Евросоюз ратифицировал Киотский протокол. Что ждет политиков и производителей
31 мая 2002 года Евросоюз официально информировал ООН о том, что он ратифицировал Киотский протокол. Согласно протоколу, подписанному в 1997 году, ведущие индустриально развитые страны берут на себя обязательства снизить на 8% выбросы углекислого газа - одного из основных парниковых газов, ответственных за процесс глобальных изменений климата.
Ведущие зарубежные и международные средства массовой информации широко освещают давно ожидавшееся событие поистине глобального значения.
Реакция российской прессы - «слона то я и не приметил». Благодаря халтуре и волоките российских чиновников Путин стремительно приближается к классической ситуации «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Ратификация Евросоюзом Киотского протокола означает принципиально важный шаг вперед в деле практической реализации Рамочной конвенции ООН по изменениям климата (1992 год), частью которой является этот протокол. Ратифицировала этот документ и Япония.
Для российских экспортеров, в значительной степени ориентированных на Евросоюз, это означает начало серьезных изменений в экологической политике этого блока, к которому постепенно будут присоединяться и другие государства, что неизбежно повлечет за собой значительные перемены на рынках сбыта традиционных российских экспортных товаров, к которым, прежде всего, относятся энергоносители, металлы и лес.
Потребность в некоторых из них, например, угле, являющемся по удельным показателям выбросов парниковых газов наименее конкурентособным из всех видов ископаемых топлив, явно будет снижаться. Для некоторых товаров придется провести серьезную инвентаризацию энергозатрат на их производство и быть готовым к тому, что покупатели начнут требовать предоставления такой информации (сталь, алюминий). Спрос на некоторые товары будет резко увеличиваться. Это, прежде всего, природный газ, древесный спирт, «экологически чистая» в плане выбросов парниковых газов электроэнергия. Особо резкого роста спроса можно ожидать в сфере энергоэффективности.
По мере продвижения вперед процесса ратификации Киотского протокола, ход развития этого процесса в России будет привлекать все большее внимание. Согласно протоколу, он вступает в силу после того, как будет ратифицирован не менее 55% стран, подписавших этот документ. Вторым, гораздо более важным условием, является то, что эти страны должны быть источником не менее 55% от объема выбросов углекислого газа в 1990 году, который выбран в качестве исходного.
После категорического отказа США, на долю которых приходится 36,1% такого рода выбросов, ратифицировать Киотский протокол, выполнение этого условия стало чрезвычайно сложной задачей. До конца мая 2002 года страны, которые уже ратифицировали протокол (прежде всего Норвегия, Чехия, Румыния), являлись источниками всего лишь 2,7% от общего количества выбросов углекислого газа. Его ратификация Евросоюзом, на долю которого приходится 24,2%, заметно изменяет ситуацию. На долю Японии приходится 8,5%. В этой ситуации сроки ратификации Киотского протокола Россией, которая отвечает за 17,4% выбросов, будут фактически определять сроки вступления его в силу. После присоединения России суммарное количество выбросов углекислого газа странами, ратифицировавшими протокол, достигнет 50,1%.
Добор остающихся 5%, необходимых для завершения процесса ратификации, скорее всего, не составит проблемы. Канада, Австралия, Новая Зеландия, где идут активные дискуссии на тему ратификации Киотского протокола, и, тем более, страны Восточной Европы, претендующие на вступление в Евросоюз, вряд ли захотят оказаться виновниками задержки начала реализации одного из важнейших международных документов. Россия оказалась в той достаточно редкой в последнее время ситуации, когда ее действия будут решающе важными в глобальном масштабе, и где она может сыграть большую положительную роль.
В последнее время в этом направлении наблюдается определенное оживление. 11 апреля 2002 года Правительство России наконец-то (через 5 лет после подписания Киотского протокола!) решило подумать и в течение 3 месяцев разработать программу действий, необходимых для ратификации Киотского протокола. В конце августа Путин, возможно, поедет в Иоханнесбург на Форум ООН по устойчивому развитию: там от него все будут ожидать ответа на вопрос, когда Россия ратифицирует этот документ.
Если программа Правительства будет разработана в срок, т.е. к 11 июля, останется очень мало времени, чтобы распространить внутри страны хоть какую-то информацию о том, что реально, а не на словах, Россия собирается делать для реализации Киотского протокола. То, что благодаря развалу экономики она с запасом выполнила требования протокола, а потому для ратификации ничего делать не надо, не является аргументом. Резкий спад промышленного производства не может служить долгосрочным методом решения экологических проблем. Нужны реальные действия по сокращению энергозатратности экономики (которая по удельным показателям за последнее десятилетие заметно возросла), энергосбережению, развитию возобновимых источников энергии.
Большая же часть населения, равно как и средств массовой информации, похоже, обо всем этом имеют очень смутное представление. Ни в одной из ведущих российских общенациональных серьезных газет нам не удалось обнаружить публикаций на тему Киотского протокола и важнейшего решения Евросоюза по его ратификации.
Алексей Григорьев, эксперт МСоЭС
31 мая 2002 г. По итогам саммита Россия-Евросоюз Президент В.В. Путин заявил о готовности России подписать Киотский протокол. В совместном заявлении В.В. Путина и Председателя Евросоюза Х.М. Аснара говорится: «Мы приложим все усилия, чтобы Киотский протокол как можно скорее стал реальным инструментом решения проблем глобального изменения климата, а также подтверждаем нашу готовность к тесному сотрудничеству в подготовке международной конференции по глобальному изменению климата, которая пройдет в России в 2003 году».
|