Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

ПРОГРАММА "ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

ОБЗОРЫ, ЗАЯВЛЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ

 

Бойтесь данайцев, дары приносящих

18 июля 2000 г. Совет Государственной Думы рассмотрел, внесенный 11 депутатами Госдумы и двумя членами Совета Федерации, законопроект "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом", и решил направить законопроект на заключение в Правительство, а также в комитет и депутатские объединения Госдумы, Совет Федерации и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации. К 18 августа замечания и предложения по этому проекту должны быть направлены в Комитет по экологии Госдумы, который, совместно с Комитетом по промышленности, строительству и наукоемким технологиям должен с учетом поступивших замечаний подготовить проект для рассмотрения Государственной Думой.

Проблема реабилитации радиационно-загрязненных территорий является одной из самых острых экологических проблем России. В ходе производства атомного оружия в годы, в основном в годы холодной войны, загрязнены огромные территории вокруг комбината "МАЯК" на Южном Урале, Северска в Томской области, Железногорска в Красноярском крае. Радиоактивными выпадениями от испытаний ядерного оружия загрязнены: Российская Арктика, Алтай и Южная Сибирь. Радиационные последствия 85 "мирных" ядерных взрывов наблюдаются в Якутии, Иркутской, Пермской, Астраханской и других областях. Огромное количество радиоактивных отходов затоплено в морях Арктики и Дальнего Востока, и эти акватории тоже требуют постоянного мониторинга.

Особый разговор - об огромных опасных хранилищах радиоактивных отходов, как закачанных на сотни метров в геологические структуры, так и располагающиеся в поверхностных водоемах-отстойниках в опасной близости от Енисея и в бассейне Оби.

Все это однозначно говорит о необходимости принятия каких-то специальных государственных программ по долгосрочной, рассчитанной на десятки лет, кропотливой работе по минимизации последствий этого загрязнения. Именно минимизации, так как полностью ликвидировать это загрязнение невозможно физически - долгоживущие радионуклиды будут отравлять биосферу на протяжении многих тысяч лет. В США подсчитали, что необходимая и там, меньшая по масштабам аналогичная работа обойдется не менее чем в 200 млрд. долларов.

Российские атомщики предлагают получить деньги для начала таких работ от стран, готовых заплатить по 1000 долларов за каждый килограмм отработавшего ядерного топлива со своих АЭС, тому, кто уберет из их стран эти опасные отходы деятельности атомной энергетики. Конгресс США запретил использовать территорию США для такого бизнеса, также поступило и правительство Австралии. Недавно даже Намибия отказалась от этого предложения. Все страны считают, что прием зарубежного ОЯТ на хранение создает больше проблем, чем решает.

Почему же Минатом хочет это сделать? Ответ простой: надо загрузить работой несколько тысяч работников военных атомных производств. Руководство Минатома, с настойчивостью достойной лучшего применения, на протяжении не менее 15 последних лет - с тех пор как всем стало ясно, что атомного оружия произведено в тысячи раз больше, чем это необходимо для любой разум ной обороны, - продолжало (и продолжает) нарабатывать плутоний и высокообогащенный уран. За это время можно было бы осуществить масштабную конверсию этих производств, найти полезные и достойные занятия своим работникам.

Пока препятствием для организации деятельности Минатома по приему на хранение ОЯТ из других стран служит статья 50 Закона "Об охране окружающей природной среды" (1991), прямо запрещающая ввоз в Россию на хранение и захоронение иностранных радиоактивных отходов и материалов. Атомщики называют это законодательное положение "по спешно" и "недальновидно" принятым, и непрерывно пытаются его изменить. И в предлагаемом законопроекте они пытаются это сделать. Мы считаем этот закон дальновидным и мудрым, дальновидно учитывающим интересы не только настоящего, но и будущих поколений россиян, всей России.

Внимательный анализ предлагаемого законопроекта лишь усиливает высказанные выше соображения и предположения.

В законопроекте нет определения, что считается "экологическими" программами. Вопрос важный, поскольку, начиная с советских времен и до настоящего времени, вся атомная энергетика включается в разделы официальных документов посвященных "экологически чистым" технологиям. Поэтому есть опасение, что под "экологическими программами" могут фигурировать программы развития атомной энергетики. Это опасение усиливается и в связи с многократными заявлениями ответственных лиц Минатома, что программа реабилитации территорий вокруг ПО "МАЯК" должна включать строительство Южно-Уральской АЭС (под смехотворным предлогом испарения с ее помощью радиоактивно загрязненных водоемов Теченского каскада).

Кроме того, ст.1 (п.1) законопроекта прямо устанавливает, что одним из направлений разработки "специальных экологических" программ будет являться "демонтаж и утилизация выведенных из эксплуатации радиационно-опасных объектов". В Пояснительной записке авторы законопроекта открыто говорят о необходимости решения проблемы "накопления атомных подводных лодок, выведенных из состава военно-морского флота". Известно также, что для Минатома острой является проблема демонтажа и утилизации целого ряда выработавших ресурса блоков АЭС (на Белоярской и Ново-Воронежской АЭС эти блоки стоят уже много лет, и к ним в ближайшие годы должны прибавиться многие другие). О таком специфическом понимании экологических проблем авторами законопроекта говорит и п.2 ст.4, где подчеркивается, что финансирование территориальных программ реабилитации будет лишь "основным" (то есть предполагаются и другие направления) направлением расходования средств создаваемого федерального фонда

Направленность законопроекта на решение, в первую очередь собственных, ведомственных задач Минатома подтверждается и ст.5 в которой устанавливается, что финансироваться будут "затраты по обращению с облученным ядерным топливом" (то есть со всяким, в том числе и отечественным ОЯТ), а также работы "по повышению безопасности и модернизации существующих мощностей ядерно-топливного цикла". Объясняя цель законопроекта, в Пояснительной записке его авторы совершенно открыто говорят о решении с его помощью задачи "создать более эффективную национальную инфраструктуру по обращению с ядерным топливом" (последний абзац раздела 1 Пояснительной записки), в результате чего "будут решены острые проблемы обращения с "отработавшим" ядерным топливом российских АЭС и радиоактивными отходами, которые уже накоплены к настоящему времени и будут в дальнейшем образовываться в процессе функционирования ядерного комплекса страны" (последний абзац раздела 3 Пояснительной записки).

На фоне высказанных выше замечаний, уже не особенно пугает и то, что ст.4 (п 1) законопроекта предусматривает, что средства на экологическую реабилитацию будут поступать не от всех, а только от "отдельных" внешнеторговых операций с ОЯТ, а также положение ст.5 (п.3), что внешнеторговые сделки по ОЯТ будут заключаться не правительством России, и даже не самим Минатомом, а уполномоченными им "российскими контрагентами".

Итак, под предлогом и прикрытием экологических лозунгов, законопроект "О специальных экологических программах" направлен на решение чисто ведомственных специальных задач Минатома (утилизация атомных подлодок, демонтаж выведенных из строя блоков на АЭС, строительство новых АЭС и решение других проблем функционирования ядерного комплекса страны). Если бы авторы законопроекта и представившие его в Государственную думу депутаты действительно исходили бы из задач решения экологических проблем, созданных развитием ядерно-промышленного комплекса в России, то содержание документа должно быть принципиально иным.

Президент Центра экологической политики России,
Сопредседатель Социально-Экологического Союза,
Член-корреспондент РАН, профессор

А.В.Яблоков

9 августа 2000г.

 


www. atomsafe. ru

[Главная страница] [Содержание]

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность