Друзья, прекрасен наш Союз... №2 (21) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Захаров, А.Капустина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, М. Пастернак, Т. Саксина, В.Тихонов

Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Фонда Голдмана через Global Greengrants Fund
Е.Шварца, г.Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Проект Д-6 угрожает существованию «Куршской косы»

  Эксперты МСоЭС подвергли критике скандальный проект Д-6 компании «Лукойл» - обустройство нефтяного месторождения «Кравцовское», расположенного на Балтийском море, рядом с национальным парком «Куршская коса».
  Это месторождение, где в скором времени «Лукойл» планирует начать разработку нефти, расположено всего в 22 километрах от национального парка, который вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  В случае, если произойдет авария, с «Куршской косой» придется распрощаться, а окрестным пляжам и природе будет нанесен непоправимый урон. Такие выводы следуют из проектной документации по разработке месторождения.
  Разлившуюся в результате аварии нефть невозможно будет убрать с песчаного пляжа иначе, кроме как вывезти загрязненный песок. А так как на Куршскую косу и на береговую зону Самбийского полуострова песка наносится недостаточно, а морские течения, напротив, достаточно сильно ее размывают, то удаление таких объемов песка усилит процесс размыва. В конце концов это приведет к необратимым процессам и разрушению территории. Исчезнет уникальная экосистема Куршского залива и значительная часть пляжей.
  Пример того, как из-за вмешательства человека были нарушены динамические береговые процессы, последствия аварии танкера «Глобе Асими», произошедшей в Клайпедском порту. При ликвидации последствий аварии слой песка на участке побережья Клайпеда-Швентойя был полностью снят, в некоторых местах до торфяного слоя (около 600 тысяч тонн песка). В результате, в январе 1983 года именно эта часть побережья больше всего пострадала от шторма: на 25-километровом участке было смыто более 900 тысяч тонн песка (для сравнения: с размываемого участка Куршской косы длиной 38 километров тот же шторм смыл 280 тысяч тонн песка, то есть в 6 раз меньше). Но, к сожалению, калининградские ученые, собравшиеся 17 мая за «круглым столом», организованным администрацией ООО «Лукойл-Калининградморнефть» для оценки воздействия деятельности на окружающую среду в рамках проекта, не отметили серьезной опасности, которую несет реализация проекта национальному парку «Куршская коса». А это дает повод администрации компании «Лукойл-Калининградморнефть» заявить о «положительном отношении научной общественности к реализации проекта». Точно так же, как она уже заявила о положительном отношении к проекту населения.
  Группа «Экозащита!» продолжает настаивать на том, чтобы проект Д-6 был признан опасным. Активисты группы предложили на встрече 17 мая создать специальный фонд для Куршской косы. Это предложение было принято генеральным директором ООО «Лукойл-Калининградморнефть». Однако ни за какие деньги невозможно будет купить новую Куршскую косу взамен залитой нефтью.
  3 июня в Калининграде состоялись общественные слушания по проекту Д-6. Эксперт МСоЭС, эколог Алексей Григорьев дал заключение по проекту - он подверг веской критике материалы, которые были представлены компанией к обсуждению.
  Организуя общественные слушания, ООО «Лукойл-Калининградморнефть» приложила массу усилий для создания имиджа «зеленой» и абсолютно прозрачной компании. В то же время подготовка общественных слушаний шла с массой нарушений: в особенности ограничивался доступ общественности к информации. Местные СМИ - за небольшим исключением - не устают публиковать восторженные материалы о проекте, убеждая население в «абсолютной безопасности нефтедобычи на морском шельфе» и обещая «экономические выгоды, которые затмят некоторые экологические издержки».
  По мнению А. Григорьева, поскольку доступ общественности к информации о проекте был серьезно ограничен, общественность не смогла принять реальное участие в принятии решений, касающихся проекта.
  Материалы, которые все же были представлены к обсуждению, далеко не полны и вызывают серьезную критику у экологов. В них, в частности, «отсутствует описание возможных альтернатив предлагаемым проектным решениям, анализ влияния проекта на социально-экономическое развитие региона, в том числе на такие важнейшие отрасли как туризм и отдых, а также рыболовство», - говорится в заключении. Качество оценки реального риска и вероятности аварий в представленных документах тоже нельзя назвать удовлетворительным.
  Только за последние полгода на Балтике случилось несколько крупных аварий: разлив нефти на терминале Бутинге в Литве, еще более крупный разлив топлива в Порво в Финляндии. Это показывает, что пока никакие «современные технологии и строгое соблюдение экологических требований» не могут гарантировать отсутствие аварий.

  По материалам группы «Экозащита!», г. Калининград
  


seu-info@ecoline.ru