Брянск за химбезопасность
Брянская область, наверное, может заслуженно претендовать на звание одного из самых «несчастных» в экологическом отношении регионов России: помимо чернобыльской «тучи», Брянщине достались «в наследство» обширные запасы химического оружия бывшего СССР. Неудивительно поэтому, что все проекты, которые могут нести хотя бы потенциальную угрозу окружающей среде, вызывают повышенное внимание общественности, а любая попытка «добавить» жителям области экологических проблем воспринимается очень остро.
Не стала исключением из этого правила и попытка завода «Мальцовский портландцемент», расположенного в городе Фокино (Дятьковский район Брянской области), взяться за сжигание в своих печах отслуживших свой срок и не подлежащих переработке шин и покрышек из-за рубежа. Подвергать утилизации таким методом предполагалось 28 тысяч тонн автошин в год.
Руководство завода, понимавшее, что газообразный «результат» такой деятельности (сернистые и бенз(а)пиреновые соединения, несгоревшая сажа и множество других ядовитых веществ и элементов) вряд ли вызовет большие симпатии у населения региона, поспешило успокоить жителей, заявив о том, что в проекте запланированы расходы на улавливающие и очищающие фильтры, а едва ли не весь доход от его реализации пойдет на уменьшение затрат района на губернаторскую программу газификации области. В многочисленных газетных статьях концерн «Штерн-цемент», которому принадлежал завод, представлялся едва ли не альтруистическо-благотворительной организацией, которая денно и нощно печётся о благополучии отдельно взятого Дятьковского района только что не себе в убыток.
Когда необходимые документы, подписанные не только руководством «Портландцемента», но и главами администраций города Фокино, Дятьковского района и даже главным санитарным врачом области, отправились на согласование в областную администрацию, на них и обратила внимание председатель брянского отделения Союза «За химическую безопасность» Людмила Комогорцева. Выяснилось, что гладко было на бумаге, да забыли про овраги... Так, один из пунктов протокола программы «Экономия и энергосбережение» (составной частью которой является ввоз шин и покрышек на территорию Брянщины для последующей переработки) утверждает, что «программа является полностью безвредной для окружающей среды и здоровья человека», но уже через несколько пунктов говорится, что «за счёт полученной экономии от внедрённой программы предусматривается выделение средств для поэтапного отселения из санитарной зоны». Ещё один сюрприз в случае подписания протокола в его первоначальном виде поджидал бы администрацию области: те самые улавливающие и очищающие фильтры, которые призваны были обеспечить экологическую безопасность программы, должны были быть поставлены не за счёт концерна-альтруиста, а за счёт областного бюджета. Но самое любопытное в том, что даже эти фильтры позволяют проникать в атмосферу огромному количеству вредных выбросов. Областной комитет по охране окружающей среды, который, вместе с областным центром Госсанэпиднадзора, выразил своё резко отрицательное отношение к проекту, прислал Комогорцевой список вредных веществ, которые будут «оставаться» от сожжённых шин. Этот список занимает несколько страниц и содержит в себе весь диапазон вредных веществ от высшего до низшего класса опасности.
Результатом последовавшего скандала стала приостановка «экономно-энергосберегающего проекта», а 13 декабря 2001 года губернатор Брянской области Юрий Лодкин подписал распоряжение о создании (!) общественной экологической экспертизы, назначив её председателем Людмилу Комогорцеву. В состав экспертной комиссии вошли, помимо общественных экспертов, также главный санитарный врач области, представители комитета природных ресурсов и чиновники областной администрации. Комиссия провела уже четыре заседания, в том числе и выездное, и на каждом заседании присутствовали представители прессы. Подождём результатов?
Людмила Комогорцева,
Союз «За химическую безопасность», г.Брянск
|