Друзья, прекрасен наш Союз... №1 (20) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, В.Тихонов
Рисунки: О. Берлова
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Института "Открытое общество" (Фонда Сороса)
Деменьтьева В.В., г. Краснотурьинск
Рихвановой М.Г., г. Иркутск
Чуковой Ю.Г., г. Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Концепция программы «Caspian Revenue Watch»

  Концепция
  Сегодня богатые ресурсами государства Каспийского бассейна сталкиваются с весьма реальной перспективой получения беспрецедентных доходов от продажи и транспортировки нефти и природного газа, а также от разработки их месторождений. До сих пор основное внимание уделялось тому, как эти ресурсы будут поставляться на рынок, а также тому, какие компании и чьи национальные интересы от этого выиграют. Однако, если мы оставим в стороне вопрос о трубопроводных путях, бартерных сделках и горнодобывающих концессиях, то увидим, что перед этими странами стоят вопросы еще более фундаментальные: «Кто будет контролировать эти ресурсы? Как они будут использоваться?»
  Проект «Центральная Евразия», отделения Института Открытое Общество (Фонд Сороса) в Нью-Йорке, считает, что гласность использования доходов, получаемых от продажи и транспортировки природных ресурсов Каспийского региона, чрезвычайно важна с точки зрения развития региона и становления гражданского общества. Действуя в рамках программы Caspian Revenue Watch (CRW), отделение намеревается проводить и публиковать исследования, а также информацию о том, как инвестируются и распределяются полученные доходы, и о том, как правительства и добывающие компании реагируют на гражданские требования по отчетности в данном регионе.
  В частности, мы стараемся способствовать тому, чтобы текущие и будущие средства, полученные от доходов в данном регионе, инвестировались и тратились на благо общества, в том числе на снижение уровня нищеты, в образовательных целях и в целях здравоохранения - путем повышения уровня гласности, вовлечения общественности и усиления отчетности органов власти. Этот инициативный проект позволит свести воедино опыт и информацию собственно Каспийского региона с опытом, накопленным в мире.
  Для достижения вышеозначенных целей мы пытаемся инициировать квалифицированные обсуждения в руководящих кругах Азербайджана, Грузии, Казахстана, Узбекистана и Туркменистана с участием, в первую очередь, представителей международных кредитных учреждений, способных оказать позитивное влияние на структурирование и расходование данных средств. Мы предполагаем проводить работу в трех направлениях. Мы создадим международную коалицию специалистов в соответствующих областях, таких как юриспруденция, защита прав, защита окружающей среды и инвестиции, с целью определения направления исследований и их максимальной отдачи. После консультаций с рядом специалистов мы выпустим издание с материалами этих исследований, обсуждающих образцы «передового опыта» и «извлеченных уроков» на основе соответствующих мировых моделей, а также подробного описания всего, что известно о денежных ресурсных фондах Азербайджана и Казахстана. И, наконец, мы проведем ряд открытых встреч по данному вопросу как в самом регионе, так и на Западе.

  Предыстория
  В освоении природных ресурсов имеется множество категорий заинтересованных сторон - нефтяные, газовые и горнодобывающие компании, частные инвесторы, национальные правительства, международные финансовые учреждения, а также граждане этих стран. Однако эти стороны могут преследовать совершенно разные интересы: в то время как некоторые из них стремятся получить максимальную прибыль от инвестиций за счет сведения к минимуму контроля над их использованием, другие желают того же, но за счет проведения максимально подробного контроля со стороны общественности. Без политики гласности, раскрытия информации и участия общественности трудно осуществлять публичный учет доходов, определять, как лучше всего их использовать, а также контролировать их распределение в соответствии с поставленными целями.
  Здесь важно время. Два ресурсных фонда - в Азербайджане и в Казахстане - все еще находятся в стадии разработки, а остальные только предполагается создать. Опыт других стран в отношении управления фондами природных ресурсов показывает, что повышение степени гласности на каждой стадии процесса повышает вероятность того, что доходы будут использованы для стимулирования экономического развития и реализации необходимых социальных программ. Более того, другие глобальные модели подтверждают, что гласность позволяет увеличивать вероятность того, что правительства, добывающая промышленность и международные финансовые кредиторы также станут более отзывчивыми к местным нуждам, а это могло бы принести долгосрочную пользу Каспийскому региону.
  Caspian Revenue Watch пытается предложить всестороннюю картину в отношении фондов, существующих в регионе, а также дать рекомендации в отношении гласности и отчетности в Грузии, Узбекистане и Туркменистане, где создание подобных фондов находится на различных стадиях обсуждения. С помощью проведения и публикации базовых исследований в отношении вышеуказанных вопросов и международных моделей, а также путем создания международной коалиции экспертов Проект «Центральная Евразия» надеется собрать ресурсы для достижения этих целей.
  Проект «Центральная Евразия» с успехом может выступать в качестве инициатора этих сложных программ. Он поддерживает тесный контакт с Национальными Фондами Сороса по всему региону, некоторые из них уже участвуют в поддержке идущих снизу инициатив, требующих гласности управления этими фондами. Кроме того, он сотрудничает с участниками сетевых программ в рамках сети Института Открытое Общество, например, по поддержке независимых средств массовой информации и проведения судебной реформы. Их опыт и организаторские способности могут быть полезными для компетентного и координированного правозащитного движения по вопросам обсуждения управления фондами.
  Более того, в качестве главного поставщика политической информации о Кавказе и Центральной Азии Проект «Центральная Евразия» опирается на опыт множества специалистов широкого спектра, в таких областях как инвестиции, международное кредитование, бухгалтерский учет, права человека, защита окружающей среды, юриспруденция, журналистика и академическая наука. Совместные усилия образовавшейся Консультативной Группы CRW могут стать действенным и квалифицированным средством обеспечения большей гласности и более выгодного с социальной точки зрения использования фондов природных ресурсов, образующихся в регионе.

  Research Associate, Caspian Revenue Watch
  


seu-info@ecoline.ru