О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Российское Представительство
Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) Директору по охране природы Е. А. Шварцу 109240, г. Москва, ул. Николоямская, 19-3
Уважаемый Евгений Александрович! МЧС России рассмотрело проект "Экологической доктрины России", материалы по проекту "Сохранение биоразнообразия Алтае-Саянского горного экорегиона на основе биорегионального подхода (Фаза 1)". Наблюдательному Совету проекта и считает актуальной и своевременной разработку указанных документов.Вместе с тем, по мнению Министерства, представленные документы нуждаются в доработке. Так, проект Экологической доктрины России (далее - проект Доктрины) в данной редакции представляется незавершенным. В нем отсутствует вводная часть (преамбула) с обоснованием актуальности разработки документа, анализом современного состояния экологических проблем в стране, в том числе в части оценки несовершенства законодательства в области экологии, охраны окружающей среды и природопользования, с учетом современных условий решения государством стратегической задачи по переходу к устойчивому развитию, определению целей и приоритетов долгосрочного социально-экономического развития. В этой связи полагаем, что "Перечень законодательных актов, связанных с формированием и реализацией Экологической доктрины России" (Приложение 1) может быть дополнен как федеральными законами (кодексами), предмет правового регулирования которых имеет прямое отношение к проблемам проекта Доктрины, так и нормативными правовыми актами иной отраслевой принадлежности, в частности - в гражданском, предпринимательском, налоговом, инвестиционном, банковском законодательстве (дополнение к Перечню прилагается). Такой подход представляется целесообразным и обусловлен тем, что совершенствование экологического законодательства невозможно проводить "автономно", в отрыве от названных отраслей. В современных условиях экономические стимулы соблюдения экологических требований, действующие именно через законодательство хозяйственного профиля, способны, дополняя меры административно-принудительного характера, положительно повлиять на состояние экологического правопорядка и улучшить ситуацию в целом. При такой системе построения представляется логично обоснованным переход к основным положениям Доктрины, которые, соответственно, могут быть дополнены с учетом содержания и выводов вводной части. В вводной части можно изложить только основные положения, а в полном объеме материалы представить в пояснительной записке к проекту Доктрины (по аналогии с проектами федеральных законов). При изложении основных положений Доктрины предпочтительно применять термины и определения, установленные действующим законодательством. В том случае, если будет признано необходимым применение иных (специальных) терминов и определений, следует дать их трактовку в разделе "Основные понятия". В разделе 1 проекта Доктрины политике применено определение "благоприятная окружающая среда обитания", которое отличается от понятия, использованного в этом же разделе. Столь же неосновательно в п.3.6 проекта Доктрины применяется понятие "зоны экологического неблагополучия и экологических катастроф". В данном случае следует учесть, что в ходе доработки проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" глава "Зоны экологического неблагополучия" приведена в соответствие с Уголовным Кодексом Российской Федерации и представлена с названием "Зоны экологического бедствия и чрезвычайной ситуации". В равной степени это касается и других формулировок, применяемых в проекте Доктрины, таких как "государственное регулирование охраны среды и использования природных ресурсов" (абзац второй раздела 2 проекта Доктрины). В действующем законодательстве применяются такие понятия, как "государственное управление в области охраны окружающей природной среды", "государственное регулирование деятельности по охране окружающей природной среды", или - "государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды". Формулировка последнего абзаца п.3.1 представляется недостаточно корректной, а именно: - в части отказа от строительства новых АЭС, использующих существующие технологии, так как на многих российских АЭС используются технологии (в том числе энергоблоки третьего поколения), отвечающие основным требованиям безопасности МАГАТЭ. При этом следует учесть, что в соответствии со "Стратегией развития атомной энергетики России в первой половине XXI века", одобренной Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 25 мая 2000г., №17, предусмотрено постепенное замещение действующих энергоблоков на установки третьего поколения; - в части скорейшего вывода из эксплуатации действующих АЭС, так как этот процесс потребует длительного времени, значительных материальных и финансовых затрат не только для обеспечения собственно процедуры вывода из эксплуатации действующих АЭС и их консервации, но и для создания альтернативных объектов энергетики, замещающих выводимые из эксплуатации АЭС. Одновременно предлагается расширить трактовку данного абзаца, включив в него не только вопросы безопасности АЭС, но и, в соответствии с ФЗ "Об использовании атомной энергии", ядерные установки, радиационные источники и пункты хранения. Предлагается также дополнить п.3.4 положениями, отражающими обеспечение экологической безопасности железнодорожного, водного и морского транспорта (за исключением судов с АЭУ, так как это изложено в последнем абзаце указанного пункта). В порядке общего замечания, относящегося практически ко всем пунктам проекта Доктрины, полагаем необходимым отметить их декларативный характер и отсутствие адресной направленности основных положений к конкретным органам государственной власти. Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в части их предметов ведения и полномочий. В связи с отсутствием в Министерстве всех материалов по проекту "Сохранения биоразнообразия Алтае-Саянского горного экорегиона на основе биорегионального подхода (Фаза I)" и Наблюдательному Совету проекта сообщаем, что, подготовить исчерпывающее заключение не представляется возможным. При этом следует учесть что в рассматриваемых документах роль и место МЧС России не определены. Проблема сохранения биоразнообразия как составная часть природоохранных мер в основном относится к компетенции МПР России.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2000 №495 на это Министерство возложены функции осуществления управления в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, а также координации в этой сфере деятельности иных федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с указанным постановлением МПР России переданы функции упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, включенного ранее в "Меморандум о взаимопонимании ...."
М.И.Фалеев
Предложения по внесению дополнений в "Перечень законодательных актов, связанных с формированием и реализацией экологической доктрины России"
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |