Количество отходов должно стремиться к нулю
Переработка мусора - наилюбимейшее занятие американских защитников природы. За последние несколько лет показатели заметно снизились: 53% пластиковых бутылок из-под соды было переработано в 1994 году, но лишь 35,6 % в 1998.
Уменьшение количества мусора выгодно для всех, даже для тех, кто громче всех кричал о вреде переработки. Президент компании «Сони» Фуджио Нишида разумно заметил: «Переработка сырья помогает «Сони» создавать технологии будущего, которые, во-первых, дешевле обходятся, а во-вторых - не вредят драгоценным природным ресурсам. Выигрышное положение».
Понятие нулевых отходов появилось не так давно.
Город, жители которого, очевидно, прозрели - Сиэтл, в 1958 году утвердивший систему нулевых отходов как основной принцип переработки мусора. Этот принцип предполагает умение правильно обращаться с ресурсами. Следует по мере возможности использовать бракованные продукты и стараться не производить материалы, способные впоследствии стать только мусором.
В 1996 году Президентское консульство по поддержке развития решило, что американскому бизнесу следует взять на себя «особую ответственность» за продукцию. По- другому все обстоит в Европе, где особая ответственность за продукцию не только желательна, но и предписана законом. Разница между двумя идеями довольно велика.
Администация Клинтона считает, что ответственность за отходы должна быть распределена между правительством, промышленностью и потребителями. В Европе принято возлагать все бремя ответственности на компании-производители.
В 1991 году Германия приняла Декрет по упаковке (Packaging Ordinance). Этот закон, по словам Бетте Фишбейн, председателя группы INFORM Inc., базирующейся в Нью-Йорке, переносит расходы по сбору, сортировке и переработке упаковки с муниципалитетов на частные предприятия. Эти революционные меры имели эффект волны, которая прокатилась по всему миру.
Упаковка составляет примерно треть (по весу) и половину (по объему) всех свалок Германии. Поэтому именно к этому виду отходов обратились в первую очередь. Среди других приоритетных задач - решение проблемы с отходами электроники и химическими отходами. Острая нехватка земли для складирования отходов (с этой проблемой сталкиваются многие европейские страны) придает вопросу отходов еще и политическую окраску и заставляет принимать столь радикальные меры.
Закон по упаковке требует того, чтобы производители учитывали расходы на упаковку, и вводит систему возврата розничными продавцами использованной упаковки (аналогичная система по сбору бутылок действует в 10-ти американских штатах).
Производители разработали Двойную немецкую систему (Duales System Deutschland, DSD), в соответствии с которой домовладельцы завели еще одно мусорное ведро специально для отходов упаковки. Был введен теперь всем известный символ «Зеленая точка», обозначающий то, что эта упаковка собирается, сортируется и перерабатывается.
Как показывает отчет, написанный Фишбейн для Pollution Prevention Review в 1998 году, введение в Германии программы «Зеленая точка» помогло сократить потребление упаковочных материалов на миллион тонн. Для того, чтобы избежать дополнительных расходов, производителям пришлось отказаться от необязательной упаковки (такой как, например, коробки внутри коробки). Хотя проводить параллели и не вполне правомерно, но в США в это же время производство упаковки возрасло на 13%.
В 1994 году программа распространилась на 15 стран-членов Европейского Союза, была принята менее строгая Директива по упаковке и еще целый ряд программ. Например, в Англии 4,500 фирм, каждая из которых производила более 50 тонн упаковки в год. Различные варианты маркировки по типу «Зеленой точки» появились по всему миру, включая программы в Польше, Венгрии, Корее, Тайване и Японии. Так, в Финляндии в 1997 году был принят специальный закон, с помощью которого к 2001 году удалось повторно использовать или переработать 82% отходов упаковки и предотвратить производство еще по крайней мере 6% упаковочных материалов. В Аргентине введен закон, в соответствии с которым все виды упаковки, которые не могут быть вторично использованы или переработаны, должны маркироваться как «опасные отходы».
Лидером в сокращении отходов можно назвать Новую Зеландию, которая в 1999 году запустила пилотный проект, возлагавший ответственность за отходы на местные органы власти (советы). Был создан Фонд нулевых отходов, его работа имела поразительные результаты. Изначально в нем участвовали 10 местных советов, к середине 2000 году членов было уже 25, каждый из которых выделил в виде гранта 25 000 новозеландских долларов. Членам Фонда удалось добиться значительного уменьшения количества отходов по всей стране. Так, в одном из районов, в Опотики, количество мусора было сокращено с 10 до 3,5 тысяч тонн в год, в ближайшее время будет переработано 80% муниципальных отходов. Во второй половине 2000 года шесть магазинов в Окланде получили статус магазинов с «нулевыми отходами». Покупатели обуви в Варехаусе потребовали от поставщиков не заворачивать обувь в бумагу, и только одно это позволило сократить отходы магазинов на 15%. Новая Зеландия славится тем, что делает многие вещи раньше остальных стран мира. Она была первой страной, которая дала женщинам право голоса на выборах, первой страной, принявшей безъядерную политику, и сейчас находится на пути к тому, чтобы стать страной без отходов.
Переработка отходов производства электроники и транспорта также развивается. В Голландии в 1999 году был принят закон, по которому производители компьютеров и другого оборудования должны забирать обратно свои товары после того, как они отслужили свой срок. С 1997 года то же правило действует в Италии относительно холодильников, разрабатываются подобные положения для других видов товаров. Подобные программы довольно эффективно работают также в Норвегии и Японии. Европейским Союзом проектируется законодательство в отношении отслуживших свой срок транспортных средств, по проекту до 80% отходов будут переработаны к 2005 году.
Многое все же остается за США, страной, население которой составляет 5% населения земного шара, но эти самые 5% потребляют 25% ресурсов мира. В 1997 году американцы выбросили 430 миллиардов фунтов мусора. Количество пластиковых упаковок на продуктах растет, а 94% из них выбрасываются даже до употребления. Очевидно, что одной переработкой мусора делу не поможешь.
Один из ключей к решению проблемы - компостирование. Питер Андерсон, председатель политической группы Национального союза по переработке говорит, что 15% американского мусора - еда, а 35% - бумага, не поддающаяся переработке. Все это можно компостировать, и если не подвергать материалы обычному уничтожению, мы будем на полпути к нулевому загрязнению.
Новые идеи добавляют новые измерения. Можно, скажем, создать один центральный пункт для переработки, компостирования и вторичного использования мусора. Цель - позволить людям постоянно получать выгоду из мусора, но в то же время покупать товары, сделанные из него.
В Беркли, Калифорнии, бывшая фабрика по производству стальных труб преобразовалась в 2,2 акровую выставку, представляющую стройматериалы, программное обеспечение и мультимедиа. Восстанавливать и улучшать старые компьютеры можно и используя старые материалы.
Вот некоторые факты:
1. Фирма Epson, производящая принтеры, перерабатывает 90% своих материалов
2. Калифорнийские виноградники снизили количество мусора на 93% за последние семь лет и собираются избавиться от отходов к 2009 году.
3. Пивоваренный завод «Бешеная река» в Калифорнии перерабатывает 98% пластиковых оберток для вторичного использования
4. Хлебозавод в Миннесоте перерабатывает 96% всех отходов, и компания хочет увеличить этот показатель до 100%
5. Компания Ксерокс в Нью-Йорке приняла безотходные технологии как идеал. В 1998 году процент переработанных материалов составил 88%, а компания сэкономила 45 млн. долларов.
И таких примеров много.
Линн Ландес, основатель Союза по переработке мусора в Пенсильвании говорит, что эффект был бы еще больше, если бы федеральные власти выполняли свои обещания.
Ландес привлекла Агентство по защите окружающей среды для того, чтобы заставить людей вспомнить о Законе о переработке. В нем говорилось, что все штаты должны составить собственные планы для того, чтобы увеличить переработку и уничтожение мусора. Большинство штатов этого не сделали. Закон все еще в силе, и федеральные власти можно привлечь к суду за его невыполнение.
Сдача бутылок - далеко не новая идея, но до сих пор остается достаточно эффективным методом снижения количества отходов на свалках. Орегон был первым штатом, который в 1970 г. ввел плату за сдачу пустых бутылок и банок. Число штатов, перенявших этот опыт, возрасло до 10, но процесс на этом и остановился, несмотря на большую эффективность такой системы. Согласно данным Института контейнерной переработки (CRI), в этих штатах перерабатываются около 80% банок и бутылок из-под напитков, в других - только 40. «Тара из-под напитков составляет 5% от всего объема отходов, и с помощью системы платного приема тары мы можем сделать этот сектор практически безотходным, - говорит Пэт Франклин, директор CRI.
Почему же остальные штаты не пользуются этой системой? Скорее всего, это происходит из-за мощного лоббирования производителей напитков, которые используют различные способы, чтобы противостоять системе сбора тары, в том числе действуют через такие организации как «Сохраним Америку прекрасной». Компании-производители также создают свои карманные общественные группы для организации провокаций. В 1987 году, когда в Вашингтоне решался вопрос, принимать или нет систему сдачи тары, созданный производителями Комитет «Чистая столица» потратил рекордное количество денег - 2,3 миллиона долларов, чтобы убедить избирателей в том, что сдача бутылок облагается скрытым налогом, что вызывает повышение цен на напитки, уменьшение продаж и потерю рабочих мест. В итоге для принятия закона не хватило лишь 10 процентов голосов.
Анна Кочинева, Наталья Иншакова по материалам E-magazine
|