на один вопрос.
Качество работы с общественностью транснациональных корпораций также оставляет желать лучшего. Представитель компании BP Amoco, выступая в качестве гостя, сообщил об открытой политике компании в данной области, не уточнив, однако, что это означает всего лишь доступ к материалам отдела по связи с общественностью. Фарида Гусейнова, лидер Движения зеленых Азербайджана (СоЭС), сообщила о своих тщетных попытках получить интересующий ее материал в экологическом отделе BP. Представитель компании не скрывал, что не имел представления об НПО, действующих в регионе, хотя компания активно работает в Азербайджане уже не один год. Не смог он ответить и на вопрос Александра Веселова из Уфы о том, как поступает BP с радиоактивными нефтяными шламами, сказав, что добыча нефти не связана с подобными проблемами. Объяснений тут может быть два: либо на конференцию экологов приехал человек, абсолютно не владеющий информацией по технологиям, либо представитель BP просто слукавил, воспользовавшись не очень точным переводом вопроса на английский язык, продемонстрировав “ серьезность” отношения корпораций к общественности стран, за счет которых они получают прибыль.
Что касается уровня соблюдения национального законодательства прикаспийских стран, то и здесь надеяться не на что: по сведениям организаций, активно работающих в регионе, в Казахстане мало кто из правительственных чиновников знает, что собой представляет национальное экологическое законодательство в целом. Проблему усугубляет отсутствие правового статуса Каспия, о котором прибрежные страны не могут договориться с момента распада СССР.
Что нам мешает?
К сожалению, далеко не все участники конференции принимали активное участие в диалоге с гостями конференции. Создалось впечатление, что часть присутствующих просто не хотела ссориться с потенциальными заказчиками. Есть проблема - есть работа; бесконечные экспертизы и исследования - сегодня это хорошая возможность выгодно продать свои знания. Организация реального противодействия деятельности корпораций в регионе, к сожалению, оказывается совсем не простым делом. В Азербайджане без поддержки извне это делать невозможно по политическим причинам, в других странах политическая ситуация несколько лучше, но не хватает сил и ресурсов постоянно находиться в активном состоянии. Судя по высказываниям некоторых участников, они не чувствуют сильной поддержки ни в обществе, ни, что удивительно! среди своих коллег. “Мы должны показать, что нас много, и мы можем повлиять на происходящее”, - эти слова не один раз звучали на конференции.
Попытка создания ассоциации НПО Каспийского региона, Каспийского парламента и различных комитетов, к радости части собравшихся, успешно провалилась, так как это, скорее, лишь отнимало бы время и силы, не помогая крепить сотрудничество.
Наша стратегия
По мысли представителя алматинской организации «Зеленое спасение» Сергея Соляника, прозвучавшей в его докладе, что сейчас действительно необходимо, так это применение международного опыта работы «зеленых» с нефтяными компаниями, например, опыта такой известной организации как «Sierra Club». Изучение влияния разработок углеводородного сырья на флору и фауну Каспия - это, конечно, важно. Но не менее важно, действуя сообща, максимально ограничить деятельность корпораций в регионе.
Наши предложения
Первым пунктом заключительного документа конференции было решено поставить требование «ускорить определение международного правового статуса Каспия, учитывая его географическую и экологическую уникальность и необходимость сохранения его ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений» . От того, чем будет считаться Каспий - озером или морем, зависит какие нормативные акты будут регулировать хозяйственную деятельность в акватории и вокруг него.
На встрече было решено направить письмо руководству Глобального Экологического Фонда и ТАСИС, финансирующих Каспийскую экологическую программу, где говорится о том, что общественность прикаспийских стран не согласна с тем, что “экстенсивное нефтяное развитие Каспийского региона принимается как данность, альтернативные пути использования природных ресурсов региона не рассматриваются”. Очевидно, что помимо рыбного промысла в регионе можно развивать туризм, возрождать виноградарство (в Азербайджане) и другие виды хозяйства, способные кормить население гораздо дольше, чем нефтяные месторождения.
Принимать решения о том или ином пути развития, в конечном итоге, будут руководители прикаспийских государств. Поэтому свою задачу собравшиеся видели в том, чтобы попытаться убедить их подумать над возможными альтернативами. 29 апреля основные тезисы конференции были переданы в штаб-квартиру ГЭФ в Вашингтоне.
***
Хочется закончить фразой, которая прозвучала в финале одного из самых ярких докладов конференции - выступлении Андрея Аранбаева, Экоклуб CATENA, Ашхабад, Туркменистан. Эта формулировка не вошла в официальные материалы конференции, но нам кажется, что она достаточно хорошо отражает происходящее. «Дорогие друзья, нельзя быть немного беременным. Если мы заявляем о том, что хотим сохранить Каспий чистым, то нам надо сказать правду самим себе. Даже если нам разрешат наблюдать за деятельностью разработчиков нефти, то сделать что-то конкретное не дадут. Поэтому задача у нас должна быть одна - не допустить начала масштабных разработок нефти на Каспии и добиться объявления его международным заповедником.»
|