Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал»,
Совет по краеведению Российской академии образования,
Кафедра региональной истории и краеведения,
Центр устной истории Российского государственного гуманитарного университета
объявляют
IV Ежегодный конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия - XX век"
Успешно завершился исторический конкурс 2001/2002 года. На конкурс были присланы 2643 работы из 915 городов и населенных пунктов России. В мае в Москве состоялось торжественное вручение премий авторам 40 лучших работ.
Главная тема конкурса 2002/2003 года остается прежней: судьба человека в российской истории ХХ века.
Предлагаем участникам конкурса выбрать одно из следующих направлений исследовательской работы:
1. История семьи.
2. Человек и власть.
3. Человек и война.
4. Свои - чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения.
5. Человек и малая родина.
Это не означает, что мы ставим участникам конкурса жесткие тематические рамки. Работа может быть посвящена любой другой теме, главное, чтобы она отвечала общей идее конкурса - человек в истории.
Цель конкурса - побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, посвященными российской истории минувшего века.
Результаты трех прошедших конкурсов показали, что наибольшее количество присланных работ посвящено истории семьи или какой-либо человеческой судьбе. Это естественно - ведь именно через биографии, через свидетельства близких людей легче понять и представить себе прошлое своей страны, от которого нынешних школьников отделяют многие десятилетия.
Как свидетельствует опыт предыдущих конкурсов, удачной и интересной может также стать работа, в которой прослеживается история какого-либо здания, памятника, улицы или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования также может стать и какое-либо значимое событие из прошлого Вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. На конкурс могут быть присланы и отчеты об экспедициях, посвященных истории Вашего края.
Однако и в подобных работах должно быть выполнено главное условие конкурса - эти улицы, эти здания, эти памятники должны быть связаны с конкретными человеческими судьбами.
История повседневности - одно из ключевых слов этого конкурса и работа получится особенно удачной, если вам удастся наполнить ее живыми деталями ежедневного существования людей в прошедшие эпохи - деталями быта, описаниями культурной среды, конкретными примерами языковой лексики.
Важно, чтобы Вы обратили внимание на тех, кто живет или жил рядом с вами, принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям - вот одна из важных тем нынешнего конкурса.
Исследовательская работа, присланная на конкурс, может быть оформлена как научная статья или записанный и прокомментированный участником конкурса рассказ свидетеля исторического события. Это может быть история чьей-либо жизни или история семьи, основанная на воспоминаниях, семейных документах, фотографиях.
Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными: устные свидетельства, материалы (в том числе и кинофотодокументы) домашних и государственных архивов, дневники, воспоминания (просьба присылать копии, а не подлинные семейные документы), статьи, подшивки старых газет и т.д. Однако, если Вы хотите добиться успеха, необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.
Мы сознательно не ограничиваем Вас в выборе жанра и темы, однако просим не присылать работ на 3-4 странички типа школьных сочинений, рефератов, целиком состоящих из книжных и газетных цитат, или чужих текстов, «вынутых» из Интернета. Но мы будем приветствовать удачные поиски новых форм, например, в видео- или электронных вариантах.
Работы, присылаемые на конкурс, обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать: фамилию, имя и отчество автора (полностью), его полный адрес, класс и номер школы, по возможности, телефон (просьба писать печатными буквами). Если работа выполнена под чьим-либо руководством, просим Вас указать фамилию, имя, отчество и должность руководителя (полностью). Просим также нумеровать страницы Ваших работ и прилагать список всех дополнительных материалов. Желательно прислать два экземпляра работы.
Документы, фотографии, аудио- и видеозаписи (если только основной работой не является сделанный вами видеофильм) служат лишь приложением к тексту. Текст работы должен быть напечатан на машинке или набран на компьютере, однако допустим и текст, написанный от руки, если он легко читается (просим не присылать ксерокопии с рукописных работ). Не забудьте о библиографии: все источники, которыми Вы пользовались в своих изысканиях и на которые ссылаетесь, следует в ней отразить.
Участники конкурса: мы приглашаем принять участие в конкурсе учащихся средних учебных заведений России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника.
Срок отправки работ на конкурс - до 10 января 2003 г.
(по почтовому штемпелю).
Подведение итогов
Результаты конкурса будут опубликованы в мае 2003 года.
В жюри конкурса под председательством академика Российской академии образования С.О. Шмидта входят известные историки, деятели науки и культуры.
Для подведения итогов конкурса авторов 40 лучших работ пригласят в Москву, где им будут вручены ценные призы (компьютеры, видеомагнитофоны, фотоаппараты, диктофоны).
Авторы 200 работ, получивших высокую оценку экспертов и жюри, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте.
Все приславшие работы на конкурс получат свидетельство участника конкурса.
По решению жюри и оргкомитета 3 победителя получат возможность поехать в международную школу лауреатов исторических конкурсов в Германии. 50 участников конкурса смогут провести 2 недели в летней школе, проходящей на территории России.
Учителя и наставники, помогавшие конкурсантам, также будут отмечены. 3 лучших учителя, выбранных жюри, будут приглашены в Москву и награждены ценными подарками. 100 лучшим наставникам будут высланы благодарности и книжные подарки. 200 лучших школ получат книжные посылки. 60 наставников, активно участвовавших в конкурсе, осенью 2003 года будут приглашены в Москву для участия в научно-практических семинарах. 200 лучших наставников получат возможность пройти бесплатное обучение в региональных центрах Федерации Интернет Образования.
Конкурс входит в сеть европейских исторических конкурсов «Eustory».
Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы будут опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в истории» на безгонорарной основе.
Конкурс проходит при поддержке Европейского Союза (Брюссель), РОО «Открытая Россия» (РФ), Фонда Форда (США), Фонда имени Генриха Бёлля (ФРГ)
Просим сообщить нам о намерении участвовать в конкурсе до 1 декабря 2002 года. Делать это необязательно, но, получив Вашу заявку, мы вышлем вам методические и информационные материалы.
Заявки и работы следует присылать по адресу:
Россия, 103051 Москва, Малый Каретный переулок 12,
Общество «Мемориал», «На школьный конкурс».
Тел./факс: 299-65-04
E-mail: konkurs@memo.ru
http://www.konkurs.memo.ru
|