Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Действуем!

Лобби хранителей

Илья ТРОМБИЦКИЙ, исполнительный директор международной экологической ассоциации хранителей реки Днестр «Эко-Тирас» (г. Кишинев), кандидат биологических наук,- один из тех, кто принял в свои руки российскую Речную ленту, чтобы продолжить эстафету защиты рек в Молдавии и на Украине. Мы попросили его рассказать читателям «Берегини» о работе молдавских экологистов.
 

- Илья Давидович, Днестр ведь с некоторых пор пограничная река... а Украина в том, что касается официальной природоохранной политики, вовсе не подарок. Да и Приднестровская республика тоже. Как вы там уживаетесь с разнообразными соседями?

- Знаете, на разных уровнях по-разному (улыбается в усы). Политика «Эко-Тираса», в основном, - лоббирование экологически полезных решений. И тут мы стремимся привить в регионе такой подход, когда экология была бы в стороне от привычных форм и методов политики. В то же время, если правительство принимает экологически неверные, неустойчивые решения, то, естественно, мы вмешиваемся. И есть примеры, когда это действовало и нас слушались.

Так вот, наша политика совершенно особая - водная. Ее независимость от традиционной - универсальный принцип, кстати, признанный ООН. Ведь даже Израиль с Иорданией кооперируются для решения проблем реки Иордан. И независимо от происходящего в том беспокойном регионе, речные дела не терпят ущерба!

Конечно, отношения между нами и нашими соседями более теплые. Поэтому не все в регионе воспринимают этот принцип - экология вне политики! Но... мы - ассоциация сорока шести неправительственных организаций бассейна Днестра. Молдова, Приднестровье, Украина представлены в этом числе примерно поровну. И по принципам управления рекой абсолютно никаких расхождений нет.

Другое дело, что, как и в остальных регионах СНГ, экология не является приоритетом для правительств. Отсюда и вытекает основная сложность в лоббировании устойчивого управления бассейном. Да, политики заняты обсуждением основного, многостороннего регионального конфликта, поэтому процесс принятия ими нужных нам решений... хм... несколько осложнен. Головная боль у них другая, понимаете?

Старая ментальность создает еще одну сложность. Водные министерства-ведомства, конечно, не готовы применять интегрированное управление водными ресурсами. Но именно они в наших государствах имеют непропорционально большое влияние! По традиции. Потому что унаследовали его от Минводхоза СССР. Из-за этого очень трудно переориентировать водную политику на подлинно экологические министерства.

Хотя на бумаге обе стороны сейчас ориентированы на Европу и собираются применять у себя европейское законодательство. В том числе Водную Директиву ЕЭС, где черным по белому все это прописано. Тем не менее, в реальности все намного сложнее.

Так вот, в конце 90-х экологическое общество «Биотика» инициировало создание ассоциации «Эко-Тирас». Тогда на одной из наших конференций множество неправительственных организаций решило: пусть будет ассоциация НПО, основанная на бассейновом принципе, и при этом - зарегистрированная. Насколько я знаю, аналогов в СНГ ей сегодня нет.

На мой взгляд, «Эко-Тирас» очень позитивно повлиял на строительство экологического неправительственного сектора в Приднестровье. До 2000 года наших там вообще не было. Позитивный пример Молдовы и Украины вызвал большой интерес приднестровцев и желание иметь такие организации у себя. Результат - пять ресурсных экологических центров и целый ряд ассоциаций. Центральные приднестровские власти не мешают их развитию, что уже хорошо! Кое-где получается сотрудничать с местными властями. В общем, ту модель, согласно которой нас в традиционной политике интересуют только экологически полезные решения, мы постарались применить и здесь.

В 98-99 годах «Биотика» разработала проект Днестровской Конвенции, который мы с тех пор и двигаем. Президент Молдовы даже издал указ об инициации по этому вопросу переговоров с Украиной. И уже «Эко-Тирас» явился инициатором проекта под эгидой ОБСЕ и Европейской Экономической Комиссии по оценке экологической ситуации в бассейне Днестра и поискам общего объективного взгляда на эту ситуацию. Сейчас этот проект завершается. В нем на равных представлены три НПО, выражающие мнение всего сообщества. «Мама-86» из Одессы, «Экоспектор» из Бендер и «Эко-Тирас».

В течение двух месяцев прошли у нас продуктивные слушания по поводу проекта результирующего отчета, учтены 150 поправок от НПО. Поправки принимаются до сих пор, а сам проект можно посмотреть в Интернете. ОБСЕ, Европейская Экономическая Комиссия, украинская и молдавская стороны были чрезвычайно удовлетворены характером этих слушаний, конструктивным подходом и тем, что им удалось существенно улучшить качество этого документа.

Сейчас мы выходим на вторую стадию работы, целью которой станет конструктивное обоснование неудовлетворительности уже существующего молдавско-украинского соглашения по трансграничным водам. Оно не отвечает ни Хельсинкской Конвенции, ни Европейской водной рамочной директиве, и потому требуется новый современный документ. Его принятие и окажется плодом наших длительных усилий по лоббированию Днестровской Конвенции. Ну, конвенция не конвенция - раз это слово не нравится Украине, то пусть будет двустороннее соглашение...

- А вот ваши контакты с Российской Сетью Рек, они в каком плане предполагаются?

- Ну, в принципе мы с интересом изучаем опыт российских коллег. Опыт сотрудничества российских регионов, скажем, бассейна Волги, на мой взгляд, заслуживает внимания. Здесь замечательная и разнообразная активность неправительственных организаций. Особенно их опыт взаимодействия с местными и региональными властями. Российские модели сотрудничества - да! Это первый момент.

Потом, ваши организации достаточно сильные, генерируют много идей, методологических разработок. Как проводить общественную экологическую экспертизу, различные кампании. Как работать с молодежью, заниматься экологическим образованием и воспитанием.

- А чем сама речная эстафета показалась вам замечательной?

- Видите ли, наша работа дома сегодня - это, как я уже говорил, в основном лоббирование. Мы предлагаем оптимальные модели управления Днестром. Взаимодействие с местными властями в рамках бассейна - наше слабое звено. Местные организации стихийно и без достаточной взаимосвязи проводят у себя мероприятия. Эстафета может нам помочь координировать действия на местном уровне. Организовывать общенациональные кампании.

Учитывая, что не только мы принимаем Эстафету, но и американцы, становится возможным очень интересный и продуктивный международный проект. Взять хотя бы «Эко-Тирас». По-английски мы называемся river keepers - хранители реки... такой организации в Европе больше нет, это типично американская модель. Конечно, ваш опыт может быть нам очень полезен! Притом, что мы стремимся к тесному сотрудничеству со странами Восточной и Западной Европы. Хотя европейские НПО больше тяготеют к контролю за выполнением государственными органами их обязательств по экологическому законодательству, нежели к собственным действиям. В данном случае мы хотим быть более активными. На американский манер.

- Прошлой весной на форуме «Великие реки» в Нижнем Новгороде был Дан Бодорау, экологический господин и наш камрад из Румынии. У Молдовы ведь и с нею общая речная граница...

- Да, но, к сожалению, не по Днестру, а по Пруту! Такая вот проблема (улыбается в себя). Если судить по уровню сотрудничества, на Днестре со стороны НПО Молдовы гораздо больше активности. Впрочем, и там и здесь нет пока заметных результатов, так сказать, на местности. И это прискорбно, прискорбно. Я убежден, что и для Прута должно быть особое соглашение. Его пока нету. Притом, что, на мой взгляд, с Румынией легче работать. Они очень проевропейски настроены. Они молодые, деловые ребята. У них хорошее правительство, которое по-черному бьется с коррупцией. Все это очень приятно.

К сожалению, у нас нет границы с Евросоюзом, и это затрудняет получение тасисовских денег по проектам трансграничного сотрудничества. Именно Румыния нас и загораживает от них...

- Не так давно там были сильные наводнения, наверное, и Молдове тоже досталось?

- Нет, у нас этого не произошло. По нескольким причинам. И по климатическим, да, но, прежде всего, потому что все крупные реки Молдовы зарегулированы. Проклятое наследие советского прошлого (улыбается наружу)!

При всех отрицательных качествах дамб это позволяет предотвращать серьезные, обширные наводнения. На местном уровне, впрочем, были прорывы дамб. Даже в Кишиневе затопило около 70 домов. Но это связано, скорее, с бесхозяйственностью и плохим управлением водохранилищами, с неумением распоряжаться, нежели с объективными условиями.
 
 

Записал
Алексей ФРОЛОВ.

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность