Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

3.1.Обеспечение экологически безопасного развития энергетики.

Государственная экологическая политика в области энергетики включает:

  • приоритет поддержки программ энергосбережения в производстве, жилищно-коммунальном и других секторах экономики при обеспечении возрастающего уровня и качества услуг;
  • снижение энергоемкости внутреннего валового продукта до уровня стран Европейского союза;
  • сокращение потерь энергии при ее производстве и транспортировке;
  • приоритет государственных инвестиций в производство энергии с использованием возобновляемых источников;
  • разработка принципиально новых экологичных способов получения электроэнергии;
  • повышение ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации АЭС;
  • отказ от строительства новых атомных станций, использующих существующие технологии; скорейший вывод из эксплуатации действующих атомных станций.

3.2.Обеспечение экологически безопасного развития промышленности.

Среди основных направлений государственной экологической политики в этом секторе:

  • поддержка разработки и внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;
  • приоритетное развитие отраслей (производств) с высокой степенью переработки сырья и преимущественным использованием интеллектуального труда;
  • формирование производственных комплексов, обеспечивающих безотходное или малоотходное использование природных ресурсов, поддержка применения малоотходных технологий на действующих предприятиях;
  • стимулирование широкого использование вторичных ресурсов с целью создания замкнутых циклов использования веществ; развитие производств по переработке отходов прошлой хозяйственной деятельности;
  • приоритетное развитие производства товаров, в процессе производства, применения и утилизации которых минимизируется расход энергии и материалов, загрязнение окружающей среды, рассчитанных на долговременное использование и модернизацию во время периода эксплуатации;
  • отказ от размещения на территории страны производств и технологий, угрожающих безопасности россиян;
  • внедрение принципа ответственности производителя за произведенный продукт в течение всего цикла его существования от производства до утилизации;
  • последовательное использование принципа хранения и переработки в местах образования при обращении с опасными отходами производства и потребления.

3.3.Организация устойчивого использования природных ресурсов.

Основными направлениями государственной политики в этой сфере являются:

  • обеспечение равенства условий в использовании минерального сырья для ныне живущих и будущих поколений;
  • обеспечение расширенного воспроизводства возобновимых природных ресурсов;
  • поддержка производств по извлечению полезных компонентов из отвалов и отходов, образовавшихся в процессе производственной деятельности прошлых лет;
  • поддержка экологически чистых форм ведения сельского хозяйства;
  • поддержание естественного плодородия почв; развитие поле- и почвозащитного лесоразведения;
  • сохранение и увеличение разнообразия отечественных сортов и пород культурных растений и домашних животных, полученных путем традиционной селекции;
  • поддержка перехода от монокультур к поликультурам;
  • поддержка экологически приемлемых традиционных форм природопользования;
  • поддержка перехода от промысла к хозяйству по все большему числу объектов в охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве; развитие аквакультуры;
  • создание (воссоздание) условий для естественного воспроизводства промысловых видов, сокращающих свою численность и исчезающих в результате перепромысла и изменения условий обитания.

3.4.Обеспечение экологически безопасного развития транспорта.

Основные направления государственной экологической политики на транспорте включают:

  • развитие внутригородского общественного транспорта как базового вида передвижения в крупных городах; совершенствование организации движения и размещения автомобильного транспорта в городах;
  • поддержка выпуска высокоэкономичных и экологичных автомобилей;
  • обеспечение энергоэффективности и экологической безопасности воздушного транспорта; развитие дирижаблестроения.
  • обеспечение экологической безопасности трубопроводного транспорта;
  • обеспечение экологической безопасности и поэтапный вывод из эксплуатации судовых ядерных установок.

3.5.Территориальная экологическая политика.

Основными направлениями территориальной экологической политики являются:

  • концентрация имеющегося и вновь формируемого производственного потенциала прежде всего на уже трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;
  • резервирование, в том числе исключение из непосредственного хозяйственного использования, территорий, пока еще неосвоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью;
  • обеспечение непревышения экологической емкости экосистем при строительство предприятий и других объектов на неосвоенных территориях;
  • применение бассейнового принципа хозяйствования;
  • приоритетное развитие хозяйств, обеспечивающих нужды местного населения;
  • предотвращение фрагментации массивов естественных или полуестественных природных сообществ при развитии инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, газо- и нефтепроводы, линии электропередач и т.п.).

3.6.Защита здоровья населения от вредоносных антропогенных экологических факторов.

Основными направлениями действий по защите здоровья населения являются:

  • обеспечение безопасности продуктов питания и питьевой воды, качества атмосферного воздуха в местах обитания человека;
  • обеспечение экологической безопасности одежды, бытовой техники и др. предметов домашнего обихода, материалов, используемых в жилищном строительстве;
  • предотвращение и прекращение хозяйственной деятельности, влекущей загрязнение окружающей природной среды вредными для здоровья отходами производства;
  • выявление и реабилитация зон экологического неблагополучия и экологических катастроф;
  • обеспечение реабилитации лиц, пострадавших в результате экологических правонарушений, в ходе техногенных аварий и катастроф, в результате работы на экологически опасных и вредных производствах.

3.7. Развитие гражданского общества для решения экологических проблем.

Основными направлениями действий в целях развития гражданского общества являются:

  • всемерная поддержка участия граждан в обсуждении и принятии решений, затрагивающих их права и свободы, представляющих угрозу для их жизни и здоровья, способных нарушить их законные интересы либо нанести ущерб окружающей среде;
  • обеспечение приоритета законных экологических интересов граждан перед интересами структур бизнеса и органов власти;
  • создание режима благоприятствования благотворительности, в том числе в области экологии;
  • создание условий для традиционного природопользования и ведения натурального хозяйства коренных народов;
  • обеспечение прохождения альтернативной гражданской службы на объектах и в структурах, действующих в целях реализации экологической политики.

3.8. Сохранение природного наследия.

Основными направлениями действий по сохранению природного и культурного наследия России являются:

  • обеспечение сохранности всего природного разнообразия страны;
  • сохранение и развитие системы особо охраняемых природных территорий;
  • сохранение и расширение системы историко-культурных заповедников, исторических зон в городах и населенных пунктах, памятников истории и культуры народов России;
  • разработка и осуществление системы мероприятий, направленных на сохранение редких и исчезающих видов живых организмов, типов экосистем и ландшафтов, присущих России;
  • предотвращение проникновения на территорию России организмов, способных нанести ущерб естественным сообществам и сельскохозяйственным культурам, в том числе генетически модифицированных;
  • разработка и осуществление системы мер по сохранению и созданию условий существования диких животных и растений на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях.

3.9. Обеспечение экологической безопасности при деятельности Вооруженных сил и ракетно-космической деятельности.

Основными направлениями государственной политики в этой области являются:

  • обеспечение государственного и общественного контроля за экологической безопасностью деятельности Вооруженных сил и ракетно-космической отрасли;
  • создание в рамках ведомств, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства специализированных экологических подразделений, предназначенных для предотвращения и пресечения деятельности, наносящей ущерб здоровью населения, окружающей природной среде и природным ресурсам страны, а также для ликвидации ущерба, в том числе всех видов загрязнения и заражения, нанесенного территориям страны в ходе предыдущей деятельности оборонного комплекса и во время боевых операций в Чеченской Республике;
  • обеспечение приоритетного учета интересов и безопасности населения при решении вопросов уничтожения химического оружия, ракет, пусковых установок и другого военного имущества, утилизации ядерных зарядов и вышедших из строя атомных подводных лодок;
  • обеспечение реабилитации территорий, загрязненных при осуществлении ракетно-космической деятельности, в процессе функционирования предприятий ядерно-оружейного комплекса и при проведении подземных ядерных взрывов, в процессе производства, испытания, хранения и уничтожения химического оружия.

3.10. Участие России в решении наднациональных экологических проблем.

Основными направлениями государственной экологической политики в этой сфере являются:

  • обеспечение активного участия России в выполнении международных соглашений по охране окружающей природной среды;
  • активное участие в процессах и переговорах, направленных на сокращение мировых и национальных расходов на вооружение, на обеспечение режима нераспространения оружия массового поражения; отказ от разработки и применения видов оружия или боеприпасов, экологических последствия которых опасны или недостаточно изучены;
  • активное участие в международных процессах и переговорах, имеющих целью воспрепятствовать трансграничному перемещению товаров, использование которых способно нанести ущерб населению, природным объектам и средам;
  • обеспечение интересов и экологической безопасности России в связи с участием в международных организациях, соглашениях и конвенциях;
  • обеспечение учета глобальных экологических функций России в международных экономических отношениях;
  • обеспечение экологической безопасности, охраны природной среды и возобновляемых природных ресурсов при совместной эксплуатации водоемов и водотоков, находящихся под юрисдикцией нескольких стран;
  • привлечение международных сил и средств для ликвидации или переоборудования российских источников угроз радиоактивного и иного загрязнения морей и океанов, приграничных территорий, а также воздушных масс;
  • привлечение международных сил и средств для сохранения и восстановления средообразующих функций нетронутых и малоосвоенных массивов российской природы, имеющих глобальное значение.

Назад Оглавление Вперед

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность