Друзья, прекрасен наш Союз... №1 (20) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, В.Тихонов
Рисунки: О. Берлова
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Института "Открытое общество" (Фонда Сороса)
Деменьтьева В.В., г. Краснотурьинск
Рихвановой М.Г., г. Иркутск
Чуковой Ю.Г., г. Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Земной тупик дороги в космос

  Людям, которые никогда не полетят в космос, посвящается

  Очередные парламентские слушания в Казахстане впервые за историю своего проведения коснулись проблем освоения космоса. Инициатор слушаний, депутат от Карагандинской области Рауан Шаекин предложил коллегам обсудить острую тему: «Воздействие запусков с космодрома Байконур на здоровье населения и окружающую среду». Перед депутатами и приглашенными лицами выступили главы министерств, курирующих ракетно-космическую деятельность, руководители областей и районов, члены Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК, представители общественности Центрального Казахстана.
  В любой демократической стране парламентские слушания существуют для того, чтобы граждане этой страны могли не только заявить о волнующих проблемах, но и потребовать их решения. Наш народ особого доверия к Парламенту пока не испытывает и рассматривает его как госструктуру, не способную повлиять на размеренное (а часто - просто беспросветное) течение их жизни. Происходит это скорее от нашего равнодушия и пассивности.
  Сегодня одна из насущных проблем, которую пора решать - оценка и снижение вредного воздействия космодрома Байконур на окружающую среду и население. Хотите знать почему? Пожалуйста.
  Во-первых, согласно существующему, но не в полной мере действующему закону «Об охране окружающей среды» население должно быть застраховано от возможного воздействия экологически опасной деятельности, такой, например, как ракетно-космическая (РКД). Кроме того, наши граждане должны быть застрахованы не только от возможных аварийных падений ракет, но и от заболеваний, которые те самые ракеты вызывают. Пока таких страховок никто не имеет, тогда как рост числа заболеваний среди жителей Улытауского района Карагандинской области, лидирующего по количеству районов падения отделяющихся частей ракет-носителей (РП ОЧ РН), очевиден. Люди чаще и больше (чем, к примеру, в Осакаровском районе Карагандинской области) страдают ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой. Возросла материнская и детская смертность, сократилась средняя продолжительность жизни.
  Во-вторых, места штатных падений первых ступеней ракет-носителей не обозначены на местности, а потому население по-прежнему эксплуатирует зараженные земли: пасут скот, косят сено. Изъять эти земли из хозяйственного оборота тоже никто не торопится. К примеру, в советское время на Семипалатинском полигоне такие опасные территории были обнесены колючей проволокой и охранялись военными.
  Отсюда третья проблема: в момент запуска с космодрома «Байконур» очередной ракеты никто не может быть 100-процентно уверен в полном отсутствии людей и скота в штатных местах падений ступеней. Площадь отдельных районов падения достигает двух тысяч квадратных километров. Чтобы ее проконтролировать, понадобится рота солдат и неделя времени.
  В-четвертых, Казахстан сдал в аренду не только космодром «Байконур», но и РП ОЧ РН, тем самым как бы сняв с себя ответственность за контроль над ними. Мало того, сейчас в казахстанских министерствах и ведомствах нет точных данных о количестве и местоположении районов падения ОЧ РН. Например, по одним источникам в Карагандинской области 25 районов падения, по другим - 39.
  В-пятых, Казахстан имеет явный недостаток информации о РКД космодрома «Байконур». Россияне отказываются снабжать нас полномасштабными данными об экологической опасности своих ракетно-космических комплексов.
  Вот так выглядят основные пункты. Перечислять их можно еще очень долго, однако, это будет пустым сотрясанием воздуха, если к решению не подключится общественность. Дело в том, что министерства и ведомства ограничены узкими рамками своих специфических задач, уже не говоря о том, что инициатива госчиновникам вообще не свойственна.
  Так, Агентство по чрезвычайным ситуациям считает, что может начать действовать только после очередной аварии. Агентство по управлению земельными ресурсами полагает, что выполнило свою часть работы, заключив соглашение об аренде комплекса «Байконур». А посему снимает с себя обязанности по контролю за состоянием арендуемых земель. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды не может начать действовать без оценки влияния запусков ракет на окружающую среду. Исследования по этому вопросу финансируют россияне, а казахстанская сторона дипломатично ждет истечения пяти лет, до 2005 года (срок, на который рассчитаны исследования). Министерство здравоохранения настойчиво заявляет о повышенной заболеваемости населения, проживающего в штатных районах падения. Но связывать очевидное с РКД не спешит. А значит, предъявить России счета за ущерб, причиненный здоровью населения, невозможно. Осторожность медиков вроде и понятна, но хочется напомнить лишь о том, что больные живут не вечно. В Улытаусском районе продолжительность жизни мужского населения снизилась до 48 лет!
  Преобладание узковедомственных, если не сказать корыстных, интересов - вот общая беда правящих госструктур Казахстана, да и, наверное, всех стран СНГ. Специалисты уверены, что при правильном (то есть, истинно государственном) экономическом подходе к проблеме «Байконура» практически все имеющиеся проблемы можно решить даже на 10 процентов от суммы ежегодной арендной платы за комплекс Байконур. Однако действия Правительства, которое приняло во внимание рекомендации Парламента, не помогут решить проблему без активной и выраженной в конкретных действиях позиции населения. Так что казахстанцам не стоит упускать реальную возможность не только задавать вопросы своим депутатам, но и требовать их решения.
  В отличие от последних четырех-пяти слушаний в Парламенте Казахстана по различным государственным проблемам, слушания по Байконуру были весьма представительными и оживленными, если не считать совершенно бесцветных выступлений министров здравоохранения и охраны окружающей среды. Другим отступлением от политических традиций СНГ было то, что основным виновником бед местного населения названа не соседняя страна, не Россия, арендующая комплекс Байконур, а собственные министерства и ведомства, курирующие ракетно-космическую деятельность. Депутаты Парламента подвергли критике некомпетентность, неповоротливость правительственных структур, ответственных за координацию деятельности всех государственных ведомств по вопросам безопасности, изучению и контролю экологической ситуации вокруг космодрома и районов падения ОЧ РН, по проблемам здоровья людей, проживающих вблизи этих территорий, а также в местах аварий и под трассами пролета ракет. Имея 45-летную историю освоения космоса и 10 лет государственной независимости, Казахстан до сих пор не имеет Концепции космической политики и Закона о безопасности ракетно-космической деятельности!
  Одной из причин сложной социально-экологической ситуации в Казахстане вокруг РКД и повышенной психологической напряженности у населения, по словам выступающих, является политика замалчивания проблем функционирования космодрома, как со стороны Росавиакосмоса, так и со стороны Правительства Казахстана. Так Росавиакосмос не предоставил запрашиваемую Парламентским комитетом в ноябре 2001 года информацию о местах падения ракет на территории Казахстана за время деятельности космодрома, некоторые подробности о районах падения ОЧ РН и экологических аспектах работы жидкостных ракетных двигателей. И одновременно представители российского космического ведомства в кулуарных беседах посетовали на неосведомленность казахстанской общественности о внедренных ими высокоэкологичных разработках и об огромном объеме работ, проведенных за последние 2-3 года в районах падения первых ступеней ракет-носителей.
   выступлении на парламентских слушаниях заместителя генерального конструктора КБ «Салют» г-на В.Карраска и интервью начальника экологического отдела Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры Росавиакосмоса г-на В.Самброса была нарисована благостная картина экологизации современных ракетных технологий, но ни слова - о нежелании российской стороны делиться с Казахстаном экологически важной информацией.

  А это, увы, именно так.

  По результатам проведенных парламентских слушаний Комитет по экономической реформе и региональному развитию Парламента республики Казахстан, совместно с депутатами, принявшими участие в парламентских слушаниях, рекомендуют:

  Правительству Республики Казахстан (РК):
  1. Разработать и принять постановлением Правительства РК Концепцию космической политики РК.
  2. Разработать Национальную комплексную программу, включающую целевые областные программы, по изучению влияния деятельности космодрома «Байконур» на состояние здоровья населения, по охране здоровья и социальной защите населения в зоне влияния космодрома «Байконур», систему оценок и методику количественного определения ущерба здоровью человека от РКД. Привлечь к исследованиям независимых международных экспертов для объективной оценки воздействия космодрома.
  3. Создать единый Научно-методический центр по изучению влияния космодрома «Байконур» на здоровье населения РК в г. Караганде. Создать при Научном центре функционирующую лабораторно-методическую базу оценки количественного загрязнения окружающей среды компонентами ракетного топлива (КРТ) в зоне воздействия космодрома.
  4. Создать Межведомственный координационный центр по проблемам безопасности РКД и обеспечить поступление в базу данных «Центра» информации от Правительства РК, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства здравоохранения, Министерства энергетики и минеральных ресурсов, Министерства образования и науки, Агентства по управлению земельными ресурсами, Агентства по ЧС и областных госструктур.
  5. Обеспечить передачу казахстанской стороне нормативно-методических документов (в частности, методик определения гептила), используемых российской стороной при оценке воздействия запусков РН на окружающую среду в штатных и аварийных ситуациях, в соответствии с Постановлением Правительства РК от 18 ноября 1999 года №1747а «Об итогах работы Правительственной комиссии по изучению последствий падений частей российской ракеты в Карагандинской области 27 октября 1999 года».
  6. Привести в соответствие с современным экологическим законодательством положения Межправительственных Соглашений по комплексу «Байконур».
  7. Внести в законодательные акты РК изменения и дополнения по вопросам организации экологического страхования, социальной защиты и возмещения ущерба от РКД.
  8. Обеспечить опубликование в СМИ ежегодных отчетов по расходованию государтвенных средств, использованных для обеспечения безопасности населения и снижения отрицательного влияния РКД на окружающую среду (экологические, медицинские, научные, реабилитационные мероприятия и исследования).

  

Из докладов на парламентских слушаниях Астана, 11 января 2002 г.

  Калмыков Дмитрий Евгеньевич, директор общественного объединения «Карагандинский экологический музей»:
  Моя организация занимается сбором и распространением экологической информации среди населения Карагандинской области.
  Однажды на лекции в музее присутствовали жители тех районов, в которых падают и взрываются ступени ракет. Они задали мне простой вопрос: а какая нам, сельским жителям, практическая польза и выгода от полетов ракет? Я приготовился привычно перечислять: метеорологические спутники, Интернет, электронная почта, спутниковые телефоны. И вовремя спохватился. У них ничего этого нет. У них нет обычных телефонов, не у всех есть электричество, они не пользуются прогнозами погоды со спутников. Космос оказался бесполезен для них. Люди, которые живут там, где максимален экологический вред, не получают никакой пользы, никаких денег, никаких выгод. В беседе со мной легендарный российский космонавт Олег Макаров, ракета-носитель которого взорвалась над Карагандинской областью в 1975 году, признал: «Да, это позор. Мы работаем на технике будущего, мы решаем гигантские научные задачи, тратятся огромные ресурсы. А ближайшие к Байконуру села, аулы так и не смогли элементарно благоустроить за 45 лет работы космодрома».
  Я горжусь тем, что в Казахстане первый, крупнейший на планете космодром. Эту гордость казахстанцы заслужили и непрожитыми годами жизни. Если посчитать на все население, получатся многие тысячи недопрожитых лет.
  Остановлюсь на вопросах безопасности населения. К сожалению, такое понятие не фигурирует в казахстанских документах. Министерство, которое осваивает космос, говорит о ракетах и их совершенствовании. Экологи говорят о методиках анализов. А о населении в рекомендациях этих министерств не говорится ничего, как будто его нет, как будто бы нужно создать специальное министерство по населению.
  Во всем демократически развитом мире безопасность населения от экологически опасной деятельности обеспечивается страхованием. Страхователем выступает владелец опасного производства или государство. Простой вопрос: почему американские граждане, которые живут вокруг космодрома, застрахованы, а казахстанцы нет? Страховые суммы для ракет, стартующих с Байконура, - это десятки и сотни миллионов долларов. Но никаким образом ответственность перед местным населением там не описывается. Поэтому когда «Протон» падает, то Казахстан получает компенсацию за бензин, за пожарные машины, за зарплату работникам ЧС, которые выехали к месту аварии. Для местных жителей не предусмотрено ничего.
  Когда Экологический музей изучал эту проблему, то пытался использовать опыт мировой общественности. Оказалось, что в мире нигде не существует противостояния между ракетно-космическими комплексами и общественностью. Госструктуры этих стран решили проблему до ее возникновения. Сделано все, что должно быть сделано. Районы падения обозначены, вся необходимая информация доступна, даже любой из нас может через Интернет взять любые американские документы по обеспечению публичной безопасности. Американские документы мы можем взять, свои родные - невозможно. В результате в этих странах общество рассматривает космодромы как желанный источник повышения благосостояния. Сейчас в США проходит конкурс среди нескольких штатов. Они хотят строить у себя новый космодром, им это выгодно, никто не протестует.
  Отсутствие информации усугубляет ситуацию. Необоснованные страхи на людей действуют так же сильно, как и реальная опасность от ракетного топлива. Казахстан в лице Парламента принял и ратифицировал Орхусскую конвенцию о доступе общественности к экологически важной информации. Таким образом, и весь мир, и Казахстан признали, что если люди знают, в каких условиях они живут, то это способствует процветанию нации.
  Древнеримская пословица говорит: «Кто извещен - тот вооружен». В настоящее время недостаток информации о реальном положении дел делает и государство, и людей беззащитными перед возможными опасностями. Я предлагаю объединить наши усилия, для того чтобы сделать работу космодрома Байконур желанной и выгодной для всех.
  Дрожжин С.В., депутат Парламента РК :
  ...В аэрокосмическом комитете нет никакой информации об экологической опасности ракетоносителей. Причем само понятие «экологическая опасность» там трактуют по-своему.
