Будущее широколиственных лесов - забота современных школьников
О проблемах широколиственных лесов и программе «Дубы Европы» мы уже говорили не раз. Пожалуй, это одно из немногих природоохранных направлений, вокруг которого объединяются самые разные организации и специалисты - от школьных клубов до коммерческих предприятий и научных институтов. Так, лесное хозяйство традиционно является объектом критики неправительственных природоохранных организаций, однако в деле возрождения дубрав именно лесники оказались одними из самых заинтересованных партнёров общественности. Впрочем, заинтересованность в лесном хозяйстве не выходит за рамки уровня лесхозов и отдельных специалистов региональных комитетов природных ресурсов. На общегосударственном уровне те, от кого во многом зависит судьба этих уникальных лесов, предпочитают отмалчиваться.
Главная движущая сила движения в защиту дубрав - школьники, преимущественно сельские. Это подтвердил и конкурс «Чей дуб лучше?», проведённый в целом ряде областей России.
Идея конкурса была предложена новгородским клубом «Экология». В сотрудничестве со специалистами Новгородского университета имени Ярослава Мудрого была подготовлена и распространена анкета для выявления наиболее примечательных старых деревьев дуба, липы, ясеня. По изначальному замыслу конкурс был ориентирован не только на детей, однако взрослые как-то не проявили активности. Зато школьники восприняли конкурсное задание неформально и кроме сухой анкеты представили интереснейшие эколого-краеведческие и художественные работы. О победителях новгородского конкурса «Чей дуб лучше?» мы рассказывали в 4 номере «Вестей» за 2001 год.
Новгородцы не предполагали выходить с информацией за пределы своей области, но ситуация изменилась, когда рассказ об этом начинании был распространён по сетям Лесной кампании СоЭС.
В Ярославле организацию конкурса взял на себя клуб «Зелёная ветвь». «Мы не думали, что восстановление дубов интересно стольким людям, - рассказывает руководитель клуба Лидия Ивановна Байкова. - И далеко не только детям. Этим увлечены уже и многие взрослые. Небывалую популярность посадка дубов и «дубовые» конкурсы получили в районах за Волгой, там целые школы вместе с учителями вовлекаются в работу. Нам присылают даже плакаты про дубы. Детских работ приходит огромное количество - не успеваем обрабатывать».
То, что работ, посвящённых дубам, много, легко заметить, войдя в офис «Зелёной ветви». Сложно в формате журнальной статьи рассказать обо всём их разнообразии - нужно садиться и читать. В каждой работе есть что-то своё, делающее её неповторимой, не похожей на другие.
«По рассказам местной жительницы, раньше на месте нашего дуба-реликта была дубрава, где каждый дубок был как на подбор, красовался своим нарядом и радовал глаз местных жителей.
Во время войны дубрава поредела, уменьшилось количество дубков, погибла почти вся поросль. В 1941-1945 гг. под кроной этой дубравы были установлены защитные батареи для поражения противника прямой наводкой по целям на правом берегу реки Волги. Многое пришлось повидать нашему дубу (ведь возраст его около 235 лет): и революцию пережил наш дубок, и стал участником Великой Отечественной войны, предоставив свою крону для прикрытия защитных батарей.
Прошла война, но так и не возобновилась полностью дубрава: сил не хватило нашему дубку, да и человек забыл отдать ему свой долг. Говорят, «долг платежом красен» - так, может быть, пришло время сполна расплатиться человеку с нашим дубом-реликтом, поддержать и сохранить молодую поросль, помочь выстоять дубку в наше неспокойное время».
Рассказ записан со слов Александры Константиновны Спорыхиной, 1905 года рождения, до сей поры проживающей на Нижнем посёлке Заволжского района города Ярославля». (Из конкурсной работы студии «Фоторомантик» под руководством В.В. Крышова.)
Участие в конкурсе «Чей дуб лучше?» дало толчок к дальнейшей самостоятельной работе школьников. Так, ученики ярославской школы № 66 уже составили себе план дальнейших действий, куда входят изучение дерева, его истории, и информирование детей о необыкновенном дубе, и организация конкурсов на лучший рисунок, на лучшее стихотворение, на самую интересную информацию о дубе, на самую интересную поделку.
И пусть школьники не искушены в тонкостях природоохранной бюрократии, они предлагают, на своём уровне понимания проблем, мероприятия по охране старых деревьев.
«Охранять это дерево (липу-старожила), мы думаем, специально нет необходимости, так как нет в деревне человека, который бы не восхищался его величественной красотой, а в пору цветения не собирал душистые цветы, запасая впрок от простуды или для заварки душистого и ароматного чая».
«В округе на 3-5 километров нет подобной дубравы, а лишь заметны отдельно растущие дубы. При гибели молодой поросли люди лишаются редчайшей красоты и возможности хоть где-то на природе отдохнуть и взглянуть на неё, на дикую и самостоятельную.
Предложения по охране природной ценности могут быть такими: занесение каждого реликта природы в число охраняемых видов на территории микрорайона, создание паспорта на каждое дерево, представляющее ценность, обеспечение ухода за деревьями-старцами и молодой порослью силами воспитанников центра».
Паспорт на свой дуб, получивший даже имя - Тимофей - составили ученики Ильинской основной общеобразовательной школы Гаврилов-Ямского района Ярославской области. В нем они дали подробное описание дерева. Составители паспорта на вопрос, достоин ли дуб Тимофей статуса памятника природы, ответили: «Да. В наше время любое дерево в черте населенного пункта достойно такого статуса, а именно: ухода, охраны, изучения - что делают с памятниками природы. А дуб Тимофей, даже если ему и не 561 год, а намного меньше, например, он был посажен при строительстве школы (в 1874 году) - уже достоин того, чтобы к нему относились подобающе, т.к. он хранитель исторических событий прошлых лет. Этот дуб не способен улучшить экологическую ситуацию в селе на территории школы, но он уникален как единичный экземпляр по возрасту на нашей территории, как элемент духовной культуры человека».
Начали мы рассказ о Ярославле с того, что жители полюбили дубы, стали внимательнее к ним относиться. «И дубы нас как-то тоже полюбили, - продолжает рассказ Л.И. Байкова. - Мы сажаем, иногда даже приходится это делать не в самое подходящее время, но при этом всхожесть - около 70%, хотя средние показатели для этих деревьев - менее 50%. У нас есть большие посадки в нескольких селах, питомники на собственных участках. Наш знаменитый Петропавловский парк возле бывшей петровской мануфактуры тоже когда-то был засажен дубами. Местные краеведы, в том числе и благодаря дубовым конкурсам, изучили всё до деталей, и теперь мы планируем сделать отдельную аллею. Но сначала нужно добиться для неё особого статуса, чтобы не вытоптали - все-таки в городе куда сложней сохранить посадки, да еще в таких людных местах как парк».
Не отстают от ярославцев и нижегородцы. Во время зимнего похода в д. Кузнец (Воскресенский район Нижегородской области) члены скаутского отряда «Биос» впервые узнали о старом дубе. Величие этого дерева потрясло ребят, и они с удивлением узнали, что дерево не охраняется.
«Дуб черешчатый ещё не занесён в Красную книгу. Но если бы существовала Красная книга сообществ, дубравы туда попали бы. По крайней мере, в Нижегородской области их почти не осталось. Территории, которые они некогда занимали, распаханы или заняты посадками.
С дубом связаны языческие культовые представления марийцев: считается, что он способствует здоровью и благополучию людей.
Дубы, дубравы - это больше, чем просто деревья, больше, чем просто лес. Это часть нашей национальной культуры, и мы обязаны сохранить и восстановить их».
Во время походов учащимися был убран от дерева мелкий мусор, договорились с администрацией большепольской школы, что весной в рамках акции «Марш парков» будет убран большой отломившийся сучёк и учащиеся этой школы возьмут шефство над этим деревом.
Не исключено, что конкурс проводился и в других регионах, однако очень часто случается, что люди, делающие интереснейшие дела, не спешат делиться информацией, считая свои достижения чем-то обыденным.
Из раздумий, как помочь заинтересованным неравнодушным людям в обмене опытом, методиками, подходами, в Лесной кампании МСоЭС родилась идея проведения Лесной Олимпиады, охватывающей все направления работ - исследовательские, практические, творческие.
Первая мысль о таком конкурсе возникла в то время, когда все телеканалы наперебой обсуждали скандалы вокруг российской лыжной сборной на играх в Солт Лэйк Сити: «А почему бы не устроить игры для любителей дубрав»?
Идея очень быстро начала обрастать содержательным наполнением, появились пять номинаций. К работе над Положением о конкурсе подключились ребята из новгородской общественной организации «Онег», взявшие также на себя ответственность за проведение конкурса в своей области.
Инициируя школьную Олимпиаду, мы преследовали несколько целей: пропаганда бережного отношения к широколиственным лесам, развитие исследовательских навыков у школьников, выявление групп, активно заинтересованных в сохранении таких лесов и инвентаризации сохранившихся участков широколиственных лесов. Однако была и ещё одна цель - дать природоохранным организациям ещё один, довольно интересный, инструмент для работы по сохранению и восстановлению биологического разнообразия.
Однако, как это ни странно, большинство «традиционных» природоохранников, активно дискутирующих между собой о тактике и стратегии охраны природы, обсуждающих вопросы межрегионального сотрудничества и тому подобные серьёзные вещи, остались как-то в стороне.
На первый план вышли опять же школьные кружки, клубы и малоизвестные по природоохранным тусовкам общественные организации. По почте Олимпиады скоро можно будет изучать географию Советского Союза - от Львова до Южно-Курильска - игры действительно получаются международными.
Итоги Олимпиады будут подводиться во время зимних школьных каникул, а для этого итоги конкурса в регионах должны быть представлены в международный лесной оргкомитет до 27 октября. Время ещё есть.
Владимир Захаров,
Лесная кампания МСоЭС
|