Друзья, прекрасен наш Союз... №2 (21) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Захаров, А.Капустина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, М. Пастернак, Т. Саксина, В.Тихонов

Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Фонда Голдмана через Global Greengrants Fund
Е.Шварца, г.Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Нет воды? Пейте колу!

  Построенная три года назад в городе Плачимада (штат Керала, Индия) фабрика компании Кока-Кола подчистую «выпила» местные источники водоснабжения. Местные жители, увидев высохшие колодцы, попытались обратиться с жалобами к компании и властям, однако безрезультатно. Напуганные перспективой встретить жаркое индийское лето без воды, аборигены еще 22 апреля начали бессрочную акцию протеста, требуя закрытия фабрики. Власти наконец-то «отреагировали»: после полицейской акции было арестовано 130 демонстрантов, включая 30 женщин и 9 малолетних детей.
  Впрочем, и до силового вмешательства правительство штата предпочитало защищать не население, а могущественную корпорацию. Полицейские наряды охраняли фабрику от возможных «проблем», связанных с протестами страдающего от жажды населения, а никаких анализов качества и количества грунтовых вод не проводилось. Кока-Кола же с присущим «акулам бизнеса» цинизмом использовала бедственное положение двух окрестных деревень для саморекламы, ежедневно посылая им цистерну с питьевой водой в качестве «благотворительной акции». Местных жителей это, однако, не впечатлило: они справедливо считают, что компания должна не кидать им подачки, а сполна заплатить за уничтожение источников водоснабжения.
  Представитель Кока-Колы, разумеется, заявил, что никакой проблемы в Плачимаде нет, и протесты носят политический характер. При этом автор столь смелого заявления почему-то не захотел назвать свое имя и фамилию. Впрочем, политическая подоплека у событий действительно весьма интересна: за исключением молодежного крыла Индийского национального конгресса ни одна из партий, борющихся за голоса избирателей вокруг Плачимады, не выступила с заявлением в их защиту, что породило у протестующих подозрения в том, что политики находятся на корпоративном содержании.
  Между тем само строительство фабрики посреди плодородных сельхозугодий не соответствовало законодательству штата Керала, которое требует предварительного разрешения на использование сельскохозяйственных земель в иных целях. Такое разрешение не было получено.
  От своей бессовестной политики начала терпеть неудобства и сама компания. Если раньше она выкачивала из скважин полтора миллиона литров воды в день, то теперь не в состоянии «нацедить» больше 800 тысяч. Недостающее доставляют цистерны из ближайших деревень.
  По прогнозам специалистов, так или иначе от действий Кока-Колы пострадают около двух тысяч человек в радиусе свыше мили от фабрики. Уже сейчас отмечено значительное снижение качества оставшейся питьевой воды. Теперь женщинам пострадавших деревень приходится по утрам ходить по воду за километр в соседние населенные пункты, и при этом вставать намного раньше, чтобы не опоздать на работу. Очень болезненно ударило это и по фермерам. Им приходится нести огромные затраты на то, чтобы бурить более глубокие скважины, но после того как Кока-Кола вскрывает новые подземные горизонты, вся работа идет насмарку. Представители же компании ссылаются на то, что не существует никаких законов, регулирующих водопользование в частных владениях, и поэтому, купив землю, они могут делать на ней все, что им заблагорассудится.
  Нужно заметить, что случай в Плачимаде далеко не единственный. Официальные партнеры Кока-Колы уже прославились своими «осушительными» акциями: компании разного калибра оставили без воды жителей деревень Саттупали (штат Андхра-Прадеш) и Атхур (штат Тамилнад), а одна из фабрик по производству газировки на индийской союзной территории Гоа умудрилась проработать 40 дней без очистных сооружений.
  Все это - звенья одной цепи. Пользуясь несовершенством законодательства в странах Третьего мира, корпорации приватизируют водные ресурсы (а для этого бывает достаточно купить совсем небольшой клочок земли) и затем продают бутилированную воду тем, кого они лишили доступа к этим ресурсам. Доходы «пресноводной» индустрии в Индии, по прогнозам, за ближайшие два года возрастут в полтора раза. Это и неудивительно - ведь чистая вода достается корпорациям абсолютно бесплатно.

  Валерий Тихонов, по материалам Corporate Watch
  


seu-info@ecoline.ru