О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
НовостиПо сообщениям организаций-членов МСоЭС из разных регионов
НОВОСТИ МСоЭС Еженедельный бюллетень о работе Международного социально-экологического союза # 87 1 февраля 2008 года ********************************************************************** Made in SEU - Сделано в СоЭС. Мы не пишем об экологических проблемах. Мы пишем о делах для их решения. ********************************************************************* Как всегда, ждем ВАШИХ новостей! СОДЕРЖАНИЕ официально ЗАЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЮЗА ПО ИТОГАМ КРУГЛОГО СТОЛА "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ОЛИМПИЙСКИХ ОБЪЕКТОВ В Г. СОЧИ - ПУТИ РЕШЕНИЯ" (23.01.2008 г.) экология и бизнес ПЕРВЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ экополитика НЕОБХОДИМО ВОЗРОДИТЬ ПРОГРЕССИВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РОССИИ - СПИСОК НУЖНЫХ ЗАКОНОВ СоЭС-география ЯКУТИЯ: СУДИТЬСЯ С ТРАНСНЕФТЬЮ ПОЛЕЗНО МУРМАНСК: НЕФТЬ, ГАЗ И ПАЭС - УГРОЗА АРКТИКЕ САМАРА: ГРЯЗНЫЙ СНЕГ НА БЕРЕГУ ВОЛГИ НИЖНИЙ НОВГОРОД: МАСШТАБЫ КСТОВСКОЙ АВАРИИ ЗАНИЖЕНЫ НИЖНИЙ НОВГОРОД: СУД ПО "ДУБКАМ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПЕТРОЗАВОДСК: РУЧЕЙ СТУДЕНЕЦ В ОСАДЕ охрана живой природы ОРГАНИЗАТОРЫ НЕЗАКОННОЙ ВЫРУБКИ НА УТРИШЕ НЕ ДОЛЖНЫ УЙТИ ОТ АКАЗАНИЯ! объявления НА САЙТЕ РОССИЙСКОЙ СЕТИ РЕК ОБНОВЛЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ОБ УНИЧТОЖЕНИИ И ОХРАНЕ ЗУБРОВ ********************************************************************** официально ЗАЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЮЗА ПО ИТОГАМ КРУГЛОГО СТОЛА "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ОЛИМПИЙСКИХ ОБЪЕКТОВ В Г. СОЧИ - ПУТИ РЕШЕНИЯ" (23.01.2008 г.) Социально-экологический Союз считает необходимым донести до Правительства России, госкорпорации "Олимпстрой" и организационного комитета "Сочи-2014" свою позицию по экологическим аспектам размещения олимпийских объектов. В соответствии с российским законодательством и международным правом, предусматривающими признание прав и свобод человека высшей ценностью, учет мнения населения при размещении тех или иных потенциально опасных объектов, презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, и обязательства государства по исполнению международных договоров (конвенций), мы считаем недопустимым размещение любых олимпийских объектов, включая санно-бобслейную трассу, и сопутствующей им инфраструктуры в границах буферной зоны объекта Всемирного природного наследия "Западный Кавказ" и требуем продолжить поиск альтернативных вариантов размещения олимпийских объектов за ее пределами. В целях обеспечения экологической безопасности объекта Всемирного природного наследия "Западный Кавказ" необходимо ввести заповедный режим на всех участках его буферной зоны (охранной зоны Кавказского заповедника), не затронутых хозяйственной деятельностью. Любое строительство на территории Сочинского национального парка недопустимо без проведения экологической экспертизы и экологического сопровождения общественностью всех проектов, от этапа выбора площадки до сдачи объекта в эксплуатацию. Крайне опасным является проведение любых строительных работ в Имеретинской низменности. Эти работы неизбежно приведут к уничтожению уникальной флоры и разрушению ключевой орнитологической территории международного значения, а также принудительному переселению местных жителей и иным ущемлениям их конституционных прав и свобод. Мы полностью разделяем позицию по проблемам размещения олимпийских объектов, опубликованную ранее WWF-Россия и Гринпис-Россия. В целях минимизации ущерба природе Всемирного Наследия "Западный Кавказ", Сочинского национального парка, Сочинского государственного заказника, ключевой орнитологической территории "Имеретинская низменность" и жителям г.Сочи в ходе подготовки к проведению зимних олимпийских игр 2014 года мы призываем Правительство Российской Федерации и государственную корпорацию "Олимпстрой" всемерно сотрудничать с международными, российскими и региональными экологическими общественными организациями. В случае отказа от сотрудничества и реальной угрозы объектам Всемирного природного наследия мы оставляем за собой право требовать от уполномоченных международных институтов перевода объекта Всемирного природного наследия "Западный Кавказ" в список объектов "Всемирное наследие в опасности!", а также переноса зимних олимпийских игр 2014 года в другой город. Сопредседатель Российского Социально-экологического Союза и Международного Социально-экологического Союза С. В. Симак Дополнительная информация: Сурен Газарян - 8 (928) 421-74-48 экология и бизнес___________________________________________________________ ПЕРВЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ создан при содействии российского "Независимого экологического рейтингового агентства" (АНО "НЭРА") 30 января 2008 г. Астана. Независимое экологическое рейтинговое агентство, учрежденное Международным социально-экологическим союзом (МСоЭС), расширило сферу своей деятельности на пространстве бывшего Советского Союза. Сегодня Министр охраны окружающей среды Республики Казахстан Нурлан Искаков представил деловому сообществу, экологическим организациям и журналистам справочник "Экологические рейтинги предприятий Казахстана", подготовленный Центром устойчивого производства и потребления при методической поддержке АНО "НЭРА". Таким образом, программа объективного сравнения экологической эффективности бизнеса, начатая в России при содействии Всемирного Банка, стала международной. По словам Министра Н. Искакова, до последнего времени системе экологического регулирования в Республике Казахстане не хватало четких и независимых инструментов сравнения уровня экологической эффективности предприятий природопользователей. Особенно были нужны стимулирующие, поощряющие механизмы экологического регулирования. Именно эту функцию выполняют рейтинговые программы независимых от бизнеса и государства экологических организаций. "Опыт России оказался вполне пригодным для Республики Казахстан в силу близости как систем экологической отчетности, так и в связи с перспективами экономической интеграции стран ЕврАзЭС",- отметил директор АНО "НЭРА" Александр Мартынов, представляя методику оценки. В справочнике приведены сведения об экологической эффективности 46 компаний и предприятий из разных регионов Казахстана. Поскольку это первый опыт создания рейтингов, оценка выполнена лишь для тех компаний, которые самостоятельно раскрыли запрошенные экологами сведения. Это отличает казахстанские рейтинги от российских, при составлении которых предприятия, не представившие сведений, оцениваются по среднеотраслевым показателям, и такие оценки публикуются на "серых" страницах и строчках рейтингов. Самые низкие уровни удельных (от одного сотрудника и на 1 млн. тенге выручки) экологических воздействий среди предприятий и компаний Республики Казахстан имеют ТОО Темирбетон и АО Алматыгорстрой КСМК-5. Наиболее высокие темпы сокращения выбросов, использования воды, загрязненных стоков, образования отходов и использования земель в 2006 году были у ТОО Текелийский горно-перерабатывающий комплекс, а за 7 лет после 2000 года у ТОО Корпорация Казахмыс. Оценки всех компаний и предприятий Казахстана по различным показателям можно увидеть на сайте АНО "Независимое экологическое рейтинговое агентство" -http://www.biodat.ru/nera/2007/k_rate.htm Завершая представление лидеров, Министр Н. Искаков высказал уверенность, что внедрение в Казахстане программы по определению экологических рейтингов промышленных компаний послужит действенным инструментом по улучшению экологических показателей, внедрению международных стандартов в области охраны окружающей среды и лучших практик экологического управления. Руководитель департамента Министерства охраны окружающей среды Булат Бекнияз выразил готовность министерства использовать экологические рейтинги при определении победителей премии "Зеленая нефть". Справочная информация о российском бизнесе в Казахстане. Доля России в общем объеме внешней торговли Казахстана составляет 25%. Товарооборот между двумя странами оценивался в 9,5 млрд. долларов. ОАО "ЛУКОЙЛ" участвует в освоении гигантских западно-казахстанских месторождений Тенгиза в составе международного консорциума "Тенгизшевройл". Эта компания заняла второе место среди пяти компаний нефтегазового сектора Казахстана, для которых составлен отраслевой экологический рейтинг. При этом по показателям темпов сокращения экологических