Программы
Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

обновлено 14.10.2003 г.

"За экологическую безопасность ракетно-космической деятельности"

  • Возврат к списку публикаций

    ЗЕМНОКРЫЛАЯ ДУША

    ...Вселенской несвободою томится,
    И вновь, загадку космоса решив,
    Стремится ввысь, с родной планетой слиться,
    Пространство налетавшейся души.

    Сбылась мечта, что в сердце поселилась:
    Расправив крылья и Землёй дыша,
    С небес спустившись, к дому возвратилась
    Живая земнокрылая душа.


      Эти строки принадлежат нашему замечательному земляку, человеку, который с юности мечтал дотянуться до звезд. Сегодня в гостях у "Твоей Провинции" летчик, космонавт, ученый, эколог, общественный деятель, поэт - Сергей Владимирович Кричевский.

       - Поздравляю вас, Сергей : с наступающим Днем космонавтики! Ваша профессия, - наверное, одна из самых молодых на Земле. Скажите, как все-таки становятся космонавтами?

       - Благодарю за поздравление и интерес к теме. Одно важное дополнение: 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. Именно в этом естественно-историческом и символическом единстве "небесных" дел и профессий - ключ и путь к профессии "космонавт". Между прочим, эта профессия до сих пор "вне закона" - ее нет в соответствующих перечнях профессий, а сама работа такая и профессионалы есть. Космонавтами становятся благодаря своей мечте, без которой ничего не получится. Путь "в космонавты" очень сложный. Кроме профессиональных требований (высшее образование и квалификация по одной их необходимых профессий, - как правило, сейчас это летчик, инженер, врач, ученый), очень важно состояние здоровья. Дальше - еще сложнее - Необходимо "войти в "космическую систему": подать личное заявление в Роскосмос, продолжить всю длинную официальную процедуру отбора (начиная с медицины и заканчивая решением специальной государственной комиссии) и стать кандидатом в космонавты. Затем успешно пройти сложнейшую подготовку, сдать государственные экзамены и получить квалификацию "космонавт-испытатель" или "космонавт-исследователь". Таковы "правила игры" в России. Про "космических туристов" не говорю, это отдельная тема, где почти все решают деньги.

       - Я знаю, что вы родом из Приамурья. Как сложился ваш жизненный путь? Сейчас, живя в Звездном городке, не скучаете по нашим краям?

       - Уточняю: я родился в Приморском крае, в городе Лесозаводске, в 1955 году. Мой отец был офицером. Через год его перевели служить в Моховую Падь вблизи Благовещенска, через два года - в Хабаровский край, потом снова в Приморский, а в начале 1969 года - в Благовещенск. Жили мы (родители, я, брат и сестра) на ул. Красноармейской, дом 135, кв. 4. Сначала я учился в школе ? 30, потом перешел в среднюю школу ? 6 на улице Горького и закончил ее в 1972 году. С 1969 года занимался в клубе юных летчиков, там же, кстати, нашел и свою будущую жену Людмилу (ее отец тоже был офицер, служил в ДВВОКУ). В Благовещенске прошла моя прекрасная юность, город дал мне путевку в жизнь (и даже "Комсомольскую путевку" в военное училище), поэтому я считаю его родным. С юности мечтал стать летчиком и космонавтом, принял решение идти к цели через профессию военного летчика-истребителя. После школы поступил в Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков ПВО, в 1976 году закончил его с золотой медалью (причем, на самолете МиГ-21), сам выбрал первое место службы - закрытый государственный испытательный полигон Сары-Шаган в Казахстане, и служил там до 1980 года, потом - в Центре боевого применения и переучивания летчиков авиации ПВО (Горьковская область), на самолетах МиГ-23 и Су-27 (на "Су" я вылетел в 1986 году, тогда он был еще секретным). Затем последовала служба в управлении командующего авиацией ПВО. Занимался задачами ПВО, боевого применения и безопасности полетов авиации. С 1982 года - военный летчик 1-го класса. Параллельно - учеба в заочной адъюнктуре Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского в Москве, в 1987 году защитил диссертацию, посвященную безопасности полетов при отказах техники, кандидат технических наук. В 1987-1988 годах, одолев всевозможные бюрократические препятствия, прошел отбор "в космонавты". С 1989 года - в Отряде космонавтов Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, в Звездном городке. Начал общекосмическую подготовку, а в 1991 году завершил ее, получив квалификацию "космонавт-испытатель" готовился к полету на пилотируемом космическом корабле "Союз-ТМ" на орбитальный комплекс "Мир". Должен был полететь в космос в качестве командира корабля в 1995 г. Однако медицинская проблема оказалась неодолимее бюрократических препон - слетать в космос не удалось. В 1998 году я уволился из армии и ушел на пенсию в возрасте 43 года, имея выслугу 44 года, поскольку летчикам-истребителям и космонавтам один год идет за два). О родной дальневосточной земле помню всегда. Конечно, скучаю, по Благовещенску, по друзьям: Сейчас бывать в любимом городе стало сложнее: моя семья живет в Центральной России, а цены на авиабилеты высокие.

       - В Амурской области сейчас довольно напряженная ситуация с космодромом Свободный. Экологи бьют тревогу, призывая не допускать запусков ракет на гептиловом топливе. Как вы оцениваете эту проблему? Какой видите выход?

       - В связи с созданием космодрома Свободный (тогда он не имел такого статуса, там была сокращаемая дивизия РВСН), в сентябре 1995 года я побывал в Благовещенске и области, прилетал специально. Был на месте космодрома, затем выступал в Законодательном собрании Амурской области и на областном телевидении. Встречался с военными, учеными, с молодежью: Еще в 1994 году я выдвинул идею создания комплексной программы развития космодрома Свободный в интересах региона. Причем, с увязкой вопросов развития науки, технологий, образования в Амурской области с деятельностью космодрома в интересах России и региона. Предлагалось создать в Благовещенске филиал Российского космического агентства. Были четко поставлены вопросы обеспечения экологической безопасности космодрома, с учетом негативного опыта космодромов Байконур и Плесецк. К сожалению, все это так и не было реализовано. Развитие космодрома Свободный сначала было заморожено по финансовым причинам, а сейчас идет по военному варианту - по опасному и тупиковому пути реанимации сверхтоксичных гептиловых ракет в виде конверсионной "Стрелы", без учета важных особенностей геоэкосистем. Это создает серьезную угрозу загрязнений и экологической катастрофы с тяжелыми последствиями для региона, особенно в случае возможных аварий. Гептиловую угрозу необходимо остановить и ликвидировать, чем я и занимаюсь с 1995 года, выступая за космодром Свободный без гептила. Необходимо найти и реализовать альтернативный вариант. Это возможно при независимой экспертизе, соблюдении других требований российского экологического законодательства, при учете прав и интересов людей, прежде всего живущих в Амурской области и Республике Саха - Якутия.
       В 2002 г. общественным организациям при поддержке населения и во взаимодействии с властями удалось приостановить реализацию опасного проекта "Стрела". Однако вопрос остается открытым: работы на космодроме незаконно финансируются и продолжаются, хотя проект не прошел госэкоэкспертизу. Мы должны его окончательно решить в пользу людей и природы. Поэтому с марта 2005 года в Благовещенске создается общественная коалиция "За экобезопасность космодрома Свободный", куда уже вошли организации Амурской области, а также межрегиональные общественные экологические организации России - союз "За химическую безопасность" и другие. Мы открыты для конструктивного сотрудничества. Системный выход - в альтернативном варианте: пока запускать из Свободного только твердотопливные ракеты, а гептиловые не запускать здесь более никогда (вполне достаточно свыше 40 пусков боевых гептиловых ракет в эпоху СССР и взорванных ракетных шахт - экологические последствия ощущаются до сих пор). Для минимизации экологических и других последствий, я рекомендую на космодроме Свободный использовать твердотопливные ракеты "Старт" и их модификации. В случае острой необходимости в перспективе можно создать инфраструктуру для запусков ракет семейства "Ангара" (на топливе "керосин + кислород"), причем, на мой взгляд, лучший из этого семейства - вариант возвращаемой крылатой ступени "Байкал". Однако предпочтительнее обойтись и без этого. Все это вполне реально, если космодром Свободный сориентировать на запуски спутников нового поколения - малых и мини-спутников общей массой в несколько десятков и сотен килограммов, - до 500. Именно за такими спутниками будущее. А не за идейно и технологически устаревшими тяжелыми военными спутниками, сделанными специально под гептиловую "Стрелу", чтобы обосновать-обеспечить на 20 лет вперед пуски ракетного "старья" со складов. Чтобы выйти из тупого "гептилового зацикла", необходимо иметь перспективную программу развития космодрома в широкой комплексной постановке, с учетом баланса интересов региона и России, а так же активного международного сотрудничества.

       - Ваша специальность - космонавт-исследователь. Насколько я понимаю, вы занимаетесь прежде всего наукой. Каков круг ваших интересов?

       - Моя квалификация - "космонавт-испытатель", что гораздо шире, чем "космонавт-исследователь", поскольку предполагает еще и умение управлять космической техникой, и вести ее испытания в полном объеме. В процессе подготовки к космическому полету я в вместе с группой коллег получил в Москве в 1993-1994 годах второе высшее образование, квалификацию "инженер-эколог" и "магистр экологического менеджмента" по дистанционному аэрокосмическому мониторингу Земли, - на базе Российского госуниверситета нефти и газа им. Губкина и сети-кафедры ЮНЕСКО. Этим я занимался профессионально, в том числе с прицелом на Амурскую область и весь Дальний Восток. После ухода из Отряда космонавтов моя основная деятельность связана с научными исследованиями, высшим и дополнительным образованием в сфере экологии - природопользование, охрана окружающей среды, экобезопасность технической деятельности (в том числе аэрокосмической и военной), экополитика. Опубликовал более сотни научных трудов, несколько книг. На повестке дня - защита докторской диссертации. В настоящее время - доцент кафедры экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ, а по совместительству - старший научный сотрудник экологического центра Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, доцент кафедры геоэкологии экологического факультета Международного независимого эколого-политологического университета. Работаю в Москве, веду НИР, обучаю слушателей, студентов, аспирантов. Активно участвую в деятельности ряда общественных организаций. Живу в Звездном городке, поддерживаю деловые и личные связи с коллегами - космонавтами.

       - Что оказалось самым сложным в работе космонавта?

       - Очень сложное - долго ждать и быть всегда готовым хорошо выполнить тяжелую и ответственную работу. Но еще сложнее - сохранить себя, причем не просто физически, профессионально и "технически", а как свободную личность: иметь и уметь отстаивать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением "космического начальства". Короче говоря, сочетать профессионализм и гражданское достоинство. С этим, особенно в пилотируемой космонавтике (в отличие от авиации), большие проблемы - очень хочется слетать в космос, но молчание и соглашательство вредят делу. Приходится выбирать. Многим, к сожалению, не всегда удавалось сделать достойный выбор. Поэтому в космонавтике, как и в других отраслях и во всей сфере обеспечения экобезопасности, немало унаследованных и новых проблем. Много чрезмерного риска для космонавтов, чья деятельность и без того экстремально опасна из-за множества объективных неблагоприятных факторов полета. Это, кстати, характерно не только для России, но и для США. Две трагические катастрофы "Шаттлов" в 1986 г. и в 2001 годах, с гибелью 14 астронавтов - жестокая плата и за длительное сокрытие проблем, и за ложную сверхлояльность многих специалистов. Подобная ситуация складывается и с космодромом Свободный, - имею в виду проблему гептиловых ракет. Военные и ракетчики отстаивают в первую очередь свои групповые и корпоративные интересы, выдавая их за государственные, а вовсе не интересы и права - жителей Амурской области, не интересы сохранения уникальной природы Приамурья. Но главный государственный интерес - это сбережение народа и природы России и никак не пуски залежавшихся с "холодной войны" гептиловых ракет, причем любой ценой, включая искусственное создание якобы безвыходной для космодрома ситуации. Космическая техника и вся космическая деятельность очень сложны, они малопрозрачны даже для специалистов, а тем более для общества. Очень много интриг и бюрократии. Так сложилось в этой элитарной сфере научно-технической деятельности. Вместе с тем мы должны знать, помнить и отстаивать наши общие ценности: во-первых, космос и космонавтика принадлежат всем нам, людям Земли, а вовсе не государствам, космическим чиновникам, технократам и бизнесменам; во-вторых, люди важнее ракет, а не наоборот; в-третьих, космическая техника и деятельность могут и должны быть экологичными, а вовсе не грязными, разрушающими здоровье, людей и природу.
       В юности - в 1969-1972 годах в Благовещенске - глядя на прекрасное ночное небо, усыпанное звездами, рассматривая в телескоп Луну, Юпитер и его спутники, я мечтал о космосе и думал: почему где-то там далеко есть космодром Байконур, но нет настоящего космодрома рядом с нами, со стартующими ракетами, кораблями, космонавтами? Через четверть века произошло чудо - моя мечта о космодроме материализовалась! Но сейчас меня это совсем не радует, поскольку лучше вообще не иметь никакого космодрома в Приамурье, чем иметь гептиловый.
       Получается, что мы отвечаем не только за свои дела, но даже за мечты:
       Что в итоге? Я формально-официально не полетел в космос. Это "минус". Но есть и "плюс": не сжег ни одной космической ракеты (и, может, даже сэкономил народные деньги), не загрязнил - упавшими ступенями и прочими отходами - землю и космос. С другой стороны, чтобы летать в космосе, можно обойтись и без ракет. Мы все, жители Земли, - космонавты по определению, поскольку летим в космосе на небесном теле, - родной планете. Осталось сберечь ее и выжить самим. Но если хотим летать в космосе вне Земли, быстрее и дальше ее, надо бы научиться перемещаться в пространстве красиво и экологично, без токсичных ракет (или вовсе без ракет!) и опасных последствий. Сейчас я пришел к важному выводу, что выполняю более сложную миссию, поскольку был "делегирован" в космонавтику родным городом, дальневосточной землей и, видимо, планетой Земля, чтобы разобраться в проблеме будущего космодрома и космической деятельности, предотвратить возможную экологическую угрозу. У меня есть мечта, чтобы День космонавтики снова стал и всегда был добрым и светлым праздником для земляков-амурчан и всех землян, для всех без исключения!

       Илья Ронин.
    Газета "Твоя Провинция" N 13 (29), 8 апреля 2005 г.
    (г. Благовещенск, Амурская область).

  • Специальные проекты

    ЭкоПраво - для Природы и людей

    ЭкоПраво

    Экорепортёр -
       Зелёные новости

    Система добровольной сертификации

    Система
       добровольной
       сертификации

    Ярмарка
       экотехнологий

    За биобезопасность

    Общественные
       ресурсы
       образования

    Информационные партнёры:

    Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность