Друзья, прекрасен наш Союз... №2 (21) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Захаров, А.Капустина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, М. Пастернак, Т. Саксина, В.Тихонов

Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Фонда Голдмана через Global Greengrants Fund
Е.Шварца, г.Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Леса Восточно-Казахстанской области могут быть отданы австрийским промышленникам

  В то время, как несанкционированные рубки в ленточных борах Прииртышья приводят к полной деградации экосистемы региона, продолжается разрушение системы управления лесами в Республике Казахстан.
  Так, согласно одному из постановлений, основная часть материально-технической базы лесного хозяйства, ранее использовавшаяся на лесохозяйственных работах, оказалась изъятой из системы лесного хозяйства. Сегодня готовится проект Постановления Правительства о передаче всех лесных массивов в коммунальную собственность. То, что это не принесёт блага лесам - очевидно, ведь неизвестно, какую политику могут повести в отношении лесов органы местной власти, и на каком уровне остановится это деление - областном, районном, сельском.
  По мнению ученых-лесоводов, ни в коем случае нельзя допускать децентрализации управления лесным хозяйством и передачи функций управления и контроля над лесами местным исполнительным органам.
  Местные областные руководители (акимы) уже пытаются извлечь выгоду от распоряжения природными богатствами. Так, из письма акима Восточно-Казахстанской области В. Метте Премьер-министру Республики Казахстан К. Токаеву становится известно о планах передачи в аренду на 50 лет 7 лесхозов общей площадью 1 380 000 га австрийской компании Worldinvest Ltd.
  Этот проект продвигается в связи с предполагаемым строительством завода по производству древесно-стружечных плит, что, со слов Метте, позволит оказать положительное влияние на возрождение мебельной отрасли.
  При этом потенциальный инвестор делает акцент только на заготовку и переработку древесины, не предусматривая инвестирование в мероприятия по охране окружающей среды, в том числе, в охрану, защиту и воспроизводство лесов. Что, по мнению вице-министра Н. Искакова, не согласуется с принципами рационального использования лесов.
  Всего леса Казахстана составляют 4,2% от общей площади страны, а Восточный Казахстан - это 48% от общей площади лесов Республики. Тем не менее, передача лесхозов австрийской компании была включена в «План мероприятий Восточно-Казахстанской области», заверенный премьер-министром И. Тасмагамбетовым. Решения в недрах Правительства готовятся и принимаются в обстановке секретности - о предстоящей передаче национального достояния иностранной фирме не знали даже депутаты Парламента.
  22 июня в Астане по инициативе Министерства природных ресурсов и окружающей среды и Всемирного Банка состоялся национальный семинар по восстановлению и управлению лесными ресурсами и пастбищными угодьями Казахстана.
  На семинаре обсуждались вопросы, связанные с управлением лесным хозяйством, а также необходимые меры для восстановления лесов и устойчивого развития лесного хозяйства. Среди прочих, был поднят вопрос и о Восточном Казахстане. Министр природных ресурсов и окружающей среды ответил, что передача лесов австрийской компании не будет осуществлена. В этой ситуации позиция министра Шукпутова и его команды однозначно против аренды, но Правительство меньше всего интересуют чьи-то выкладки.
  В этой ситуации экологи Казахстана предлагают следующие пути решения этих проблем:
  1. Не допустить децентрализации лесного хозяйства и передачи его в коммунальную собственность.
  2. Восстановить статус лесных комплексных хозяйств, выполняющих все виды работ от посадки и санитарных рубок до защиты лесов от пожаров, вредителей, болезней. Все эти работы следует сосредоточить в одних руках - в государственных учреждениях по охране лесов и животного мира, с финансированием их из республиканского бюджета.
  3. Часть средств, полученных от лесопользования, оставлять учреждениям, ведущим лесное хозяйство, для использования их в дальнейшем на лесовосстановительные и другие работы, связанные с ведением лесного хозяйства.
  4. В связи с большими объемами лесовосстановительных работ увеличить финансирование по данной статье.
  5. Провести Парламентские слушания по положению, сложившемуся в лесном хозяйстве, и обсуждению Лесного кодекса.
  6. Вынести на рассмотрение в Парламент Республики Казахстан проект закона о полном ограничении вывоза любых лесоматериалов с территории Республики Казахстан.
  7. Провести необходимые экологические и юридические экспертизы всех предлагаемых проектов реконструкций и изменений, проводимых в лесном хозяйстве, так как последствия могут быть необратимыми.
  8. Расширить сеть особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан за счет создания трансграничных биосферных территорий, тем более, что финансирование их создания может производиться из международных источников.
  9. Принять меры по совершенствованию нормативной базы.

  Лесная кампания Координационного Совета экофорума Казахстана
  


seu-info@ecoline.ru