О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
НовостиПо сообщениям организаций-членов МСоЭС из разных регионов
НОВОСТИ МСоЭС Еженедельный бюллетень о работе Международного социально-экологического союза #13 (80) 30 ноября 2007 года ********************************************************************** Made in SEU - Сделано в СоЭС. Мы не пишем об экологических проблемах. Мы пишем о делах для их решения. ********************************************************************* Как всегда, ждем ВАШИХ новостей! СОДЕРЖАНИЕ: официально ПОЗИЦИЯ МСОЭС ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ В АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОМ БАССЕЙНЕ РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕМИНАРА "ОПЫТ ЛОББИРОВАНИЯ ЗАКОНА УКРАИНЫ "О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ", ПОСВЯЩЕННЙ ПАМЯТИ Т.Н. ПАВЛОВОЙ новости СОХРАНИМ БАЙКАЛ: МАЛОЕ МОРЕ, ОЛЬХОН, ПРИОЛЬХОНЬЕ! А.В. ЯБЛОКОВ ВСТРЕТИЛСЯ С БАЙКАЛЬСКОЙ ВОЛНОЙ ИСПОЛНЯЕТСЯ ГОД СО ДНЯ ПОДАЧИ "ЗЕЛЕНОЙ ОРБИТОЙ" ИСКА К ОАО "ХИМПРОМ" ЭКОЛОГОВ АРХАНГЕЛЬСКА ОБЕСПОКОИЛ ПРИХОД ИНВЕСТЛЕСПРОМА подробности АКТИВИСТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВАХТЫ "ПРОРВАЛИСЬ" НА ЮЖНУЮ ЧУШКУ ПРЕМИЯ ИМЕНИ Ф. Р. ШТИЛЬМАРКА: СОТРУДНИЧЕСТВО ВО ИМЯ ЗАПОВЕДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ********************************************************************* официально ПОЗИЦИЯ МСОЭС ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ В АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОМ БАССЕЙНЕ Совместная позиция Международного Социально-Экологического Союза (МСоЭС), региональных российских и украинских НКО, в т.ч. входящих в МСоЭС, по экологической катастрофе в Азово-Черноморском бассейне Случившаяся в Керченском проливе в ноябре этого года техногенная катастрофа беспрецедентна по своим масштабам и долгосрочным негативным экологическим последствиям для всего Азово-Черноморского бассейна. Первопричиной катастрофы стало то, что в Керченском проливе в 1999 году в составе российского порта был организован так называемый рейдовый перегрузочный комплекс (район) "Таманский" - фактически новый "плавучий" нефтехимический порт, через который по примитивной технологии с борта на борт началась массовая перезагрузка нефти, нефтепродуктов, серы и минеральных удобрений с малотоннажных судов на крупнотонажные. В 2001 году по этому примеру Украина (Керченский морской порт) также начала перевалку опасных грузов на своей рейдовой стоянке в Керченском проливе. В результате, в проливе сейчас постоянно находится большое количество судов с опасными грузами. В силу чрезвычайно сложных для навигации условий Керченского пролива, обусловленных такими факторами, как мелководность, высокие ветровые нагрузки, отсутствие естественных укрытий для судов, возможность образования смерчей сложившаяся ситуация представляет собой мину замедленного действия, которая рано или поздно должна была взорваться. В Керченском проливе в принципе нельзя было организовывать такой нефтехимический порт. Экологическая безопасность двух морей и всего побережья в районе Керченского пролива была проигнорирована в угоду экономической выгоде. Интересы частных компаний, заинтересованных в перевалке опасных грузов, для государственных чиновников России и Украины оказались важнее вопросов экологической безопасности. При этом ни в порту "Кавказ" (Россия), ни в Керченском порту (Украина) не были организованы эффективные системы ликвидации аварийных разливов нефти. Эти порты не были обеспечены необходимыми техническими средствами для сбора разлившейся нефти. В порту "Кавказ" отсутствуют необходимые для этого емкости, и сейчас разлившиеся нефтепродукты, которые собираются в зоне разлива, просто некуда девать. Их утилизируют на совершенно непригодном для этих целей и не отвечающем природоохранным требованиям полигоне. Еще в октябре этого года в порту "Кавказ" были выявлены нарушения в обеспечении безопасного судовождения и в адрес руководства порта прокуратурой было направлено 11 представлений. Власти и частные компании виновны также в том, что для перевалки опасных грузов в Керченском проливе использовались суда, технически не пригодные к эксплуатации в сложных штормовых условиях. Суда, потерпевшие бедствие в Керченском заливе, имеют класс "река-море". Они не способны выдерживать серьезный морской шторм, высокую волну, ветер. Частные компании не соблюдают элементарных требований экологической безопасности. Отсутствует контроль и надзор со стороны государства. В результате штормового ветра и сильного волнения на море 11 ноября 2007 года в Керченском проливе затонуло 4 судна - танкер "Волгонефть-139" с грузом мазута, а также сухогрузы, перевозившие серу: "Вольногорск", "Нахичевань" и "Ковель"; получил повреждения корпуса танкер "Волгонефть-123"; были сорваны с якорей и сели на мель две несамоходные баржи "Дика" и "Диметра", также перевозившие мазут. В результате затопления судов, по разным оценкам, в море попало около 3 тысяч тонн мазута и более 6 тысяч тонн серы, а еще - дизтопливо, бытовые отходы, балластные воды с судов. Масштабы аварии колоссальные: нефтепродуктами загрязнено уже более 50 км морского побережья. ПДК по нефтепродуктам в морской воде на многих участках превышена в 50 раз. Выяснилось также, что никаких герметичных контейнеров, как утверждают официальные лица, для перевозки гранулированной серы на затонувших сухогрузах не было. Ее везли навалом в трюме. В настоящее время большая часть груза серы уже вымыта течением в открытое море и последствия, которые она создаст для экосистем мелководных участков Азово-Черноморского бассейна, непредсказуемы. Все произошедшие события подтверждают, в том числе, высокую экологическую опасность проектов компаний "Тольяттиазот" и "Таманьнефтегаз". Против их реализации уже многие годы выступает местное население и региональные общественные природоохранные организации. Если бы не эта борьба, перевалка аммиака, сжиженного природного газа, мазута и прочих нефтепродуктов, уже шла бы полным ходом, а последствия событий 11 ноября могли бы быть еще более катастрофичными. На сегодняшний день следует констатировать, что федеральные и региональные власти оказались не готовы к ликвидации катастроф подобного масштаба. В очень многих местах работы по очистке побережья от нефтепродуктов вообще не проводятся. В частности, не ведется очистка берега на таких протяженных участках береговой зоны, как участок между мысом Панагия и мыс Тузла, а также на участке от мыса Ахиллеон до мыса Пеклы. При этом власти Краснодарского края и государственная спасательная служба не готовы обеспечить элементарными условиями проживания и жизнеобеспечения сотни волонтеров, готовых участвовать в очистке побережья от нефтепродуктов. В ряде случаев власти вообще отказываются от помощи общественников-волонтеров. Истинные масштабы этого экологического бедствия проявятся весной, когда потеплеет. Опустившиеся на дно тяжелые нефтепродукты снова мобилизуются силой течения, волнами они поднимутся наверх и вторично будут загрязнять прибрежные воды и берег, а оттуда - опять будут смыты в море. По оценкам специалистов, такие обменные процессы могут продолжаться не менее 10 лет. Токсичные вещества включатся в пищевые цепи и будут рассеиваться по всей акватории наших южных морей. Кроме того, через Керченский пролив проходят течения, способные переносить загрязняющие вещества на дальние расстояния. Однако основная масса нефтепродуктов будет распространяться вдоль берега, по ходу прибрежного течения, на пути которого - Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе и Сочи. Критичность катастрофической ситуации усугубляется тем фактором, что пострадал чрезвычайно ценный в природном отношении регион. Керченский пролив является водоемом высшей рыбохозяйственной категории, здесь проходит путь миграций рыб между Азовским и Черным морем, в том числе многих видов, включенных в Красные книги причерноморских стран и Список редких и исчезающих видов Международного союза охраны природы (МСОП). В результате загрязнения моря нефтепродуктами рыбным ресурсам Азово-Черноморского бассейна уже нанесен колоссальный ущерб. Так, по данным экспертов, только ущерб рыболовству в результате загрязнения моря в Керченском проливе оценивается в 304 млрд. руб. По оценке специалистов, как минимум на 7-10 лет можно будет забыть о промышленном лове черноморской кильки и хамсы у берегов Крыма. В загрязненной акватории обитает дельфин-афалина, также охраняемый согласно российской и международной Красных книг. Как раз к зиме этот вид морских млекопитающих подходит ближе к берегам, на свои традиционные кормовые поля. К Керченскому проливу прилегает Тамано-Запорожский заказник, созданный в 1967 году. Коса Чушка, весь западный берег и южная оконечность которой залиты мазутом, входит в состав этой особо охраняемой природной территории, которая в 1996 году Распоряжением Правительства РФ внесена в перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. Заказник создан, прежде всего, для охраны птиц. В результате загрязнения нефтью уже погибли десятки тысяч птиц. Не меньшее количество покрытых нефтяной пленкой и отравленных птиц обречены на мучительную смерть. Однако распоряжением ФСБ доступ в южную часть косы общественникам был запрещен. А сами спасатели проблемой спасения птиц не занимаются. Зона бедствия находится в непосредственной близости от ключевой орнитологической территории международного значения "Тамань". На этой территории зимой концентрируются до 50 тыс. водоплавающих и околоводных птиц более чем 40 видов. В разные сезоны года на ней регистрируются птицы более 10 видов, занесенных в Красную книгу РФ. Эта катастрофа нанесла также значительный ущерб рекреационной ценности берегов Керченского пролива, повредив несколько десятков километров пляжа. Ежегодно Россия экспортирует более 300 миллионов тонн нефти из добываемых 400 миллионов тонн. Более половины экспорта нефти в России осуществляется морским путем. Так, через Новороссийский порт ежегодно отправляется свыше 60 миллионов тонн нефти. Но танкеры, предназначенные для перевозки нефти, морально и технически устарели. После последней катастрофы, когда авария случилась с танкером "Престиж" у берегов Испании, Европа приняла ужесточенные правила по соблюдению нормативов прохождения танкеров: старые однокорпусные суда были сняты с эксплуатации в Европе. Зато теперь они стали продаваться и эксплуатироваться в России. Последние события показывают, что мы можем полностью потерять Черное и Азовское моря, если они и впредь будут рассматриваться в качестве транспортного коридора по перевалке нефтепродуктов и иных опасных грузов. В связи с вышеизложенным, Международный Социально-Экологический Союз обращается к Правительствам России и Украины, Администрации Краснодарского края и Правительству Автономной республики Крым с требованием: o не прекращать режим чрезвычайной ситуации до тех пор, пока не будут ликвидированы все источники загрязнения окружающей среды, и от нефтепродуктов не будет очищено все побережье; o предпринять весь комплекс мер по спасению находящихся под угрозой гибели птиц, наладить эффективное сотрудничество в этой сфере с общественными организациями; o открыть для участия в спасательной операции общественности все участки района экологического бедствия, обеспечив оптимальные условия для участия добровольцев в ликвидации последствий разлива нефтепродуктов. В качестве первоочередных мер, направленных на предотвращение катастроф, подобных ноябрьской, в будущем, Международный Социально-Экологический Союз считает необходимым: o запретить рейдовую перевалку опасных грузов в акватории Керченского пролива; o ужесточить требования к судам при их проходе через Керченский пролив (сделать их такими же жесткими, как при проходе через Босфор), установив единые для Украины и России правила движения по Керченскому проливу и Керчь-Еникальскому каналу; o отказаться от строительства новых терминалов для перевалки нефти, нефтепродуктов, химических грузов. o принять неотложные меры, направленные на разработку нормативной базы по предотвращению негативных экологических последствий добычи и транспортировки углеводородного сырья в акватории Черного, Азовского и других морей, в том числе принять в Российской Федерации и Украине все необходимые для предотвращения углеводородного загрязнения морской среды законы и подзаконные нормативные акты. o руководствуясь принципом презумпции экологической опасности любой человеческой деятельности, необходимо принять законы Российской Федерации и Украины об обязательном экологическом страховании хозяйственной деятельности. o учитывая, что Черноморское и Азовское побережья являются морскими курортными зонами России и Украины, следует придать рекреационной территории всего побережья этих морей правовой статус лечебно-оздоровительной местности (согласно законодательства Российской Федерации и Украины) с соответствующим режимом ее охраны и использования. Международная общественная организация "Международный Социально-Экологический Союз" Краснодарская краевая общественная организация "Экологическая Вахта по Северо-Западному Кавказу" Киевский эколого-культурный центр Экологическая группа "Печенеги" (Харьков, Украина) Украинская коалиция "За дикую природу!" (Харьков, Украина) Региональное отделение (Хабаровский край) Союза "За химическую безопасность" Антитоксическая сеть Центральной Азии (Киргизия) Самарский областной СоЭС Сызранская городская организация Самарского СоЭС Кинель-Черкасская организация Самарского СоЭС Центр содействия Волго-Уральской экологической сети (Самара) Центр экологического менеджмента и образования (Самара) Клуб "Любители природы" (Тольятти) Ветеринарная клиника "Ковчег" (Тольятти) Центр духовного и культурного развития "У-Ра" (Самара) Центр охраны дикой природы (Москва) Координационный центр движения "Поможем реке" и общественной ассоциации "Российская Сеть Рек" (Нижний Новгород) Майкопская городская общественная организация ВООП Частное учреждение "Институт региональных биологических исследований" (Майкоп) 26 ноября 2007 года Дополнительная информация: Сопредседатель Совета МСоЭС Бриних Валерий Александрович 8 (8772) 56-67-86, 8-918-4258435 РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕМИНАРА "ОПЫТ ЛОББИРОВАНИЯ ЗАКОНА УКРАИНЫ "О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ", ПОСВЯЩЕННЙ ПАМЯТИ Т.Н. ПАВЛОВОЙ 26-18 ноября 2007 г. в Киеве проходил международный семинар "Опыт лоббирования Закона Украины "О защите животных от жестокого обращения", посвященный памяти Т.Н. Павловой, организованный Киевским эколого-культурным центром при поддержке программы "Восток-Восток: партнерство без границ" МФ "ВЁдродження". В работе семинара приняло участие 38 человек, представляющих зоозащитные, экологические и научные организации Беларуси, Молдовы, Армении, России, Великобритании и Украины. На семинаре было заслушано 15 докладов и сообщений, проведено 2 "круглых стола", просмотр зоозащитных и экологических фильмов, а также роздана литература. Собравшиеся обсудили опыт Украины по принятию Закона "О защите животных от жестокого обращения" и ряда подзаконных актов по защите животных, принятых на его основе. Участники семинара высоко оценивают прогрессивность данного закона, отмечают его соответствие нормам европейского законодательства по защите животных и благодарят Киевский эколого-культурный центр и Общество защиты животных "SOS" за успешную работу по лоббированию данного закона. Участники семинара: - Подчеркивают необходимость принятия закона по защите животных от жестокого обращения, по опыту Украины, в странах СНГ, Балтии и отдельных субъектах федерации России; - Подчеркивают идею проведения Дня защиты "вредных" животных; - Рекомендуют зоозащитным и экологическим организациям подписаться на журналы "Мир животных" (г. Гомель, Беларусь) и "Гуманитарный экологический журнал" (г. Киев, Украина), подписки на которые открыты в каталогах Иностранных периодических изданий во всех странах мира; - Выступают против трансляции по белорусскому национальному, украинским и российским областным телевизионным каналам передач о спортивной охоте и рыбалке, как пропагандирующим жестокость к животным и убийство животных ради развлечения; - Предлагают активней популяризировать позитивный образ вегетарианца в СМИ; - Предлагают провести 19 декабря 2007 г., в День Святого Николая-Чудотворца шествие против жестокости к животным; - Рекомендуют внедрять практику воспитания гуманного отношения к животным в школах и дошкольных учреждениях; - Поддерживают идею создания Общественной Сети "Юристы за права животных"; - Рекомендуют создание консультационных центров для зоозащитного движения. Резолюция принята 28.11.2007 г. единогласно. Дополнительная информация: Вл. Борейко kekz@carrier.kiev.ua новости_____________________________________________________ СОХРАНИМ БАЙКАЛ: МАЛОЕ МОРЕ, ОЛЬХОН, ПРИОЛЬХОНЬЕ! 7 декабря в центре Иркутска откроется выставка любительской фотографии "Байкал -навсегда!". В этот день 11 лет назад озеру Байкал был присвоен статус объекта Всемирного природного наследия. Фотографии на тему "Сохраним Байкал: Малое море, Ольхон, Приольхонье" принимались в Инфоцентре "Байкальской Экологической Волны" в течение октября и до середины ноября. В этом году в конкурсе приняли участие 87 человек, от которых поступило 420 фотографий. Около сотни лучших фотографий отобраны на предварительном просмотре жюри и сейчас готовятся для экспозиции в кинотеатре "Художественный". В 2006 году фотоконкурс "Байкал - навсегда!" и одноименная выставка состоялись впервые. В течение 2-х месяцев в центре Иркутска были размещены лучшие фотографии на темы: "Я защищаю Байкал" и "Чистота, красота, вечность". Тогда выставку посетили свыше 10 000 человек и более 500 из них оставили свои отзывы. В этом году тема фотоконкурса была ограничена территорией Малого Моря, острова Ольхон и Приольхонья. Именно эти байкальские территории испытывают наибольшую антропогенную нагрузку от большого туристическим потока, с которым связано множество нерешенных проблем. На конкурс принимались фотографии, отражающие красоту и ранимость природы Малого Моря, Ольхона, Приольхонья, пейзажи, фотографии растений, животных и этнографических объектов. Для экспозиции выставки также подготовлен специальный фоторепортаж о проблемах, пожалуй, самого популярного места на Байкале - острова Ольхон. Бескомпромиссные свидетельства деградации побережья нашли отражение в фотографиях известного путешественника и автора путеводителей о Байкале Сергея Волкова. Он предоставил свои работы специально для выставки, также как и Ольга Уланова - руководитель российско-германского проекта "Создание концепции утилизации ТБО в туристической зоне озера Байкал". Ее фотографии рассказывают о ликвидации диких свалок мусора на Ольхоне летом 2007 года. Жюри конкурса, в которое по традиции вошли профессиональные фотохудожники Сергей Дидоренко и Анатолий Бызов, а также представители Байкало-Ленского заповедника, Прибайкальского национального парка и "Байкальской Экологической Волны", в день открытия выставки объявят о победителях. В этом году призы победителям предоставят туристическая компания "Гранд-Байкал" и фотостудия "Оригинал". Также будут отмечены все участники конкурса, чьи фотографии попадут на выставку. Организаторы надеются, что данная выставка напомнит всем о красоте Байкала и о проблеме его сохранения. Пусть фотографии иркутян станут еще одним аргументом для властей в скорейшем решении проблем утилизации мусора и незаконной застройки на побережье озера Байкал. Открытие выставки состоится 7 декабря в 16 часов в фойе кинотеатра "Художественный", а ровно за час до открытия пройдет пресс-конференция для журналистов. Татьяна Карелина, Яна Огаркова, Байкальская Экологическая Волна А.В. ЯБЛОКОВ ВСТРЕТИЛСЯ С БАЙКАЛЬСКОЙ ВОЛНОЙ 24 ноября в "Байкальской Экологической Волне" побывал Алексей Владимирович Яблоков, известный эколог, советник Российской Академии Наук, доктор биологических наук, профессор, официальный представитель Восточной Европы, Северной и Центральной Азии в Международном Союзе охраны природы (IUCN), а по общественной своей ипостаси - председатель фракции "Зелёная Россия", зам. председателя партии ЯБЛОКО. Фракция "Зелёная Россия" была создана 16 апреля 2006 года на 13 съезде партии ЯБЛОКО, где партия была переименована в Российскую Объединённую Демократическую Партию ЯБЛОКО. За год своего существования Фракция достигла численности 2000 членов и работает в 40 региональных отделениях партии. Примечательно, что Фракция входит на правах наблюдателя в состав Объединенной европейской партии зелёных (European Green Party), что позволило добиться принятия европейскими зелёными, а также их представителями в парламентах ряда европейских стран заявлений по социально-экологическим проблемам России. Алексей Владимирович рассказал о планах партии и основных действиях. Фракция подготовила ряд заявлений РОДП ЯБЛОКО, в числе которых: "вслед за разрушением социальной безопасности власть намерена разрушить систему экологической безопасности", "Новые лесные законы опасны для природы и общества", "Обращение против вивисекции", "Запретить варварский промысел бельков на Белом море!" и др. Помимо Фракции Зелёных в партию ЯБЛОКО вошли фракции правозащитников и солдатских матерей. Теперь один из главных лозунгов партии "За чистую России, за зелёную Россию", соответственно партия позиционирует себя как экологическая партия. На вопрос, почему Алексей Владимирович Яблоков, ученый, казалось бы, далёкий от политики, занимается партстроительством, он ответил, что "власть в настоящий момент не решает экологические проблемы, а мы хотим решать экологические проблемы, хотим, чтобы законодательство было эффективным. Знаете, что в этом году градостроительный кодекс изменен таким образом, что экологическая экспертиза, и не только экологическая, но и санитарная - ушла из города? Вообще нет её… Лесной кодекс, водный кодекс изменили таким образом, что мы остались беззащитными - можно брать в аренду чуть ли не Волгу. Это всё политические события. Политики приняли закон, который разрешает ввоз радиоактивных отходов из-за рубежа - 93% опросов показывает, что люди не согласны с этим, а они принимают. Курс экологии изъят из средней школы…" На встрече обсуждались наиболее острые проблемы региона такие как загрязнения ртутью, фтором, мышьяком. Не остался без внимания и вопрос, почему правительство до сих пор не приняло решение о закрытии варки целлюлозы на БЦБК. Алексей Владимирович давно занимается проблемами радиоактивного загрязнения. Планы правительства построить в 2030 году 40 новых атомных блоков, планы создания Международного ядерного центра на базе АЭХК в г.Ангарске, он впрочем как и многие здравомыслящие люди считает безумием, опасным с экологической точки зрения и абсолютно неоправданным с экономической. А.В. Яблоков привел статистические данные Всемирной организации здравоохранения (2007г.), согласно которым уровень экологически зависимой смертности в России составляет около 500 тыс. человек в год и является одной из главных причин демографического кризиса в России, средняя продолжительность жизни в России самая низкая среди развитых стран. В Иркутской области экологическая картина выглядит таким образом: Около 70 % горожан живут при высоком и очень высоком загрязнении воздуха. Область входит в первую десятку субъектов Федерации по постоянному загрязнению атмосферного воздуха на уровне более 5 ПДК. Более 80% сточных вод сбрасывается без очистки или недостаточно очищенными. Область на четвертом месте в России по удельному (на душу населения) сбросу загрязненных вод. Ангара, Братское и Усть-Илимское водохранилища загрязнены ртутью, железом, медью, нефтепродуктами, органическими веществами. Средняя оптимальная продолжительность жизни (мужчины 53 года, женщины - 69 лет) одна из самых низких в России. Младенческая смертность заметно выше среднероссийской. Ни одна из свалок отходов не соответствует нормальным требованиям. Растет число нелегальных свалок. Нарушается режим водооохранных зон. Проблем очень много и надо решать их, прежде всего, путем реализации государственной экологической политики, которая должна быть реализована в деятельности ответственных и заботящихся о будущем России политических сил. Татьяна Карелина, "БЭВ" ИСПОЛНЯЕТСЯ ГОД СО ДНЯ ПОДАЧИ "ЗЕЛЕНОЙ ОРБИТОЙ" ИСКА К ОАО "ХИМПРОМ". 27 ноября 2006 года Экологическим центром "Зеленая орбита" в Кировский районный суд г.Волгограда было подано исковое заявление с требованием о прекращении эксплуатации опасных производственных объектов, создающих, согласно Акту комплексной проверки выполнения обязательных требований промышленной, экологической безопасности ВОАО "Химпром" проводимой во исполнение приказа Нижне-Волжского межрегионального управления Ростехнадзора от "05" апреля 2006 года, угрозу экологической безопасности в городе. Судебный процесс, по мнению экологов, затянулся только из-за того, что судья Кировского суда (Захарова Т.А.) стремиться принять максимально обоснованное и законное решение способное гарантировать гражданам соблюдение их прав закрепленных в Конституции Российской Федерации. На фоне данного судебного процесса происходят события, так или иначе указывающие на правильность выбранного "Зеленой орбитой" подхода. Из средств массой информации стало известно о раскрытии деятельности преступной группировки осуществлявшей хищения товаров с территории ОАО "Химпром" в особо крупных размерах. Членами данной группировки являлись представители органов правопорядка и работники предприятия. "Мы считаем, что процесс затянулся из-за стремления "Химпрома" максимально затянуть принятия законного решения по сути иска - говорит Председатель Совета Сергей Шавлак - Представители завода долго не радовали нас своим присутствием, а когда появились, то бумаги позволяющие представлять ответчика в процессе оказались неправильно оформленными. Уверены, что в ходе разбирательства по данному делу восторжествует справедливость и истинные права граждан России на благоприятную среду и экологическую безопасность." ЭкоЦентр "Зеленая орбита" взволнован сообщениями о создании более чем грандиозной инвестиционной программы на ВОАО "Химпром" и создание в ее рамках новых производств на старых площадях предприятия. Экологи уверены, что введение новых производственных объектов на предприятии, которое не гарантирует исполнение требований экологической безопасности, только увеличит вероятность экологической катастрофы в регионе. Очередное заседание суда назначено на 4 декабря 2007 года. Пресс-служба Экологического центра "Зеленая орбита" www.greenorbit.ru greenorbit@annex.ru ЭКОЛОГОВ АРХАНГЕЛЬСКА ОБЕСПОКОИЛ ПРИХОД ИНВЕСТЛЕСПРОМА "Заявления руководства ЗАО Инвестлеспром в связи с приобретением ОАО "Онежский ЛДК" и группы предприятий ПЛО "Онегалес" внушают беспокойство за судьбу наших лесов" - такое мнение высказала Александра Седлецкая, координатор лесной группы молодежной экологической организации "Этас". Как отметила Александра Игоревна, в высказываниях ведущих менеджеров Инвестлеспрома звучит лишь тема технического перевооружения для наращивания темпов рубки. "У нас складывается впечатление, что вопросы лесовосстановления на арендной базе приобретенных предприятий выпадают из поля зрения новых хозяев" - сказала Седлецкая. Тревога экологов точно отражает ту настороженность, с которой встретила общественность области известие о перемене собственника ПЛО "Онегалес" и Онежского ЛДК. В немалой степени этому способствует нерешенность вопроса с созданием национального парка "Онежское Поморье", часть которого уже после резервирования оказалась в арендной базе группы онежских лесозаготовителей. Агентство экологической информации "ECOnet" Архангельская область http://www.pomorinfoeco.net.ru подробности____________________________________________________ АКТИВИСТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВАХТЫ "ПРОРВАЛИСЬ" НА ЮЖНУЮ ЧУШКУ Азовское побережье Таманского полуострова по-прежнему в мазуте 28 ноября активисты Экологической Вахты по Северному Кавказу вместе с несколькими волонтерами, которые приехали на Тамань, чтобы спасать птиц и чистить берег, но от помощи которых отказались госструктуры как Украины, так и России, продолжили мониторинг ситуации, сложившейся на побережье Таманского полуострова после экологической катастрофы в Керченском проливе. Вопреки введенному властями жесткому запрету на доступ представителей общественных экологических организаций в южную часть косы Чушка, трое активистов Вахты и двое волонтеров смогли во второй половине дня 28 ноября туда попасть. Они обследовали весь западный берег этой части косы на протяжении пяти километров - от порта Кавказ до южной оконечности, откуда виден остров Дзендзик. Причина нежелания властей пускать сюда "зеленых" оказался очень простой. Как показал осмотр берега, очистка этой части косы, которая началась только на прошлой неделе, находится фактически на начальной стадии. Из пяти километров Южной Чушки относительной очистке подверглось не более 500 метров. Как и десять дней назад, когда здесь в первый раз побывали активисты Экологической Вахты, берег полосой 20-30 метров покрыт толстым ковром пропитанных мазутом водорослей. Количество задействованных в работах по очистке берега людей и техники было критически низким. Такими темпами эту часть косы можно чистить еще несколько месяцев. Как стало известно от рабочих, на острове Дзендзик работ по очистке территории от мазута вообще не велось. Южная часть косы Чушка является самым ценным в природном отношении участком пострадавшего от катастрофы побережья. Здесь находится обширная плавнево-островная зона, где концентрируется большое количество птиц. Во время осмотра территории на берегу и вдоль дороги было замечено только несколько пораженных мазутом птиц - в том числе - один полностью покрытый мазутом лебедь. Но, как сказали участвующие в очистке берега рабочие, в покрытой камышом плавневой зоне продолжают прятаться тысячи загрязненных мазутом птиц. Также в этот день, до посещения Южной Чушки, активисты Экологической Вахты и волонтеры проехали вдоль всего загрязненного побережья Азовского моря от поселка Приазовский до порта Кавказ. Ситуация на этом участке протяженностью около 25 километров, как и на Южной Чушке, оказалась гораздо хуже, чем ожидалось. В совокупности с данными осмотра побережья, проведенного 27 ноября, выяснилось, что берег общей протяженностью 15 километров между поселком Ильич и мысом Пеклы вообще до сих пор никто не чистил, кроме активистов Гринпис России. Берег здесь очень сильно загрязнен нефтепродуктами. На отдельных участках берега попадается много мертвых птиц. При этом живых пораженных птиц нигде на этом участке побережья отмечено не было. Ситуация на этом участке совершенно не улучшилась в сравнении с 19 ноября, когда здесь первый раз побывали активисты Экологической Вахты. Наоборот, более полный осмотр территории показал, что совершенно не очищен участок берега между поселком Ильич и мысом Ахиллеон, в отношении которого ранее считалось, что он очищен. В целом длина Азовского побережья Таманского полуострова, к которому не притрагивались руки ликвидаторов последствий катастрофы, составляет более 15 километров. Но наибольшим откровением при проведении мониторинга стало то, что на протяжении нескольких километров оказалась очень сильно загрязнена свежим мазутом северная часть косы Чушка, где ранее активно шла показательная очистка побережья. Считалось, что эта территория уже полностью зачищена и там никто уже очисткой берега не занимался. Только на полпути к порту Кавказ активисты встретили на берегу косы зачищающую берег технику и около сотни работающих солдат, убирающих вторичный выброс мазута на берег. Загрязненных птиц не было видно, что наводило на мысль, что все они уже погибли. Однако, как оказалось, это не так. Ранее местные жители сообщили в Экологическую Вахту, что много загрязненных мазутом птиц ходит вдоль автомобильной дороги на порт Кавказ, вследствие чего они массово гибнут под колесами. Эта информация подтвердилась. На восточном берегу косы Чушка, обращенной к Динскому заливу, было обнаружено массовое скопление "замазученных" в разной степени птиц. Их, вопреки тому, что после катастрофы прошло уже больше двух недель, оказалось очень много. На протяжении всех 12 километров от поселка Ильич до порта Кавказ они бродили большими группами вдоль дороги и прятались в прибрежных камышах. Не ясно оказались ли эти птицы настолько живучи, что смогли так долго продержаться после катастрофы, или же испачкались в мазуте недавно. В общей сложности на этом участке находится нескольких тысяч пораженных птиц. Все птицы, которые были замечены, были лысухи. Очевидно, этот вид оказался наиболее живучим. Сами птицы в связи с близким наступлением стабильных морозов практически не имеют шансов выжить. К сожалению, операция общественных организаций по спасению птиц в настоящее время полностью свернута, главной причиной чего стало за нежелания властных структур оказывать действенную помощь в ее проведении. В целом, результаты независимого мониторинга, проведенного Экологической Вахтой, показали полную лживость заявлений официальных лиц о том, что ликвидация катастрофы якобы завершена. На осмотренном участке загрязненного побережья от южной оконечности косы Чушка до мыса Пеклы, общей протяженностью около 35 километров, выполнена меньшая часть необходимых работ по очистке берега. При этом проводящиеся в настоящее время работы здесь сведены к минимуму. 28 ноября активистами Экологической Вахты здесь было отмечено не более 300 человек, задействованных в очистке берега. При этом, согласно официальным данным, в этот день "в работах на косе Чушка было задействовано 1250 человек". Приближается суровая зимняя погода, когда очистку побережья Таманского полуострова осуществить будет практически невозможно. В этой связи, Комиссии по ликвидации последствий шторма в Керченском проливе необходимо перестать кормить всех ложью о том, что ситуация якобы "перешла в разряд штатных" и безотлагательно развернуть не демонстрационную акцию по очистке берега на отдельных показательных участках, а реальную полномасштабную операцию по очистке ВСЕГО покрытого мазутом побережья. Андрей РУДОМАХА (Экологическая Вахта по Северному Кавказу) Дополнительная информация: тел.: (8772)540607 e-mail:
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |