Друзья, прекрасен наш Союз... №2 (21) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Захаров, А.Капустина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, М. Пастернак, Т. Саксина, В.Тихонов

Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Фонда Голдмана через Global Greengrants Fund
Е.Шварца, г.Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Как экологически ответственно торговать древесиной?

  С недавних пор многие российские лесопромышленные компании стали заявлять, что их бизнес является цивилизованным. Это понятие включает в себя и экологическую ответственность. По мнению общественных природоохранных организаций, степень экологической ответственности лесного бизнеса можно оценить, ответив на три принципиальных вопроса: использует ли компания древесину из экологически ценных лесов, какими способами древесина заготавливается и как можно это объективно проверить.
  Анализ, проведенный Лесным клубом российских НПО в 2001 году, однако, показал, что даже крупнейшие компании слабо отвечают западным представлениям о «цивилизованности». Так, у компаний, как правило, нет экологических принципов в области ведения лесозаготовок, их не заботит откуда и как поступает к ним древесина (даже если она имеет нелегальное происхождение), уровень публичности компаний остается низким (информация об их деятельности скудна, интернет-сайты есть только у считанных компаний).
  Ссылки компаний на отсутствие экологически чувствительной информации принять сложно, так как, например, крупнейшие массивы малонарушенных лесов России уже выявлены, а важность их сохранения научно обоснована. Эта информация общественно доступна, например, на сайте www.forest.ru, а все компании, активно действующие в пределах таких массивов, хорошо знакомы с этой проблемой. Более того, солидные компании противодействуют даже официальным планам по созданию особо охраняемых природных территорий, например, Калевальского национального парка или национального парка «Онежское поморье».
  Ключевые аспекты неистощительного лесопользования сформулированы в ряде документов, подписанных крупнейшими НПО. Объективным мерилом экологической ответственности компаний могло бы стать наличие сертификата по какой-нибудь общепринятой схеме, например, Лесного попечительского совета (ЛПС, FSC). Однако в российских условиях требовать от компании экологической лесной сертификации в качестве первого шага к ответственному лесопользованию не всегда разумно. Причины этого в том, что сертификация остается уделом богатых компаний, а всеобъемлющее выполнение критериев может занять многие годы, особенно, если намерения компании не встречают поддержки, например, работников местного лесхоза. Интерес к лесной сертификации у российских компаний постоянно растет, но частенько они рассматривают ее в качестве индульгенции от «претензий» «зеленых».
  Кроме того, некоторые компании, включая чисто торговые, и не планируют закупать сертифицированный лес в России. Так, крупнейшие финские компании не требуют у своих поставщиков сертификата по схеме FSC, но это не помешало им после шумной кампании в середине 90-х годов XX века взять на себя обязательства не закупать древесину в малонарушенных лесах Карелии и Мурманской области и разработать систему отслеживания источников происхождения древесины.
  Незнакомые с российской действительностью западные лесопромышленные и лесоторговые компании при закупках древесины в России обычно действуют по принципу «ничего не знаю, ничего не вижу, ничего не скажу». В результате, они раз за разом наступают на одни и те же грабли - социально-экологические последствия своей политики в России. Как правило, в контракты с поставщиками не закладываются требования по охране окружающей среды, а информацию, которую покупатели получают от своих поставщиков, невозможно проверить.
  В 2002 году МСоЭС, Гринпис России, Российское представительство WWF, Центр охраны дикой природы сформулировали ключевые требования к экологически ответственной торговле российской древесиной (доступны по адресу: http://www.forest.ru/rus/sustainable_forestry/principles/guide.html). По замыслу, они должны помочь покупателям российской древесины сформулировать требования к своим поставщикам, а самим лесозаготовителям - продемонстрировать свою экологическую ответственность. Так как переход на принципы экологической ответственности всегда индивидуален и сильно зависит от возможностей предприятия, то было решено, что он может выполняться компанией и ее поставщиками поэтапно. Важно то, что на каждом этапе компания берет на себя конкретные обязательства и создает механизм, позволяющий объективно проверять их выполнение. Любая лесопромышленная компания или общественная организация может согласиться с принципами, письменно подтвердив свою приверженность. После этого компания должна приступить к их поэтапному выполнению.
  На первом этапе компания должна обеспечить неиспользование древесины из наиболее экологически и социально ценных лесов, в том числе через контроль цепочки поставок. Добровольное ограничение на покупку древесины должно касаться как древесины с территорий существующих и планируемых особо охраняемых природных территорий, так и лесов, чья ценность научно обоснована. Компания также должна предпринять меры, чтобы обеспечить легальность поставляемой древесины и не закупать древесину пород, включенных в Красные книги. Информация о местах заготовки древесины должна быть общественно доступной.
  На втором этапе компания должна внедрять элементы устойчивого управления лесами. Важнейшим ее элементом должно стать выявление и сохранение наиболее ценных в природоохранном отношении лесов. Кроме того, компания должна гарантировать неиспользование древесины из некоторых категорий защитности лесов первой группы, например: лесов, защищающих нерестилища ценных пород рыб, особо ценных лесных массивов, заповедных лесных участков, притундровых лесов. Неистощительность лесопользования в пределах конкретного лесхоза или арендованного участка должна быть обеспечена в течение всего оборота рубки. Методы заготовок должны обеспечивать эффективное и быстрое лесовосстановление и быть направлены на минимизацию негативного воздействия на биологическое разнообразие (в частности, через переход на узколесосечные и выборочные рубки). Компания должна эффективно отслеживать происхождение перемещаемой древесины и оценивать соблюдение указанных требований своими поставщиками. При этом компания должна оказать посильную помощь своим поставщикам в их выполнении.
  На третьем этапе компания должна покупать древесину только из сертифицированных лесов. Очень важно, чтобы компания к этому времени уже обеспечила выполнение требований всех предыдущих этапов. В документе предъявляются особые требования к сертификату на устойчивое управление лесами. Отмечается, что в настоящий момент в российских условиях - это сертификат FSC. Стандарты устойчивого управления лесами для сертификации должны быть разработаны с равноправным и сбалансированным участием всех сторон, они должны быть объективными, всеобъемлющими и основываться на измеряемых параметрах с ясными социальными и экологическими показателями. Проверка выполнения условий сертификации должна проводиться третьей стороной, независимой и от заказчика (компании), и от Лесного попечительского совета. Система сертификации должна быть прозрачной для всех заинтересованных сторон.

  Михаил Карпачевский,
  Центр охраны дикой природы

  


seu-info@ecoline.ru