ИММУННИТЕТ К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:
    "спящие" вирусы человека - новая преграда на пути в космос

Недавно опубликована сенсационная информация о новой угрозе для человека в космосе: вирусы, "спящие" в каждом из нас, стали на пути длительных межпланетных полетов и угрожают не только космонавтам, но и самой мечте заинтересованной части человечества о расселении вне Земли, в космосе, освоении других планет и миров.

"Планы длительных экспедиций к далеким планетам и звездам могут быть поставлены под угрозу из-за обыкновенных микробов. Последние исследования американских ученых показали, что космический полет связан с таким большим стрессом для организма, что иммунная система может дать сбой.
      Как пояснили ученые, практически в каждом человеке (и астронавты не исключение) с детства глубоким сном спят вирусы ветрянки, простого герпеса, вирус Эпштейна-Барра. Обычно иммунная система не дает им вырваться на свободу, но, если она ослабнет, могут случиться большие неприятности.
      О такой возможности в связи с космическими полетами заговорили ученые из медицинского отделения университета Техаса и космического центра Джонсона, который относится к NASA. Свои соображения они изложили в журнале Psychosomatic Medicine за ноябрь и декабрь этого года, который скоро увидит свет.
      В ходе исследования они наблюдали за 28 астронавтами, летавшими на шатлах с 1997 по 1999 годы. Всем им делалось по несколько анализов, чтобы проследить за одним из наиболее опасных из "спящих" вирусов - вирусом Эпштейна-Барра, который может вызывать инфекционный мононуклеоз, лимфому и некоторые другие заболевания. Первый раз анализы делались за 10 дней до старта, в период интенсивных тренировок. Второй раз анализы делались в течение четырех чесов после приземления, а в третий раз - через три дня после этого. Кроме того, ученые располагали данными анализов, которые были выполнены во время ежегодного обследования. Во всех анализах проверялись два типа антител к вирусу Эпштейна-Барра. Во-первых, это антитела к ядерному антигену, уровень которых отражает защитную функцию иммунной системы, во-вторых, уровень антител к капсидному антигену, уровень которых служит показателем активности размножения вируса.
      Уже в период подготовки к полету у 12 астронавтов было зафиксировано заметное снижение защитной функции иммунной системы и активация вируса. Значительно сильнее эти процессы были выражены после приземления. У тех же космонавтов оказался и наибольший уровень гормонов стресса - адреналина и норадреналина. Ученые сделали вывод, что сочетание таких необычных условий, как длительная невесомость, огромные перегрузки во время взлета и приземления, страх перед неизведанным могут вызывать серьезные проблемы со здоровьем. К этому можно добавить и необычные для нашей планеты излучения.
      Вредное влияние не так заметно во время полетов на шатлах, которые обычно длятся несколько дней. Однако, в условиях длительных космических экспедиций, например, полета на Марс, который должен продлиться около двух лет, эти изменения могут становиться значительно более выраженными и представлять серьезную угрозу."

Денис Бегун. Вирусы остановят полет на Марс, http:// www.medmedia.ru , 19 ноября 2001 г.

Впрочем, обоснованные опасения об угрозах для здоровья и жизни человека вне Земли публиковались и ранее (например, см. раздел 4 "Человек в космосе" в книге: "Власов М.Н., Кричевский С.В. Экологическая опасность космической деятельности. Аналитический обзор. - М.: Наука, 1999").
      Однако сейчас наступил момент истины: впервые специалистами в области космической биологии и медицины заявлено, что иммунная система человека вне Земли в космосе опасно ослабляется и в длительных полетах не справляется со своими функциями. В самом деле, если почти у половины американских астронавтов (у 12 из 28) еще при подготовке к полету определили снижение иммунного статуса, то что же было в полете и после полета сроком полгода, 1 год и более у отечественных космонавтов? Какие отдаленные последствия для здоровья возникнут в случае длительного пребывания человека в космосе вне защиты родной Земли, тем более при полете на Марс? Очевидно, что в 21-м веке, несмотря на предыдущие достижения и мощные космические технологии, дорога в космос, к другим планетам и мирам становится все труднее, дороже и опаснее.
      Но важно добавить, что общее ухудшение экологической обстановки на Земле, несмотря на достижения медицины, объективно ведет к ухудшения качества "человеческого" материала: еще при жизни на родной планете всевозможные экологические загрязнения подрывают устойчивость иммунной системы, что передается по наследству из поколения в поколение, а тенденция не оставляет никаких иллюзий.
      Поэтому, если так будет продолжаться, в космонавты скоро никого отобрать будет невозможно (если делать это объективно, а не подыгрывать нужным особо одаренным "своим ребятам" и "богатеньким" туристам). Тогда к далеким планетам и мирам придется готовить и запускать самых натуральных роботов, придав им внешние черты сходства с естественным земным человеком. У роботов, видимо, не будет непреодолимых проблем с иммунной системой и "спящими" вирусами, кроме компьютерных, а с ними наверняка справятся "антивирусы", хотя с хакерами и в космосе придется повоевать...
      Из этого следует по крайней мере 6 выводов о необходимости:
    1) новых медицинских требований при отборе кандидатов на космические полеты;
    2) новых ограничений сроков пребывания человека в космосе;
    3) разработки и внедрения принципиально новых способов и средств поддержания статуса иммунной системы человека в космосе;
    4) проведения независимых исследований соответствующих отечественных результатов длительных пилотируемых полетов космонавтов СССР и России, т.к. есть серьезные сомнения в достоверности ведомственных заключений о достигнутом благополучии и решении проблем;
    5) моратория на реализацию пилотируемого полета на Марс до решения возникших иммунно-вирусных проблем;
    6) всеобъемлющего решения земных экологических проблем, без чего не будет здоровых людей, космонавтов и космического будущего человечества.
      Вот такая космическая реальность и перспективы: похоже, у человечества в процессе техноэволюции начал вырабатываться новый иммунитет - к самим космическим полетам.
      Видимо, не за горами и иммунитет к самой жизни: результаты исследований иммунной системы астронавтов - предупреждение о всеобщей иммунной угрозе для всех людей Земли (в космической деятельности это проявилось острее и раньше). Можно попытаться это преодолеть. Есть 2 варианта: навести экологический порядок на Земле (тогда и иммунная система, глядишь, "исправится" и справится) или отказаться от космических полетов и жизни в пользу роботов. Что выберем?

Космонавт, эколог, к.т.н. Сергей Кричевский, координатор Программы "За экологическую безопасность ракетно-космической деятельности"
      26 ноября 2001 г.
      Звездный городок, Московская область, Россия.