Друзья, прекрасен наш Союз... №2 (21) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Захаров, А.Капустина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, М. Пастернак, Т. Саксина, В.Тихонов

Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Фонда Голдмана через Global Greengrants Fund
Е.Шварца, г.Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Нефть или здоровье?

  По решению Правительства Казахстана в непосредственной близости от г. Атырау в ближайшее время планируется строительство крупного химического комплекса. Там будет происходить очистка от серы, как на Тенгизе, нефти с месторождений Восточный Кашаган, Западный Кашаган и, возможно, других.
  Место выбрано исключительно из соображений экономии средств: существующая железнодорожная ветка, близость источников энергии, воды, людские ресурсы и др. Учтено все, кроме здоровья людей. По словам влиятельного представителя властных структур, мощность будущего химического комплекса-гиганта будет равна суммарной мощности 15 газоперерабатывающих заводов, таких, как на Тенгизе.
  Благодаря развитию нефтегазового комплекса благосостояние населения Атырауской области растет, город хорошеет. Но, к сожалению, ежегодное увеличение объемов добычи и транспортировки нефти, хранение серы под открытым небом приводят к резкому ухудшению состояния окружающей среды. Так, нефтяники «Казахойл-Эмба» и «Тенгизшевройл» почти в два раза больше выбрасывают вредных веществ в атмосферу на одну тонну добытой нефти, чем вся Россия.
  Если вблизи от Атырау будет построен химический комбинат-гигант, и без того непростая экологическая ситуация в регионе еще больше ухудшится.
  Исследования показывают, что 75% территории области в той или иной степени опустынены. Многие ценные растения исчезли, растет доля сорных растений. Массовая гибель тюленей, гибель и болезни рыб, птиц, сайгаков указывают на критическое состояние природной среды.
  Критическим остается состояние здоровья населения области. Смертность людей за последние 10 лет выросла почти на 40%. Среди всех областей Казахстана самая низкая средняя продолжительность жизни приходится именно на Атыраускую область. Самое страшное творится с новорожденными детьми. В 2001 году в области из 4200 новорожденных 756 детей родились с патологией, в том числе это добавочные пальцы на руках и ногах, «волчья пасть», «заячья губа», болезнь Дауна и др. Во многих случаях заболевания новорожденных и детей старшего возраста происходят на генетическом уровне. Внешним фактором мутации генного аппарата детей врачи считают «хронический экологический стресс».
  Массивы серы - постоянный и все увеличивающийся источник загрязнения окружающей среды. На Тенгизе накопилось свыше 6 млн. тонн элементарной комковой серы. Общая поверхность серных массивов составляет свыше 20 000 м2. Согласно санитарным правилам пересыпке и транспортировке подлежит только гранулированная сера. Установка по грануляции серы на ТОО «Тенгизшевройл» не работала, только сейчас ее собираются ввести в производство. Затаривать гранулированную серу в мешки, видимо, слишком дорого. При открытом хранении комковой или гранулированной серы влияние ее на окружающую среду одно и то же, поскольку открытая поверхность серы позволяет активно работать серобактериям с выделением серной кислоты. Открывается «зеленая улица» и для возможных химических превращений.
  Прямых клинических исследований по установлению влияния открытого хранения серы на здоровье людей на Тенгизе не проводилось из-за отсутствия средств. Однако, клинические исследования для установления влияния элементарной серы и сернистых соединений на организм человека в бывшем Советском Союзе проводились в широких масштабах.
  У рабочих, занятых в производстве серы в серных карьерах, на обогатительных фабриках, т.е. подвергающихся длительному воздействию серной пыли, аэрозолей элементарной серы и серосодержащих газов, наблюдаются профессиональные интоксикации, что приводит к целому ряду серьезных заболеваний. Исследования врачей доказывают, что в зависимости от формы попадания серы и длительности ее влияния, она может вызвать в организме человека заболевания любых органов различной интенсивности.
  В случае строительства гигантского химического комплекса в Карабутане, в 30 км от г. Атырау, горожане ежесуточно, ежегодно, в течение десятилетий, столетий будут дышать воздухом, загрязненным соединениями серы, углерода и других веществ.
  В Канаде широко изучается влияние массивов серы, хранящихся на открытом воздухе. Канадские ученые установили, что главной химической проблемой, связанной со складированием серы, является выделение серной кислоты, которое значительно увеличивается при температуре от 15 до 30°С. Такая погода стоит в Атырау 10 месяцев в году, так что масштабы образования серной кислоты на Тенгизе, видимо, значительные.
  Для обоснования возможности строительства подземного серохранилища объемом 10 млн. тонн в октябре 1999 года Syncrude Canada Ltd. были зарыты два 100-тонных блока серы. Нефтяные пески арендовались на территориях в северной части Альберты, Канада. Один из блоков был зарыт в воде, другой в сухом месте на глубине 4 м от дневной поверхности. Хранение было спроектировано так, что подземный склад ограничивал или полностью предотвращал рост бактерий Thiobacilli oxidans, из-за низкой температуры (ниже 10°С) и низкого кислородного уровня в подпочве.
  Полученные результаты показывают, что температура на складах сохраняется ниже 100С весь период хранения. В водных пробах, взятых из обследованных колодцев, прилегающих к участкам, увеличение кислотности не замечено. Канадские ученые считают, что серу можно захоронить и там, где подпочвенная температура выше 100С: в таких случаях низкое содержание кислорода в подпочве ограничит бактериальный рост. Как и человек, Thiobacilli oxidans является аэробным созданием, требующим более 15% кислорода для выживания. Присутствие других бактерий в подпочве уменьшает уровень кислорода даже на глубине 1 или 2 метра от дневной поверхности. Для достаточного обоснования возможности подземного хранения серы в теплом климате необходимо проведение лабораторных экспериментов.
  В связи с предстоящим резким увеличением добычи нефти из месторождений Тенгиз, Восточный и Западный Кашаган резко увеличится объем серы, хранящейся на открытом воздухе. В отсутствии рынка сбыта серы темпы накопления ее еще возрастут до 100 кг на тонну добытой нефти, то есть за 10 лет работы - 65 млн. тонн серы. Такое количество серы невозможно хранить на поверхности земли. Однако наши предложения хранить массивы серы под землей не нашли поддержки со стороны властных структур Республики Казахстан. По неофициальному сообщению представителя ТОО «Тенгизшевройл», если сера будет храниться под землей, то через 30 лет, когда контракт закончится, эту серу трудно будет увезти. То, что сера, хранящаяся на открытом воздухе, приносит значительный вред всему живому и неживому, их мало интересует.
  По неофициальным данным, будущую огромную массу серы компания «Аджип» собирается хранить наполовину над землей и наполовину под землей. Это тоже не выход. Однозначно, что массивы серы должны храниться под землей на специальных участках и при специальных условиях.
  Снижение экологической опасности этого объекта также возможно за счет перенесения его на другое место, подальше от населенных пунктов и реки Урал.

  М. Диаров, Директор Научного Центра региональных экологических проблем Атырауского Института нефти и газа, член-корреспондент Национальной Академии наук Республики Казахстан, доктор геолого-минералогических наук, профессор
  


seu-info@ecoline.ru