Друзья, прекрасен наш Союз... №1 (20) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, В.Тихонов
Рисунки: О. Берлова
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Института "Открытое общество" (Фонда Сороса)
Деменьтьева В.В., г. Краснотурьинск
Рихвановой М.Г., г. Иркутск
Чуковой Ю.Г., г. Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Защита с помощью экологической экспертизы

  Центр экологической экспертизы «Защита» (г. Липецк) разработал интернет-сайт, посвященный экологической экспертизе и участию общественности в принятии решений по планируемой деятельности. С ним можно ознакомиться по адресу www.lipetsk.ru/~expert (зеркало сайта www.expertise.mailru.com).
  Этот ресурс - один из результатов проекта «Экологическая экспертиза: участие общественности в принятии решений», поддержанного фондом Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров.
  «Надеюсь, что мой проект принесет пользу не только мне, - говорит Алла Дудникова, руководитель «Защиты», - результаты исследования найдут практическое применение и в вашей деятельности. Буду благодарна за конструктивные замечания и предложения, а также за отзывы о сайте. Предложения разработаны для Липецкой области, но могут быть легко адаптированы для любого региона».

  О результатах своего исследования рассказывает Алла Дудникова:
  Планируя исследовательскую работу, я делала упор на анализ законодательства, полагая, что наши неудачи в защите прав граждан на благоприятную окружающую среду связаны с недостатками законодательства. Я обобщила и изучила практику проведения экологической экспертизы (ЭЭ) в регионах России и за рубежом и участия общественности в принятии экологически значимых решений. Также я провела мониторинг действующего федерального и регионального (Липецкая область) законодательства по следующим аспектам: сравнение с законодательством развитых стран; реальность исполнения норм; достаточность норм для реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и участия общественности в принятии решений.
  Я пришла к выводу, что наше законодательство в сфере участия общественности в принятии эколого-значимых решений, особенно после принятия нового Положения об ОВОС, достаточно прогрессивно. Оно учитывает то, что общественность не всегда достаточно компетентна, возможность конфликтов и то, что заказчик и чиновники могут быть заинтересованными лицами.
  Чтобы получить больше практической информации и проверить свой механизм участия общественности в принятии решений на практике, я приняла участие в «пилотном» проекте Института Экоюрис и Фонда правовой защиты «Спасение земли» «Тестирование Положения об ОВОС».
  Суть проекта заключалась в том, чтобы включиться в работу над ОВОС реального, планируемого к реализации объекта и организовать участие общественности в принятии эколого-значимых решений в строгом соответствии с Положением об ОВОС. Пока искали проект, выяснили, что Положение об ОВОС абсолютно не соблюдается, собственно, как и многие хорошие нормы из других хороших нормативно-правовых актов. Причем не исполняются не только сложные к исполнению нормы, но и простое требование публиковать в официальном СМИ краткую информацию о планируемой деятельности.
  На данном этапе развития законодательства, регулирующего участие общественности в принятии эколого-значимых решений, первый приоритет - совершенствование механизма применения уже действующих, реальных в исполнении норм. Только после того, как мы сможем заставить соблюдать нормы действующего законодательства, есть смысл придумывать новые нормы.
  Ситуация объясняется тем, что не только заказчик планируемой деятельности, но и лица, обязанные контролировать соблюдение законодательства в указанной сфере, не заинтересованы в предоставлении гражданам права на участие в принятии решений.
  Общественности остается бороться за свои права самой, не рассчитывая на помощь госорганов. Только сама общественность способна заставить заказчика и чиновников соблюдать законодательство об участии общественности в ОВОС и ЭЭ и только путем регулярного реагирования вплоть до судебных процессов по каждому нарушению данных ей законодательством прав. Здесь опять находит свое подтверждение афоризм: «Каждый народ достоин своего правительства».
  Анализ практики защиты общественностью нарушенных прав показал, что крайне редко подобная защита принимает массовый характер. Как правило, небольшая кучка активистов борется с промышленным гигантом за право целому городу проживать в экологически благоприятной среде, а остальные горожане им даже не сочувствуют, считают или чудаками, или психически неуравновешенными, или шпионами. Или же (в лучшем случае) им сочувствуют, но в успех не верят.
  У юристов вообще экологическое право не в почете. Финансовым можно заработать гораздо больше. Так что юристов, способных и готовых профессионально защищать общественные экологические интересы, пора заносить в Красную книгу - столь они малочисленны. По одному на регион, и то не на каждый.
  В связи с этим рекомендации, вынесенные по результатам исследования, сводятся к следующим:
  1. Просвещать рядовых граждан, чтобы они знали свои права и умели их защищать.
  2. Вести работу с НКО, научить их культуре дискуссии и умению конструктивно взаимодействовать с властью и заказчиком в поисках компромисса.
  3. Содействовать росту судебных прецедентов, пропагандировать и развивать способ судебной защиты нарушенных прав, чтобы как можно меньшему числу заказчиков и чиновников удавалось безнаказанно нарушать права общественности, чтобы разрушить иллюзию упования на «авось пронесет».
  4. Шире использовать возможности территориальных организаций самоуправления (ТОС). Гражданам организовывать ТОСы, не дожидаясь подсказки сверху, а по собственной инициативе, объединяясь в группы по территориальному признаку и выбирая в комитеты наиболее активных своих представителей. Бороться за свои права в составе ТОСов наиболее эффективно даже при нынешнем довольно расплывчатом законодательстве о ТОС.
  5. В законотворческой деятельности четко отслеживать, чтобы каждая норма содержала конкретную и реальную санкцию за неисполнение, могла реально контролироваться и имела конкретных ответственных лиц, отвечающих за контроль над ее исполнением.
  6. При исполнении вышеприведенных пунктов возрастет практика соблюдения действующего законодательства, что выявит проблемы законодательства и подскажет пути решения. Прежде чем регулировать правоотношение - надо его изучить.
  Также мной были выработаны рекомендации по совершенствованию действующего законодательства (они приемлемы для реализации и на федеральном, и на региональном уровне) в целях его конкретизации, упрощения, возможности контроля и санкций, что способствует совершенствованию механизма применения действующего законодательства, а также иные выводы и предложения, разработанные по результатам исследования.
  Положения о проведении общественных слушаний.
  Предложения по совершенствованию законодательства Липецкой области .
  Методика проведения экологической экспертизы (органам ГЭЭ).
  Участие общественности в принятии решений (для экоНКО).
  Предложения федеральным органам власти, контроля и управления.
  О проекте Закона «Об охране окружающей природной среды».
  О структуре природоохранных органов.
  Их текст можно получить у автора материала, в ЦКИ СоЭС или через сайт проекта.

  Дополнительная информация:
  www.lipetsk.ru/~expert
  зеркало сайта
  www.expertise.mailru.com
  Эл. почта: expertise@mailru.com, agd@lipetsk.ru
  


seu-info@ecoline.ru