Калевальский национальный парк: есть ли альтернатива рубочному лесопользованию?
Лес - главное богатство Республики Карелия. Эта аксиома известна даже школьникам. В среднем ежегодно в Республике заготавливается порядка 7,5 млн. м3 древесины. Кроме традиционно-рубочного лесопользования возможно ли иное, более рациональное? Существуют ли альтернативные рубкам иные виды деятельности? Эти вопросы рассматривались на прошедшей 21-22 апреля первой региональной встрече экологических неправительственных организаций Республики Карелия.
Участники встречи создали рабочую группу «Рациональное многоцелевое лесопользование», в которую вошли ученые, специалисты - члены различных экоНПО. Проблему рационального лесопользования было решено изучить на примере Калевальского национального парка (НП), о создании которого последние годы мечтает прогрессивная часть жителей Карелии.
Планируемый НП «Калевальский» занимает площадь 95 886 га в северо-западной части Карелии. В его пределах сохранился самый характерный для восточной Фенноскандии таежный ландшафт почти в первобытном состоянии. Это первый по величине в Фенноскандии и самый западный в Евразии массив хорошо сохранившейся сосновой тайги. Он является составной частью так называемого «зеленого пояса Фенноскандии» - полосы хорошо сохранившихся лесных и болотных сообществ вдоль российско-финляндской границы. К западу от этого массива до норвежских фьордов коренных, светлохвойных лесов практически не осталось. Для сохранения всего спектра естественного разнообразия тайги этот природно-территориальный комплекс как эталон первозданной природы имеет ключевое значение для всего северо-западного региона.
Эта территория является естественной средой для существования значительного количества редких и уязвимых видов животных и растений. Обследованная территория сегодня служит убежищем для 26 видов редких и уязвимых пернатых, занесенных в Красные книги Карелии, России, Финляндии и Восточной Фенноскандии, в числе которых лебедь-кликун, серый журавль, черный коршун, серый сорокопут, орлан-белохвост, скопа, беркут, сапсан, чернозобая и краснозобая гагара, турухтан, гаршнеп.
Район имеет исключительно важное культурологическое значение. Он дал финскому и карельскому народу общие культурные корни. Местное население веками развивало и хранило своеобразные культурные традиции. Многие руны, составляющие сокровищницу карело-финского эпоса, записаны здесь Элиасом Ленротом, со дня рождения которого в этом году исполняется 200 лет. B здешних деревнях эти очаги культуры развивались в естественной среде - в глубине глухих таежных массивов, которые тяжелым трудом осваивались крестьянами. Так что территория НП - последний уголок эпической первобытной природы.
Здешний ландшафт к тому же весьма привлекателен для людей, предпочитающих отдых на дикой природе. Их вниманию предстают глубокие тектонические разломы, большие необловленные озера, реки, памятные исторические места, «сейды» - древние культовые сооружения. Немаловажное значение имеет и то, что парк находится в часе езды от Костомукши с ее гостиницами, магазинами, всей необходимой инфраструктурой. Разве все это не является благоприятными условиями для организации туризма вместо лесозаготовок? Подсчитано, что доход от туризма в год составит 700 000 долларов США, не меньше, чем получает нынче от продажи леса на корню Костомукшский горсовет, территория которого в 4 раза превышает площадь НП.
Прямые экономические потери при выведении этой территории из традиционного освоения не окажут сколько-нибудь заметного влияния на лесопромышленный комплекс Карелии, поскольку здесь сосредоточено лишь 1,5% общереспубликанских запасов древесины.
При организации НП административный район и Республика сохранят природный, культурный и рекреационный объект общеевропейского значения. Это будет постоянно действующий хозяйствующий субъект, весьма привлекательный и перспективный для иностранных инвестиций. При традиционном же освоении первобытные леса в течение 10-15 лет будут уничтожены и территория безвозвратно утратит свое выдающееся на фоне Северной Европы значение.
Между тем, решение об организации НП или о продлении резервирования должно было быть принято до конца 2001 года. Увы, завершился уже и первый квартал 2002 года, а судьба Калевальского национального парка так до сих пор и не решена.
Алексей Карпенко,
Союза зеленых «Сандал».
г. Кондопога
Андрей Громцев,
главный научный сотрудник Института леса Карельского научного центра РАН, доктор сельскохозяйственных наук
|