Друзья, прекрасен наш Союз... №2 (21) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Захаров, А.Капустина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, М. Пастернак, Т. Саксина, В.Тихонов

Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Фонда Голдмана через Global Greengrants Fund
Е.Шварца, г.Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Инспекция МСоЭС начала работу

  В апреле 2002 года в Московской регистрационной палате как некоммерческое учреждение МСоЭС была зарегистрирована Общественная инспекция по охране окружающей природной среды. Создание инспекции является одним из наших ответов на политику поэтапного и неуклонного ослабления государственного экологического контроля и игнорирования экологического законодательства властями России и других стран. В связи с этим его следует рассматривать как акт политический, еще раз подчеркивающий бессилие государств в этой сфере обеспечения безопасности и прав граждан.
  Общественным инспектором может стать гражданин любой страны. Особенности деятельности общественного экологического контроля и полномочия общественных инспекторов на территории конкретной страны определяются действующим национальным законодательством.
  В Российской Федерации первичной правовой основой деятельности инспекции являются ч.3-5 статьи 68 Закона «Об охране окружающей среды», посвященные муниципальному и общественному экологическому контролю, а также природоресурсное законодательство и законодательство об обязанностях органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения конституционных прав граждан и пресечения (предотвращения) нарушения действующего законодательства. Вопрос о правовых основах деятельности инспекции в других странах нуждается в изучении.
  Регистрация Общественной инспекции по охране окружающей природной среды позволяет создать и развивать инфраструктуру для осуществления законного права граждан и их объединений на общественный экологический контроль, предоставленного им Конституцией РФ, Законом РФ «Об охране окружающей среды» и законодательством других стран.
  Однако фиксация экологических нарушений и предоставление информации о них в органы власти не является единственной и даже главной формой деятельности общественной инспекции. Как и во времена СССР, главным и самым действенным инструментом было, есть и будет предание гласности (известности) фактов нарушения прав или законов. И этот инструмент с каждым годом становится все более значимым вне зависимости от перемен (или особенностей) в законодательстве. Во времена СССР сколь-нибудь облеченный должностью и властью нарушитель больше всего боялся того, что о факте браконьерства ему сообщат на работу. В нынешние «рыночные» времена сколь-нибудь серьезные хозяйствующие субъекты больше всего боятся того же самого - публичного обвинения в противоправной деятельности.
  Наличие у общественных организаций собственных средств массовой информации и развитие электронных систем коммуникации и информирования делают этот инструмент с каждым годом все более действенным, уже сопоставимым при умелом использовании с мерами административного или судебного воздействия.
  В связи с этим главной задачей общественной экологической инспекции становится (наряду с традиционными задачами пресечения конкретных нарушений, совершаемых гражданами или юридическими лицами) систематическое воздействие на субъекты хозяйственной деятельности с целью принуждения их к экологизации их деятельности.
  Реальным фактором воздействия на «правила поведения» общественный экологический контроль может стать только тогда, когда станет широко распространенной формой деятельности общественных организаций и отдельных активистов. Поэтому с самого начала Общественная инспекция МСоЭС по охране окружающей среды должна стать предметом сотрудничества Международного Социально-экологического союза и других заинтересованных общественных организаций. В связи с этим правление инспекции сформировано из представителей МСоЭС, Гринпис, Движения Дружин по охране природы и Российского представительства WWF как «де факто» сетевых организаций, действующих на территории более чем одной страны бывшего СССР. На втором этапе в правление могут быть приглашены или кооптированы представители национальных сетевых общественных экологических организаций, согласных на такое сотрудничество (в России это может быть, в первую очередь, ВООП).
  Задача первого призыва инспекторов - на практике проверить возможность осуществления общественного экологического контроля и выявить препятствия (барьеры), реально возникающие в процессе этой деятельности. Задача правления - найти способы преодоления этих барьеров.
  Международный Социально-экологический союз приглашает желающих активистов экологического движения стать общественными инспекторами «Общественной инспекции по охране окружающей природной среды» МСоЭС.
  Порядок подачи заявлений и выдачи удостоверений, а также устав инспекции будут высланы по запросу адресованному в ЦКИ МСоЭС или svet@seu.ru всем заинтересованным в сотрудничестве с инспекцией.

  Святослав Забелин, Председатель Правления инспекции МСоЭС
  


seu-info@ecoline.ru