Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Действуем!

Приморье: полгода без лесной охраны

Больная проблема Дальнего Востока - расхищение леса, в том числе древесины кедра, для вывоза к соседям-потребителям: в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Полгода назад, аккурат с Нового года, эту проблему усугубили федеральные власти. По новому российскому закону работники лесхозов были лишены полномочий государственного контроля. Вместо полутора-двух тысяч людей в форме, имевших право схватить в лесу за руку нарушителя, осталось 5-6 инспекторов Росприроднадзора. Так - во всех регионах России. И так - в Приморье, где в труднодоступных местах орудуют целые подпольные леспромхозы. «Правоохранительные органы показывают свою неспособность бороться с беспределом в лесной отрасли. Ни одна из структур не может остановить незаконный экспорт древесины... Лесхозы при попустительстве управлений лесами и комитетов по охране природы превратились в активных лесозаготовителей и организаторов незаконных рубок. Воровство и перевозка леса через границу нелегальным путем наносят огромный экологический и экономический ущерб Дальнему Востоку и России». Так оценил ситуацию полномочный представитель Президента РФ (!) в ДВФО Константин Пуликовский, выступая перед сотрудниками правоохранительных органов Дальнего Востока в середине июня.

Именно поэтому содержание пресс-конференции, организованной ВВФ во Владивостоке 29 июня и официально названной «Проблема борьбы с незаконными рубками в условиях лесной и административной реформы», можно охарактеризовать словами заголовка (взят из пресс-релиза Елены Старостиной). Наряду с Дальневосточным отделением ВВФ России, ее инициаторами выступили Департамент природопользования Администрации Приморья, Агентство лесного хозяйства по Приморскому краю. А приняли участие - представители государственных и общественных структур, непосредственно занимающихся проблемами использования и охраны лесных ресурсов в Приморском крае, правоохранительных и таможенных органов.

Фон происходящего, как напомнил Денис Смирнов, руководитель лесной программы ДВО WWF России, - «22 апреля 2005 г. Государственная Дума РФ в первом чтении приняла новый проект Лесного кодекса, согласно которому государство практически снимает с себя ряд функций по охране и контролю за состоянием лесных ресурсов, что в данной ситуации приведет к нарастанию объемов незаконной лесозаготовки».

Краевой лесной начальник Вячеслав Баландин (Управление лесным комплексом Департамента природопользования Администрации Приморского края) отметил, что дальше будет круче. «Если будет принят Лесной кодекс в той редакции, в которой он прошел в Государственную Думу. ...Тот договор аренды, который сегодня заключен между арендатором в лице лесопользователя и арендодателем в лице лесхоза, будет аннулирован, потому что арендодателя не будет. Начнется передел... Форма этого - аукцион. Наши арендаторы, лесопользователи нам в открытую говорят, что китайская сторона практически подготовилась к нашему новому Лесному кодексу в финансовом плане на 100 %. Не надо будет тогда ни таможни, ни органов внутренних дел - все будет законно: аукционы выигрывают, они хозяева и не надо никаких мобильных групп и всего остального. Вот в чем опасность».

Что же все-таки происходит сейчас? Много чего. Денис Смирнов, в частности, рассказал о проверке ситуации с рубками кедра.

«В первом полугодии 2005 г. при поддержке ДВО WWF сотрудники охранного агенства «Кедр» и ПАЛЭКС проводили оценку ситуации с рубками промежуточного пользования в лесных насаждениях природоохранного назначения (кедрачах, водоохранных зонах и т.д.), с которыми связана основная масса серьезных нарушений лесного законодательства. Особое внимание при оценке уделялось кедру, заготовка которого по рубкам главного пользования была запрещена пятнадцать лет назад.

Несмотря на этот запрет, на Дальнем Востоке по-прежнему продолжается заготовка кедра в промышленных масштабах, главным образом, под предлогом рубок ухода. Так, по данным Федерального Агентства лесного хозяйства по Приморскому краю в 2003 г. было заготовлено 135 тысяч кубометров кедра.

...В качестве «модельного участка» для сбора полевой информации была выбрана орехопромысловая зона Восточного лесничества Рощинского лесхоза, откуда поступали многочисленные свидетельства о крупномасштабных заготовках кедра. (Лишь за первый квартал 2005 года оттуда вывезли около 7 тысяч кубометров древесины кедра). Уже предварительный анализ собранной информации показал, что в орехопромысловой зоне происходят заготовки кедра и древесины других ценных пород в объемах, значительно превышающих официально разрешенные. Причем основные нарушения происходят по билетам, выписанным самим лесникам - Восточному лесничеству».

Как же будет развиваться дальше ситуация и есть ли возможность на нее повлиять?

При новых правилах игры приходится выдумывать экстраординарные меры. Агентство лесного хозяйства по Приморскому краю в 2005 году заключило соглашения с краевым Росприроднадзором, к которому перешли функции по осуществлению госконтроля. «Основной упор, - поведал замруководителя Агентства Андрей Макаров, - делался на то, что наши лесники должны работать в рейдах либо сотрудников милиции, которые составляют первоначальные процессуальные документы, либо с госинспекторами Росприроднадзора. Конечно, это тернистый путь, но другого у нас пока нет. Когда у нас были соответствующие полномочия, в составе лесной службы были созданы 14 групп гослесоохраны, которые плотно работали по охране лесов от незаконных порубок, получали существенную помощь WWF и по обучению инспекторского состава, и по спецодежде. Сейчас эти группы упразднены, поскольку нет таких полномочий, но мы пошли по следующему пути: в некоторых лесхозах, где финансовые средства позволяют эти группы содержать, мы постарались их сохранить как группы внутреннего контроля, чтобы были люди, которые бы занимались вплотную выявлением лесонарушений и направляли свои усилия на совместную работу с Росприроднадзором и милицией. Конечно, не все лесхозы смогут сейчас это сделать, потому что финансовое положение лесхозов значительно ухудшилось - с 1 апреля этого года ведены новые уставы и лесхозы теперь обязаны уплачивать все налоги, что существенно сокращает ту часть средств, которая раньше направлялась на вышеуказанные мероприятия».

Еще бывших сотрудников лесной охраны лесхозов планируется сделать общественными инспекторами Росприроднадзора, ГИБДД. Но и здесь нужно финансирование, техническое обеспечение, а с государства взятки гладки. Замруководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю Владимир Николаев: «Здесь большая надежда на WWF и другие общественные фонды».

Дмитрий Буркин, зам. начальника Лесного отдела УБЭП УВД Приморского края, считает, что «прежде всего нужно лишить незаконных рубщиков возможности реализовать свою древесину, чтобы лишить их стимула к совершению преступления. Пока будет спрос со стороны Китая и возможность различными незаконными способами незаконно срубленную древесину переместить через границу как абсолютно законную, порубки будут продолжаться. Поэтому основной упор делаем на выявление и раскрытие, как правило, сложных многоуровневых схем легализации незаконно добытой древесины».

Денис Смирнов рассказал об обнадеживающих «изменениях в мире - 20 апреля 2005 г. правительство Японии заявило об основных принципах своей импортной политики, целью которой является исключение из государственных закупок древесины незаконного происхождения. Лесное агентство Японии приступило к созданию и тестированию системы отслеживания источников происхождения поступающей в страну древесины. Японское правительство также информировало о намерении выдвинуть ряд инициатив по борьбе с международной торговлей незаконно заготовленной древесиной на предстоящем саммите Большой восьмерки 6-8 июля в Шотландии. Одно из японских предложений - запрет на закупки членами G8 древесины сомнительного происхождения. И совсем свежее событие - 24 июня наш коллега, директор Всемирного фонда дикой природы Японии Мичио Хино обратился к премьер-министру Японии с предложениями к предстоящему рассмотрению вопроса нелегальных лесозаготовок на июльском саммите Большой восьмерки. В своем обращении он рекомендует правительству Японии принять на себя ряд обязательств по контролю за происхождением древесины, поступающей в Японию. Это будет, повидимому, иметь большое значение и для Приморского края».

Вячеслав Баландин считает, что опускать руки нельзя: «Мы должны научиться работать в условиях либерально действующей экономики, подготовки вступления страны в ВТО, когда значительно снимутся таможенные барьеры, с тем, чтобы сохранять нормальные условия для развития экономики и в то же время не подорвать экологическое состояние страны». Надежду он возлагает на общественное мнение. «То, что происходит сейчас с проектом Лесного кодекса, и то протестное мнение, которое созрело в обществе - и населения, и науки, и промышленности, говорит в целом о том, что меняются подходы к лесу...»

WWF собирается обратиться к импортерам древесины с Дальнего Востока с предложением воздержаться от покупки древесины кедра, а также подготовил пакет предложений по борьбе с незаконной заготовкой и экспортом древесины в Приморском крае.


По материалам
DBO WWF России

К содержанию
На главную страницу "Берегини"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность