Номер 8 (2000) Выходит 1 раз в 2 месяца
пресс-служба
Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза В номере:
страна прокуроров - калейдоскоп
письмо депутатам Государственной Думы РФ от благодарных избирателей
медики предупреждают: коровье бешенство гуляет по миру
Черное море можно спасти
продолжение сериала "Секретные материалы": сделано в России
АЭС плывет, однако...
как "Шендвик" пытался уничтожить дождевые леса Новой Зеландии
Муравьевка: лучшее - в нас самих
как американские "шпионы" в Муравьевку ездили
ДОП - движение во времени
трамвайная Реконкиста

Другие номера:
№1, №2, №3, №4, №5, №6, №8
"Экосводока - обозрение" издается для использования и перепечатки материалов.
Просьба информировать редакцию о публикации материалов. По запросу возможно предоставление дополнительной информации, встречи с авторами статей.
Cсылка при публикации и использовании материалов на социально-экологический союз обязательна.
Нефть
Черное море можно спасти

  Несмотря на всю экономическую и экологическую "несуразность" проекта, несмотря на откровенные нарушения законодательства, несмотря на протесты "зеленых" и местных жителей, строительство нефтепроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) ударными темпами продолжается. Этот нефтяной терминал станет крупнейшим на Черном море. Вместе с другими проектами по перекачке нефти через Черное море это грозит действительно глобальной экологической катастрофой.
  Полное игнорирование экологических последствий транспорта нефти через Черное море правительствами причерноморских государств, которые стремятся наперегонки успеть обогатиться на этом, пока экологический кризис и изменение конъюнктуры рынка не закрыли такую возможность. Экологи считают, что необходимо разработать альтернативную систему трубопроводов по перекачке нефти в обход акватории Черного и Каспийского морей.
  Объемы перекачки нефти и нефтепродуктов через бассейн Черного моря нарастают с каждым годом. Это объясняется ситуацией, складывающейся на мировом нефтяном рынке – происходит нарастание объемов экспорта Каспийской нефти, компенсирующее сокращение ее добычи в регионе Северного моря, ведутся поиски более выгодных маршрутов экспорта российской нефти Волго-Уральских и Западно-Сибирских месторождений в новой постсоветской ситуации.
  Это, а также сложившаяся в странах бывшего СССР экономическая и политическая ситуация, подталкивает транснациональные корпорации к максимальному использованию ресурсов и получению сверхприбылей.
  На Черном море уже существует несколько крупных нефтеналивных и нефтепогрузочных терминалов: в Грузии - в Супсе, Батуми; в Росси - в Туапсе, Новороссийске (Шесхарис); на Украине - в Одессе (порт "Южный"); в Румынии - в Констанце; в Болгарии - в Бургасе. Ежегодно на этих терминалах перегружается свыше 60 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.
  Уже через полгода начнет функционировать терминал КТК. Его первоначальная пропускная способность составит 28 млн. тонн нефти в год, позднее ее планируется довести до 67 млн., то есть более 200 тыс. тонн в сутки. Это даст увеличение вдвое объемов всей перекачиваемой через Черное море нефти. Также в настоящее время ведется реконструкция с увеличением мощности термнала в Туапсе, идут работы по расширению терминала "Южный", суммарная мощность которого будет составлять 58 млн. тонн, проектируется терминал Кулеви в Грузии, планируется реконструкция терминала в Батуми, расширение терминала "Шесхарис" (Новороссийск).
  Этим перечень объектов по перекачке в перспективе нефти через Черное море не ограничивается. Таким образом, в течение ближайших 10 лет объем перекачки нефти с учетом увеличения экспорта с каспийских месторождений может увеличиться до 150-180 млн. тонн.
  Уже сейчас транспорт нефти через Черное море создал критическую ситуацию по загрязнению нефтью и нефтепродуктами морской воды, донных отложений и береговой полосы. В районе Туапсе и Новороссийска, например, концентрация нефтепродуктов в морской воде составляет 5-9 ПДК. Такое загрязнение приводит к гибели икры и личинок рыб и моллюсков, превращает морскую воду из природного лечебного ресурса в опасную для купаний среду. Загрязнение морской воды наряду с попаданием нефтепродуктов в донные отложения приводит к гибели поселений водорослей-макрофитов и моллюсков - естественных биофильтров, и замещению их на сине-зеленые водоросли, продуцирующие токсические вещества.
