Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
3.1.Обеспечение экологически безопасного развития энергетики.
Государственная экологическая политика в области энергетики
включает:
- приоритет поддержки программ энергосбережения в производстве,
жилищно-коммунальном и других секторах экономики при обеспечении
возрастающего уровня и качества услуг;
- снижение энергоемкости внутреннего валового продукта до
уровня стран Европейского союза;
- сокращение потерь энергии при ее производстве и
транспортировке;
- приоритет государственных инвестиций в производство энергии с
использованием возобновляемых источников;
- разработка принципиально новых экологичных способов получения
электроэнергии;
- повышение ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации
АЭС;
- отказ от строительства новых атомных станций, использующих
существующие технологии; скорейший вывод из эксплуатации действующих
атомных станций.
3.2.Обеспечение экологически безопасного развития промышленности.
Среди основных направлений государственной экологической политики
в этом секторе:
- поддержка разработки и внедрения ресурсо- и энергосберегающих
технологий;
- приоритетное развитие отраслей (производств) с высокой степенью
переработки сырья и преимущественным использованием интеллектуального
труда;
- формирование производственных комплексов, обеспечивающих
безотходное или малоотходное использование природных ресурсов,
поддержка применения малоотходных технологий на действующих
предприятиях;
- стимулирование широкого использование вторичных ресурсов с
целью создания замкнутых циклов использования веществ; развитие
производств по переработке отходов прошлой хозяйственной деятельности;
- приоритетное развитие производства товаров, в процессе
производства, применения и утилизации которых минимизируется расход
энергии и материалов, загрязнение окружающей среды, рассчитанных на
долговременное использование и модернизацию во время периода
эксплуатации;
- отказ от размещения на территории страны производств и
технологий, угрожающих безопасности россиян;
- внедрение принципа ответственности производителя за
произведенный продукт в течение всего цикла его существования от
производства до утилизации;
- последовательное использование принципа хранения и переработки
в местах образования при обращении с опасными отходами производства и
потребления.
3.3.Организация устойчивого использования природных ресурсов.
Основными направлениями государственной политики в этой сфере
являются:
- обеспечение равенства условий в использовании минерального
сырья для ныне живущих и будущих поколений;
- обеспечение расширенного воспроизводства возобновимых
природных ресурсов;
- поддержка производств по извлечению полезных компонентов из
отвалов и отходов, образовавшихся в процессе производственной
деятельности прошлых лет;
- поддержка экологически чистых форм ведения сельского хозяйства;
- поддержание естественного плодородия почв; развитие поле- и
почвозащитного лесоразведения;
- сохранение и увеличение разнообразия отечественных сортов и
пород культурных растений и домашних животных, полученных путем
традиционной селекции;
- поддержка перехода от монокультур к поликультурам;
- поддержка экологически приемлемых традиционных форм
природопользования;
- поддержка перехода от промысла к хозяйству по все большему
числу объектов в охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве; развитие
аквакультуры;
- создание (воссоздание) условий для естественного
воспроизводства промысловых видов, сокращающих свою численность и
исчезающих в результате перепромысла и изменения условий обитания.
3.4.Обеспечение экологически безопасного развития транспорта.
Основные направления государственной экологической политики на
транспорте включают:
- развитие внутригородского общественного транспорта как
базового вида передвижения в крупных городах; совершенствование
организации движения и размещения автомобильного транспорта в
городах;
- поддержка выпуска высокоэкономичных и экологичных автомобилей;
- обеспечение энергоэффективности и экологической безопасности
воздушного транспорта; развитие дирижаблестроения.
- обеспечение экологической безопасности трубопроводного
транспорта;
- обеспечение экологической безопасности и поэтапный вывод из
эксплуатации судовых ядерных установок.
3.5.Территориальная экологическая политика.
Основными направлениями территориальной экологической политики
являются:
- концентрация имеющегося и вновь формируемого производственного
потенциала прежде всего на уже трансформированных землях и в районах с
развитой инфраструктурой;
- резервирование, в том числе исключение из непосредственного
хозяйственного использования, территорий, пока еще неосвоенных или
мало затронутых хозяйственной деятельностью;
- обеспечение непревышения экологической емкости экосистем при
строительство предприятий и других объектов на неосвоенных
территориях;
- применение бассейнового принципа хозяйствования;
- приоритетное развитие хозяйств, обеспечивающих нужды местного
населения;
- предотвращение фрагментации массивов естественных или
полуестественных природных сообществ при развитии инфраструктуры
(автомобильные и железные дороги, газо- и нефтепроводы, линии
электропередач и т.п.).
3.6.Защита здоровья населения от вредоносных антропогенных
экологических факторов.
Основными направлениями действий по защите здоровья населения
являются:
- обеспечение безопасности продуктов питания и питьевой воды,
качества атмосферного воздуха в местах обитания человека;
- обеспечение экологической безопасности одежды, бытовой техники
и др. предметов домашнего обихода, материалов, используемых в
жилищном строительстве;
- предотвращение и прекращение хозяйственной деятельности,
влекущей загрязнение окружающей природной среды вредными для здоровья
отходами производства;
- выявление и реабилитация зон экологического неблагополучия и
экологических катастроф;
- обеспечение реабилитации лиц, пострадавших в результате
экологических правонарушений, в ходе техногенных аварий и катастроф, в
результате работы на экологически опасных и вредных производствах.
3.7. Развитие гражданского общества для решения экологических
проблем.
Основными направлениями действий в целях развития гражданского
общества являются:
- всемерная поддержка участия граждан в обсуждении и принятии
решений, затрагивающих их права и свободы, представляющих угрозу для
их жизни и здоровья, способных нарушить их законные интересы либо
нанести ущерб окружающей среде;
- обеспечение приоритета законных экологических интересов
граждан перед интересами структур бизнеса и органов власти;
- создание режима благоприятствования благотворительности, в
том числе в области экологии;
- создание условий для традиционного природопользования и ведения
натурального хозяйства коренных народов;
- обеспечение прохождения альтернативной гражданской службы на
объектах и в структурах, действующих в целях реализации экологической
политики.
3.8. Сохранение природного наследия.
Основными направлениями действий по сохранению природного и
культурного наследия России являются:
- обеспечение сохранности всего природного разнообразия
страны;
- сохранение и развитие системы особо охраняемых природных
территорий;
- сохранение и расширение системы историко-культурных
заповедников, исторических зон в городах и населенных пунктах,
памятников истории и культуры народов России;
- разработка и осуществление системы мероприятий, направленных на
сохранение редких и исчезающих видов живых организмов, типов экосистем
и ландшафтов, присущих России;
- предотвращение проникновения на территорию России организмов,
способных нанести ущерб естественным сообществам и
сельскохозяйственным культурам, в том числе генетически
модифицированных;
- разработка и осуществление системы мер по сохранению и
созданию условий существования диких животных и растений на
хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях.
3.9. Обеспечение экологической безопасности при деятельности
Вооруженных сил и ракетно-космической деятельности.
Основными направлениями государственной политики в этой области
являются:
- обеспечение государственного и общественного контроля за
экологической безопасностью деятельности Вооруженных сил и
ракетно-космической отрасли;
- создание в рамках ведомств, обеспечивающих безопасность
личности, общества и государства специализированных экологических
подразделений, предназначенных для предотвращения и пресечения
деятельности, наносящей ущерб здоровью населения, окружающей
природной среде и природным ресурсам страны, а также для ликвидации
ущерба, в том числе всех видов загрязнения и заражения, нанесенного
территориям страны в ходе предыдущей деятельности оборонного
комплекса и во время боевых операций в Чеченской Республике;
- обеспечение приоритетного учета интересов и безопасности
населения при решении вопросов уничтожения химического оружия, ракет,
пусковых установок и другого военного имущества, утилизации ядерных
зарядов и вышедших из строя атомных подводных лодок;
- обеспечение реабилитации территорий, загрязненных при
осуществлении ракетно-космической деятельности, в процессе
функционирования предприятий ядерно-оружейного комплекса и при
проведении подземных ядерных взрывов, в процессе производства,
испытания, хранения и уничтожения химического оружия.
3.10. Участие России в решении наднациональных экологических
проблем.
Основными направлениями государственной экологической политики в
этой сфере являются:
- обеспечение активного участия России в выполнении
международных соглашений по охране окружающей природной среды;
- активное участие в процессах и переговорах, направленных на
сокращение мировых и национальных расходов на вооружение, на
обеспечение режима нераспространения оружия массового поражения;
отказ от разработки и применения видов оружия или боеприпасов,
экологических последствия которых опасны или недостаточно изучены;
- активное участие в международных процессах и переговорах,
имеющих целью воспрепятствовать трансграничному перемещению товаров,
использование которых способно нанести ущерб населению, природным
объектам и средам;
- обеспечение интересов и экологической безопасности России в
связи с участием в международных организациях, соглашениях и
конвенциях;
- обеспечение учета глобальных экологических функций России в
международных экономических отношениях;
- обеспечение экологической безопасности, охраны природной
среды и возобновляемых природных ресурсов при совместной
эксплуатации водоемов и водотоков, находящихся под юрисдикцией
нескольких стран;
- привлечение международных сил и средств для ликвидации или
переоборудования российских источников угроз радиоактивного и иного
загрязнения морей и океанов, приграничных территорий, а также
воздушных масс;
- привлечение международных сил и средств для сохранения и
восстановления средообразующих функций нетронутых и малоосвоенных
массивов российской природы, имеющих глобальное значение.
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|