Обращение редколлегии электронной газеты "Экоклуб"
Редколлегия «Экоклуба» обращается к международной общественности и просит всех, кто читает эти строки, содействовать максимально широкому распространению нижеследующего Обращения и возбуждению общественного мнения относительно разрушительной деятельности Министерства транспорта Украины на территории объектов природно-заповедного фонда и бездеятельности Комитета по экологической политике Верховной Рады.
В последние годы в Украине, наряду со значительными достижениями в деле заповедания объектов природы, создании экокоридоров и ростом площадей природно-заповедного фонда (ПЗФ), наблюдается усиление противоположных процессов: стремление воспрепятствовать развитию экологической сети и даже ревизовать сложившуюся систему природоохраны, в частности, - повсеместные нарушения заповедного режима на объектах ПЗФ, отчуждение или расчленение охраняемых участков, попытки пересмотреть статус или границы заказников, заповедников, национальных парков.
Даже однократные нарушения охранного режима заповедных объектов влекут необратимые разрушения природных сообществ на этих территориях, и даже после прекращения вмешательства и устранения дестабилизирующего фактора заповедный объект теряет значительную часть своей ценности.
Чтобы этого не произошло, необходимо придерживаться строгого постоянства в соблюдении установленного режима заповедности, не допускать даже временного отчуждения охраняемых территорий или пересмотра режима их охраны в сторону ослабления. Охранный статус заповедных объектов можно только повышать!
Последним по времени готовящимся нарушением целостности особо охраняемой природной территории, которое стало известным общественности, является попытка проектирования и строительства глубоководного судоходного канала «Дунай-Черное море» по гирлу Быстрое в зоне абсолютной заповедности Дунайского биосферного заповедника ЮНЕСКО в Одесской области.
Научная и природная ценность участка, на котором намечается строительство, закреплена в многочисленных правительственных решениях и международных документах. Дунайский биосферный заповедник имеет статус Рамсарских угодий и, одновременно, является билатеральным (Украина-Румыния) биосферным резерватом, входящим в состав европейского Нижнедунайского зеленого коридора. Водно-болотные угодья Дунайской дельты включены в список 200 наиболее ценных и богатых по биоразнообразию угодий мира, которые составляют планетарную сеть, известную как Global 200 WWF.
Министерство транспорта Украины, лоббирующее этот проект, игнорирует выводы межведомственной комиссии Национальной академии наук о безусловной вредоносности строительства и последующей эксплуатации канала для биосферного заповедника и всей экосистемы Дунайской дельты и отказывается принимать во внимание предложенный Академией Наук и поддержанный общественностью проект строительства канала по альтернативному варианту «Гирло Степное - Жебрияновская бухта».
1 марта на специальном совещании у первого вице-премьера Украины О.Дубины со стороны Минтранса была совершена очередная попытка добиться правительственного решения по прокладке канала через абсолютно заповедную часть Дунайского заповедника. Желаемого решения Минтрансу добиться не удалось. Решено создать рабочую группу по дальнейшей проработке вопроса. На совещании, однако, выяснилось, что в госбюджете Украины на строительство канала уже заложено 28 миллионов гривен (более 5 млн. долларов США), которые Минтрансу не терпится освоить.
Следовательно, попытки протащить и реализовать уже готовый, но неприемлемый для Дунайского заповедника и природоохраны в целом, проект будут продолжаться. Мы опасаемся, что эти попытки будут сопровождаться взятками, различного рода должностными преступлениями со стороны чиновников и депутатов различного уровня, а также психологическим давлением на население.
Мы призываем международную общественность встать на защиту Дунайского биосферного заповедника, не допустить разрушения ценнейших угодий дикой природы мирового значения!
Владимир Борейко,
Киевский эколого-культурный центр,
член Международной комиссии по охраняемым территориям МСОП
Анатолий Левин,
Центр экологического просвещения «ХХI век»,
член рабочей группы по биоразнообразию Европейского Эко-Форума
Министерство транспорта Украины готовит проект строительства судоходного канала через Дунайский биосферный заповедник. Под строительство будет изъято более полутора тысяч гектаров заповедной территории. Строительство канала приведет к полному или частичному уничтожению уникальных животных и растений (в заповеднике сейчас обитает 94 вида, занесенных в Красную книгу), нарушатся пути миграций нескольких миллионов птиц 133 видов, процесс воспроизводства дунайской сельди будет полностью парализован (сейчас 95% дунайской сельди воспроизводится именно в этом месте).
Проект строительства судоходного канала развивается, несмотря на отрицательное заключение экологической экспертизы. Заповедник защищен Рамсарской конвенцией, внесен в список мировой сети резерватов ЮНЕСКО, входит в состав украино-румынского трансграничного биосферного резервата. Несмотря на то, что проект нарушает украинское и международное законодательство, в бюджете Украины уже заложено около 5 млн.долл США на строительство канала.
Национальная академия наук Украины, природоохранная общественность, украинские «зеленые» предлагают альтернативные варианты строительства. Однако Министерство транспорта Украины отказывется их рассматривать.
С 6 марта экологические активисты планируют начать серию пикетов против строительства канала в Дунайском заповеднике.
«Даже однократные нарушения охранного режима заповедных объектов влекут необратимые разрушения природных сообществ на этих территориях, и даже после прекращения вмешательства и устранения дестабилизирующего фактора заповедный объект теряет значительную часть своей ценности», - говорится в заявлении Киевского эколого-культурного центра и Центра экологического просвещения «ХХI век».
Проблема выхода Украины в Черное море через Дунай чрезвычайно актуальна для экономики страны и ее престижа, а также для всего дунайского региона, особенно для Украинского Дунайского пароходства и его портов Измаил, Килия, Рени, Усть-Дунайск. С другой стороны, дельта Дуная является самым крупным водно-болотным угодьем Европы международного значения, и поэтому для сохранения биологического разнообразия дельты ее уникальные ландшафты защищены целым рядом национальных и международных правовых актов.
Дополнительная информация:
Владимир Борейко,
Киевский эколого-культурный центр
Алла Шевчук,
Одесское отделение МСоЭС
|