воздействий с 2000 по 2006 гг. "Тенгизшевройл" вошел в тройку лучших среди 46 компаний всех отраслей. За дополнительной информацией можно обращаться по телефонам: Директор Независимого рейтингового агентства (НЭРА), Мартынов Александр Сергеевич - 8-916-444-10-50. Председатель Совета НЭРА, Забелин Святослав Игоревич: 8-903-791-59-09. экополитика___________________________________________________________ НЕОБХОДИМО ВОЗРОДИТЬ ПРОГРЕССИВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РОССИИ - СПИСОК НУЖНЫХ ЗАКОНОВ На заседании Совета безопасности Дмитрием Медведевым поднята одна из самых больных тем России. Но приведет ли это хоть к каким-то позитивных сдвигам? На заседании Совета безопасности РФ кандидат в президенты Дмитрий Медведев в очередной раз выступил на тему охраны окружающей среды и соответствующих изменений в законодательстве. В России действительно крайне тяжелое экологическое положение, что было вызвано государственным курсом на экономический рост любой ценой, то есть с использованием самых старых и экологически вредных технологий. Хочется верить, что этот непонятно откуда взявшийся у власти острый интерес к охране природы не закончится также внезапно, как он появился. В 1990х в России существовало неплохое экологическое законодательство, однако затем, благодаря Государственной Думе, большинство прогрессивных экологических норм из него были удалены. По сути, власти просто сняли все экологические барьеры для крупного бизнеса, позволив безнаказанно зарабатывать на загрязнении окружающей среды. Учитывая это, очень трудно поверить, что в области охраны природы в России в ближайшие годы что-то изменится. Но в том случае, если Д.Медведев хочет не просто поговорить, но и действительно улучшить ситуацию, ему предстоит добиться осуществления следующих законодательных изменений: 1. Восстановить существовавший до 2001 года запрет на ввоз ядерных отходов в Россию, т.е. отменить разрешение на ввоз в Россию отработавшего ядерного топлива (в Законе об охране окружающей среды обозначено, как "ОТВС", т.е. отработавшие тепловыделяющие сборки, а проще говоря - использованное топливо с зарубежных АЭС). Тем более, что глава Росатом С.Кириенко неоднократно заявлял, что иностранных ядерных отходов в России не будет. 2. Восстановить самостоятельный государственный орган по охране природы. Ведь Министерство природных ресурсов, Росприроднадзор и др занимаются не охраной природы, а слежением за порядком использования природных ресурсов. 3. Восстановить в законодательстве институт государственной экологической экспертизы и расширить возможность участия в ней общественности. 4. Установить крупные штрафы для загрязнителей природы, которые ощутимо стимулировали бы частные и государственные компании к внедрению экологически-чистых технологий. 5. Изъять из Водного и Лесного кодексов пункты, позволяющие приватизировать подавляющее большинство природных ресурсов России и перекрыть к ним доступ населения. Предусмотреть возможность реального участия общественности при принятии решений. 6. Установить и отразить в законодательстве такие приоритеты, как масштабное развитие возобновляемых (экологически-чистых) источников энергии и энергоэффективность. Отказаться от расширения атомной промышленности из-за нерешенной проблемы ядерных отходов, безопасной технологии захоронения или переработки для которых не существует ни в одной стране мира. Запретить переработку отработавшего ядерного топлива и продление сроков службы старых и опасных атомных реакторов. Дополнительная информация: в Москве - 7766281, (903)2997584 (Владимир Сливяк), e-mail: ecodefense@gmail.com http://www.ecodefense.ru СоЭС-география_____________________________________________________ ЯКУТИЯ: СУДИТЬСЯ С ТРАНСНЕФТЬЮ ПОЛЕЗНО Судебные разбирательства с Транснефтью привели к тому, что в Якутск прибыла комиссия от этой организации для обсуждения метода и технологии перехода нефтепровода по дну реки Лена. 25 января 2008 г. состоялся круглый стол Представителей Транснефти (проектировщики, Общественные организации Московской области, которые подписали Общественные экспертизы в пользу "сырого" проекта Расширение участка ВС-ТО на территории Якутии) и руководителей Правительства РС (Я), природоохранных, общественных организаций, научных институтов. Тема - Переход нефтепровода по дну реки Лена. Необходимо заметить, что переход траншейным методом вызывает большую тревогу всех жителей Якутии, включая Президента. Выступления со стороны Транснефти, несмотря на их желания достичь взаимопонимания, выглядело Рекламным. Во-первых был показан фильм, как в 40-градусные морозы 2007 года, строители, преодолевая все трудности на своем пути, слаженно работают и быстро укладывают трубы, как хорошо кормят рабочих и должным образом оплачивают их труд. Как в добрые советские времена. Но Якутяне единодушно высказывались против траншейного метода, твердо и часто нелицеприятно, припомнив все несоблюдения природоохранного законодательства при написании и утверждении этого проекта, постоянный отказ в предоставлении проектной информации. Главное же нарушение состоит в том, что на Общественных слушаниях по 3-ему этапу Талаканское месторождение - Алдан, обсуждали микротоннелирование, а на госэкспертизу представили проект - траншейным методом Чего мы боимся? 1. Траншея будет проходить в зоне развития карста (большие пустоты в результате растворения карбонатных пород), Нефть может загрязнить подземные воды 2. Переход располагается сейсмически опасной области, в зоне древнего Бирюкского разлома. 3. Траншея будет располагаться на глубине 1,5 метра ниже постоянного уровня, а выше располагаются слои валунно-галечного материала. 4. На этом участке постоянно образуются ледяные заторы, которые приходится бомбить время от времени, хотя Заказчик получил бумагу от соответствующего ведомства Якутии об их отсутствии. 5. Если случится авария, северная рыбная река может не справиться с таким потрясением. А у нас оказывается и осетры водятся 6. Одна труба не надежна, хотя и толстая 7. Наглядный пример - второй год прорывает газопровод, также проложенный траншейным методом около по дну реки Лена в пригороде . Якутска. 8. Что будет зимой, под толстой коркой льда, кто достоверно узнает об утечках и как их будут устранять? Что говорят заказчики - проектанты 1. Рассматривали 5 вариантов местности перехода. Это самый лучший. Дно ровное, берега пологие, сейсмичность не выше 6 баллов, землетрясения - одно на тысячу лет; 2. Рассматривали 4 метода прокладки: наклонно-траншейный, микротоннелирование, труба в трубе, траншейный Наклонно-траншейный не подходит: гравийно-галечный грунт и карбонатные породы - доломиты с карстами, микротонелирование дорого, надо проводить дополнительные изыскания, и глубина 3-4 мот дна реки труба в трубе - кожух 1600 мм надо заглублять грузами, а их трудно или невозможно достать, нет доступа к исправлению внутренней трубы. Вот и остался - траншейный, где приняты все меры предосторожности. Толщина трубы 29 см, а обычной 12 или 16. Будут установлены будки наблюдений, а наблюдать и денно и нощно будут тренированные сотрудники, в количестве то ли 40, то ли 50. да плюс еще автоматика. Но, пока на автоматику должным образом среагируют, то-есть отключат подачу, пройдет 7 минут и количество вылитой нефти составит 500 м3, а дальше ее будут ловить бонусы в три ряда. В 1 ряду заберут 70% нефти, всю остальную - еще два ряда и никакого вреда. Транснефть гарантирует полную безаварийность, ссылаясь на нефтепровод по дну Волги - 25 лет без аварий, Ангары, Енисея. Последняя авария на реке у них была в 1997 году и с тех пор они стали применять все лучшие мировые образцы. Решили, что мы вносим все наши предложения. Наше предложение - только микротоннелирование, прочитала, что такой метод применялся при прокладке по дну Балтийсого моря. Резюме - никак нельзя рисковать и отдавать на заклание величайшую реку мира. Министерство охраны природы предлагает комиссии выехать к месту прокладки. (Что они там увидят в такие морозы?) И опять будут обсуждения. Пока они нас не убедили. 29 января. 