Друзья, прекрасен наш Союз... №2 (21) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Захаров, А.Капустина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, М. Пастернак, Т. Саксина, В.Тихонов

Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Фонда Голдмана через Global Greengrants Fund
Е.Шварца, г.Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

На велосипедах в... Тмутаракань!
Экологический велопробег «Спасение Тамани»

  Таманский полуостров, самая западная часть Кавказа, известен путешественникам гораздо меньше, нежели Крымский, хотя их разделяет лишь узкий Керченский пролив. Многие знают Тамань только по школьной литературе - «прескверный городишко», описанный М.Ю. Лермонтовым в одноименной повести. Однако история Тамани не ограничивается однодневным пребыванием великого писателя, а уходит вглубь веков, в V век до н. э., когда на Таманском полуострове располагались греческие колонии. Города Гермонасса, Фанагория, Кепы славились своим богатством и культурой, греческие корабли бороздили воды Понта Эвксинского - Черного моря... Потом - Боспорское царство, сказочная Тмутаракань, генуэзцы, турки - ни один регион России не пропитан историей так глубоко как Тамань.
  Природа Тамани не менее интересна. Чистое море с лабиринтом лиманов, бескрайние степи, виноградники. По преданию, первую виноградную лозу на Тамани посадил сам бог Дионис в память о своем погибшем друге. Неповторимый колорит полуострову придают десятки действующих вулканов, извергающих лечебную грязь, которая используется на бальнеологических курортах Анапы и Геленджика.
  Удаленность от традиционных курортных районов, нетронутая природа, богатейшая история - все это делает Таманский полуостров прекрасным местом для отдыха.
  Но сейчас над этой древней землей нависла угроза - в десяти километрах от Тамани началась стройка огромного порта-терминала Железный рог, откуда планируется экспортировать миллионы тонн аммиака в год. Аммиак - особо опасное отравляющее вещество.
  Попадание даже небольшого количества аммиака в верхние дыхательные пути приводит к тяжелым ожогам и развитию астмы.
  Постройку терминала и порта ведет химическая корпорация «Тольяттиазот». Терминал рассчитан на ежегодное хранение 2,2 млн. тонн сжиженного аммиака и такого же количества углеводородов. Ежедневно по железной дороге будет доставляться 6 тыс. тонн аммиака, его загрузка в трюмы судов будет осуществляться по 2,5-километровой эстакаде-трубопроводу в открытом море. К апрелю 2002 года была построена железнодорожная ветка до пос. Волна, срыта вершина горы Зеленская, трубопровод проложен на десятки километров, начаты работы на берегу Черного моря.
  Но существует ряд объективных причин для запрета строительства терминала на Таманском полуострове.
  Во-первых, Таманский полуостров и, в частности, районы, непосредственно примыкающие к участку стройки, являются зоной повышенной геологической опасности. На полуострове находится более 70 грязевых вулканов, многие из которых действуют. За последние 13 лет на Таманском полуострове, относящемся к зоне девятибалльной сейсмичности, произошло 44 извержения вулканов различной степени интенсивности. Геологи не исключают внезапного усиления активности горы Зеленской, на которой корпорация «Тольяттиазот» уже приступила к размещению хранилища на 100 тыс. тонн аммиака.
  Во-вторых, загрузка судов аммиаком - крайне опасная операция, которая должна проводиться в закрытой бухте, защищенной от волн, ураганов, течений и т.п. Условия в месте постройки порта Железный Рог, напротив, отличаются коварным морским течением, постоянно меняющим не только скорость, но и направление, что приводит к образованию неожиданных воронок, водоворотов, высоких волн, банок и мелей на морском мелководье. В среднем по погодным условиям 146 дней в году неблагоприятны для проведения погрузочных операций. Берег в районе постройки терминала отличается мощными оползневыми процессами, отсутствием прочных коренных пород, непригодностью грунтов для строительства, в том числе и насыпи железной дороги.
  Кроме того, участок прибрежной зоны в районе строительства терминала является одной из наиболее ценных и высокопродуктивных в рыбохозяйственном отношении акваторий Черного моря. Строительство морской эстакады протяженностью 2,5 километра на главных промысловых участках ставит под угрозу существование рыболовецкого колхоза им. Хвалюна.
  На Таманском полуострове расположены многочисленные археологические памятники разного возраста, здесь сохранились единственные в России остатки поселений и жизнедеятельности античной греческой цивилизации. Ущерб, нанесенный культурному наследию Российской Федерации, уже сейчас оценивают в 2 млрд. рублей, что намного превосходит прибыли, обещанные строителями терминала.
