ћеждународный —оциально-экологический —оюз ћеждународный —оциально-экологический —оюз
  ќ нас | »стори€ и ”спехи | ћисси€ | ћанифест

—ети ћ—оЁ—

  „лены ћ—оЁ—
   ак стать
  членом ћ—оЁ—

ƒела ћ—оЁ—

  ѕрограммы ћ—оЁ—
  ѕроекты и кампании
   членов ћ—оЁ—

—оЁ—-издат

  Ќовости ћ—оЁ—
  "Ёкосводка"
  √азета "Ѕерегин€"
  ∆урнал ¬ести —оЁ—
  Ѕиблиотека
  ѕериодика ћ—оЁ—

Ќовости

ѕо сообщени€м организаций-членов ћ—оЁ— из разных регионов


Ќќ¬ќ—“» ћ—оЁ—
≈женедельный бюллетень о работе
ћеждународного социально-экологического союза
  #2 (69)                                      30 €нвар€ 2006 года
**********************************************************************
  Made  in  SEU  -  —делано  в  —оЁ—.  ћы не пишем об экологических
  проблемах. ћы пишем о делах дл€ их решени€.
*********************************************************************
 ак всегда, ждем ¬јЎ»’ новостей!

*¬ Ќќћ≈–≈

*–≈…“»Ќ√»
ќ““≈Ќ » –ќ——»…— ќ√ќ Ѕ»«Ќ≈—ј: ¬–≈ћя —“ј“№ "Ѕ≈Ћџћ"

*Ё ќѕќЋ»“» ј
—ј–ј“ќ¬— »≈  Ё ќЋќ√»  ќЅ≈—ѕќ ќ≈Ќџ  ќ“ЌќЎ≈Ќ»≈ћ  ќЅЋј—“Ќџ’  ¬Ћј—“≈…     
ѕ–ќЅЋ≈ћјћ Ё ќЋќ√»»
≈ў≈ ќƒЌј ѕќѕџ“ ј –≈‘≈–≈Ќƒ”ћј

*«ј Ѕ»ќЅ≈«ќѕј—Ќќ—“№
Ќ≈ ≈Ў№  ќЌ‘≈“ »....

*Ё ќЋќ√»„≈— ќ≈ ќЅ–«јќ¬јЌ»≈
Ў ќЋ№Ќ» » ѕќ ј«џ¬јё“,  ј  ∆»“№ ¬ “≈ѕЋ≈ » Ѕ≈–≈„№ ЁЌ≈–√»ё

*ѕќƒ–ќЅЌќ—“»
Ё —ѕ≈–“»«ј ¬—-“ќ:  ј  Ё“ќ ЅџЋќ

*ќЅЏя¬Ћ≈Ќ»я
»√–ј "«јѕќ¬≈ƒЌџ≈ —“–ј—“»" Ќј —ј…“≈ ћ—ќЁ—
Ѕј«ј  ƒјЌЌџ’ ѕќ ¬ќ«ќЅЌќ¬Ћя≈ћќ… ЁЌ≈–√≈“» ≈

*********************************************************************

–≈…“»Ќ√»

ќ““≈Ќ » –ќ——»…— ќ√ќ Ѕ»«Ќ≈—ј: ¬–≈ћя —“ј“№ "Ѕ≈Ћџћ"

"ћы   первые   смогли   объективно   оценить  "прозрачность"  бизнеса,
действующего   на  территории  –оссии"  -  сообщил  ј.ћартынов  на  на
пресс-конференции   ""—ерые"  и  "Ѕелые".  Ёкологическа€  прозрачность
российских  компаний",  состо€вшейс€  26  €нвар€. —оставление рейтинга
прозрачности    стало    одним   из   итогов   работы   ћеждународного
социально-экологического  союз  (ћ—оЁ—),  Ќезависимого  экологического
рейтингового  агентства  (јЌќ  "ЌЁ–ј")  и  агентства  –Ѕ .–ейтинг  при
поддержке  ¬семирного  Ѕанка  над составлением социально-экологических
рейтингов  100  крупнейших  российских  компаний.  ѕервым  результатом
обработки  полученных  данных  оказалась оценка готовности менеджмента
каждой компании к раскрытию своей статистики воздействий на окружающую
среду.

Ќаиболее  "прозрачными"  сегодн€  можно назвать 17 российских компаний
(см. список в конце пресс-релиза), которые предоставили дл€ публикации
100%  запрошенной у них информации по использованию воды, загр€зненным
стокам,  выбросам  в  атмосферу  от  стационарных  источников        и
автотранспорта,  образованию  отходов,  использованию  земель        и
численности  персонала  за  4  года,  начина€  с  2001. ≈ще 34 ведущих
российских компаний открыли более 50% экологических данных по запросам
јЌќ  "ЌЁ–ј"  или  в  √осударственных  докладах  о  состо€нии  и охране
окружающей среды.

   недостаточно прозрачным компани€м, по которым пока имеетс€ от 10 до
50%   данных,   относитс€   15  компаний,  а  20  компаний  вообще  не
опубликовали  ни  одного  из основных экологических параметров. ≈сли в
ближайшее  врем€  эти  компании не раскроют свою отчетность, оценка их
экологических параметров будет проведена особым статистическим методом
и опубликована в специальном справочнике на "серых" страницах.

¬   целом   по   отрасл€м   экономики  высокий  уровень  экологической
прозрачности  (более  55%)  имеют  предпри€ти€  нефтедобывающей      и
нефтеперерабатывающей  промышленности. ƒо последнего времени еще более
высокую  открытость  демонстрировали  и  компании  черной металлургии,
однако  смена  менеджмента  в  р€де крупных металлургических холдингов
сопровождалась    снижением    внимани€   к   запросам   экологической
общественности.  ѕротивоположные  тенденции  наблюдались в энергетике.
ѕосле  длительного  и  порой  напр€женного  диалога  о  свом намерении
обнародовать  сводную экологическую отчетность нас известили √ј«ѕ–ќћ и
–оснефть.  Ќе  сразу  решились на раскрытие экологической информации и
ведущие    производители   электроэнергии,   которые   по   формальным
показател€м  экологичности  сильно проигрывали в рейтингах большинству
потребителей  электричества.  “ем  не  менее,  впервые  с  2001  г.  о
готовности раскрыть экологическую отчетность своих предпри€тий за€вило
–јќ   ≈Ё—  –оссии,  а  компании  ќјќ  »ркутскэнерго  и  ќјќ  “атэнерго
продолжили   свое  сотрудничество  с  общественностью.  ѕри  этом  ќјќ
“атэнерго     представило    наиболее    детальную    и    полноценную
социально-экологическую информацию по 30 предпри€ти€м и филиалам.

—амым  неожиданным  оказалс€  тот  факт, что минимальна€ экологическа€
прозрачность   характерна   вовсе  не  дл€  оборонных  отраслей.  ƒаже
производитель  €дерного топлива - ќјќ “¬ЁЋ известил јЌќ "ЌЁ–ј" о своем
намерении   обнародовать   основную   экологическую  статистику  своих
предпри€тий.  Ќаиболее  закрытыми  дл€  делового  сообщества         и
экологической    общественности    оказались    предпри€ти€    пищевой
промышленности.  ќбъединенные кондитеры, сахарные и зерновые холдинги,
м€сокомбинаты  и  крупнейшие пивоваренные компании, реклама которых не
сходит с экранов телевизоров, пока не обнародовали своей экологической
отчетности и могут дружно украсить своими аппетитными брэндами "серые"
строчки  социально-экологических рейтингов. Ёкологи уверены, что после
этого  свое  слово смогут сказать уже все жители нашей страны, отдава€
предпочтение экологически прозрачным производител€м пищевой продукции.

   сожалению,  зарубежный менеджмент пока не считаетс€ с экологическим
беспокойством граждан нашей страны. ¬се запросы јЌќ "ЌЁ–ј" о раскрытии
экологической  отчетности  в  компании, менеджмент которых возглавл€ет
иностранец, остались без ответа.

—реди  российских регионов наиболее экологически прозрачными оказались
предпри€ти€  ’абаровского кра€, “атарстана, якутии-—аха, Ќижегородской
и  —амарской  областей.  Ѕолее  50%  производителей,  попавших  в круг
оцениваемых  на  территории  этих субъектов ‘едерации, сочли возможным
обнародовать   свою   экологическую  статистику.  ƒл€  ћосквы  таковых
оказалось  менее  3%,  а дл€ предпри€тий Ѕр€нской и  алужской областей
уровень экологической прозрачности вообще нулевой.

Ўанс "выйти из тени" пока есть у всех оцениваемых компаний. ќткрытость
внутренней   отчетности,   по   мнению  участников  проекта,  €вл€етс€
своеобразным  индикатором  эффективности  менеджмента  в  целом      и
об€зательным условием поддержани€ деловой репутации, пр€мо вли€ющим на
капитализацию бизнеса отдельных компаний, регионов и отраслевых групп.

