Архив Центра экстремальной журналистики
Девять причин сокрытия информации определяются в законопроекте «О получении информации об окружающей среде»
В Азербайджане принят во втором чтении законопроект «О получении информации об окружающей среде». Проект, как было заявлено, должен «регулировать отношения, возникшие в связи с получением полноценной информации об окружающей среде от государственных структур и органов местного самоуправления, ответственных лиц». Принятие закона, по идее, призвано обеспечить доступ к подобного рода информации физических и юридических лиц.
... «Азербайджанская сторона совместно с российской стороной будет осуществлять мониторинг здоровья населения и окружающей природной среды», - гласит статья 9.2. Соглашения между Россией и Азербайджаном «О статусе, принципах и условиях использования Габалинской радиолокационной станции».
Отметим, что тема воздействия работы Габалинской РЛС на здоровье населения прилегающих к станции районов остается одной из животрепещущих. Изучением проблемы экологических последствий займется, как заявлял ранее министр экологии и природных ресурсов Гусейн Багиров, мониторинговый комитет.
Сможет ли житель одного из этих районов или экологические НПО получить своевременную и полноценную информацию о влиянии РЛС на окружающую среду?
Согласно законопроекту, информация о состоянии окружающей среды подразделяется на два вида: «открытую» и «ограниченную для получения». Соответственно, для получения «ограниченной» информации с запросом могут обращаться, как гласит статья 8.3.2., только соответствующие исполнительные органы, а не физические и неправительственные организации страны. В статье 7 законопроекта также оговорены ограничения к получению информации. И информацию о воздействии Габалинской РЛС на здоровье населения можно сокрыть в полном соответствии с буквой закона. Так, госструктуры и органы местного самоуправления могут отклонять письменные обращения, даже не принимая их к рассмотрению: 7.1.2. если обращение безосновательно, анонимно или носит общий характер.
К «безосновательным», по мнению ряда депутатов, соответствующий орган власти может отнести любое обращение. Или скажем, если подается запрос о воздействии Габалинской РЛС на здоровье, то нельзя ли отнести подобное обращение к имеющим «общий характер»? Хотя бы на том основании, что воздействие работы РЛС на здоровье населения имеет множество аспектов: от радиоактивного до электромагнитного.
Однако, даже приняв обращение к рассмотрению, от ответа властные структуры могут отказаться хотя бы по следующим причинам: 7.2.1. информация относится к сфере интересов госбезопасности; 7.2.2. если в материалах госорганов есть ссылка на секретность вопросов международных отношений и обороны; 7.2.5. если информация о личности и архивные данные носят секретный характер. Помимо этого, в предоставлении информации можно отказать, если она носит характер коммерческой или производственной тайны и т.д.
Однако наряду с этим на обсуждениях был отмечен и целый ряд прогрессивных моментов. Так, в ст.7.3 проекта указано, что «отходы и другие воздействия, обусловленные деятельностью собственника, не могут быть отнесены к коммерческим тайнам». Статьи 11-12 посвящены защите права на получение информации и ответственность за ограничение доступа к сведениям.
Источник: газета «Эхо», 6 февраля, 2002 г.
|