Малонарушенные леса России: состояние и угрозы
Отсутствие объективной и детальной информации о состоянии российских лесов является серьезным препятствием для планирования устойчивого социально-экономического развития страны. Существующая информация о лесном покрове является сильно генерализованной и устаревшей (последняя карта лесов СССР масштаба 1:2 500 000 публиковалась в 1973 г., обновлялась в 1990 г.). К тому же все карты лесов базируются исключительно на лесоустроительных материалах, которые по-прежнему создаются, в основом, для оценки запасов древесины и не учитывают реальную доступность и экономическую ценность (привлекательность) лесных ресурсов для разных видов использования, а также их экологическую значимость. Национальной системы мониторинга состояния природных ресурсов по-прежнему не существует, что не позволяет оценить вред, наносимый лесам пожарами и незаконными рубками.
В результате лесопромышленные компании не в полной мере осознают степень исчерпанности лесных ресурсов при сохранении нынешней системы лесопользования, ориентированной на ускоренную вырубку спелых перестойных насаждений. А местные власти переоценивают запасы природных ресурсов и не имеют возможности планировать их рациональное использование с учетом разных вариантов социально-экономического развития. Более того, возникла угроза экологической безопасности в связи с игнорированием проблемы фрагментации и уничтожения исходных экосистем страны, что может привести к утрате природной устойчивости российских лесов.
В последние годы группой организаций была проведена серия исследований состояния малонарушенных лесов отдельных регионов страны с использованием ландшафтного подхода и на основе разнообразных материалов. На национальном уровне частично информацию о состоянии лесов заполняет только что вышедший из печати «Атлас малонарушенных лесных территорий России». Эта публикация является результатом деятельности Лесной вахты России (ЛВР) в 1999-2002 гг. В состав ЛВР входит несколько российских неправительственных природоохранных организаций (Социально-экологический союз, Центр охраны дикой природы, Гринпис России, Бюро региональных общественных кампаний, Фонд «Алтай-XXI век», Друзья сибирских лесов и др.), а также ряд научных и исследовательских учреждений. ЛВР является частью Всемирной лесной вахты, которая также активно действует в Канаде, Индонезии, Чили, некоторых африканских странах.
Целью нашего исследования было выявление крупных малонарушенных территорий лесной зоны площадью свыше 50 тыс. га. Критерием ненарушенности считались отсутствие внутри массивов поселений и действующих транспортных коммуникаций. При этом они должны быть образованы природными экосистемами, которые в течение последних 60 лет не были затронуты сплошными рубками, расчистками и другими значительными антропогенными воздействиями.
Минимальная площадь лесного массива 50 тыс. га при ширине (диаметре вписанной окружности) не менее 10 км была выбрана в связи с тем, что она позволяет сохранить естественную (эталонную) структуру и динамику природных экосистем лесной зоны и достаточна для поддержания жизнеспособных популяций крупных хищных млекопитающих и птиц. Кроме того, она позволяет минимизировать воздействие со стороны антропогенно преобразованных территорий.
Исследование проводилось для зоны сомкнутых лесов - наиболее привлекательных для ведения промышленных лесозаготовок, где также ведется интенсивная добыча полезных ископаемых (нефти, алмазов, золота и т.д.). За рамками исследования остались зоны тундры, лесотундры, степи и пустыни, что в основном было связано с недостаточной проработкой критериев ненарушенности этих биомов. При этом под лесными ландшафтами понималась вся совокупность экосистем лесной зоны, включая болота, горные хребты, реки и и др. водоемы.
Вся работа состояла из трех этапов. На 1 этапе из анализа были исключены сильно фрагментированые ландшафты - участки, примыкающие к постоянно действующим элементам инфраструктуры, а также разделенные ими фрагменты ландшафтов площадью менее 50 тыс. га. К таким элементам были отнесены, например, населенные пункты, промышленные и военные объекты, места добычи полезных ископаемых, продуктопроводы и линии электропередач высокого напряжения, дороги автомобильные (включая проселочные), железные дороги, а также прибрежная полоса судоходных рек, озер, каналов, водохранилищ, морей, океанов.
На 2 этапе происходило выделение потенциально малонарушенных лесных территорий за счет исключения площадных нарушений (массивы сплошных вырубок, пашни), видимых на космических снимках с разрешением 150-300 м, а также фрагментов бездорожных ландшафтов площадью менее 50 тыс. га.
На 3 этапе уточнялись границы потенциально малонарушенных территорий за счет исключения небольших линейных и площадных нарушений, видимых на космических снимках высокого разрешения (15-35 м в пикселе).
Результатом работа стали карты масштабов 1:1500000 и 1:3000000 (в 1 см - от 15 до 30 км) малонарушенных лесных территорий России, которые были оформлены в виде атласа. На них впервые в пределах лесной зоны России показаны крупные (более 50 тыс. га) сохранившиеся массивы малонарушенных лесных территорий.
Для составления карт использовано около 11 тысяч космических снимков среднего и высокого разрешения российского спутника «Ресурс-О1» и американских Landsat-7 и TERRA.
***
Основными причинами фрагментации и нарушения экосистем в Европейской России, на юге Сибири и Дальнего Востока являются промышленные лесозаготовки и пожары, возникновение которых тесно связано с рубками лесов, сельским хозяйством и строительством дорог. В Западной Сибири, на севере Восточной Сибири и Дальнего Востока набор факторов включает добычу полезных ископаемых, вместе с геологоразведкой и дорожным строительством, и широкомасштабные лесные пожары, преимущественно связанные с деятельностью человека.
Всего в России сохранилось около 289 млн. га крупных массивов малонарушенных лесных территорий, что составляет 26% лесной зоны страны (без учета редколесий и лесов с доминированием стлаников). Три четверти площади этих ландшафтов занимают леса.
Только около 5% всех малонарушенных территорий охраняется в пределах особо охраняемых природных территорий федерального уровня.
Степень сохранности малонарушенных экосистем варьирует по регионам. В Восточной Сибири в малонарушенном состоянии находится 39% лесной зоны (34% лесов), на Дальнем Востоке - 32% (21%), в Западной Сибири - 25% (23%), а в Европейской России - только 9% (12%). Практически половина малонарушенных территорий (48%) приходится всего на пять регионов: на Якутию, Эвенкийский АО, Красноярский край, Ханты-Мансийский АО и Иркутскую область. А 98% - на 29 регионов, в которых такие ландшафты составляют, по крайней мере, 10%. Только в 7 регионах страны малонарушенные территории занимают более половины площади: в Ненецком АО (100%), Корякском АО (88%), Камчатской области (85%), Республике Алтай (63%), Ямало-Ненецком АО (62%), Эвенкийском АО (61%) и Республике Тыва (57%). Крупные малонарушенные лесные экосистемы полностью отсутствуют в 49 из 89 субъектов Федерации.
Материалы атласа можно использовать при экологически ответственном решении вопросов планирования лесозаготовок, включая закупки древесины, а также другой хозяйственной деятельности (дорожного строительства, разведки и добычи полезных ископаемых). Некоторые крупные лесопромышленные компании (например, ИКЕА, целлюлозно-бумажный комбинат «Светогорск») уже высказали интерес к использованию данных карт для того, чтобы избежать закупок древесины их этих регионов, и готовы предоставлять их своим поставщикам. Очевидно, что многие из выделенных массивов, особенно в Европейской России, заслуживают включения в состав особо охраняемых природных территорий (ООПТ), так как являются общевропейского достоянием.
В настоящий момент представляется целесообразным резервирование всех выделенных территорий (временное исключение из хозяйственного использования). В них следует провести более детальные научные обследования, тщательно и всесторонне оценить экономические возможности их использования и социально-экологическую значимость. Такая оценка должна проводиться с участием всех заинтересованных сторон, включая неправительственные природоохранные организации и местных жителей. Данные результаты должны стать основой проектирования новых ООПТ и введения ограничений по режимам хозяйственного использования этих уникальных территорий.
Материалы атласа доступны в интернет по адресу http://www.forest.ru/eng/publications/intact.
Михаил Карпачевский,
Центр охраны дикой природы
|