  Ежегодное поступление тысяч тонн нефтепродуктов в Черное море приводит к образованию огромных масс мазутно-битумных комков, выбрасываемых на пляжи Черноморского побережья. На удалении 40-50 от терминалов Новороссийска и Туапсе почти постоянно можно видеть нефтяную пленку.
  По данным статистических исследований, на 1 млн. тонн перевозимой нефти танкерами в среднем разливается 160 куб.м. Соответственно, в Черном море при перевозке 60 млн.тонн ежегодно может разливаться до 9600 куб.м нефти. При расчете по другой схеме цифра получается еще больше: при среднестатистическом количестве разливов (1 разлив на 7-8 судозаходов танкеров) средним объемом 150-450 куб. м при таком количестве перевозимой нефти и условном среднем дедвейте танкеров 100 тыс.тонн на 600 судозаходов может быть разлито до 22 500 куб. м. Сюда же надо добавить случаи сброса в море нефтесодержащих промывочных вод после очистки танкеров.
  Поступление нефтепродуктов в Черное море в таких количествах уже критично для прибрежных экосистем. Дальнейшее увеличение объемов транспорта нефти через акваторию Черного моря в соответствии с описанным выше вариантом системы нефтепроводов вызовет экологический кризис в течение ближайших 10-15 лет.
  Единственный способ не усугублять и без того сложную экологическую ситуацию регина – разработать и реализовать альтернативную систему трубопроводов по перекачке нефти в обход акватории Черного моря. Поскольку разработкой такой системы государственные органы причерноморских стран вряд ли будут заниматься, такая работа была начата общественными экологическими организациями. С этой целью формируется группа исполнителей, включающая экологов, экономистов, юристов, специалистов по трубопроводным системам.
  Предлагаемый вариант системы нефтепроводов предполагает создание двух основных коридоров трубопроводного транспорта нефти:
- южного, включающего участок строящегося нефтепровода КТК Тенгиз –Кропоткин, уже существующий нефтепровод Транснефти Баку – Тихорецк и так называемый Основной экспортный трубопровод (ОЭТ) Баку - Грузия - Джейхан, выходящий на побережье Средиземного моря;
- северного, по двум направлениям - через Украину по существующим участкам нефтепровода "Дружба" и далее по планируемым трубопроводам через Румынию до Триеста (Италия) и на побережье Адриатики (Хорватия), а также направления на север Западной Европы через Белоруссию и Польшу.
  Создание "южного" коридора позволит учесть интересы прикаспийских государств (Казахстана, России, Азербайджана), Грузии и Турции, через территории которых будет перекачиваться нефть, и США, так настойчиво добивающихся строительства нефтепровода на Джейхан.
  В "северном" коридоре будут учтены интересы Украины и Румынии, стремящихся любой ценой получить свою выгоду от перекачки каспийской нефти и готовых ради этого строить любые нефтеразгрузочные терминалы на Черноморском побережье, объясняя это своими политическими интересами и соображениями национальной безопасности.
  В пользу реальности создания системы нефтепроводов в обход Черного и Каспийского морей свидетельствует возможность использования большей части уже существующих и строящихся нефтепроводов КТК и Транснефти (Баку - Новороссийск) для транспорта казахстанской, российской (и, возможно, туркменской) нефти к нефтепроводу Баку-Джейхан. Это учитывает интересы России и Казахстана, интересы компаний, владеющих существующими трубопроводными активами. Предлагаемый нами вариант предусматривает также создание юго-восточных направлений транспорта каспийской нефти (через Китай, Иран), что учитывает интересы Кахстана, Ирана, Туркмении.
  Обязательные условия реализации данного варианта - принятие межправительственных соглашений о запрете транспорта нефти через акватории Каспийского и Черного морей, которые могут вступать в силу постепенно, через ряд ограничительных стадий, и соглашений по предоставлению квот на прокачку.