Акция «Чистый берег» (рекомендации по проведению)
1. Время проведения акции - осень - выбрано не случайно: осенью сокращается количество отдыхающих на водоёмах людей, поэтому, убрав берега единожды, можно рассчитывать на то, что они останутся чистыми к весеннему половодью, когда грязь уносится в воду.
2. Осень-период наименьшего уровня воды в наших водоёмах, поэтому можно охватить уборкой и оголившуюся часть дна.
3. Школьники и студенты - основные участники акции - большую часть времени проводят в учебных заведениях, поэтому легко мобилизуемы в большие группы.
Обобщив опыт, Клуб решил опубликовать некий алгоритм проведения мероприятия для более эффективных действий вновь примкнувших участников акции.
Подготовка акции
1. Разведка местности
Выясняется, каков объём мусора, его характер, площадь предполагаемой к уборке территории, возможность подъезда к месту уборки, место для временного хранения мусора в мешках.
2. Поиск участников
а) Обзвон союзников и сторонников, разбивка и закрепление «зон ответственности».
б) Анонс об акции в местных СМИ, своих листовках и объявлениях (не забудьте там же сказать о недопустимости сжигания пластика из-за выделения диоксинов и рекомендовать впредь всем свой мусор уносить с собой с мест отдыха).
в) Дать свой контактный телефон.
3. Спонсоры и партнёры
Без них на ваши плечи свалится, помимо общей координации, обеспечение транспортом для вывоза мусора на свалку, инвентарём (лопаты, багры, перчатки), мешками, возможно - оплата размещения мусора на свалке и др.; профессиональное освещение акции в СМИ. Все эти вопросы необходимо решить заранее. Самое лучшее, если с организацией-партнёром будет заключено соглашение, где прописаны обязанности сторон.
Обращаться к спонсорам следует в письменном виде, особенно- к руководителям крупных предприятий, с предельно конкретными просьбами (например, помочь с транспортом, мешками, перчатками и т. п.). Деньги «на экологию вообще» просить бесполезно. Просите то, что нужно сейчас.
4. Выбор методов работы
Они могут быть разными, но определиться с ними лучше заранее. Исходя из нашего опыта, оптимально развести по времени сбор и вывоз мусора. Это позволяет рационально использовать автотранспорт (водитель с машиной не ждёт наполнения мешков; после проведения мероприятия можно достаточно точно сказать, какое количество мусора собрано и какой транспорт нужен).
Если нет возможности вывезти мусор, его следует вынести на незатопляемое место и закопать.
Каждому участнику заранее рекомендуется принести из дома несколько старых полиэтиленовых пакетов для «промежуточного» сбора мусора и верёвочки для завязывания мешков.
5. Символика, сценарий
Развитие акции «вглубь, вширь и в кайф». Здесь могут воплотиться в жизнь самые смелые фантазии организаторов. Нельзя забывать о том, что мы устраиваем акцию не только для решения конкретной задачи по уборке берега, но и для того, чтобы привлечь внимание людей к проблеме загаживания водоёмов. Поэтому само действо должно запасть в душу и память обывателя. Хорошо, если кто-нибудь (или каждый?) возьмёт на себя обязанность сделать символику акции (слоганы, транспаранты, значки участников, кепки с логотипами акции и др.).
Проведение акции
1. Техника безопасности (ТБ)
Непосредственно перед началом практической части организатор должен провести короткий инструктаж участников по ТБ. В идеале неплохо изготовить памятки и раздать на этапе подготовки, а на берегу повторить основные положения. Ответственный за группу должен иметь простейшую аптечку (йод, бинт, пластырь). Участники должны быть тепло одеты и обуты в резиновые сапоги.
2. Шоу
Надо выжать из участников максимум их артистизма и постоянно включать в работу «домашние заготовки». Не бойтесь импровизаций. В таких случаях привязка к конкретным обстоятельствам может иметь больший успех, чем разработанный сценарий. Играйте акцию, подыгрывая друг другу. Фиксируйте ключевые моменты (фото, видео, кинохроника).
3. Руководство акцией
Если акция масштабная (проходит в нескольких местах или несколько дней), необходима система менеджмента. На местах должны быть организаторы работ. Общее руководство осуществляет координатор акции. Во время проведения он должен быть доступен для всех организаторов работ («сидит» на телефоне или оснащён мобильной связью).
4. Вывоз мусора
Акция не может считаться оконченной, пока последняя собранная соринка не вывезена на свалку или не утилизирована иным способом. Для погрузки (разгрузки) собранного мусора надо выделить ответственных (физически крепких людей). По возможности мусор следует рассортировать (бумага, стеклотара, металл и пр.), чтобы не везти на свалку ценное сырьё. Пластиковые бутылки для уменьшения объёма плющат. Заполненные мешки необходимо завязать, чтобы мусор не был рассыпан или растащен животными.
Окончание акции
1. «Раздача слонов и материализация пряников».
2. «Разбор полётов».
Анализ неудач, планирование будущих действий с учётом допущенных ошибок и прочая «рефлексия». Пресс-релиз в СМИ.
3. Благодарственные письма спонсорам и партнёрам (спонсоров надо любить!).
С пожеланиями успехов в акции «Чистый берег-2002» -
Новгородский клуб «Экология»:
Ефремов П.А.- координатор акции «Чистый берег» в 1999-2001г.
Почётова И.А.- председатель Совета Новгородского клуба «Экология»
|