Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

4. ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

4.1.Развитие системы государственного управления для эффективного решения задач экологической политики.

В целях совершенствования государственного управления в рассматриваемой сфере необходимо:

  • обеспечить независимость государственной экологической экспертизы и контроля от государственных органов, ответственных за управление природными ресурсами и иную хозяйственную деятельность;
  • обеспечить четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием природных ресурсов, состоянием и качеством окружающей природной среды;
  • обеспечить эффективное и экологически безопасное разграничение прав собственности на природные ресурсы между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами;
  • создать систему лицензирования экологически опасной деятельности; внедрить систему экологической сертификации предприятий, их продукции и отходов;
  • разрабатывать и реализовывать федеральные, региональные, местные и иные программы и планы действий по охране окружающей среды.

4.2.Экономические механизмы реализации экологической политики.

В целях совершенствования экономических механизмов необходимо:

  • обеспечить приоритет изъятия природно-ресурсной ренты перед налогообложением оплаты вложенного труда;
  • сформировать и последовательно применять налоговую и тарифную политику, стимулирующую переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;
  • создать и последовательно применять систему налогов, обеспечивающих снижение уровня загрязнения в городах от эксплуатации автомобильного транспорта;
  • обеспечить развитие системы перераспределения бюджетных средств в целях сохранения ненарушенных экосистем, в том числе используемых малочисленными народами для традиционного хозяйствования;
  • усовершенствовать методики определения величины компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности; обеспечить прямую зависимость размеров платы за выбросы и сбросы от объема и опасности выбрасываемых веществ;
  • обеспечить неукоснительное взыскание компенсаций гражданам за ущерб, нанесенный в результате экологических правонарушений;
  • создать законодательные и организационные условия для ликвидации или компенсации ущерба от экологических правонарушений и иных воздействий на окружающую среду, природные объекты и здоровье людей в натуральной форме;
  • содействовать развитию экологического аудита действующих предприятий;
  • содействовать развитию и внедрению разных форм экологического страхования;
  • создать законодательные и организационные условия для внедрения залогово-возвратных экономических механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров;
  • создать законодательные и организационные условия для внедрения системы лизинга промышленных товаров длительного пользования.

4.3.Финансовые механизмы реализации экологической политики.

В целях совершенствования финансового обеспечения экологических мероприятий необходимо:

  • обеспечить при переговорах с кредиторами и должниками продвижение схем международных расчетов и взаимозачетов с учетом средообразующей роли стран для биосферы Земли в целом (включая схему "долги за природу");
  • инициировать создание и активно использовать механизмы зачета квот на выбросы парниковых газов для обеспечения инвестиций в экологизацию и модернизацию отечественного производства;
  • обеспечить целевое использование средств экологических фондов под контролем общественности;
  • сформировать законодательные и организационные условия для стимулирования благотворительности в России;
  • предоставить гражданам России право целевого направления части налогов на финансирование благотворительной деятельности, в том числе экологической;
  • обеспечить целенаправленное выделение средств на оздоровление окружающей среды и ликвидацию последствий предшествующей деятельности из сумм, получаемых в результате приватизации государственной собственности.

4.4.Реализация прав и свобод граждан как инструмент экологической политики.

В целях реализации конституционных экологических прав, свобод и обязанностей граждан, помимо других мер, необходимо:

  • приостановить или прекратить реализацию проектов, не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы либо не устранивших недостатки, отмеченные в экспертном заключении;
  • активизировать судебные механизмы разрешения противоречий между интересами населения, органов государственной власти, предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов, в том числе в области охраны окружающей природной среды;
  • усовершенствовать систему взыскания исков и обеспечения исполнимости судебных решений;
  • усовершенствовать законодательные и организационные условия для непосредственного участия граждан в принятии решений, затрагивающих их права и свободы, представляющих угрозу для их жизни и здоровья, способных нарушить их законные интересы либо нанести ущерб окружающей среде;
  • создать законодательные и организационные условия для развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций и механизмов оценки воздействия на окружающую среду.

4.5.Информационное обеспечение экологической политики.

В целях обеспечения граждан России экологической информацией, помимо других мероприятий необходимо:

  • обеспечить бесплатный доступ граждан к экологической и иной информации, важной для обеспечения их безопасности;
  • обеспечить развитие и эффективное функционирование систем мониторинга состояния природной среды, включая мониторинг биотических параметров окружающей среды, санитарно-гигиенического мониторинга, а также государственной статистики в области использования природных ресурсов, состояния окружающей среды и здоровья населения;
  • обеспечить практическое выявление и обозначение на местности всех территорий, загрязненных особо опасными веществами в ходе предшествующей, в особенности военной, деятельности.

4.6.Формирование экологической культуры.

В целях формирования экологической культуры населения России, помимо других мероприятий, необходимо:

  • усилить государственную поддержку исследований, обеспечивающих разработку государственной политики в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;
  • содействовать организации системы непрерывного экологического образования в системе средней и высшей школы, профессионального образования, в системах повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • обеспечить экологизацию естественного и гуманитарного образования в виде обязательного введения элементов экологии во все учебные предметы;
  • осуществить мероприятия по повышению экологической грамотности высшего и среднего управленческого звена.

* * *

Для реализации Экологической доктрины России Правительством разрабатываются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные Национальные планы действий по охране среды и рациональному использованию природных ресурсов и Национальные планы действий по защите населения от действия опасных антропогенных факторов.

Назад Оглавление Вперед

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность