Нововоронежская АЭС под гражданским контролем
Осуществляя общественный мониторинг радиационного загрязнения окружающей среды в районах расположения АЭС, экологическая организация «Зелёная волна» выявила факты сокрытия и дозирования негативной информации о радиационной обстановке со стороны Минатома и некоторых государственных контролирующих органов.
Выясняя причины уже имеющегося заметного радиационного загрязнения донных отложений в Цимлянском водохранилище, представители «Зелёной волны» отобрали специально изготовленным пробоотборником пробы иловых отложений в реке Дон около Нововоронежской АЭС. Проверка проб в двух аккредитованных государственных лабораториях показала, что донный ил загрязнён до уровня радиоактивных отходов согласно санитарным правилам СП 2.6.1.799-99. Загрязнение, например, радиоактивным кобальтом-60 превышало 32000 беккерелей/кг, а гамма-излучение было 283 мкР/час.
Центр госсанэпиднадзора Ростовской области, выявив в пробах такие показатели, долго уклонялся от выдачи «Зелёной волне» протокола испытаний, но заключённый договор на проведение платных испытаний проб вынудил центр все-таки предоставить эти данные.
Правда, при этом главный санврач Ростовской области Г.Айдинов, «оберегая» спокойствие населения, добавил в ответе, что «полученные содержания кобальта-60 в представленных пробах, возможно, связаны с внесением раствора Со-60 в образец уже после отбора».
До выявления «Зелёной волной» опасного радиационного загрязнения в районе Нововоронежской АЭС станция преподносилась Минатомом как образец многолетней безопасной работы в порядке агитации за возобновление строительства аналогичной Ростовской АЭС. В Нововоронеж возили ростовских депутатов, руководителей ведомств. Им показывали информационные табло с безопасными показателями радиационного фона 10-12 мкР/час. Но это показатели по воздушной среде. А какая радиация накопилась в почве, донных отложениях - об этом ни слова.
Предвидя, что практика искажения, замалчивания выявленной неправительственной организацией информации о радиационном загрязнении может продолжаться в ведомствах, «Зелёная волна» направила протокол испытаний в Правительство России и попросила М. Касьянова поручить провести вневедомственное расследование опасного радиационного загрязнения. И одновременно запустила об этом информацию в Интернет, по электронным адресам и др.
В этой ситуации атомщики, не дожидаясь возможного воздействия из аппарата правительства, уже через 9 дней «обнаружили» в устье сброса в р.Дон канала энергоблоков 1 и 2 Нововоронежской АЭС локальный участок с радиоактивным загрязнением. Участок оградили, установили предупредительные знаки, ограничили проезд транспорта и проход людей в этой зоне и, как часто бывает в последнее время, решили «разобраться» с виновниками выявления и предания огласке информации о радиационной обстановке. Заявляя, что вода и рыба в Дону в соседстве с радиоактивным илом безопасны, заинтересованные лица начали поиск людей, «облучившихся» при нахождении рядом с пробами ила и представителем «Зелёной волны» при их доставке от Нововоронежской АЭС в лаборатории Ростовской области, чтобы побудить их подавать иски в суд на председателя «Зелёной волны» Н.Жилкина. Но слишком очевидным и засвеченным оказался прокол атомщиков с выявлением «дилетантами-зелёными» в 2000 году опасных последствий радиационного загрязнения подземных вод, грунта и р.Дон жидкими радиоактивными отходами при их утечке ещё в дочернобыльские времена в 1985 году.
Чтобы поскорее приуменьшить масштабы радиационного загрязнения, атомщики больше сосредоточились на удалении и захоранивании загрязнённого грунта с берега Дона, но были остановлены созданной из представителей ВНИИАЭС, АЭП, института Биофизики, и НПО «Тайфун» Гидромета вневедомственной рабочей группой. Берег Дона, оказывается, трогать-то как раз нельзя. Он в какой-то мере препятствует выходу в реку Дон массиву радиационно загрязнённых вод с территории НВАЭС.
В течение полугода вневедомственная группа во главе с директором ВНИИЖЭС А.Абагяном бурила скважины,проводила исследования масштаба загрязнения, причин выхода радиации в Дон, нарабатывала методы уменьшения радиационного загрязнения, доходящего местами до 2000-3000 мкР/час. По итогам работы вневедомственной рабочей группой подготовлен более чем 300-страничный отчёт. Но под предлогом, что работы оплачивались Минатомом, это ведомство пытается теперь не выпустить этот опасный отчёт из-под сукна.
Осмелели в Минатоме после того, как Воронежская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, возбудив 25 декабря 2000 года в отношении бывших директора Нововоронежской АЭС Зверева В. и гл. инженера Кустова В., ответственных за безопасную эксплуатацию атомной станции на момент аварии в 1985 году, уголовное дело, прекратило его 25 июня 2001 года в связи ... с их смертью.
А дело было возбуждено, как сообщил «Зелёной волне» прокурор, «по факту загрязнения радионуклидами устья сбросного канала энергоблоков 1 и 2 Нововоронежской АЭС и отводящего канала на подпитку карт рыбного хозяйства». И «причиной утечки жидких радиоактивных отходов из хранилища жидких РО НВАЭС послужили отступление от проекта при строителъстве хранилища, несовершенство системы откачки, протечек хранилища, ошибки персонала при эксплуатации насосной установки ХЖО».
Да, непросто воздействовать на ведомства через неправительственный гражданский контроль. Но в ряде случаев российской практики работы НПО эффект конкурентного гражданского контроля налицо.
Будем благодарны всем, кто пожелает обменяться опытом практических действий по неправительственному, гражданскому контролю.
Николай Жилкин, ОЭО «Зелёная волна»
|