  Например, в 1998 году был запущен космический блок «Заря» для международной орбитальной станции. На его борту из более чем 6 тонн топлива находилось около 2 тонн гептила. Это количество аэрокосмический комитет считает неизмеримо малым. Хотя в случае аварии такого количества гептила достаточно, чтобы отравить тысячи кубических километров воздуха. Удивляет доверчивость наших аэрокосмических ведомств. В 1996 году Росавиакосмос без результатов экологической экспертизы заявляет, что конструктивные особенности обеспечивают безопасность в процессе запуска и даже в случае аварии космического аппарата «Марс-96» с 200 граммами плутония на борту. Этого оказалось достаточно для получения разрешения на старт. Не стоит даже говорить о том, что в 1996 году Казахстан не имел ни одного прибора для полевого определения плутония в окружающей среде. А возможность наличия на борту взрывчатых ядовитых едких веществ вообще не принимается во внимание. Ни в одном из государственных ведомств не запрашивают Росавиакосмос о наличии опасных веществ на борту ракет. Они только сейчас после наших вопросов стали вынуждено интересоваться этим. Поскольку аварии ракетоносителей с космическими аппаратами из-за особенности ракетной техники происходят регулярно, то государство и его компетентные ведомства обязаны учитывать все возможные опасности всех типов аварий для населения и природы. И, соответственно, принимать профилактические меры для предотвращения и уменьшения возможного ущерба таких аварий...
  Карраск В.К, первый заместитель Генерального конструкторского бюро «Салют», Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева, главный конструктор ракеты-носителя «Протон-М»:
  ...У нас наиболее тяжелые условия, потому что внутриконтинентальное расположение космодрома Байконур вынуждает ронять, образно говоря, первую и вторую ступени на территорию, в отличие от большинства зарубежных ракет, которые расположены на восточных берегах океанов. Поэтому у нас эта проблема стоит острее. «Зеленые» за рубежом в этом отношении не предъявляют претензий. Претензии предъявлялись по твердотопливным РН.
  Шаекин Р.М., депутат Парламента РК, инициатор слушаний:
  ...Хочу высказать свою точку зрения на работу различных министерств и агентств, обязанных заниматься последствиями функционирования космодрома. Министерство здравоохранения в течение двух лет являлось исполнителем Программы оценки влияния запусков РН с космодрома Байконур на здоровье населения (2000 - 2004 гг.). У них имеются некоторые промежуточные результаты, однако для выявления специфических заболеваний, вызываемых многолетним попаданием в организм человека малых количеств высокотоксичных компонентов ракетного топлива и продуктов их распада необходимы более глубинные исследования, которые выходят за рамки этой программы, и финансироваться российской стороной не будут.
  Так почему Министерство здравоохранения, констатируя факты ухудшения здоровья населения в зоне влияния космодрома, факты значительного снижения рождаемости на фоне увеличения смертности и падения естественного прироста населения, не бьет тревогу все эти годы? Мы ежегодно утверждаем бюджет, но не видим от данного администратора программ заявок по решению этой проблемы. Ведь у нас это министерство отвечает за здоровье нации, так кому как не ему беспокоиться об этом?
  Деятельность Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по выявлению загрязнения в окружающей среде компонентами ракетного топлива, координированию научных, медицинских, экологических исследований носит поверхностный характер.
  Вопросы безопасности ракетно-космической деятельности очень узко понимаются Агентством по чрезвычайным ситуациям. Агентство считает, что не обязано контролировать порядок ликвидации проливов топлива штатных районов падения. Не работает с местным населением по предупреждению последствий. Тогда как в законодательных актах, регулирующих работу Агентства по чрезвычайным ситуациям, записано: «Предупреждение, профилактика и ликвидация чрезвычайных ситуаций»... Для того, чтобы грамотно ликвидировать последствия ЧС, необходимо знать, как это делать, то есть готовить личный состав аварийно-спасательных служб к ликвидации последствий аварий ракет различных типов, а не просто докладывать: «К пуску готовы». Причем вся готовность заключается в рассылке предупреждений, телеграмм районным акимам, которые в свою очередь начинают спешно вызывать начальника РОВД. Больше некого вызвать. Начальник РОВД посылает туда двух-трех участковых инспекторов, которые «закрывают границу» на сотню километров. И на этом все заканчивается...
  При Правительстве нужно создать межведомственный координационный центр по проблемам безопасности ракетно-космической деятельности и обеспечить поступление в эту базу данных от всех министерств и ведомств, имеющих отношение к данной проблеме. Нужно привести в соответствие с современными экологическими законодательством, положением межправительственных соглашений по комплексу Байконур. Необходимо установить ежегодные экологические квоты на запуски ракет и соответственно выработать экономический механизм, предусматривающий выплату компенсационных средств за сверхнормативное загрязнение окружающей среды. Нужно внести в законодательные акты Республики Казахстан изменения и дополнения по вопросам организации экологического страхования, социальной защиты и возмещения ущерба от ракетно-космической деятельности...
  Можно считать проведенные парламентские слушания первым шагом к понимаю всей важности проблемы, которые необходимо решать всем нам, кто ощущает ответственность перед народом Казахстана, кому не безразлична судьба будущих поколений.

  Анастасия Леверова, Константин Юдин,
  Общественное объединение «Карагандинский экологический музей»

  


seu-info@ecoline.ru