 омпании, открывшие социально-экологическую отчетность на 100%

јкрон   ќјќ,  јрхангельский  ÷Ѕ   ќјќ,  ¬олжский  трубный  завод  ќјќ,
¬—ћѕќ-ј¬»—ћј   орпораци€  ќјќ, √ј« ќјќ, «аволжский моторный завод ќјќ,
»ркутскэнерго  ќјќ,   ачканарский √ќ  ¬анадий ќјќ, Ќижнекамскшина ќјќ,
ѕластик  ќјќ  (—ызрань),  —атурн Ќѕќ ќјќ, —ургутнефтегаз ќјќ, “атнефть
ќјќ, “атэнерго ќјќ, “улачермет ќјќ, ”ралэлектромедь ќјќ, ”сольехимпром
ќќќ

 омпании, открывшие социально-экологическую отчетность более чем на 75%

јвто¬ј«  ќјќ,  јлроса  ј , јчинский глиноземный комбинат ќјќ, Ѕашнефть
акционерна€   Ќ   ќјќ,  Ѕратский  алюминиевый  завод  ќјќ,  ¬ыксунский
меткомбинат  ќјќ,  «апсибметкомбинат  ќјќ,   азаньоргсинтез ќјќ,  јћј«
ќјќ,   нјјѕќ  имени  ё.ј. √агарина ќјќ,  расно€рский алюминиевый завод
ќјќ,   Ћ” ќ…Ћ   ќјќ,   ћонди   Ѕизнес  ѕейпа  —ыктывкарский  Ћѕ   ќјќ,
Ќижнекамскнефтехим  ќјќ,  Ќижнетагильский  меткомбинат ќјќ, ќскольский
электрометкомбинат  ќјќ,  “¬ЁЋ  ќјќ,  ”ральска€ сталь ќќќ, „ел€бинский
трубопрокатный завод ќјќ, Ёнерги€-–   ќјќ, якутуголь ’  ќјќ

 омпании, открывшие социально-экологическую отчетность более чем на 50%

√ј«ѕ–ќћ  ќјќ,  »лим  ѕалп  Ёнтерпрайз  «јќ,   емеровское ќјќ јзот, ќћ«
(√руппа  ”ралмаш-»жора),  ѕромышленно-металлургический холдинг ”  ќќќ,
–оснефть  Ќ  ќјќ, –”—јЋ-”  ќјќ, —ибнефть ќјќ, —ильвинит ќјќ, —лавнефть
Ќ√     ќјќ,    —”јЋ-холдинг    ќјќ,    —ухой-компани€   ќјќ,   “рубна€
металлургическа€ компани€ «јќ


ƒополнительную информацию ¬ы можете получить в јЌќ "ЌЁ–ј" у јлександра
ћартынова          (963-54-20)          или          на          сайте
http://www.biodat.ru/db/mon/rating.htm

«десь же ¬ы найдете таблицы:
-Ёкологическа€ прозрачность бизнеса в субъектах ‘едерации
-—писок оцениваемых компаний
»ли   они  будут  ¬ам  высланы  по  запросу  (обращайтесь  по  адресу
Seupress@seu.ru )

Ё ќѕќЋ»“» ј

—ј–ј“ќ¬— »≈  Ё ќЋќ√»  ќЅ≈—ѕќ ќ≈Ќџ  ќ“ЌќЎ≈Ќ»≈ћ  ќЅЋј—“Ќџ’  ¬Ћј—“≈…     
ѕ–ќЅЋ≈ћјћ Ё ќЋќ√»»

—аратов,   24   €нвар€.   ѕредставители   общественных   экологических
организаций,  обсудив  на  первом  в  этом  году  заседании ќбластного
экологического    совета   ситуацию   в   регионе,   отметили   крайне
неудовлетворительный   уровень   взаимодействи€  региональных  органов
власти  и общественных организаций в решении экологических проблем. ѕо
их  мнению,  несогласованность действий всех заинтересованных сторон -
одна  из  основных причин отсутстви€ видимых достижений в сфере охраны
окружающей  среды. Ёкологи отметили, что развитие опасных производств,
ввоз  высокотоксичных отходов могут привести к ухудшению экологической
ситуации  в  одном  из  самых  проблемных регионов страны (—аратовска€
область  отнесена  к  регионам VII категории по критерию экологической
напр€женности).  ѕомимо  этого,  на  территории области есть годами не
решаемые  проблемы: загр€знение ¬олги, малых рек и подземных водоемов,
плохое  качество питьевой воды, сокращение зеленого фонда. ¬ 2005 году
общественные  организации  выступили с инициативой создани€ ќбластного
экологического совета, которую поддержал местный  омитет экологической
безопасности  и  природопользовани€.  Ќо  со  сменой  власти в регионе
работа  совета  была  приостановлена:  помещение  дл€  работы так и не
предоставлено,  а  представители  общественности  не приглашаютс€ ни к
участию  в  тендере  на  выполнение  природоохранных  программ,  ни  к
формированию  пакета программ на следующий год, ни к работе в коллегии
при  омитете охраны окружающей среды. »з номинаций областного конкурса
социальных и культурных проектов исчезли экологическа€ и правозащитна€
тематики.  ќсталось  без  ответа и переданное губернатору обращение от
экологических   организаций  с  предложением  обсудить  сто€щие  перед
областью  экологические  проблемы.

ќбщественный  экологический  совет —аратовской области телефон: (8452)
58-08-97, e-mail: oes@wildfield.ru

»сточник ј—»


≈ў≈ ќƒЌј ѕќѕџ“ ј –≈‘≈–≈Ќƒ”ћј

√руппа  архангельских  'зеленых'  делает  вторую  попытку  провести  в
јрхангельской  области  референдум  по ракетно-космическим запускам на
космодроме   ѕлесецк.   —егодн€  в  јрхангельске  состоитс€  очередное
заседание орггруппы...

Ќапомним,  задача  референдума - вы€снить отношение север€н к ракетным
запускам  с  космодрома  "ѕлесецк"  и  их последстви€м. ѕерва€ попытка
провалилась  еще на подготовительном этапе: из-за неточностей поданных
документов  облизбирком  отказал  в регистрации инициативной группе по
его проведению. “огда на референдум предлагалось вынести три вопроса:

1.  "—читаете  ли  вы  необходимым  реализацию  конституционного права
граждан –оссии (ст. 42  онституции) на возмещение ущерба, причин€емого
окружающей   среде   и   здоровью   населени€   јрхангельской  области
ракетно-космическими запусками с космодрома ѕлесецк?";

2.   "—читаете   ли  вы,  что  органы  государственной  власти  должны
предусмотреть  расходы на страхование жителей јрхангельской области от
возможных   рисков   и   на  компенсацию  негативного  воздействи€  на
окружающую   среду   от   ракетно-космических  запусков  с  космодрома
ѕлесецк?";

3.   "—читаете   ли   вы   необходимым   запретить  запуски  ракет  на
сверхтоксичном   гептиловом  топливе,  нанос€щем  экологический  ущерб
јрхангельской области?".

ќднако   в   этот   раз   вопросы   будут  изменены.   ак  сообщил  »ј
"ƒвина-»нформ"   один   из   инициаторов   референдума,   руководитель
молодежной  экологической  организации  "Ётас"  Ќиколай  Ѕелугин,  это
св€зано  с  по€влением договора, который заключили в декабре космодром
"ѕлесецк"  и администраци€ јрхангельской области. ќн касаетс€ вопросов
компенсации   за   использование   земель   во   врем€   запусков.  Ќо
общественность   недовольна   низкой  суммой  компенсации.  ѕо  словам
Ѕелугина,  договор  предусматривает разовую выплату в размере от 60 до
200  тыс.  рублей. "Ёто односторонн€€, грабительска€ методика расчета,
предложенна€  оборонщиками,  причем  без  учета  мнени€  архангельских
ученых",  -  считает  он.  ѕо  мнению  Ѕелугина, изменени€ не затронут
только  последний  вопрос.  ƒва других, скорее всего, будут объединены
под   новой   формулировкой.  ¬  феврале  организаторы  вновь  готов€т
ходатайство   в   областную   избирательную   комиссию  о  регистрации
инициативной группе по проведению референдума.

(»ј "ƒвина-»нформ", “ать€на —еркина)

ќригинальный адрес документа:
http://www.dvinainform.ru/news/2006/01/27/38600.shtml



«ј Ѕ»ќЅ≈«ќѕј—Ќќ—“№

Ќ≈ ≈Ў№  ќЌ‘≈“ »....

¬ ¬олгоградской области нашли карамель с Ђнехорошимиї добавками
—“јЌ»—Ћј¬ јЌ»ў≈Ќ ќ, ¬олгоград, ЂЌовые »звести€ї

ƒепутаты  ¬олгограда  зан€лись поиском трансгенных продуктов питани€ в
магазинах  города и области. ѕоводом дл€ проверки послужила публикаци€
исследовани€  местных  экологов,  за€вивших,  что  на  прилавках полно
продуктов,  содержащих трансгены. ћасла в огонь подлил и разгоревшийс€
Ђконфетный скандалї Ц в детских новогодних подарках было обнаружено 12
наименований  карамели, при изготовлении которой примен€лись различные
химические добавки.

Ђ«най, что покупаешьї Ц так называетс€ проект, проводимый в ¬олгограде
общественной   организацией   Ёкологический  центр  Ђ«елена€  орбитаї.
Ёкологи  хот€т  помочь  потребител€м получать достоверную информацию о
том,  какие именно добавки используют различные предпри€ти€, производ€
свою  продукцию.  ј  санитарные  власти  тревожит такой факт: только в
¬олгограде,  по  словам  главного санитарного врача региона јлександра
«лебко,  недавние  проверки показали наличие в 10 продуктах питани€ из
100  генномодифицированных  компонентов.  Ђ100%  информации о том, что
такие  продукты  вредны  дл€  здоровь€ человека, нет, Ц сообщил ЂЌовым
»звести€мї  јлександр  «лебко, Ц однако по закону производитель об€зан
информировать потребителей об использовании трансгенов. „еловек должен
знать, что он покупаетї.

Ђ√лавна€ беда росси€н Ц отсутствие культуры потреблени€. —егодн€ мы не
готовы  следить  за  качеством  товара,  Ц по€снил председатель совета
Ёкологический  центр Ђ«елена€ орбитаї —ергей Ўавлак. Ц Ётим пользуютс€
предпри€ти€,   которые   не   удосуживаютс€   указывать  на  этикетках
производимого  товара  то,  что  в  нем  имеютс€ генномодифицированные
компоненты. ј вот другой пример: наша организаци€ разослала п€тидес€ти
пищевым  предпри€ти€м  ¬олгоградской  области  анкеты, чтобы вы€снить,
используют ли они трансгены. ќтвет пришел только из одногої.

“ем  временем  в  ¬олгограде  разгораетс€ Ђконфетный скандалї, главные
фигуранты  которого  Ц 12 наименований карамели, входившей в состав 70
тыс€ч  новогодних  подарков,  которые вручала волгоградским школьникам
администраци€   города   во  врем€  прошедших  праздников.  ѕо  данным
территориального    отдела    (инспекции)   √осударственного   надзора
¬олгоградской области, конфеты были изготовленных не по √ќ—“у, а по “”
(техническим услови€м), т.е. с использованием химических добавок.

¬ карамели содержались консервант Ђсорбат кали€ї и добавка ≈-11103. ѕо
словам специалистов лаборатории местной кондитерской фабрики Ђ онфилї,
эти добавки разрешены к применению, но многие предпри€ти€ отказываютс€
от их использовани€, Ђпотому что хими€ есть хими€ї.

© 2003, Ђ«јќ Ђ√азета Ќовые »звести€ї


Ё ќЋќ√»„≈— ќ≈ ќЅ–«јќ¬јЌ»≈

Ў ќЋ№Ќ» » ѕќ ј«џ¬јё“,  ј  ∆»“№ ¬ “≈ѕЋ≈ » Ѕ≈–≈„№ ЁЌ≈–√»ё

¬ то врем€ как жители –оссии переживали морозы, школьники и учител€ со
всех  уголков  страны  присылали  свои работы на всероссийский конкурс
молодежных  проектов  ЂЁнерги€  и  среда  обитани€ї.  ÷ель  конкурса -
внедрение идей и методов энергосбережени€ в обществе, создание у детей
мотивации дл€ сбережени€ ресурсов и энергии.

Ўкольники  и  учител€  представили  проекты  по  энергосбережению    и
»спользованию местных источников возобновл€емой энергии, которые могут
ѕомочь  каждому  человеку  жить  более  комфортно  и  при этом снизить
ѕотребление  невозобновл€емых  источников энергии: нефти, угл€, газа -
или  «аменить  их  на  возобновл€емые  источники (солнце, ветер, вода,
биотопливо:).

 онкурс   проводитс€  в  рамках  международной  программы  SPARE/Ўѕ»–Ё
(школьна€   программа   использовани€  ресурсов  и  энергии),  которую
 оординируют  общественные  организации  в  сотрудничестве           с
ѕриродоохранными,  образовательными  и научными учреждени€ми, органами
¬ласти  и  бизнес-структурами.  ¬  россии  национальным  координатором
 онкурса    €вл€етс€    межрегиональна€   общественна€   экологическа€
организаци€  Ђƒрузь€  Ѕалтикиї.   онкурс  поддерживаетс€ министерством
образовани€  и  Ќауки рф, программой развити€ организации объединенных
наций  (проон) в –амках проекта √Ё‘ (Global Environmental Facility), и
норвежским ќбществом охраны природы. Ўкольники участвуют в конкурсе по
двум номинаци€м:

Ђэффективное    использование    энергииї   -   проекты,   описывающие
ѕрактические  предложени€,  как  использовать  энергию  в школе и дома
более  Ёффективно и, таким образом, освободить энергию дл€ других нужд
или  —низить  ее  производство  и  негативное вли€ние на природу. Ѕыли
ѕредставлены проекты сбережени€ энергии в школе, квартире и даже целом
ћикрорайоне.

Ђиспользование  возобновл€емой  энергетикиї.  ѕроекты были выполнены в
ќдном из двух вариантов:

а) изготовление макета/модели возобновл€емого источника энергии; 

б)  проект использовани€ доступного местного источника Ёнергии, анализ
того,  как  может быть использована энерги€ от этого источника, почему
это  лучше,  чем  используемые  сегодн€  источники  энергии дл€ данной
местности.

ќсновными  возможными  дл€  использовани€  возобновл€емыми источниками
энергии в –оссии школьники посчитали биотопливо, ветер, микро√Ё—.

÷ель   учительской   номинации   конкурса  -  методическа€  разработка
практического   зан€ти€/акции   или   просветительского   меропри€ти€,
направленных  на  привлечение  школьников  и  местного  населени€    к
проблемам энергосбережени€.

Ќа   всероссийский   конкурс   представлено  42  работы.  ѕо  5  работ
представлено   из   каждого   федерального  округа  –оссии  по  итогам
региональных конкурсов.

 роме  этого дополнительные квоты на участие во всероссийском конкурсе
были   предоставлены   пилотным   регионам  гэф  проекта  министерства
образовани€     –‘    Ђвнедрение    экономически    эффективных    мер
энергосбережени€  в  российском  образовательном  сектореї: республике
 арели€,  јрхангельской,  ћурманской  и  “верской  област€м,  а  также
—анкт-ѕетербургу и Ћенинградской области.

—ейчас конкурсные работы наход€тс€ на рассмотрении компетентного жюри,
которое  состоит  из  представителей  программы  развити€  ќрганизации
ќбъединенных наций (ѕ–ќќЌ), √Ё‘ проекта минобразовани€ –‘, Ќорвежского
общества  охраны  природы,  ћќћЁќ Ђƒрузь€ Ѕалтикиї,  арельского ÷ентра
–азвити€ образовани€ и др. »тоги будут подведены к 10 марта.

¬сероссийский   конкурс   €вл€етс€   частью  международного  конкурса,
проводимого   среди   стран-участников  проекта  SPARE/Ўѕ»–Ё:  –оссии,
Ѕеларуси,  ћолдовы, ѕольши, ”краины, стран  авказа и ÷ентральной јзии.
»тоги международного конкурса будут подведены в конце марта.

ƒополнительную информацию по конкурсу можно получить:
ћорева ≈лена јлександровна, менеджер проекта
Spare-rus@yandex.ru, тел. (812) 315-66-22
—енова ќльга Ќиколаевна, председатель правлени€ ћќћЁќ Ђдрузь€ балтикиї,
координатор российского оргкомитета конкурса,
Olga-senova@yandex.ru, тел./факс: 812 4280658
ј также на сайте 
http://www.spareworld.org

ѕќƒ–ќЅЌќ—“»

Ё —ѕ≈–“»«ј ¬—-“ќ:  ј  Ё“ќ ЅџЋќ

6 €нвар€ 2006 года в г. якутске президент –‘ с воодушевлением говорил,
как  он  будет заполн€ть нефтью трубу от “айшета до —ковородино. “огда
же  он  высказал твердую уверенность, что "мы в апреле закончим, как и
обещали,   все  согласовани€  в  правительстве,  и  уже  летом  начнем
практическую работу по реализации".

ѕосле  такого  за€влени€  оставалось  только  сделать  довольно унылый
вывод,  что "раз президент страны за€вил, что в апреле закончит, как и
обещал  (кому?  -  прим.сост.) все согласовани€ в правительстве, а уже
летом  начнет  практическую  работу  по  реализации, то, похоже, так и
будет.     омисси€   подпишетс€   под   этим   пожеланием,   отставной
генерал-полковник  ѕуликовский,  который теперь у нас главный в стране
эколог  по  этой  части,  утвердит  - и за работу, товарищи" (Ќефт€ное
обозрение N 1, 2006).

Ќо  тут загадочна€ российска€ действительность превзошла все ожидани€.
¬идимо степень проектной халтуры, которую теперь выдавал уже не только
карманный  институт  "“ранснефти"  ќјќ  "√ипротрубопровод",  но      и
претендующий  на некоторую серьезность ќјќ "¬Ќ»»—“", превысила пределы
толерантности экспертов.

24  €нвар€  2006  в  –остехнадзоре прошло заседание проводимой в дикой
спешке   √осударственной   экологической  экспертизы  материалов  "“Ёќ
(проект)  трубопроводной  системы  "¬осточна€  —ибирь  - “ихий океан".
ѕервый  пусковой  комплекс".  Ќа  нем рассматривалс€ проект «аключени€
экспертной комиссии.

Ќачало  этой  экспертизы было св€зано с трагическими событи€ми. ѕервый
приказ  на  ее  проведение  был  подписан 3 но€бр€ 2005 года. ќднако в
середине мес€ца в возрасте 59 лет скоропостижно скончалс€ председатель
экспертной   комиссии,   крупный   российский  ученый,  эколог  Ќикита
‘едорович  √лазовский.  Ќовый  председатель экспертной комиссии д.т.н.
ћ.Ѕ.√енералов  был  назначен приказом от 30 но€бр€ 2005 года. ќстаетс€
пожелать ему крепкого здоровь€, которое, похоже, €вно понадобитс€.

≈сли  учитывать  новогодние  праздники, дл€ проведени€ государственной
экологической  экспертизы  огромного  проекта стоимостью более 5 млрд.
долларов  —Ўј  было  выделено  лишь  полтора мес€ца реального рабочего
времени.  “ем  не менее, 52 экспертам вход€щих в комиссию, даже за это
короткое  врем€ стало €сно - то, что предлагает компани€ "“ранснефть",
просто ни в какие ворота не лезет.

¬ыводы    проекта    документа    "«аключение    экспертной   комиссии
государственной  экологической  экспертизы  материалов  "“Ёќ  (проект)
трубопроводной  системы  "¬осточна€  —ибирь  -  “ихий  океан".  ѕервый
пусковой комплекс" выгл€дели следующим образом:
------------------
------------------
   1.   ѕо   результатам  анализа  представленных  материалов  экспертна€
   комисси€,   отмеча€  актуальность  сооружени€  трубопроводной  системы
   "¬осточна€  —ибирь - “ихий океан", пришла к выводу, что материалы "“Ёќ
   (проект)  трубопроводной  системы  "¬осточна€  —ибирь  - “ихий океан".
   ѕервый  пусковой  комплекс" не в полной мере соответствуют требовани€м
   законодательных  и  нормативных  требований  –оссийской  ‘едерации   и
   субъектов –оссийской ‘едерации в области охраны окружающей среды.

   2.  ¬  св€зи  с  тем,  что  предлагаема€ трасса трубопроводной системы
   "¬осточна€  —ибирь  -  “ихий океан" представл€ет большую потенциальную
   опасность  нанесени€  (в  случае  аварии)  экологического  вреда озеру
   Ѕайкал   -   объекту   всемирного   природного  наследи€,  охран€емому
   –оссийским  законодательством и конвенцией ёЌ≈— ќ, экспертна€ комисси€
   считает  неприемлемым  строительство трубопроводной системы "¬осточна€
   —ибирь  - “ихий океан" по намеченной в “Ёќ (проект) трассе, проход€щей
   по  территории  водосборного бассейна озера Ѕайкал и характеризующейс€
   высокой сейсмичностью.

   3.  ћатериалы "“Ёќ (проект) трубопроводной системы "¬осточна€ —ибирь -
   “ихий  океан".  ѕервый  пусковой  комплекс" должны быть переработаны в
   части альтернативных вариантов прохождени€ участка трассы за пределами
   бассейна озера Ѕайкал"
------------------
------------------
ѕо  какому-то  чудом  сохранившемус€  пережитку гласности, на итоговое
заседание  этой,  уже  четвертой  за  последние  3  года экологической
экспертизы  проекта  ¬—“ќ,  были  приглашены  наблюдатели  от  ведущих
российских неправительственных природоохранных организаций.

ƒелегаци€  проектировщиков и представителей "“ранснефти" была могучей.
¬   ее   составе  был  замечен  даже  первый  вице-президент  компании
¬.¬. алинин. „исленность представителей заказчика и проектировщиков во
много    раз   превосходила   число   представителей   природоохранной
общественности.

“ем  не  менее, начавшеес€ в 14.00 24 €нвар€ 2006 года в –остехнадзоре
меропри€тие  проходило  бурно. ƒискусси€ об экологической приемлемости
проекта,  в  котором  магистральный  нефтепровод  мощностью 30 млн., а
потом  и  80  млн.  т  в  год  местами  предлагаетс€ проложить всего в
нескольких км от берега озера Ѕайкал, была весьма оживленной.

ѕроектировщики  и  представители  компании  говорили  о его выдающейс€
экологической   безопасности   и   большом   количестве  замечательных
технических  новинок,  которые  эту  безопасность будут гарантировать.
ѕредставители общественности говорили о пр€мо противоположном.

√л€д€  на  все  это,  не  удержалс€  от выступлени€ и автор этих строк
(ј.√ригорьев):

"”важаемые члены комиссии!
—ейчас,  после  выступлени€  представител€  "“ранснефти"  о том, какие
замечательные    технические    новшества   будут   применены,   чтобы
гарантировать  безопасность  работы  трубопровода, прозвучал вопрос, а
пон€ла  общественность всю гениальность этих идей, и как она оценивает
эти предложени€.

“ак  вот,  отвечу.  ѕон€ли.  »  у мен€ все это вызывают ужас.  омпани€
"“ранснефть" сама открыто признает, что имеющегос€ у нее опыта решени€
серьезнейших  проблем  безопасности  работы  трубопровода,  и,  прежде
всего,  его  байкальского участка, недостаточно. ј потому предлагаетс€
использовать  ранее  не примен€вшиес€ материалы, технологии и решени€.
Ќовые,  изумительно  прочные  трубы,  которые  ранее не производились.
√ораздо   более   высокие   давлени€,  на  которых  еще  не  работали.
¬осхитительно  надежные  системы  управлени€  и  многое  другое. “аким
образом, гарантией экологической безопасности Ѕайкала €вл€ютс€ решени€
и  оборудование, с которыми ранее компани€ "“ранснефть" не имела опыта
практической работы.

¬еликое   озеро  Ѕайкал,  объект  ¬семирного  наследи€  ёЌ≈— ќ  станет
полигоном дл€ технических экспериментов по проверке того, обеспечат ли
поставщики, строители, эксплуатационники высочайшее, никогда до сих не
выдававшеес€  ими  качество  или  нет. Ќельз€ ли дл€ этих опытов найти
какое-либо другое место?

¬торое.  «десь  много  говорилось  о  том,  что если случитс€ беда, то
аварийно-спасательные  поезда,  флотили€ судов, и многое другое тут же
локализует  утечку  и  соберут  разлившуюс€  нефть.  ћне  это  странно
слышать.  Ќаверно  многие просто не осознают, какой силы землетр€сени€
могут  быть  на  Ѕайкале. ¬ середине 19 века около дельты река —еленга
огромный  участок  побережь€, прот€женностью в дес€тки км в результате
землетр€сени€  резко  опустилс€  и  ушел  под воду. ќ каких работах по
ликвидации аварийных разливов нефти в таких ситуаци€х может идти речь!
≈сли  даже  все  эти аварийно-спасательные бригады и уцелеют, то они в
первую  очередь  будут  спасать  самих себ€ и уцелевших людей. ќб этом
говорит  трагический  опыт  землетр€сени€  1995  на  —ахалине, которое
уничтожило  город  Ќефтегорск,  и  когда  погибло 2000 человек. Ёто же
показали результаты урагана  атрин летом 2005 года в —Ўј.

ћагистральным  нефтепроводам просто не место на берегу Ѕайкала, откуда
в случае крупной аварии в озеро могут хлынуть потоки в тыс€чи т нефти.

» последнее. Ќам плешь проели разговорами про борьбу с различного рода
терроризмом  и  необходимость  предупреждени€  и  подготовки  к  таким
ситуаци€м.  ѕредлагаемый  нефтепровод в его нынешнем варианте €вл€етс€
просто  идеальным объектом дл€ подобных атак. ѕри наличии минимального
количества  мозгов  и  взрывчатки  и  без  того  работающа€ на пределе
надежности  трубопроводна€ система огромной важности и стоимости может
быть выведена из стро€ на полгода, а то и более.

Ёто  не  абстрактна€  угроза  -  посмотрите,  что сейчас происходит на
российско-грузинской   границе.   ¬чера  там,  в  теоретически  строго
охран€емой  приграничной  зоне  взрывами  были  выведены  из стро€ два
газопровода  и  лини€  электропередач, в результате чего энергосистема
√рузии  в  момент пика зимнего холода испытывает серьезные проблемы. »
это  далеко  не  первый  подобный  случай.  ¬ 2005 году из-за подрывов
минимум   дважды   был  вынужден  останавливать  работу  магистральный
газопровод  из  –оссии  в  јзербайджан. “рубопроводы €вл€ютс€ любимыми
диверсионным  объектами  и в  олумбии, и в ¬енесуэле, и в Ќигерии, и в
ѕакистане.

«ачем  заранее,  на  стадии проектировани€ закладывать дл€ террористов
возможность  при  минимальных  затратах  устроить  нефт€ной Ѕеслан или
Ќорд-ќст  на Ѕайкале? ѕора бы от болтовни на тему необходимости борьбы
с терроризмом перейти к делу"


Ќа  этой  жизнерадостной  ноте  в  районе 16.00 председатель заседани€
завершил  открытую часть меропри€ти€. ѕосторонних попросили удалитьс€.
¬  коридоре  несколько  непривычно  выгл€д€щие,  но наход€щиес€ в €вно
приподн€том  настроении  сотрудники "“ранснефти" подходили к некоторым
из представителей общественности и высказывали им, что они думают. Ќо,
оп€ть-таки,  все  происходило  без  рук,  и  с  использованием  вполне
нормативной лексики. ¬ общем, всем было интересно и весело.

“ем  временем  эксперты остались за закрытыми двер€ми дл€ завершающего
обсуждени€  проекта решени€ и его подписани€. „ерез час с небольшим от
некоторых  экспертов  поступила  информаци€, что большинство, а это 40
экспертов, подписали "«аключение", выводы которого были сформулированы
даже в еще более жесткой дл€ проекта форме:

"1.  ѕо  результатам  представленных  материалов  экспертна€ комисси€,
отмеча€  актуальность  сооружени€  трубопроводной  системы  "¬осточна€
—ибирь  -  “ихий  океан"  (¬—“ќ),  пришла к выводу, что материалы "“Ёќ
(проект)  трубопроводной  системы  "¬осточна€  —ибирь  - “ихий океан".
ѕервый  пусковой  комплекс" не в полной мере соответствуют требовани€м
законодательных  и  нормативных  требований  –оссийской  ‘едерации   и
субъектов –оссийской ‘едерации в области охраны окружающей среды.

2.  ¬  св€зи  с  тем,  что  предлагаема€ трасса трубопроводной системы
"¬осточна€  —ибирь  -  “ихий океан" представл€ет большую потенциальную
опасность  нанесени€  (в  случае  аварии)  экологического  вреда озеру
Ѕайкал   -   объекту   всемирного   природного  наследи€,  охран€емому
–оссийским  законодательством и конвенцией ёЌ≈— ќ, экспертна€ комисси€
считает  неприемлемым  строительство трубопроводной системы "¬осточна€
—ибирь   -  “ихий  океан"  по  намеченному  в  “Ёќ  (проекте)  трассе,
проход€щей  по  территории  водосборного  бассейна  озера  Ѕайкал    и
характеризующейс€ высокой сейсмичностью.

3.  ћатериалы "“Ёќ (проект) трубопроводной системы "¬осточна€ —ибирь -
“ихий  океан".  ѕервый  пусковой  комплекс" должны быть переработаны в
части альтернативных вариантов прохождени€ участка трассы за пределами
бассейна озера Ѕайкал".

ѕохоже,  трезва€  мысль  о том, что нефтепроводчикам с их исполинскими
трубами  сверхвысокого  давлени€ не место на берегах Ѕайкала, все-таки
возобладала. ѕо крайней мере, в головах экспертов.

¬прочем,  их  мнение  может  оказатьс€ далеко не решающим во всей этой
эпопее.   роме  подписей  экспертов  "«аключение  экспертной  комиссии
государственной  экологической  экспертизы  материалов  "“Ёќ  (проект)
трубопроводной  системы  "¬осточна€  —ибирь  -  “ихий  океан".  ѕервый
пусковой  комплекс" должно быть утверждено приказом ‘едеральной службы
по  экологическому,  технологическому и атомному надзору. √лавой этого
ведомства   недавно   был   назначен   генерал  ѕуликовский  -  бывший
представитель   президента  ѕутина  по  ƒальневосточному  ‘едеральному
округу.

«адумаетс€  ли  генерал  над  тем,  почему эксперты, несмотр€ на €сные
сигналы   сверху,   все-таки  отказались  одобрить  проектную  халтуру
"“ранснефти"? Ћибо, использу€ свой богатый чеченский и дальневосточный
опыт,  начнет  зачистку  экспертных  вольнодумцев?  Ёто  станет €сно в
ближайшее врем€.

ѕо  последним  данным,  давление  на экспертов-подписантов возрастает.
–остехнадзор   может   сам,   под   предлогом  каких-либо  процедурных
нарушений,   провести   "укрепление"  состава  комиссии  "правильными"
экспертами, а потом зан€тьс€ переделкой заключени€ на положительное.

¬прочем,   возможен   и   более   из€щный   вариант  с  использованием
"басманного" или другого местного пон€тливого правосуди€, благо с этим
проблем  нет.  "“ранснефть" может помен€тьс€ местами с природоохранной
общественностью,   и   теперь   уже  сама  подать  в  суд  на  решение
госэколэкспертизы.  ¬ репутационном плане этот вариант может оказатьс€
дл€  –остехнадзора  более  комфортным.  Ќо тогда процесс выколачивани€
положительного  заключени€  зат€нетс€,  что  может вызвать негодование
верхнего   конца   вертикали  власти.   роме  того,  все  это  чревато
обнародованием некоторых не совсем удобных как дл€ "“ранснефти", так и
дл€ –остехнадзора фактов и обсто€тельств.

–ќ——»я
–” ќ¬ќƒ»“≈Ћ»  "“–јЌ—Ќ≈‘“»",  Ќ”  ѕќЋЌќ ¬–ј“№-“ќ. ѕќ„»“ј…“≈ "«ј Ћё„≈Ќ»≈
√ќ—Ё —ѕ≈–“»«џ" „“ќ Ћ»...
------------------
ѕосле  бурлившего  до  последнего  времени потока победных сообщений о
том,  что продвижение трубы ¬—“ќ по извивам российской бюрократической
машины  идет  в  нужном  направлении,  на  этом  направлении наступила
информационна€ пауза.

Ќа  интернет-сайте  компании  "“ранснефть"  под  размещенной  на самом
видном  месте  фотографией  ее  си€ющего президента —емена ¬айнштока с
весьма   двусмысленным   лозунгом   "”стойчивое   развитие  и  высока€
динамичность"  (кого  на  этот  раз  "динамить"  будем?  - прим.сост.)
никаких сообщений на тему госэколэкспертизы проекта ¬—“ќ нет.

ќтветственный   за   разъ€снение   подобных   ситуаций  вице-президент
"“ранснефти"     —ергей     ¬икторович     √ригорьев     в    интервью
" оммерсантъ-’абаровск"  26.11.2006  меланхолически  поведал,  что  он
ничего не знает и просто не понимает о чем идет речь:

"вчера  вице-президент  "“ранснефти" —ергей √ригорьев сообщил "Џ", что
пока компани€ "не получала никаких официальных заключений". "ћотивации
мы   еще   не  видели,  пока  мы  видим  лишь  за€влени€  общественных
организаций с эмоци€ми", - за€вил господин √ригорьев. ѕо его словам, в
документации    компании    "заложены    технологии,    обеспечивающие
экологическую безопасность", аргументированных возражений в этой части
"“ранснефти" никто не представил".

јй, —ергей ¬икторович! Ќаверно в детстве ¬ам не говорили, что нехорошо
говорить  неправду.  ¬едь  если  поверить  в  то, что ¬ы сообщаете, то
получаетс€,   первый  вице-президент  компании  "“ранснефть"  ¬ладимир
¬асильевич  алинин сидел на итоговом заседании экспертной комиссии дл€
мебели?  » ничего он там не слышал? ј если слышал, но не пон€л? ј если
пон€л,   то   тут   же  забыл?  Ќу  и  кадры  руковод€т  такой  важной
государственной компанией! ѕон€тно, что ¬.¬. алинин сейчас не в лучшей
форме.   ак говоритс€, "и на старуху бывает проруха". Ќо не в такой же
степени.

»  проект  документа  "«аключение  экспертной комиссии государственной
экологической   экспертизы  материалов  "“Ёќ  (проект)  трубопроводной
системы  "¬осточна€  —ибирь  - “ихий океан". ѕервый пусковой комплекс"
никто  из  могучей  бригады  проектировщиков и представителей компании
"“ранснефть" не видел и не читал? —овсем плохо им стало?

ј  на случай, если у "“ранснефти" оп€ть проблемы с »нтернет - приводим
выдержки  из документа "«аключение экспертной комиссии государственной
экологической   экспертизы  материалов  "“Ёќ  (проект)  трубопроводной
системы "¬осточна€ —ибирь - “ихий океан". ѕервый пусковой комплекс".

–ј«ƒ≈Ћ   "ќ÷≈Ќ ј   ѕ–ќ≈ “Ќџ’   –≈Ў≈Ќ»…  »  Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“»
ќЅЏ≈ “ќ¬" (—“–.20-21 ѕ–ќ≈ “ј "«ј Ћё„≈Ќ»я").
------------------
"Ёкспертна€  комисси€  в  целом  положительно оценивает “Ёќ (проект) с
точки зрени€ технических решений.

ќднако,  рассматрива€  в целом надежность проектируемой трубопроводной
системы,  необходимо  отметить, что уменьшение по сравнению со стадией
обосновани€  инвестиций  числа  нефтеперекачивающих станций приводит к
увеличению  гидравлического  давлени€  на  выходе  Ќѕ—  до 10.0 ћѕа. ¬
отечественной   практике   еще  нет  опыта  эксплуатации  нефтепровода
большого  диаметра  с  высоким  давлением  перекачки  нефти  в сложных
геологических, сейсмических и криологических услови€х.

ƒл€  повышени€  надежности трубопровода в представленных документах на
основании   нормативов   согласно  —Ќ»ѕ  2.05.06.85  предусматриваютс€
дополнительные технические решени€:

1. применение прокладки по типу "труба в трубе" методом ЌЌЅ и ћ.“.
2. увеличение числа запорной аппаратуры на ответственных участках.

Ќесмотр€  на  то,  что  современные  технические решени€ принципиально
гарантируют  снижение  экологических  рисков до минимума, анализ риска
аварий на магистральных нефтепроводах показывает, что причинами аварий
€вл€ютс€,   кроме   случаев   €вного  нарушени€  правил  эксплуатации,
заводской   брак   при   изготовлении  труб  и  арматуры,  техногенные
повреждени€ трубопровода, коррози€, нарушени€ целостности трубопровода
сторонними лицами и организаци€ми.

¬  “Ёќ дл€ проведени€ анализа риска аварий использованы статистические
данные  ј  "“ранснефть" по всем магистральным нефтепроводам за 12 лет.
¬еро€тность  аварий дл€ всей транспортной системы ј  "“ранснефть" за 5
лет с 2000-2004 составл€ет 0, 1 аварий на 1 тыс.км нефтепровода в год.

ѕри  этом,  учитыва€  зону максимальной величины природных опасностей,
таких  как:  землетр€сени€  до  11 баллов, образование разломов земной
коры,  возможность снежных лавин и селей и т.д. опасность аварий может
превышать средние данные по авари€м ј  "“ранснефть" в 1,5-2 раза.

ѕредложени€  о  применении новых сейсмостойких конструктивных решений,
технических  способов  пересечени€  рек  не  сопровождаютс€  указанием
заключений    √ЁЁ   по   соответствующим   технологи€м,   результатами
экологического производственного мониторинга. “ребование организации и
проведени€   соответствующих  √ЁЁ  отражено  в  стать€х  11  ("проекты
технической  документации...")  и  12 ("иные виды документации...") ‘«
"ќб ЁЁ", определ€ющих объекты об€зательной экологической экспертизы.

—амо   наличие  в  представленных  документах  флотилии  на  акватории
Ѕайкала,   оснащенной  техникой  дл€  установки  боновых  заграждений,
системой  нефтесборщиков  и  приемников  дл€  сбора возможных разливов
нефти,  €вл€етс€  косвенным признанием веро€тности аварий, несмотр€ на
за€влени€ о нулевых экологических рисках".

–ј«ƒ≈Ћ "ќ’–јЌј √≈ќЋќ√»„≈— ќ… —–≈ƒџ" (—“–. 25 ѕ–ќ≈ “ј "«ј Ћё„≈Ќ»я").
------------------
"ѕрин€та€  в  “Ёќ  (проекте)  оценка  сейсмической  опасности  участка
трассы,  пересекающего Ѕайкальскую рифтовую зону, существенно занижена
(прин€то  8 баллов и более по карте ќ—–-97-"¬" вместо оценки реального
воздействи€ по карте ќ—–-97-"—" - 10 баллов и более).

«апланированные   меропри€ти€   и   технические   средства   абсолютно
недостаточны  дл€  защиты  экосистемы  озера  Ѕайкал в случае крупного
землетр€сени€,  которое  с  исключительно  высокой  веро€тностью может
произойти за врем€ эксплуатации нефтепровода".

–азъ€снение  значени€  этих  лаконичных  строк  можно  найти  на сайте
¬семирного фонда дикой природы:

"¬  ходе экспертизы представленных материалов эксперты √осударственной
экологической экспертизы –остехнадзора обнаружили, что в “Ёќ (проекта)
занижена   оценка   сейсмической   опасности   региона   строительства
трубопроводной системы, что, веро€тно, способствовало прин€тию решени€
проложить  трассу  магистрального нефтепровода по территории с высокой
сейсмичностью (землетр€сени€ более 10 баллов).

 роме  того, эксперты в своих замечани€х отметили, что р€д технических
решений   прин€ты  с  отступлением  от  нормативных  документов.  “ак,
например,   строительные   нормы   и  правила,  на  которые  ссылаютс€
разработчики проекта, распростран€ютс€ на проектирование магистральных
трубопроводов  с  избыточным давлением до 10 ћѕа (до 100 кгс/см2). ќни
не  распростран€ютс€  на  строительство  магистральных трубопроводов в
районах  с сейсмичностью более 8 баллов дл€ подземных и более 6 баллов
дл€   надземных  трубопроводов.  Ќа  площадках,  сейсмичность  которых
превышает  9  баллов,  возводить  здани€ и сооружени€, как правило, не
допускаетс€.   ѕри  необходимости  строительство  на  таких  площадках
допускаетс€  по  специальным  техническим  услови€м,  согласованным  с
√осстроем –оссии".

—  мотивацией и аргументированными возражени€ми по части землетр€сений
€сно? ѕереходим к воде:

¬џ¬ќƒџ ѕќ –ј«ƒ≈Ћ” "ќ’–јЌј ¬ќƒ" (—“–. 47 ѕ–ќ≈ “ј "«ј Ћё„≈Ќ»я").
------------------
"¬  представленных  материалах  “Ёќ  (проект)  на строительство первой
очереди  магистральной  нефтетранспортирующей  трубопроводной  системы
¬—“ќ  нет  оценки  политического,  социально-экологического          и
экономического  ущерба в случае попадани€ сырой нефти в озеро Ѕайкал -
в природный объект мирового значени€.

»з-за  отсутстви€  оценок  рисков  загр€знени€ нефтью экосистемы озера
Ѕайкал  и  возможных  ущербов  вследствие этого, ставитс€ под сомнение
общественна€ эффективность проекта ¬—“ќ в целом.

ѕредлагаема€   трасса  проходит  в  бассейне  озера  Ѕайкал,  пределах
центральной  экологической  зоны Ѕайкальской природной территории. ѕри
этом  в  проекте  отсутствует  полное  технико-экономическое         и
экологическое     обоснование    альтернативных    вариантов    трассы
трубопровода.

¬  проекте  отсутствуют  некоторые  совершенно  необходимые  расчеты и
обосновани€:

   - нет морфометрии и расчета скоростей во врем€ половодь€ и паводков
   дл€ большинства водотоков, пересекаемых трассой;
   -  нет  проектов  переходов  через  крупные  и  средние  водотоки с
   обоснование устойчивости трубопровода;
   -  нет  обосновани€ устойчивости трубопровода при пересечении малых
   водотоков;
   -   отсутствует   анализ   риска  отказов  и  аварий  на  переходах
   трубопровода через реки и малые водотоки;
   - отсутствует анализ риска отказов и аварий на трубопроводе за счет
   де€тельности линейной (овражной) эрозии и термоэрозии.

¬се  вышеперечисленное  приводит  к  выводу  о необходимости доработки
проекта на участке оз.Ѕайкал"

Ёто  в  целом.  ј теперь поподробнее, в раздел "ќхрана вод" (стр.27-31
проекта  "«аключени€"),  туда,  где  говоритс€  о  Ѕайкале.  „тобы  не
перегружать  текст,  из  выдержек,  по  возможности, исключены примеры
нарушений  законодательства.  √осподь с ним, с этим законодательством.
”же  всем  пон€тно,  что  нынешние  российские  законы "что дышло, как
поворотил,   так   и  вышло".  ќставлены  основные  "аргументированные
замечани€":

"1.   ѕроектирование  строительства  крупномасштабного  магистрального
нефтепровода,  отнесенного  в  соответствии  с  ѕриложением  1  ст.  2
‘едерального    закона    "ќ    промышленной    безопасности   опасных
производственных   объектов"   к  категории  опасных  производственных
объектов,   на   территории   распространени€   опасных  геологических
процессов  северного  Ѕайкала  с  сейсмичностью  10  и  более  баллов,
максимальным  приближением  к  озеру  на  0,8-1,3  км,  создает угрозу
уникальной  экологической  системе  озера Ѕайкал, природным объектам и
природным комплексам его водосборного бассейна.

ѕри  этом  сами  разработчики  проекта допускают веро€тность аварии на
нефтепроводе  и  возможность  достижени€ нефти акватории озера Ѕайкал,
что дл€ экосистемы озера может стать экологической катастрофой.

..

5. ƒопускать  строительство  нефтепровода и сооружений инфраструктуры в
пределах  Ѕайкальской  рифтовой  зоны  предельно  опасно.  ¬ этой зоне
многократно  происходили  и будут происходить землетр€сени€ силой 9-12
баллов:  на  участке  от  р.  ќлекмы  до  озера  Ѕайкал  за  1000  лет
землетр€сени€  силой  8 баллов повтор€лись 250 раз, 9 баллов - 100, 10
баллов-  30,  11-12  баллов - 12 раз (данные выдающегос€ исследовател€
неотектоники   Ѕайкальской   рифтовой  зоны  чл.-корр.  јЌ  ———–  ¬.ѕ.
—олоненко,  1979  г.) “о есть, землетр€сени€ силой 10-12 баллов в этой
зоне  происходили  один  раз  в  24 года, что, при сроках эксплуатации
нефтепровода, неизбежно создает веро€тность аварийных ситуаций.

6. ¬ проекте отсутствует оценка воздействи€ планируемой де€тельности на
экосистему  озера  Ѕайкал,  в  том  числе,  оценка  степени возможного
загр€знени€  озера  Ѕайкал  нефтью  в  случае  негативного воздействи€
факторов антропогенного и природного происхождени€, оценка последствий
загр€знени€ и оценка причинени€ вреда экосистеме озера Ѕайкал ...

ѕо  заключению  директора  Ћимнологического института —ќ –јЌ академика
ћ.ј.  √рачева  (письмо  академика  –јЌ  ћ.ј.  √рачева от 28. 12 2005 N
15366-2115-547) нефт€ное п€тно объемом до 3 тыс. тонн при определенных
погодных  услови€х  охватит весь —еверный Ѕайкал до полуострова —в€той
Ќос  и  острова  ќльхон. ѕри площади акватории Ѕайкала 32 тыс. кв. км,
площадь п€тна может составить более 10 тыс. кв. км., т.е 1/3 акватории
озера.  ¬ случае, если нефть попадет в Ѕайкал во врем€ шуги, то есть в
начале лета, когда Ѕайкал покрыт распадающимс€ льдом, никакие меры дл€
локализации  п€тна  прин€ть  не  удастс€.  “ем  самым,  будет  нанесен
существенный  вред рыбным запасам и рыбному промыслу, который €вл€етс€
основным  источником  средств  существовани€ местного населени€. Ѕудет
нанесен  значительный  ущерб  попул€ции  байкальской  нерпы,  половина
попул€ции  которой  обитает  в  —еверном  Ѕайкале  (загр€знение нефтью
приведет  к  нарушению  ее  термоизол€ции  и  гибели),  а также водным
организмам  литорали,  где  обитает  подавл€юща€ часть эндемиков озера
Ѕайкал.  ƒать  точный  прогноз  времени,  в  течение  которого вредные
последстви€ загр€знени€ нефтью будут не ощутимы, невозможно, поскольку
никогда  не  происходило  загр€знени€  такого  крупного  пресноводного
озера.

7. “ехнические  решени€  ѕроекта, согласно —Ќиѕ 2.05.06-85*, рассчитаны
на  надежную  работу  при  сейсмичности 8 баллов, что не соответствует
реальному   уровню   опасности   территории,  котора€  характеризуетс€
сейсмичностью  10  и  более  баллов,  при  которой неизбежна аварийна€
ситуаци€   на   трассе   нефтепровода.  ѕрименение  способа  подземной
прокладки  нарушает  требование  —Ќиѕ 2.05.06-85*, согласно которому в
зонах  активных  тектонических разломов устанавливаетс€ об€зательность
надземной прокладки нефтепроводов.

8. ¬  материалах  отсутствует  оценка  надежности  технических  средств
объектов    и    их   конструкций,   примен€емых   в   столь   сложных
инженерно-геологических     услови€х,     большинство     предлагаемых
конструктивных  решений  по  проектированию  нефтепроводной системы не
отвечают  требовани€м  ст.  ст.  1, 36, 37, 38 ‘едерального закона "ќб
охране  окружающей  среды"  в  части применени€ наилучших существующих
технологий,  которые  должны  быть  основаны  на последних достижени€х
науки  и техники и иметь установленный срок практического применени€ с
учетом экономических и социальных факторов.

¬се  сооружени€  должны  иметь  повышенную  степень  ответственности и
обеспечивать  безопасность сооружений, рассчитанную на сейсмичность 10
и  более  баллов.  Ќо  даже  применение  таких  технических средств не
позволит   обеспечить   надежную   работу   нефтепровода   в   опасных
геологических  услови€х рассматриваемой территории, а соответственно -
безопасность экосистемы озера Ѕайкал.

9. ќбъем  попадани€  нефти в озеро Ѕайкал на участках трассы, где врем€
добегани€  нефт€ного п€тна ниже времени локализации загр€знени€ (20-40
мин. по сравнению с расчетными 2 час. на локализацию), составл€ет 3000
тонн.  –азработчикам  проекта  пон€тна  неизбежность загр€знени€ озера
Ѕайкал   нефтью   при   авари€х,   что   подтверждаетс€  планированием
меропри€тий  по установке боновых заграждений и системы нефтесборщиков
непосредственно в акватории озера Ѕайкал.

¬ывод  разработчиков ѕроекта, что предусмотренный проектными решени€ми
комплекс  противоаварийных  меропри€тий  позвол€ет  предотвратить    и
исключить  негативное воздействие на озеро Ѕайкал и водные объекты его
бассейна,  не обоснован, а предусмотренные комплексом противоаварийных
меропри€тий   действи€   не   позвол€т   предотвратить   экологическую
катастрофу озера Ѕайкал.

–еальна€  статистика  ликвидации  аварий на нефтепроводах не позвол€ет
довер€ть  расчетам  разработчиков проекта на 2-часовой отрезок времени
ликвидации аварий в особо ответственных участках трассы. ¬ этой св€зи,
вред  природной  среде от разливов нефти может существенно возрасти по
сравнению с его расчетной величиной.

..

11. ѕолученные  разработчиками  ѕроекта  одинаковые  результаты степени
риска  аварий (средн€€) дл€ всех участков нефтепровода свидетельствует
о  неадекватности  либо методики расчета ущерба или о том, что не были
учтены   весьма   существенные  факторы  вли€ни€  при  ее  применении.
Ќекорректно  строить  оценки  риска  аварий  дл€  данной территории на
среднероссийских  показател€х,  т.к.  природные  услови€ проектируемой
трассы  нефтепровода  на территории бассейна озера Ѕайкал уникальны по
своей  сложности  дл€ –оссийской ‘едерации; вли€ние природных факторов
территории на риск аварий практически не проработаны; при оценке риска
аварий   недостаточно   были   учтены   факторы   несанкционированного
вмешательства  и  противоправной  врезки  в трубопровод, в том числе в
результате возможных террористических актов".

√оспода  руководители ќјќ ј  "“ранснефть"! Ќу полно врать-то! » вешать
лапшу  на уши гаранту нашей  онституции, бывшему разведчику, а теперь,
по совместительству, юному трубопроводчику. ≈му, конечно, не привыкать
в таком виде перед всем миром красоватьс€.

Ќо, ей Ѕогу, за президента –‘ и за державу как-то обидно.

P.S. ¬о врем€ завершени€ работы над выпуском поступила свежа€ вариаци€
на                               эту                              тему
(http://www.pravda.ru/economics/materials/oil/74941-oilpipeline-0):

" ак сообщил "ѕ–ј¬ƒ≈.–у" вице-президент "“ранснефти" —ергей √ригорьев,
пока  в  нефт€ной  компании  не  получили акта, подтверждающего запрет
строительства.  Ѕолее  того,  по  их информации, в –осэкспертизе также
пока  нет  такого  акта. "ѕохоже, желаемое выдаетс€ за действительное.
Ќасколько  €  знаю,  есть мнение, ни на чем не основанное, что строить
нефтепровод  нельз€.  —ообщаетс€  о  каком-то  заседании, где какие-то
эксперты  высказались в этом духе. ќднако никакого заключени€ компани€
не  видела",  -  сказал √ригорьев. ѕо словам вице-президента, компани€
"“ранснефть"  в  проекте “ихоокеанского нефтепровода соблюла все нормы
экологической  безопасности.  "ѕримечательно  то, что экологи ни в чем
конкретно  нас  не  обвин€ют.  ќни  не  имеют  претензий  к  спецстали
повышенной прочности, котора€ будет использоватьс€ в Ѕайкальской зоне,
не  высказывают  своего  мнени€  относительно интеллектуальной системе
мониторинга,  -  отмечает  —ергей  √ригорьев.  -  ≈динственное, что мы
слышим: "р€дом с Ѕайкалом - нельз€!".

ћ-да.   линический  случай,  однако. Ќеужели все это на них так сильно
подействовало?    ѕрезидент   ¬айншток!   —рочно   направл€йте   ¬аших
руковод€щих сотрудников в отпуск. »м €вно надо отдохнуть.

√осподи,  а  про мониторинг-то зачем? „тобы уменьшить объем, думали не
цитировать этот раздел. Ќо придетс€, раз так уж прос€т. ≈сть там и про
мониторинг (стр. 56-59 проекта "«аключени€"):

"Ё ќЋќ√»„≈— »… ћќЌ»“ќ–»Ќ√ »  ќЌ“–ќЋ№
------------------
ѕредставленна€     проектна€    документаци€    обладает    следующими
недостатками.

1. ѕредставленна€ проектна€ документаци€ по экологическому мониторингу
не  обеспечивает  достаточно  полный контроль окружающей среды в цел€х
обеспечени€ экологической безопасности нефтепроводной системы, так как
предложенные  проектные  решени€  по  созданию системы, обеспечивающей
сбор,   передачу,   анализ   и   распределение  данных  экологического
мониторинга    (включа€    состав   элементов   системы,   выполн€ющих
информационные  функции,  технологию  их  взаимодействи€,  вопросы  их
технического обеспечени€) недостаточны, а чаще отсутствуют.

¬  современном представлении производственный экологический мониторинг
€вл€етс€  не  только  комплексами измерений и наблюдений за состо€нием
контролируемых  компонентов  природной  среды,  но  также представл€ет
собой систему сбора, обработки, анализа и распределени€ мониторинговой
информации,   основна€  задача  которой  -предоставл€ть  пользовател€м
достоверную,   полную   и   оперативную  информацию  об  экологической
обстановке   на   контролируемых   объектах   и   участках  территории
(акватории).   ¬  то  же  врем€  в  проекте  экологический  мониторинг
представлен   как   система   мало  св€занных  между  собой  измерений
параметров отдельных компонентов природной среды.

2.Ќа  этапе  эксплуатации  меропри€ти€  по  ведению  производственного
экологического    контрол€   и   экологического   мониторинга   должны
предусматривать создание некоторой организационной структуры. —редства
измерений  и  наблюдений,  программные  и технические средства сбора и
обработки мониторинговых данных должны обслуживатьс€ квалифицированным
персоналом. ¬ составе проектных материалов решени€ по организационному
обеспечению    производственного    экологического    мониторинга   не
представлены.

3.ѕредставленна€  проектна€  документаци€  не  обеспечивает достаточно
полный   контроль   сейсмических   процессов   в   цел€х   обеспечени€
экологической   безопасности   нефтепроводной   системы.  ѕредлагаемое
решение имеет следующие недостатки:

   -   »спользование   только   параметра   пиковых  ускорений  (канал
   регистрации сильных движений) не €вл€етс€ достаточным;

   -  ќтсутствуют  проектные  решени€  по системе передачи и обработки
   данных   сейсмостанций,   котора€   имеет   ключевое  значение  при
   обеспечении экологической безопасности.
   - –азмещение постов сейсмического мониторинга должно охватывать все
   основные  объекты,  в частности Ќѕ—, в зоне высокой сейсмичности, а
   не только линейную часть;
   -  Ќедопустимо  повтор€ющеес€  в проекте утверждение о том, что при
   отсутствии    указанной    измерительной    аппаратуры   необходимо
   использовать   сведени€,   получаемые   на  ближайшей  сейсмической
   станции.

4.ѕредставленна€  проектна€  документаци€  не  обеспечивает достаточно
полный контроль негативных экологических процессов в цел€х обеспечени€
экологической   безопасности   нефтепроводной   системы.  ѕредлагаемое
решение имеет следующие недостатки:

   -  ¬  представленной  документации  не  отражен  контроль возможных
   негативных  процессов  с  высокой скоростью протекани€, в частности
   наиболее  активных  оползней, который должен производитс€ с высокой
   частотой, не обеспечиваемой измерени€ми в режиме посещени€;
   -  Ќе  определены  пункты  контрол€  дл€ р€да опасных геологических
   процессов (оползни, лавины, сели, карст);
   -   ‘ормулировка  о  наблюдении  геофизических  полей  на  оползн€х
   €вл€етс€  недостаточно  конкретной  и требует раскрыти€, так как не
   позвол€ет определить достаточность наблюдаемых параметров.
   -  ќтсутствуют проектные решени€ по контролю криогенных процессов и
   по   тексту   проекта   программа   их  мониторинга  только  "будет
   разработана   до   начала   строительства  нефтепроводной  системы"
   применительно ко всем четырем отрезкам трассы.
   -  Ќе  предусмотрен  мониторинг  медленных тектонических движений в
   зонах  активных  разломов  (например,  раздел  по  геодинамическому
   мониторингу  на  эксплуатационном  этапе  дл€  Ѕур€тской республики
   содержит информацию только по сейсмическому мониторингу).
   -  ќтсутствует мониторинг почвенного покрова на этапе эксплуатации,
   в  то  врем€ как воздействие на почвенный покров есть, например, за
   счет подпора грунтовых потоков и развити€ процессов заболачивани€ и
   подтоплени€,  за  счет  утечек  нефтепродуктов на Ќѕ— и на участках
   задвижек.
   -  ¬  проекте  нет  проектных  решений по дистанционному контролю с
   описанием  характера  используемых дистанционных съемок, регламента
   получени€ данных и процессов обработки.
   -  ѕри  мониторинге  растительного  покрова  контролируютс€  только
   редкие   виды,   в  то  врем€  как  необходим  еще  общий  контроль
   растительных сообществ.

5.  ѕредставленна€  проектна€  документаци€  содержит  и  много  менее
значительных   недостатков,   снижающих   оптимальность   предлагаемых
решений:

   -  Ѕурение скважин, расположенных вдоль оси оползн€ по направлению его
   возможного  смещени€,  с  целью отбора образцов и определени€ мощности
   оползн€,  установление  зоны  скольжени€ должно было быть проведено на
   этапе   инженерно-геологических  изысканий  и  не  €вл€етс€  элементом
   мониторинга.
   - ѕри мониторинге лавин контроль ориентирован на оценку последствий, в
   то  врем€  как  необходимо  изучение  параметров снегового покрова дл€
   прогноза схода лавин (стратификаци€ снежного покрова, плотность снега,
   наличие горизонтов глубинной изморози).
   -   Ќа  производственном  этапе  не  решен  вопрос  быстрого  контрол€
   загр€знени€ поверхностных вод на водотоках, впадающих в Ѕайкал.
   - ѕри проектировании экологического мониторинга авторы не учитывают не
   предполагаемое,   а   имеющее  место  сильное  потепление  климата  со
   скоростью  до  10—/10  лет  которое  скажетс€  на  развитии криогенных
   процессов и должен быть учтен при проектировании системы мониторинга
   -  ¬ыбор  положени€  точек  контрол€  поземных  вод (ниже по потоку от
   трубопровода  -  см.  например,  лист  17-37  раздел по экологическому
   мониторингу  дл€  Ѕур€тской  республики)  не  позволит  контролировать
   процессы подпора.
   - Ќе обосновано, почему в почвах на этапе строительства контролируютс€
   т€желые металлы, а в подземных и поверхностных водах - нет.
   -   ¬  предложени€  по  экологическому  мониторингу  ошибочно  включен
   контроль  технического состо€ни€ и соблюдени€ правил эксплуатации всех
   видов  устройств, работа которых сопровождаетс€ выбросами в окружающую
   среду,  и  другие  подобные  пункты  ¬ыполнение этих действий входит в
   контроль  технического  состо€ни€  приборов  и  механизмов  и €вл€етс€
   функци€ми    технологических    служб,    но    никак   не   функци€ми
   производственного экологического мониторинга.

ѕредложени€  по  экологическому  мониторингу  не  €вл€ютс€  достаточно
полными  дл€  рассматриваемой  стадии  проектировани€  и  не полностью
соответствуют нормативно-правовым нормам –‘.

ѕрограмма  экологического  мониторинга  должна  быть  представлена  на
государственную экологическую экспертизу федерального уровн€".

¬прочем,   иде€   "о   каком-то   заседании,   где  какие-то  эксперты
высказались"  выгл€дит  весьма  любопытно.  Ќе  последует  ли  за этим
проталкивание  сценари€,  что  заседани€ вообще не было, обсуждавшиес€
там  документы  -  фикци€, как, впрочем, и сама экспертной комиссии? ј
потом  все  будет сделано снова, на этот раз "правильным" дл€ компании
"“ранснефть" образом?

¬от  только  куда  при  этом  девать  природоохранную  общественность?
 отора€ молчать не будет.

Ќ≈‘“яЌќ≈ ќЅќ«–≈Ќ»≈
N 3(94)¬—“ќ
јвтор-составитель: јлексей √ригорьев, редактор:  сени€ ѕахорукова.
¬опросы, предложени€, пожелани€ отправл€йте на info@forest.ru
ѕосто€нный  адрес  выпуска:  http://info.forest.ru/oil/06/oil-0603vsto.htm


ќЅЏя¬Ћ≈Ќ»я

»√–ј "«јѕќ¬≈ƒЌџ≈ —“–ј—“»" Ќј —ј…“≈ ћ—ќЁ—

–олева€ игра "«аповедные страсти"
http://www.seu.ru/cci/lib/books/strasti/
–азработчик јндрей «атока. ”спешно испытано на живых люд€х
на слете ƒрузей WWF в но€бре 2005 г, г. —ейди, “уркменистан 

÷ель  игры  -  привлечь  у  участников  внимание  к  проблемам  охраны
биоразнообрази€,  дать  основные  сведени€  о  заповедании  как  форме
территориальной охраны природы и добитьс€ понимани€ смысла заповедного
режима  и  роли заповедников как высшей форме про€влени€ человеческого
разума.

—о страницы доступна верси€ дл€ распечатки.


Ѕј«ј  ƒјЌЌџ’ ѕќ ¬ќ«ќЅЌќ¬Ћя≈ћќ… ЁЌ≈–√≈“» ≈

¬  но€бре  2005  года  в   араганде прошла конференци€ "¬озобновл€ема€
энергетика".

ƒл€  усилени€  темпов  развити€  возобновл€емых  источников  энергии в
÷ентральной  јзии  и  других странах ¬≈ ÷ј участникам конференции было
предложено создать в ќќ " арагандинский областной экологический музей"
базу  данных  об  организаци€х  и  специалистах,  работающих в области
развити€ возобновл€емых источников энергии.

¬    насто€щее   врем€   сотрудники   ќќ   " арагандинский   областной
экологический музей" приступили к созданию вышеуказанных баз.

≈сли  ¬ы  хотите, чтобы информаци€ о ¬ашей организации была включена в
данную базу, просим ¬ас заполнить соответствующие формы, которые можно
запросить, обратившись по адресу: bgcentre@ecomuseum.kz

«аполненные  формы  можно отправл€ть (с пометкой "Ѕаза данных ¬»Ё") по
≈-mail: bgcentre@ecomuseum.kz, ecomuseum@nursat.kz

или по почте:  урь€новой »рине (база данных ¬»Ё)
ќќ " арагандинский Ёкологический ћузей"
пр. Ѕухар-∆ырау, 47
 араганда
 азахстан
100000

ѕолученна€  информаци€  будет  собиратьс€  в  общую  базу  данных    и
размещатьс€   на  сайте  ќќ  " арагандинский  областной  Ёкологический
ћузей".

**********************************************************************
Ѕюллетень "Ќовости ћ—оЁ—" издаЄтс€ ћеждународным
социально-экологическим союзом.

јдрес редакции: 119019 ћосква, а/€ 211, seupress@seu.ru
                http://www.seu.ru/seu-news

¬ыпускающий редактор: ќльга «ахарова

  списку выпусков

–°–њ–µ—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–µ –њ—А–Њ–µ–Ї—В—Л

–≠–Ї–Њ–Я—А–∞–≤–Њ - –і–ї—П –Я—А–Є—А–Њ–і—Л –Є –ї—О–і–µ–є

–≠–Ї–Њ–Я—А–∞–≤–Њ

–≠–Ї–Њ—А–µ–њ–Њ—А—В—С—А -
   –Ч–µ–ї—С–љ—Л–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є

–°–Є—Б—В–µ–Љ–∞ –і–Њ–±—А–Њ–≤–Њ–ї—М–љ–Њ–є —Б–µ—А—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Є

–°–Є—Б—В–µ–Љ–∞
   –і–Њ–±—А–Њ–≤–Њ–ї—М–љ–Њ–є
   —Б–µ—А—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Є

–ѓ—А–Љ–∞—А–Ї–∞
   —Н–Ї–Њ—В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є–є

–≠–Ї–Њ–ї–Њ–≥–Є—П –Є –±–Є–Ј–љ–µ—Б

–Ч–љ–∞–є, —З—В–Њ –њ–Њ–Ї—Г–њ–∞–µ—И—М

–Ч–∞ –±–Є–Њ–±–µ–Ј–Њ–њ–∞—Б–љ–Њ—Б—В—М

–Ю–±—Й–µ—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ
   —А–µ—Б—Г—А—Б—Л
   –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞–љ–Є—П

–Ш–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ—Л–µ –њ–∞—А—В–љ—С—А—Л:

Forest.RU - –Т—Б—С –Њ —А–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Є—Е –ї–µ—Б–∞—Е –Ч–∞ –±–Є–Њ–±–µ–Ј–Њ–њ–∞—Б–љ–Њ—Б—В—М –°–Њ–≤–µ—В –њ—А–Є –Я—А–µ–Ј–Є–і–µ–љ—В–µ –†–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Њ–є –§–µ–і–µ—А–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ —Б–Њ–і–µ–є—Б—В–≤–Є—О —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є—О –Є–љ—Б—В–Є—В—Г—В–Њ–≤ –≥—А–∞–ґ–і–∞–љ—Б–Ї–Њ–≥–Њ –Њ–±—Й–µ—Б—В–≤–∞ –Є –њ—А–∞–≤–∞–Љ —З–µ–ї–Њ–≤–µ–Ї–∞ –¶–µ–љ—В—А —Н–Ї—Б—В—А–µ–Љ–∞–ї—М–љ–Њ–є –ґ—Г—А–љ–∞–ї–Є—Б—В–Є–Ї–Є

–Ю–±–Љ–µ–љ –±–∞–љ–љ–µ—А–∞–Љ–Є