Друзья, прекрасен наш Союз... №2 (21) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Захаров, А.Капустина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, М. Пастернак, Т. Саксина, В.Тихонов

Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Фонда Голдмана через Global Greengrants Fund
Е.Шварца, г.Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Усадьбы и парки - возвращение к истокам

  Посещение известных усадеб и парков - обязательная часть многих туристических маршрутов по Европейской части России. Их названия - Останкино, Кусково, Коломенское в Москве, Павловск, Ораниенбаум, Петергоф в Питере - у всех на слуху. Туда возят туристов, там все содержат (стараются, по крайней мере) в идеальном состоянии. Однако основная жизнь протекала вовсе не там. История страны делалась в многочисленных усадьбах, которые сейчас стыдливо минуют туристические автобусы, о которых лишь вскользь упоминают проспекты и популярные брошюры.
  Во время полевых поездок и работы с архивными материалами активисты Лесной кампании МСоЭС постоянно натыкаются на то, что тот или иной владелец усадьбы создавал свой мини-дендропарк, кто-то проводил опыты по выращиванию лесных культур и ведению лесного хозяйства, а в каких-то местах просто сохранились интересные примеры садово-паркового искусства. А где-то, собственно, и сами старые дубы или другие широколиственные породы - липы, клены, ясени - остались именно благодаря тому, что росли в парке, и их не вырубили на хозяйственные нужды.
  Собственно, обратиться к паркам и усадьбам мы решили по нескольким причинам. Парки и усадебные сады - редкий пример сотрудничества человека и природы в создании настоящих произведений искусства. С другой стороны, это замечательные объекты изучения и для историков, и для искусствоведов, и для естественников - эти территории живут как сложившиеся экосистемы. Кроме того, именно в усадьбах и парках закладывались основы науки о лесе - это и усадьба «Выбити» князей Васильчиковых, и усадьбы «Матвейково» и «Ровнушки» лесовода Железнова.
  К сожалению, многие из этих уникальных объектов находятся в плачевном состоянии, стали жертвами вандализма. Даже фамилии многих выдающихся земляков не всегда известны местным жителям.
  С такой «неосведомлённостью» мы столкнулись во время поиска усадьбы «Онег», где жил известный композитор Рахманинов. Даже стоя на улице, носящей его имя, пришлось опросить нескольких человек, чтобы выяснить, как же лучше пройти к усадьбе.
  Впрочем, усадьба - это слишком громкое название. Лишь благодаря громадным старым деревьям среди мелколесья на берегу Волхова можно найти то место, где располагалась усадьба. Здесь даже и фундаментов домов не осталось, хотя остатки аллей, посадок свидетельствуют о том, что сотню лет назад здесь жили люди, которые ценили красоту природы, и творили нечто в сотрудничестве с ней.
  Несмотря на то, что усадьба является охраняемым объектом, о внимании потомков напоминает лишь гранитный памятник под древним вязом.
  В несколько лучшем состоянии находится парк в деревне Выбити Солецкого района - бывшее имение князя Васильчикова. После революции здесь был организован один из трёх на Новгородчине музеев быта, однако после войны его работа не была возобновлена, постройки на сегодняшний момент представляют жалкое зрелище.
  Парк находится в несколько лучшем состоянии - колоннами стоят старые липы, клены, ясени. Неплохо себя чувствует и «чужак» - лиственница. А вот кедры, когда-то привезенные и посаженные в парке, практически засохли. Часть туй вырублено по неизвестной причине, и из двух туевых аллей сейчас осталась одна, вторая же, скорее, аллея туевых пеньков.
  А ведь эта усадьба представляет интерес и культурный, и исторический. Помимо обустройства парка, который является памятником садово-паркового искусства, князь занимался опытами в лесоводстве и сельском хозяйстве.
  Может быть, сохранность уникальных исторических объектов несколько лучше ближе к Великому Новгороду? Как-никак, здесь и туристы, и научные кадры музея-заповедника. Однако и здесь, в Новгороде, существуют «стандартные» объекты интереса - Кремль, Ярославово дворище, музей деревянного зодчества Витославлицы, хотя по окраинам Новгорода есть и другие интересные места, только вот состояние их куда хуже. Например, на территории Архиерейской мызы на окраине Новгорода сохранилось и здание, и часть соснового парка, часть дубово-липовой аллеи, гранитный постамент фонтана. Но все постепенно приходит в запустение, а многочисленные отдыхающие вытаптывают и выжигают территорию. Почти напротив, через Волхов, находится Сметанинская мыза - здесь лучше сохранился парк, есть проростки дуба. Однако и здесь без присмотра они вряд ли выживут.
  Во многих случаях, кстати, старые парки оказываются замечательным источником посадочного и семенного материала. Качественные деревья плодоносят, и их семена дают всходы, которые вполне можно использовать для посадок. Так как под кронами старых деревьев им все равно не вырасти, они могут послужить началу новых насаждений или заменить погибшие растения в тех же парках.
  Именно в старых парках оказываются наиболее благоприятные условия для гнездования большого количества птиц, а если парк стоит на берегу озера, реки - то он становится домом и для водоплавающих птиц.
  Впрочем, старые усадебные парки ценны не только с научной, экологической точек зрения. Это ведь огромный пласт истории и культуры, который открывается только по мере работы с материалом. На местах почти всегда есть краеведы-энтузиасты, готовые работать над сохранением, изучением и восстановлением усадеб и парков, но часто им нужна помощь - информационная, организационная, методическая, а также просто сознание того, что они не одни.

  В рамках экокраеведческой программы «Возвращение к истокам» Лесной кампании МСоЭС мы провели совместный экокраеведческий выезд провели 9-12 мая. В нем приняли участие активисты МСоЭС, Новгородской природоохранной организации «Онег» и учащиеся полавской средней школы Парфинского района Новгородской области.
  Парфинский район - один из наименее обследованных в Новгородской области, и вот учащиеся из Полы при поддержке педагогов занялись исследованием истории родных мест. За несколько лет они обнаружили следы пяти бывших усадеб, начали собирать справки об их владельцах.
  Для практических занятий были выбраны две усадьбы - усадьба графов Зуровых в деревне Налючи и усадьба дворянки Шабельской - обе на берегах реки Полы. О них ребятам удалось собрать больше всего сведений. Один из графов Зуровых был Новгородским военным губернатором, с его поместьем связывают имя Пушкина. По одной из версий, окрестности именно этой усадьбы описываются в «Евгении Онегине». Об этом же заставляют задуматься так называемые «вензельные» пруды, вырытые в виде инициалов владельцев. В данном случае это З (которая читается и как Е) и О.
  Однако до сих пор дети занимались в основном исторической частью, мы же попытались рассказать им о том, как еще можно работать в усадьбах и парках, на какие признаки обращать внимание для восстановления картины былого. Например, если здание не сохранилось, место его нахождения можно предположить по наличию подъездной аллеи - обычно ее признаки сохраняются довольно долго.
  При этом подъездная аллея имеет обычно весьма четкое направление - с востока на запад, по образцу регулярных французских парков XVIII века. Стоит также обращать внимание на наличие среди деревьев и кустарников пород, необычных для природы средней полосы, явно привезенных - это могут быть кедр, пихта, лиственница, а также кустарники - акация, свидина, спирея... Кроме того, важно уметь определять возраст насаждений, уметь их определять, измерять и описывать.
  На практике все оказалось не так уж сложно. В усадьбе Зуровых юным исследователям удалось обнаружить следы регулярного и ландшафтного парков, фундамент здания, остатки мощеной дороги, ведущей к дому, остатки альпийских горок и «разбежавшиеся» с них фиалки, старые заросли спиреи и свидины вокруг прудов, старинный дуб, росший около дома, остатки яблоневого сада, а также часть липовой аллеи. К сожалению, часть деревьев была вырублена, так как мешала кому-то огородить дачный участок. На части фундамента стоит чья-то банька. В общем, усадьбу не пощадили ни время, ни война, ни люди.
  Конечно, местные энтузиасты пытались что-то делать. Вычистили один пруд (тот, что в форме З), однако за другие запретили браться саперы - слишком много осталось взрывчатки со времен Отечественной войны, от которой вообще очень сильно пострадали и Новгородская область, и Парфинский район. На холме, который остался от пятиглавой церкви, построенной Зуровыми (взорвана немцами при отступлении), поставили три могильных камня семьи Зуровых - все, что удалось отыскать (где само место захоронения - неизвестно).
  Полдня работы позволили нарисовать примерную картину того, как выглядела усадьба, и во время обсуждения итогов этой небольшой экспедиции стало ясно, что дети хотят и могут там что-то сделать. Одна из идей - сделать усадьбу местом постоянной практики, например, для уроков природоведения, ботаники и биологии. Кроме того, решили познакомиться с местной школой и предложить вместе работать в усадьбе - например, подсадить деревья, восстановить альпийские горки, как-то обозначить места дорожек и построек, составить таблички-справки и разместить их около объектов.
  От усадьбы Шабельской осталось ещё меньше, хотя до сих пор можно найти и пруд, и подъездную аллею, и остатки фруктового сада. После революции в усадьбе находился санаторий, а в войну здание было разрушено, и вокруг десятилетиями косили траву. Это, однако, не помешало школьникам найти остатки фундаментов нескольких построек.
  Но не только историческими изысканиями занимались участники выезда. Прямо на поляне проходили занятия по экологической журналистике и практическим полевым исследованиям. Большое внимание было уделено проблеме травяных палов, поскольку только в этом году во всей Новгородской области из-за поджогов сухой травы сгорели сотни гектаров, пострадали леса. Школьники на живом примере убедились, что там, где не было пожаров, трава зеленеет вовсю, а вот сквозь чёрные проплешины только-только пробиваются жалкие ростки. Огонь добирается и до деревьев - подрост выгорает, обгорают стволы и нижние ветви взрослых деревьев. Всем запомнились опаленная огнем купальница, свернувшиеся молодые листочки дуба, обгоревший огромный старый вяз. Дети переживали - «а что же стало с нашей дубравкой, которую мы посадили год назад?».
  Почти на глазах у юных краеведов на берегу реки возник травяной пожар (кто-то вспомнил, что недавно видел рыбака, проследовавшего в том направлении). Тут же организовалась оперативная пожарная бригада, и огонь был потушен, так и не разгоревшись.
  Завершился выезд ещё одним практическим мероприятием - в старинной барской аллее на берегу реки стало на два дерева больше: общими усилиями были посажены два молодых ясеня.
  Экокраеведческая работа будет продолжаться. Наша команда намерена в августе вернуться на берега Полы - уже для проведения совместной гуманитарно-исследовательской школы и для школьников, и для студентов вузов.
  Программа Лесной кампании МСоЭС «Возвращение к истокам» приглашает всех рассказывать о своём опыте работы в старых барских усадьбах и парках и будет благодарна за любую информацию о делах энтузиастов-практиков лесного дела и изучения природы.

  Ольга Берлова,
  Владимир Захаров,
  Лесная кампания МСоЭС

  


seu-info@ecoline.ru