Старовозрастные леса под общей охраной
Кольскому филиалу Центра охраны дикой природы (ЦОДП) удалось отстоять малонарушенные леса Тенниойоки и Рахмойва. 18 января 2001 года был подписан «Протокол согласования вопросов охраны и использования лесов в зоне действия ЗАО «Полария».
Обязательства, взятые на себя ведущими европейскими лесопромышленными компаниями, продолжают оставаться эффективным инструментом для сохранения малонарушенных лесов на Северо-Западе России. Подтверждением этому стал подписанный генеральным директором ЗАО «Полария» и представителем кольского центра охраны дикой природы Протокол.
В ноябре 2001 г. Кольский ЦОДП получил информацию о проводении ЗАО «Полария» лесозаготовок в массивах малонарушенных лесов Тенниойоки и Рахмойва, расположенных у границы с Финляндией в Кандалакшском районе Мурманской области.
До 90-х гг. эти леса были защищены от лесозаготовителей полосой пограничных охранных сооружений. Признавая высокое природоохранное значение этой территории, администрация Кандалакшского района в 1993 году выдвинула предложение о создании здесь особо охраняемой природной территории. В 1996 году на совещании представителей российских и финских природоохранных ведомств в Рованиеми (Финляндия) было решено рассматривать оба массива как потенциальные объекты Зеленого пояса Фенноскандии - проектируемой международной системы природных резерватов. Массивы Тенниойоки и Рахмойва были включены и в список потенциально малонарушенных лесов, подготовленный Лесным Клубом российских НПО.
В течении второй половины 90-х годов ряд ведущих европейских лесопромышленных компаний, включая хорошо известные Stora-Enso, UPM-Kummene, Metsaliitto, взяли обязательство не использовать древесину, заготовленную в потенциально малонарушенных лесах Мурманской области и Республики Карелия до того времени, пока всеми заинтересованными сторонами не будет найдено взаимоприемлемое решение об оптимальных формах охраны и рационального использования лесных ресурсов данных территорий.
Проводимые ЗАО «Полария» заготовки древесины в массивах Тенниойоки и Рахмойва (в 2001 г. предусматривалось заготовить около 13 тыс. кубометров) не только поставили под сомнение возможность сохранения конкретных ценных территорий, но и стали испытанием на прочность признанного лидера в области лесной природоохранной политики Stora-Enso. Ведь вся заготовленная «Поларией» древесина экспортировалась в Финляндию и поступала на принадлежащий Stora-Enso целлюлозно-бумажный комбинат в г.Кемиярви в виде балансов или щепы с лесопилок.
Неоднократные предложения Кольского ЦОДП о проведении переговоров для разрешения конфликтной ситуации руководство ЗАО «Полария» и их постоянный партнер в Финляндии компания Fromlog Ky оставили без внимания.
Тогда природоохранные НПО (Сеть спасения тайги, ЦОДП, Гринпис России, Финская лига природы) обратились к финским лесопромышленникам (непосредственно и через СМИ) с просьбой не покупать экспортируемую «Поларией» древесину. В результате руководство Stora-Enso предприняло ряд действий, полностью исключающих возможность поставок древесины, произведенной «Поларией», на заводы фирмы. Эти меры касались не только балансов, но и древесных отходов лесопильного производства. В конце декабря ЗАО «Полария» и Fromlog Ky оказались практически в полной изоляции на финском рынке древесины, причем проблемы со сбытом коснулись всей древесины - заготавливаемой как в массивах малонарушенных лесов, так и на остальной территории.
В поисках выхода из создавшейся ситуации руководство ЗАО «Полария» было вынуждено пойти на переговоры с природоохранными НПО. Надо отметить, что на этом этапе со стороны лесозаготовителей был проявлен максимум усилий к тому, чтобы в кратчайшие сроки достигнуть взаимоприемлемого компромисса.
9 января в г.Апатиты (Мурманская область) состоялась встреча между генеральным директором ЗАО «Полария» М.И. Назаровым и представителями Кольского ЦОДП. 11 января представителю центра был организован выезд на делянки, а еще через неделю, 18 января, обеими сторонами был подписан тот самый «Протокол согласования вопросов охраны и использования лесов в зоне действия ЗАО «Полария»». Это соглашение стало результатом тщательного анализа природоохранных и экономических аспектов сложившейся ситуации и их обсуждения с членами Лесного клуба российских природоохранных НПО.
Согласно подписанному соглашению, Кольский ЦОДП счел возможным в виде исключения ведение «Поларией» лесозаготовок по взятым в 2000-2001 гг. разрешениям в тех кварталах массивов Тенниойоки, которые уже были сильно нарушены предыдущими рубками и не соответствовали критериям отнесения к малонарушенным естественным лесам.
Со своей стороны, ЗАО «Полария» взяло на себя обязательство не вести лесозаготовки в лесах высокой природоохранной ценности, выделенных Лесным клубом, а также в других лесах, входящих в проектируемые ООПТ. Руководство компанией также обязалось активно способствовать принятию административных решений об организации новых ООПТ в Мурманской области. По мнению участвовавших в подготовке и обсуждении Протокола природоохранников, данное соглашение полностью соответствует цели проводимой Лесным клубом кампании за сохранение малонарушенных естественных лесов.
Дополнительная информация:
Любовь Якубовская,
Центр охраны дикой природы
Среди лесозаготовителей и лесохозяйственников бытует мнение, что старовозрастные леса не накапливают углерод и даже поглощают его.
Специалисты Международного института прикладного системного анализа (IIASA; Nilsson et al., 2000) опровергают это утверждение.
По их оценкам, российские леса содержат 60% (231 млрд. тонн) запасов органического углерода в России.
Даже тогда, когда запасы углерода в живой биомассе достигают равновесных значений, леса продолжают его накапливать в виде гумуса (органического вещества) почвы. Это обычно характерно для поздних стадий лесных сукцессий, когда наиболее старые деревья достигают возраста 300 - 600 лет и более. Специалисты Международного института прикладного системного анализа оценивают величину годичного изменения запасов углерода в 107-176 млн. т в год
Запасы углерода в растениях (включая корни) и животных составляют 14% от общего количества (33 млрд. тонн), в мертвом органическом веществе (опаде, мертвой древесине, подстилке) содержится 17% (38,7 млрд. тонн). Большая часть углерода — 69% — хранится в почве (оценивались запасы в ее метровой толще). И хотя эти данные представляются завышенными, они все же отражают общее правило: запасы углерода в почве значительно выше, чем в древесине. При этом нелесные почвы содержат углерод в значительно меньшем количестве.
|