  И самое главное - смертельная опасность для жизни и здоровья людей, проживающих в районе создания терминала. В «Заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Обоснование инвестиций в строительство пункта перевалки аммиака в Темрюкском районе Краснодарского края» от 15 июля 1999 года (п.5.1, стр.12) сказано следующее: «Радиусы зон поражения с летальным исходом (смерть) при авариях, связанных с поступлением аммиака в атмосферу, составляют: на береговом изотермическом хранилище - 1,4 км, на промежуточном хранилище (ст. Вышестеблиевская) - 0,4 км, на железной дороге - 0,59 км, на трубопроводе - 0,78 км. Зоны поражения средней тяжести (частичная потеря здоровья) имеет радиус от 1,2 до 4,2 км, а площадь поражения от 0,57 до 6,9 км. При авариях в зоны поражения могут попасть островной причал, д.о. «Факел», пос. Волна, г. Тамань, пос. Виноградный и ст. Вышестеблиевская. Расчетное время подхода облака аммиака к этим пунктам составляет несколько минут».
  Непосредственно в зоне предполагаемого строительства объекта на Таманском полуострове расположено 11 населенных пунктов, в которых проживает 30 тысяч человек. На полуострове невысокая рождаемость и повышенная смертность... Видимо, в «Тольяттиазоте» считают, что и без того «вымирающие» 30 тысяч человек можно без потерь для России удушить аммиаком.
  Помимо того, что корпорация «Тольяттиазот» начала стройку терминала с нарушением федеральных и местных законов, задним числом получив все необходимые документы, отсутствует главное - согласие жителей района на размещение столь опасного для жизни и здоровья людей объекта.
  О беде, грозящей Тамани, я узнал из газетной статьи. Девиз нашей организации - «Нет чужих и далеких экологических проблем», поэтому на ближайшем собрании мы приняли решение об экспедиции на Таманский полуостров, а средством передвижения были выбраны велосипеды - правда, не обычные, а горные, способные двигаться по пескам и бездорожью. Тогда же я отобрал и шестерых участников - ребята должны были иметь опыт велопоходов, уметь брать интервью, фотографировать. И, конечно, возраст - не младше 14 лет, так как часть маршрута проходила по шоссе. Помимо меня было еще двое взрослых участников - Лена Куклина, юрист Российской Гильдии Адвокатов и Наташа Куксина.
  Главной целью велопробега «Спасение Тамани» было привлечение внимание общественности к сохранению этого уникального уголка России, выяснение отношения к проблеме местных жителей и строителей терминала. Пока, несмотря на многочисленные протесты местных жителей, кубанского казачества, главы администрации ст. Тамань Майкова (вплоть до открытого письма Президенту Путину) стройка продолжается.
  Велопробег «Спасение Тамани» проходил в марте этого года, во время школьных каникул. Ближайшая к Тамани железнодорожная станция - Анапа, но поезда туда ходят только летом, поэтому мы стартовали на станции Тоннельная. Через 40 километров последние отроги Кавказа остались далеко позади, и начались степи, заросли тростника. Анапу мы объехали по новой транзитной трассе, а потом двигались по шоссе вдоль пионерских лагерей и курортов. Кстати, дорога буквально кишела велосипедистами - в обтягивающей форме, на гоночных велосипедах, в сопровождении милиции. Спортсмены довольно странно косились на колонну из 9 велосипедов с огромными рюкзаками, привязанными к багажникам.
  На полуостров мы решили заехать не по трассе, а по знаменитой Бугазской косе - длиной более 40 километров при ширине всего 100 метров, Бугазская коса отделяет от моря большой Кизилташский лиман. Как назло, пошел дождь, двигаться по мокрому песку было практически невозможно, и мы уныло брели вдоль штормового моря. Вечером, достигнув станицы Благовещенская, от местных жителей узнали, что дальше «Бугазка» вообще непрходима - по крайней мере, весной. И мы, вздохнув, вернулись на трассу.
  Следующие два дня светило солнце, мимо проносились поля и виноградники, то справа, то слева поблескивали лиманы и заливы. Ночевали мы в лесополосах, где можно при желании набрать дров для костра, либо прямо в степи, и тогда готовили пищу на примусе. Гораздо большей проблемой была вода - на Тамани пресную воду можно набрать только в населенных пунктах, так как все озера и лиманы соленые. Воду мы везли в пластиковых бутылках, каждый литра по четыре, и на себе прочувствовали, что «в пустыне - другая цена воды». Даже Лена, которая умудрялась мыть голову в туалете плацкартного вагона, и та поняла, что подобные процедуры в степи приведут экспедицию к смерти от жажды, и обещала потерпеть до Тамани.
  Утром четвертого дня группа наконец достигла станицы Тамань. Встретили нас очень хорошо - сначала казаки отвели в свой музей, рассказали историю казачества на Тамани. От директора музея узнали и о борьбе, которую казаки уже несколько лет ведут с корпорацией «Тольяттиазот», которая и строит терминал. Казаки устраивали пикеты, спали в бурках на стройке, голодали, но не смогли остановить «варваров». Когда бульдозерами срыли вершину горы Зеленская, где, по преданию, молился Андрей Первозванный, казаки уже схватили шашки - трубопровод рубить. Но - уняли, утихомирили... В музее ребята взяли интервью у директора, сфотографировались - кто с настоящими саблями в руках, а кто, как Валера Куклин - в обнимку с огромной бутылью горилки...
  Свой лагерь в Тамани мы разбили на базе археологической экспедиции Пушкинского музея, о чем заранее договаривались с администрацией. Уютный домик, заросший виноградом, цветы, шум моря за окном. Сходили на экскурсию в музей Лермонтова, побывали в знаменитой «фатере», видели лодку контрабандистов, подлинную рукопись «Тамани» - в общем, окунулись в атмосферу XIX столетия, посмотрели на мир глазами молодого опального поэта. Здесь узнали, что не только Лермонтов, но и Пушкин бывал на Тамани - знаменитое «У Лукоморья дуб зеленый...» - образ, возникший у поэта после посещения полуострова.
  Потом - Археологический музей. Древнегреческие амфоры и монеты, колонны храмов, статуи героев и богов - и все это выкопали здесь, на Тамани, а не в далекой Греции. Посмотрели на знаменитый «Тмутараканский камень» - плиту с надписью о том, как русский князь Мстислав Удалой по льду мерил ширину Керченского пролива. После находки этого камня в XIX веке Тмутаракань перестали считать мифическим княжеством.
  А вечером мы гуляли по берегу моря, где каждая волна выбрасывает кусочек истории - то ручку от амфоры, то обломок чернолакового килика, а то и монету или наконечник стрелы. Наши и без того тяжелые рюкзаки пополнились коллекцией древнегреческой посуды, которую расколотили неосторожные рабы две с половиной тысячи лет назад...
  На следующий день, вооружившись фотоаппаратами и видеокамерой, мы поехали на стройку. Дорога, разбитая камазами, грязная после дождей, оказалась непроходимой даже для горных велосипедов. То есть вниз, к морю, мы еще как-то скатились, а вот обратно... Обратно мы несли облепленные противной вулканической грязью велосипеды на себе, причем каждый байк весил уже под 20 килограммов.
  Будущий порт представлял из себя горы вывороченной земли, по которой ползали многочисленные экскаваторы и бульдозеры. По новой железной дороге прибывали составы, загруженные огромными трубами - по ним в будущем должен идти сжиженный аммиак.
  Девятиклассник Федя Пудалов, самый маленький участник экспедиции, фотографировал вагоны с трубами, когда сзади подъехала иномарка с тонированными стеклами. Мы были далеко, и весь разговор Федя вел один. В машине сидело пятеро мужиков, в центре - главный, в стильном пиджаке. Он спросил Федю: «Эй, пацан, кто тебе разрешил снимать здесь?» - на что Федор резонно заметил: «А мне никто не запрещал здесь фотографировать!» Потом «мафиози», как назвал его Федька, пытался выяснить, кто мы и откуда, на что получил обстоятельный ответ о целях и задачах экспедиции. Взбешенный «мафиози» пообещал «разобраться», тонированное стекло поднялось, и иномарка умчалась, разбрызгивая грязь. Мы несколько насторожились после этого случая, но корпорация «Тольяттиазот», видимо, решила, что школьники никакой угрозы стройке не представляют.
  Мы брели по грязной тракторной дороге. Вся стройка выглядела нелепостью, страшным абсурдом - будто кто-то расковырял рану в древней Таманской земле... А с двух сторон от будущего терминала - пансионаты и курортные городки, чистая вода, фруктовые сады и виноградники. Сам собой напрашивался вопрос - какое будущее нужно этой земле? Отравленная промзона с гордым именем «Южные ворота России» или чистый курортный район, способный принять на отдых простых, небогатых россиян?
  Об этом мы говорили вечером с главой администрации Тамани Геннадием Григорьевичем Майковым. Местный глава рассказал нам долгую историю борьбы с корпорацией «Тольяттиазот», привез целую кипу документов, которые мы впоследствии печатали в экологических изданиях. История борьбы печальна - кого запугали, кого купили, и на уровне края разрешили стройку. Майков стал «последним из могикан» - он в одиночку ведет борьбу с огромной и влиятельной корпорацией, но с каждым днем шансов на победу остается все меньше и меньше... Единственным решением проблемы может стать проведение местного референдума. Мы обещали помочь, подключить к работе Гринпис Росиии и МСоЭС.
  На обратном пути заехали в поселок Сенной, где на горе Цымбалы уже два месяца продолжается извержение грязевого вулкана Пучина. Дорогу завалил огромный поток грязевой лавы, который движется со скоростью 2 метра в день. Земля покрылась сетью глубоких разломов, а из кратера диаметром 300 метров продолжают выходить горящие газы, из-под земли слышен гул, вокруг разбросаны куски шлака - вулканические бомбы. Казалось, сама природа предупреждает людей: «Остановитесь! Не стройте химически опасные объекты на склонах действующих вулканов!» Ведь это извержение - не первое и не последнее. В прошлом году извергался Карабетовский вулкан - крупнейший на Тамани. Тогда разломы прошли так близко от полотна железной дороги, что тревогу забили даже строители. А действующих вулканов на маленьком полуострове более 30...
  Когда мы ехали обратно, люди уже знали о цели велопробега, выходили приветствовать, водители одобрительно гудели. Недалеко от станицы Старотитаровская подкатил «жигуленок» - атаман с есаулом догнали нас, чтобы передать специальный экстренный выпуск казачьей газеты - «Эко Тамани», посвященный проблеме сохранения этого уникального региона.
  Маршрут должен был закончиться в Новороссийске - мы взяли перевал над станцией Тоннельная и увидели внизу огоньки города. Ночевали в буковом лесу, где наконец вымыли велосипеды в горной речке, подготовив их к перевозке на поезде. Утром с ветерком скатились в Новороссийск, загрузились в плацкартный вагон и через сутки пути были в Москве.
  Цель велопробега была достигнута - местные жители поняли, что не одиноки в своей борьбе, о проблеме спасения Тамани снова заговорили видные экологи и историки. Строительство на Таманском полуострове аммиачного терминала - варварство. У Тамани - другое предназначение и другое будущее, как написал в открытом письме Президенту России глава администрации Тамани Майков Геннадий Григорьевич: «...Россия - самая холодная страна в мире, она потеряла Крым, Одесскую область, Прибалтийское взморье, Николаевскую и Херсонскую области, Черноморское побережье Абхазии и Грузии. Осталась маленькая полоска приморской земли в России, которая может принять на отдых и оздоровление простых, не богатых российских граждан...»
  Сейчас вместе с Г.Г. Майковым мы хотим добиться разрешения на проведение референдума, который решит - быть Тамани отравленной промышленной пустыней или курортом.
  А еще все мы просто влюбились в этот таинственный полуостров с его морем и вулканами, степью и зарослями тростника, населенный отзывчивыми гостеприимными людьми. Влюбились в лабиринты воды и чистого воздуха, где историю ощущаешь как еще одно измерение, где время остановилось и где живет Бог - по соседству с людьми, не спеша, добротно возделывая поля, выходя в море за рыбой, воспитывая детей и улыбаясь устало всему остальному, суетному миру...

  Константин Куксин, Москва



  В Москве на базе интеграционной школы № 1321 «Ковчег» уже пять лет существует Юношеское социально-экологическое Движение. Ребята под руководством молодого учителя географии Константина Куксина организуют экологические экспедиции, участвуют в акциях, проводимых Гринпис России, Международным социально-экологическим союзом (МСоЭС). Так, уже несколько лет в Хибинах (Кольский полуостров) проводится акция «Чистые горы» - школьники очищают от мусора туристические тропы и стоянки. Каждую весну - операция «Первоцвет», когда ребята ненасильственными методами борются с незаконной торговлей дикими цветами. Наиболее известной акцией стала экспедиция «Спасите Белую реку» в Башкирию весной 2000 года, когда ребята выступили против незаконного строительства плотины на Белой реке. Участники акции на катамаранах прошли по Белой реке, сняли фильм о природе Башкирии и о варварской стройке. Акция имела широкий резонанс, школьниками было собрано более 6000 подписей к открытому письму Президенту Путину, после экспедиции Гринпис России организовал собственную кампанию по спасению Белой реки.
  Так как школа «Ковчег» - интеграционная, то учащиеся вместе со здоровыми ребятами дети-инвалиды, дети с трудностями социальной адаптации участвуют в акциях и экспедициях наравне со здоровыми сверстниками.
  


seu-info@ecoline.ru