"За экологическую безопасность ракетно-космической деятельности"
Деятельность по программе
В связи с осознанием нарастающей экологической опасности РКД, летом-осенью 1999 года С.В. Кричевским при участии М.В. Черкасовой была разработана Программа "За экологическую безопасность РКД", которая после длительных согласований и доработки была утверждена Советом МСоЭС 20 апреля 2000 г.
Цель Программы "За экологическую безопасность РКД":
снижение экологической опасности РКД для человека, общества, природы.
Это направление является новым не только для МСоЭС, но и для других отечественных и зарубежных НПО. В отличие от других экологических проблем, проблемы РКД явно проявились и стали предметом публичных обсуждений только в 90-е гг. ХХ века. Причем, долгое время экологические проблемы РКД были информационно закрыты в СССР, России и других страна. Активное информационное маскирование опасных воздействий и последствий, тайное и явное противодействие со стороны военных организаций и ракетно-космических корпораций во всем мире продолжается до сих пор.
Хроника деятельности
1. Основные итоги работы Программы:
1.1. Создано рабочее ядро - команда Программы, которая расширяется за счет представителей групп в регионах. Осуществляются отдельные выезды членов команды в регионы.
1.2. 24 августа 2000 г. на 7-й конференции в Киеве работала секция Программы "За экологическую безопасность РКД", конференцией принята Резолюция, которая опубликована в Материалах конференции.
1.3. Конференция потребовала от правительств стран и организаций, осуществляющих РКД, и, особенно, сокращение, ликвидацию, утилизацию ракетной техники и вооружения, строго соблюдать права людей на жизнь в благоприятной окружающей среде на базе международного и национального экологического законодательства, а также разработать и проводить ответственную экологическую политику в сфере РКД.
1.4. В полевой сезон 2000 г. проводились работы в Архангельской области, Коми, Республике Алтай и Алтайском крае.
1.5. Готовятся к публикации материалы по специфике проведения медико-экологических экспертиз населения, пострадавшего от воздействия малых доз ракетного топлива.
1.6. Идет доработка Программы МсоЭС c учетом изменения ситуации, осуществляется поиск источников финансирования.
1.7. Начата и планируется дальнейшая регулярная публикация материалов по проблеме в изданиях МСоЭС, других НПО, в центральных и региональных СМИ.
1.8. Разработана страничка Программы на сайте МСоЭС (она появилась там в начале августа 2000 г.), в том числе вариант на английском языке, идет ее обновление.
РЕТРОСПЕКТИВА ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ (1999-2001 гг.)
16 октября 2000 г. МСоЭС провел в Российско-американском пресс-центре, в Национальном институте прессы (Москва) пресс-конференцию, посвященную экологической опасности, связанной с ликвидацией ракетной базы в Алтайском крае и выступил с соответствующим Заявлением.
В 1999-2001 гг. ЦЭПР трижды обращался в Госкомэкологию, затем в МПР России по вопросу проведения обязательной государственной и соответствующей общественной экологической экспертизы опасного проекта ликвидации пилотируемой космической станции "Мир". Принимали участие в телепередачах на общероссийских каналах, посвященных дискуссиям по проблеме станции "Мир" (С. Кричевский), где настаивали на проведении экологической экспертизы проекта ликвидации.
25 января 2001 г. в г. Суздаль Владимирской области состоялась рабочая встреча "Здоровье детей", организованная ЦНЭП (М.В. Черкасова), на которой было проведено заседание, посвященное последствиям РКД и координации совместных действий под эгидой Программы "За экологическую безопасность РКД".
В августе 2001 г. Программой МСоЭС "За экобезопасность РКД" начата кампания по предотвращению гептилизации космодрома "Свободный" и загрязнения токсичными компонентами жидкого ракетного топлива ряда районов Дальнего Востока России в связи с подготовкой к началу запусков из переоборудованных ракетных шахт космодрома в 2002 году конверсионных гептиловых ракет-носителей "Стрела".
2. Деятельность по Программе в ближайшие 2-3 года:
2.1. Создание сети "За экологическую безопасность РКД".
В Сеть предполагается объединить как НПО, в первую очередь входя щие в состав МСоЭС и уже работающие по проблеме, так и независимых специалистов различных направлений, заинтересованных в проблеме.
Общение между членами Сети будет происходить как по электронной почте, Интернету, так и посредством обычной почты и непосредственных общений на рабочих встречах, семинарах, конференциях, во время экспедиций и пр. Начало этой работе уже положено: проводились неоднократные встречи и консультации, имеется перечень организаций и персоналий, наиболее заинтересованных в проблеме.
2.2. Информирование широкой общественности о реальной и потен-циальной опасности РКД, масштабах и актуальности проблемы.
2.3. Проведение рабочей встречи на тему: "Экологическое право и экологическая политика в сфере РКД".
2.4. Продолжение медико-социальных исследований в различных регионах России, отработка методик проведения медико-экологических экспертиз здоровья населения, пострадавшего от РКД, проведение таких экспертиз.
2.5. Анализ имеющихся правовых актов по регулированию РКД на национальном и международном уровнях, подготовка предложений по их совершенствованию в контексте экологической безопасности.
2.6. Разработка основ национальной и международной экологической политики в сфере РКД.
2.7. Разработка и внедрение механизмов "обуздания" опасных последствий РКД. Предполагается возбудить судебные иски по фактам нарушения экологического законодательства и нанесения экологического ущерба Алтайскому заповеднику, а также природе и населению Республики Алтай в результате использования ее территории в качестве района падения отделяемых частей ракет-носителей.
2.8. Создание международной неправительственной организации (Центра) по данной проблеме в структуре МСоЭС.
3. Деятельность по Программе на перспективу:
3.1. Анализ, разработка и совершенствование соответствующих законодательных актов национального и международного права (в сферах экологического и космического права).
3.2. Анализ и разработка основ национальной и международной экологической политики в сфере РКД.
3.3. Комплексный анализ социально-экологических, экономических и других аспектов РКД в контексте принципов устойчивого развития, приоритетов выживания и развития России и человечества.
3.4. Проведение медицинского и социально-экологического мониторинга на территориях, подверженных воздействию РКД.
3.5. Организация и проведение государственной и общественной экологической экспертизы российских и международных программ и проектов КД: Федеральной космической программы России; проектов: ракеты-носителя "Протон", "Иридиум", Международной космической станции, "Морского старта" и др. (создать прецеденты, заставить работать соответствующий механизм).
3.6.Разработка,внедрение механизма "обуздания" вредных воздействий:
3.6.1. Квотирование количества запусков ракет в год с учетом их воздействий на биосферу, околоземное космическое пространство;
3.6.2. возбуждение судебных исков по фактам экологического ущерба, нанесенного природе и населению Алтая и других регионов России, других стран, регионов Земли, а также околоземному космическому пространству в результате РКД;
3.6.3. Обязательное страхование экологических рисков в процессе РКД;
3.6.4. разработку и поэтапное введение международной системы ограничений, затем - моратория и полного запрета на применение ракетных топлив-супертоксикантов.
3.6.5. создание системы ограничений на применение боевых ракет и их элементов, снимаемых с вооружения, для запуска космических объектов.
3.7. Экологическое обучение руководителей и специалистов ракетно-космической отрасли, разработку и реализацию соответствующих образовательных программ.
3.8. Обоснование необходимости создания Рабочей группы в ООН по проблемам экологической безопасности РКД.
3.9. Регулярное издание экологических обзоров РКД.
3.10. Создание соответствующих российских и международных общественных объединений и других организаций, средств массовой информации, деятельность которых была бы направлена на достижение целей экологизации РКД, отстаивание интересов, прав людей путем сотрудничества с государственными структурами и организациями космической отрасли, конструктивной критики осуществляемой и перспективной РКД.
3.11. Взаимодействие с влиятельными международными, российскими и другими правительственными органами и организациями, ведущими корпорациями космической отрасли, ведущими российскими и международными неправительственными научными, экологическими и другими организациями в целях ограничения и снижения рисков и ущерба для людей и природы России и биосферы Земли.
3.12. Информирование общества о социально-экологической ситуации в сфере РКД, обращения к российской и мировой общественности за поддержкой требований ограничения и запрещения применения экологически грязной ракетно-космической техники и технологии, прекращения безудержной и расточительной космической экспансии, варварского воздействия на биосферу Земли и околоземное космическое пространство - общее наследие Человечества.
Приоритетами Программы на данном этапе являются:
1. Создание информационной сети с использованием возможностей современных информационных технологий.
2. Мониторинг здоровья людей и природной среды в районах активной РКД.
3. Экологическая экспертиза программ и проектов РКД.
4. Разработка основ национальной и международной экологической политики в сфере РКД.
5. Экологическое образование и просвещение профессионалов и населения по вопросам экологической опасности и безопасности РКД.
|