Друзья, прекрасен наш Союз... №2 (21) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Захаров, А.Капустина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, М. Пастернак, Т. Саксина, В.Тихонов

Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Фонда Голдмана через Global Greengrants Fund
Е.Шварца, г.Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

В Молдове общественность будет контролировать распространение ГМО

  Усилия общественных экологических организаций по обеспечению контроля над ГМО дают результаты. В июне вступил в силу Закон о биологической безопасности. Молдова получила неплохой и на сегодняшний день самый лучший в СНГ закон о биобезопасности. Однако его самым существенным недостатком продолжает оставаться то, что ряд важных вопросов он отнес в компетенцию Правительства, которое должно будет принять положение для его применения. Важно, чтобы правительственный документ не нейтрализовал, а усилил эффективность закона.
  Проконтролировать теперь это будет несколько легче, так как у общественности появилось больше прав офицально влиять на процесс принятия решений в области биобезопасности.
  3 мая Парламент Молдовы предоставил полный статус члена Национальной комиссии по биобезопасности, принимающей решение о возможности импорта и использования в Молдове генетически модифицированных организмов (ГМО), представителю экологического НПО.
  Национальный закон о биобезопасности был одобрен Парламентом Молдовы еще в декабре 2001 года. Однако Президент страны закон не подписал, вернув его на доработку. Одним из его предложений было введение в состав Национальной комиссии по биобезопасности, принимающей решение о возможности импорта и использования в Молдове ГМО, квалифицированного представителя экологического НПО.
  Примечательно, что в своей аргументации Президент Молдовы Владимир Воронин сослался на важность следования букве и духу Орхусской конвенции. По предложению Президента, статус представителя эко-НПО должен быть таким же, как и у других членов Комиссии. Позиция Правительства, поддержанная профильной комиссией Парламента, допускала для него лишь консультативный статус.
  Теперь же Парламент Молдовы на пленарном заседании 3 мая 2002 г. поддержал предложение Президента и предоставил представителю НПО полный статус члена Комиссии. При этом, согласно принятому закону, представитель НПО должен быть включен в Комиссию вместо ранее присутствовавшего в предыдущем тексте закона представителя Министерства труда и социальной защиты, где специалистов в области биобезопасности нет.
  Экологическое общество «BIOTICA» провело большую работу по включению в закон о биобезопасности таких важных положений, как участие общественности и доступ к информации по проблемам генетически модифицированных организмов, опубликовав серию газетных статей и сделав доступными материалы по ГМО депутатам и аппарату Президента. Существенную помощь оказало и принятие европейской директивы по ГМО 18/2001. Тщательный подход к этому вопросу важен для Молдовы и с экономической точки зрения: от эффективности работы Национальной комиссии будет зависеть имидж продукции этой сельскохозяйственной страны на внешних и, особенно, на европейских рынках.
  Среди других наиболее серьезных вопросов, которые удалось решить благодаря письму Президента в Парламент, были следующие: обязательная маркировка ГМО и продуктов, содержащих 1% ГМО и более (обязательной маркировке подлежат также семена с содержанием ГМО 0.3% и более); наказание не только за нанесение ущерба в связи с нарушением закона о биобезопасности, но также и за риски, которые возникают в связи с его нарушением. Последнее особенно важно, поскольку на практике рассчитать ущерб не всегда возможно.
  Закон содержит и ряд других нововведений, например, установление зон генетической безопасности шириной 3 км вокруг охраняемых природных территорий, где применение ГМО запрещено.

  Илья Тромбицкий, Общество «Biotica», Кишинев
  


seu-info@ecoline.ru