С чем Президент России приедет на всемирный саммит в Йоханнесбург?
Около полугода осталось до Всемирного саммита по устойчивому развитию «Рио+10» в Йоханесбурге. Политики и экологи мира готовят к встрече новые рецепты спасения природы, борьбы с бедностью и с глобальным изменением климата. С чем Президент России В.В. Путин приедет на эту встречу? Чем сможет похвастаться перед мировым сообществом? Какие конструктивные коллективные действия для выхода из глобального экологического кризиса предложит? Еще недавно, на эти вопросы ответы были вполне ясными: Россия - ведущий «экологический донор» планеты. Ее леса, тундры, горы трансформированы всего на треть и вместе с тропическими лесами Бразилии, тайгой Канады, саваннами Австралии поддерживают устойчивость биосферы и климата. И можно было не беспокоиться - охрана живой природы страны в надежных руках специалистов. Правда, в последние пять лет Министерство охраны природы трансформировалось в комитет, потом его объединили с Министерством природных ресурсов (МПР) России и свели до отдельного департамента. Но заложенные еще с петровских времен традиции охраны природы оставались достаточно эффективными. Оставались... До тех пор, пока за дело не взялись «профессионалы» обновленного МПР. Последовавшие за этим сокращения штатов профильных управлений, увольнение профессионалов-экологов, увеличение «бумагооборота» парализовало федеральные действия по охране живой природы такой огромной страны как Россия.
Немногие в нашей стране знают, что помимо московского метро, первого спутника и балета есть еще кое-что, чем мы можем пока еще гордиться. Мнение зарубежных специалистов-экологов единодушное: в России - одна из лучших в мире систем особо охраняемых природных территорий - заповедников, национальных парков, заказников. И вот теперь, по-видимому, в угоду группки лоббистов-недропользователей, мечтающих без «экологических помех» получать сверхприбыли от добычи общенародных природных ресурсов, идет ускоренное разрушение заповедной системы и всей охраны природы.
По непонятной логике из 58 структурных подразделений министерства только 2 имеют отношение к охране природы. Одно - отвечает за сохранение биоразнообразия и биоресурсов, другое (уже фактически разрушенное) - за охраняемые территории. Оба не укомплектованы (в первом 3, а во втором 2 специалиста). Часть прежних специалистов Управления охраняемых природных территорий и объектов и их многолетний руководитель В.Б. Степаницкий уволилась, другие выведены за штат или переведены в другие подразделения. То, что в этом определенная политика, говорят факты: вся деятельность МПР по заповедникам и национальным паркам сейчас идет мимо Управления - финансы, кадры, организация науки, экологическое образование. Согласно Приказу МПР №89 от 26 февраля 2002 г. заповедник или национальный парк теперь получают статус «федерального государственного учреждения», территория деятельности которого - «часть территории субъекта Российской Федерации». В такой ситуации и специальное управление не нужно. Есть же Управление по работе с подведомственными МПР России унитарными предприятиями и учреждениями! Вместе с фактом передачи региональным комитетам МПР функций по контролю за формированием и реализацией бюджетов федеральных заповедников и нацпарков все свидетельствует в пользу планов их переподчинения региональным властям. Если это произойдет, то судьба нашей заповедной системы предрешена - княжеские охоты в богатых дичью урочищах, кемпинги и отели в заповедниках, скоростные магистрали, газопроводы и автомобильные дороги, разрезающие как нож последние островки природы, горнолыжные курорты на девственных склонах Кавказа, заготовки древесины в национальных парках и т.д. и т.п. И все это под «чутким руководством» региональных лидеров, которые с удовольствием поучаствуют в управлении федеральной собственностью...
Охрана природы - сфера деятельности, отделенная от регламентации производства, лесозаготовок, добычи полезных ископаемых. В большинстве стран госслужбы, ответственные за заповедники и национальные парки, охрану редких видов, биологические конвенции имеют высокую степень самостоятельности. В США и Канаде - это Служба Национальных парков, в Германии - Федеральное агентство охраны природы, в Швейцарии - Агентство окружающей среды, лесов и ландшафта, в Великобритании - Департамент окружающей среды, сельского хозяйства и биоразнообразия, в Испании - Генеральная Дирекция охраны природы, в Румынии - Директорат защиты и сохранения биоразнообразия, в Норвегии - Директорат управления природой, в Чехии - Агентство охраны природы и защиты ландшафта и т.д. А в России идет погром заповедников. Так кто будет охранять живую природу страны? С чем же теперь поедет В.В. Путин на Всемирный саммит в Йоханесбург?
Выдержки из сообщения Аркадия Тишкова, доктора географических наук, Институт географии РАН
|