2008 г. состоялось предварительное заседание Якутского городского суда в новом составе по третьему участку ВС-ТО, на котором осуществляется переход через реку Лена.. Напомню, что в декабре Верховный суд Республики Саха (Якутия) признал необоснованным отказ городского суда от 6 ноября 2007 г в исковых требованиях частных лиц и общественных организаций о признании незаконным Приказа Ростехнадзора Пуликовского, о подписании положительного заключения экологической экспертизы по 3 участку нефтепровода ВС-ТО, вследствие нарушений ФЗ "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизы", положений регламента ее проведения, положений об ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду), Конституции РФ. На этом заседании мы узнали, что адвокат Ростехнадзора и "Транснефти" в одном лице подал жалобу в надзорную инстанции о признании незаконным Определение Верховного суда РС (Я). Заседание горсуда состоится 25 февраля. Зинаида Алтухова МУРМАНСК: НЕФТЬ, ГАЗ И ПАЭС - УГРОЗА АРКТИКЕ 0 января, представители "Беллоны" и "Экозащиты!" передали обращение к участникам российско-норвежской нефтегазовой конференции, в котором российские экологи выразили озабоченность по поводу опасных планов нефтегазового сектора России и Норвегии в освоении арктического шельфа. "Активная нефтегазовая деятельность может стать губительной для окружающей природной среды региона. Природа северных морей настолько чувствительна и уязвима, что даже незначительное нарушение ее структуры может привести к необратимым последствиям", - говорится в обращении. Экологи выступают против разработки новых нефтегазовых месторождений на Арктическом шельфе и призывают к запрету на добычу углеводородов в столь уязвимом районе и к минимизации экологических рисков при осуществлении транспортировки углеводородного сырья в морях Арктического шельфа. По мнению "Беллоны" и "Экозащиты", риски освоения нефтегазовых месторождений в Арктике выше, чем в других районах, как в силу малоизученности морских экосистем и недостатка экологического мониторинга арктического шельфа, так и в силу неготовности нефтегазовой промышленности, как российской, так и норвежской, к освоению углеводородных ресурсов северных морей. Это обусловлено, по мнению экологов, следующими факторами: характерная для нефтегазовых компаний России нерациональность недропользования, которая проявляется в низком коэффициенте извлечения нефти с месторождений и переработки попутного газа; устаревшая и несовершенная техническая оснащенность системы транспортировки углеводородного сырья, а также системы ликвидации аварийных разливов нефти, и связанный с этим высокий уровень аварийности; несовершенство законодательной базы, регулирующий режим недропользования и экологическую безопасность на арктическом шельфе; сокращение возможности общественного участия в экологической оценке нефтегазовых проектов. Особую тревогу экологов вызывает идея использования плавучих атомных электростанций для энергообеспечения крупных нефтегазовых проектов арктического шельфа. В конце 2007 года состоялись презентации русскоязычной и английской версий доклада "Беллоны" "Нефть и газ Российской Арктики: экологические проблемы и последствия", в котором представлена оценка экологических рисков и возможных последствий для природной среды при добыче и транспортировке углеводородов на арктическом шельфе. 6-ая Российско-норвежская нефтегазовая конференция "Партнерство компаний нефтегазового сектора России и Норвегии в освоении шельфа", организованная Норвежской Ассоциацией партнеров в нефтегазовой промышленности (INTSOK) при поддержке норвежской компании StatoilHydro, проходит 30-31 января в Калининграде. Основной темой конференции являются перспективы сотрудничества нефтяников обеих стран в арктических районах и холодном климате, в частности в арктической зоне Баренцева моря. Первым шагом в этом направлении стало подписанное 25 октября 2007 года Рамочное соглашение между "Газпромом" и StatoilHydro о сотрудничестве при разработке первой фазы Штокмановского газоконденсатного месторождения. Однако, по мнению экологов, даже участие норвежской компании не может гарантировать экологической безопасности проекта. "Нам известна позиция "Беллоны", которая выражает несогласие с любой добычей на шельфе", - сказал представитель оргкомитета конференции, региональный директор INTSOK Хокон Скреттинг, которому было передано обращение экологов. На предложение ознакомить участников конференции с текстом документа господин Скреттинг ответил отказом, сославшись на жесткий график работы конференции, а также на то, что представители экологических НПО не заявили о своем желании участвовать в конференции ранее. Ecodefense
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |