О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Лес в городе: стратегия и тактика защитыПрямо внутри жилого квартала Новосибирска, в Заельцовском районе, сохранились остатки реликтового соснового бора. В начале прошлого века здесь была серия ленточных боров глубиной от 2 до 15 км. С середины 30 годов, когда строили нынешний центр Новосибирска, кое-какие остатки сосновых лесов сохранились. Но поскольку они имеют еще и хозяйственную ценность, то вырубались сосны все эти годы безжалостно. По российским СНиПам на человека в городе должно приходиться 10 кв. м парков, скверов, бульваров, и не меньше 10 кв. м дворовой озелененной территории, куда входят спортивные и детские площадки. В Новосибирске, по разным данным (инвентаризации не было уже лет 20), - на жителя приходится от 6 до 9,2 кв. м, а в трех важнейших районах - Ленинском, Центральном и Железнодорожном - всего около 3 кв. м.В 40 годах было принято постановление о создании 30-километровой зеленой зоны вокруг Новосибирска. Тогда на жителя приходилось 0,7 га пригородных лесов. За пятьдесят лет эта цифра снизилась более чем в 35 раз и составляет сегодня всего 0, 02 га на человека. Посередине Красного проспекта - главной городской магистрали - тянется зеленый бульвар. Идут разговоры, что его надо снести. Пробки, машинам не хватает места... Как и всюду в России, состоятельные люди Новосибирска предпочитают застраивать самые чистые и зеленые уголки города. Причем сложность новосибирской ситуации в том, что многие его зеленые зоны (в том числе и тот кусочек Заельцовского бора), не имеют официально закрепленного статуса парка или сквера. Это просто земля, на которой растут деревья. Пока растут... По мнению экологов, не инвентаризуют зеленые зоны умышленно: легче будет застроить. Рассказывает исполнительный директор, координатор образовательных программ ИСАР-Сибирь Наталья ЧУБЫКИНА: «Мы беседовали с директором новосибирского «Горзеленхоза», который обслуживает многие наши парки и скверы - они делают все возможное, чтобы придать зеленым насаждениям официальный статус, провести их через земельный кадастр. Но этому противятся структуры, прямо или косвенно заинтересованные в застройке всего и вся. Сейчас у нас активно строит Москва, мэрия ей предоставляет условия наибольшего благоприятствования, и зеленые насаждения уменьшаются как шагреневая кожа. Например, у одного из самых знаменитых наших скверов - Нарымского, который расположен на территории бывшего кладбища, где памятник жертвам репрессий, где стоит главная церковь не только города, но и церковного «округа», который, наконец, внесен во все реестры и имеет официальную территорию, тоже появились московские застройщики, хотя это пытаются замаскировать, и, несмотря на сопротивление всего города, бубнят во главе с мэром: «Будем строить». Рассказывает Надежда Степановна ФАТЕЕВА, член общественной экологической организации «Восхождение»: «Как-то довелось беседовать с застройщиком, и я поразилась, настолько по-хозяйски он распоряжался городской территорией. Мы рассматривали карту города, район, где стоит школа биатлона. Застройщик говорит: «Мне не понравилась эта школа. Я ее уберу, построю здесь офис». Я отвечаю: «Вы знаете, а у нас пол-дома детей в ней занимается». «Да? Ну, я посмотрю...» «Ничего себе! - думаю. - Посмотрит он... Кто он такой?» А потом слышу: «А вот здесь неплохо будут коттеджики смотреться. А тут я для своих сотрудников домик построю...» Это там, где по проекту, согласованному со всеми в городе, должна быть спортивная площадка. Напоминаю об этом. «Нет, тут хорошо будет домик с башенками смотреться...» Такая беспардонность! Я потом пол-ночи не спала». Чтобы защитить городской остаток бора, члены организации «Восхождение» решили придать ему статус парка. Общественность долго выясняла и выяснила: если провести благоустройство зеленой зоны, а потом пригласить комиссию, эта комиссия составит соответствующий акт и выйдет к мэру с предложением придать территории статус сквера или парка, мэр акт подпишет, и строить там будет нельзя. Специалисты-общественники, биологи, прикинули, какое примерно благоустройство можно провести, чтобы не навредить бору и, придав ему статус парка, максимально сохранить то, что есть. Под это дело получили грант и занялись благоустройством территории. В середине сентября жители города, и, в частности, члены фонда «Сквер», будут сажать там деревья, в основном хвойные. При этом Надежда Степановна Фатеева замечает, что это самое благоустройство - тоже палка о двух концах, поскольку у архитекторов естественное желание выразить себя выливается в желание застроить в парке как можно больше. К стройке нужны подъездные пути, так что порушат очень много... А сохранить естественные участки леса в городе нетронутыми городские власти не хотят, предпочитая разбивать клумбы и газоны, хотя «газонное благоустройство» обходится гораздо дороже. Еще одно из решений нового времени - проложить через Заельцовский лес детскую железную дорогу. А окружающую территорию леса сделать парком. Для этого «осветлить», вырубив несколько тысяч деревьев. Дорогу поначалу хотели проложить прямо посередине леса. По мнению экологов, чтоб побольше деревьев срубить. Там очень хорошие сосны - строевой лес. Общественную экологическую экспертизу проекта строительства детской железной дороги организовали МОЭФ «ИСАР-Сибирь» и НОО «Восхождение». Проект получил отрицательное заключение ОЭЭ, поскольку был выполнен с многочисленными нарушениями Лесного кодекса РФ, федерального закона об экологической экспертизе, а также положений и инструкций, разработанных органами управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Новосибирской области. Как пишет в своей статье «Инструмент влияния, или Клапан для сброса пара» («Медвежий угол» № 3 2004 г.) член организации «Восхождение» Ольга ШИГАНОВА, «проект был сырой. Вероятно, участие мэра при закладке камня на месте строительства настолько вдохновило заказчика (Западно-Сибирскую железную дорогу), что он не посчитал необходимым разрабатывать проект в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. Регламентирующие документы и природоохранное законодательство были проигнорированы полностью. В первом варианте общая площадь объема строительства (14.08 га) была соизмерима с площадью микрорайона «Родники» (12 га), а полотно дороги было проложено по особо охраняемой территории - Ботаническому лесничеству». Общественная экологическая экспертиза помогла остановить строительный разгул: заказчик не раз менял проект в сторону значительного снижения нагрузки на лес. И в результате изменил его кардинально. Полотно дороги сократили в длину (почти в три раза!) и в ширину, повели его не сквозь лес, а по его краю, отказались от строительства хранилищ дизельного топлива... Хотя общественникам и не удалось добиться самого главного - отказа от строительства в лесопарковых зонах, новосибирские зеленые накопили неплохой опыт проведения общественных экологических экспертиз. По мнению Ольги, «общественники недооценивают юридическую базу общественной экспертизы. Она должна строиться не на эмоциях, а на нормативно-правовой документации. Свою правоту надо доказывать расчетами, аргументированно, спокойно, профессионально... Только тогда власти будут прислушиваться к мнению общественности. И еще момент. Недостаточно просто сказать «нет», заказчик встает на дыбы: «Вам все не нравится, вы все время против!». Мы не против. Когда мы даем свое заключение, мы не говорим: это не надо строить. Мы говорим, что проектные решения не соответствуют существующим законодательным нормам. Приведите их в соответствие. Диалог с властью должен быть четко выверен, надо опираться на то же, на что опираются они и что декларируют». В конце статьи Ольга Шиганова приводит апробированные и используемые тактические рекомендации проведения общественной экспертизы, предложенные участниками семинара, организованного Центром «Эколайн». 1. При организации ОЭЭ взаимодействуйте прежде всего с заказчиком. Поскольку при сложной системе финансирования выявить его не всегда просто, заказчика устанавливают с помощью официальных запросов. 2. Для успешной работы ОЭЭ чрезвычайно важно установить отношения сотрудничества с администрацией и органами комприроды. 3. Общественная экологическая экспертиза не должна создавать тупиковых ситуаций. Заключение ОЭЭ, помимо выводов о целесообразности намечаемой деятельности (которые могут быть, например, отрицательными), должно содержать раздел «Рекомендации». 4. После завершения ОЭЭ важно продолжать работу, отслеживая выполнение принятых решений, в частности, рекомендаций общественной экспертизы.
Подготовила
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |