Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Новости

По сообщениям организаций-членов МСоЭС из разных регионов


НОВОСТИ МСоЭС
Еженедельный бюллетень о работе
Международного социально-экологического союза
  #1 (68)                                      23 января 2006 года
**********************************************************************
  Made  in  SEU  -  Сделано  в  СоЭС.  Мы не пишем об экологических
  проблемах. Мы пишем о делах для их решения.
*********************************************************************
Как всегда, ждем ВАШИХ новостей!

*В НОМЕРЕ

*КОРОТКО
ЗОЛОТАЯ "НЕЗАВИСИМОСТЬ"
В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ БУДЕТ СОЗДАН ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ЭКОЛОГИИ

*(НЕ)МИРНЫЙ АТОМ
ЧЕРНОБЫЛЬ - БЕДА, А НЕ ПОМОЙКА!

*ОХРАНА ПРИРОДЫ
ДРОНТ ПОДВОДИТ ИТОГИ ПЯТИЛЕТКИ
ПТИЧИЙ ГРИПП: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

*КАМПАНИЯ "ЗА БИОБЕЗОПАСНОСТЬ"
БОЛЬШЕ СВОБОДЫ ОТ ГМО!

*ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МИКРОЗАПОВЕДНИК НА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ
КАК  СДЕЛАТЬ  РЕКИ  ЧИСТЫМИ?  ОБЩЕСТВЕННОСТЬ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ ИЩЕТ
РЕШЕНИЯ.

*ОБЪЯВЛЕНИЯ
ПРЕМИЯ ИМЕНИ Ф.Р.ШТИЛЬМАРКА: ПЕРВЫЕ ШАГИ
ТРЕТИЙ КОНКУРС ШКОЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГАЗЕТ
ЖУРНАЛ "ЭКОПРАВО" ПРИГЛАШАЕТ

*********************************************************************
КОРОТКО
ЗОЛОТАЯ "НЕЗАВИСИМОСТЬ"

Друзья,приятная новость-известный украинский экологический журналист и
активный  член  Украинской  коалиции  "За дикую природу" Олег Листопад
награжден престижной премией и медалью. Давайте его поздравим. Он того
заслужил. Вл.Борейко

"Киевский   союз   журналистов   Украины  награждает  Листопада  Олега
Григорьевича  Грамотой  и  Золотой  медалью "Независимость" за высокое
профессиональное  мастерство,  активную  общественную  позицию       в
отстаивании  общественных  интересов,  заботу о родной земле. Исполком
КСЖ декабрь 2005

Источник -  Вл.Борейко

В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ БУДЕТ СОЗДАН ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ЭКОЛОГИИ

В  Мурманской  области  ряд  общественных  и политических организаций,
научных учреждений намерены создать общественный совет по экологии. По
мнению  инициаторов создания общественного совета, к которым относятся
ООО  "Биоэкологический  центр", Кольский координационный экологический
центр  "Гея",  администрация  г. Апатиты, региональные отделения КПРФ,
"Родина"  и  др.,  совет  должен  заниматься  изучением  экологических
проблем   и   экологическим   просвещением;   привлечением  населения,
предпринимателей,   органов   власти,  научных  учреждений  к  решению
имеющихся  экологических  проблем; совершенствованием природоохранного
законодательства;  внедрением  новых технологий, снижающих загрязнение
окружающей среды.

Ключникова Елена телефон: (81555) 7-55-53
Источник: АСИ


(НЕ)МИРНЫЙ АТОМ

ЧЕРНОБЫЛЬ - БЕДА, А НЕ ПОМОЙКА!

18  января в Киеве Киевским эколого-культурным центром,дружиной охраны
природы  КНУ  "Зелене  майбутне"  и  Украинской  коалицией  "За  дикую
природу"   была   проведена   пресс-конференция   против   предложений
Президента  Украины  В.Ющенко  о  ввозе  в  Украину  на  захоронение в
Чернобыльской зоне ядерных отходов из других стран.

Открывший  пресс-конференцию  директор  Киевского  эколого-культурного
центра  Вл.Борейко  привел  журналистам  15  аргументов против ввоза в
Украину  ядерных  отходов.  По  его мнению главный аргумент-это то,что
человечество до сих пор не знает,как поведут себя ядерные отходы через
50,100 или 200 лет.

Зам.  командира  ДОП  КНУ  И.  Парникоза заявил,что прежде чем Украине
создавать  новые  хранилища радиоактивных отходов,не мешало бы навести
порядок  на  старых.  Например,в  Крыму,на  одном  из  бывших  военных
полигонов,где  сейчас  нет  даже  охраны.  О.Листопад  рассказал,что в
Украине  было  в  1970-х  годах  проведено два ядерных взрыва в мирных
целях,однако   на   местах  этих  взрывов  до  сих  пор  не  проведены
соответствующие дезактивационные работы.Подобная безалаберность,скорее
всего  будет  проявлена  и  в  этот  раз. Всех рассмешил представитель
Минприроды   Украины,который   поведал  журналистам,что  скорей  всего
В.Ющенко  дали непроверенную информацию,а он ее и огласил. -Что же это
за  Президент,который  понабрал себе таких плохих помощников-спросил у
него Вл.Борейко.

Организаторы  пресс-конференции  благодарят С.Кричевского и С.Забелина
за помощь в подборе материалов .

Пресс-центр КЭКЦ
kekz@carrier.kiev.ua


ОХРАНА ПРИРОДЫ

ДРОНТ ПОДВОДИТ ИТОГИ ПЯТИЛЕТКИ

Подведены    итоги    реализации    Плана   действий   по   сохранению
биоразнообразия Нижегородской области в 2001-2005 годах

В  2000  году  в  Нижегородской  области постановлением губернатора от
20.12.2000  №  320  утверждена  Стратегия по сохранению биологического
разнообразия,   определяющая   основные  направления  деятельности  по
сохранению  живой  природы  и оптимизации использования ресурсов живой
природы.  Тем  же  распоряжением  был  утвержден  и  План  действий по
сохранению  биологического  разнообразия,  рассчитанный на 2001 - 2005
годы.

В   основу   разработки   стратегии   был   положен  детальный  анализ
современного  состояния  биоразнообразия  и  его динамики за последнее
столетие.  Анализ  опирался  на уже опубликованные в литературе данные
исследований   живой   природы,   которые  когда-либо  проводились  на
территории   области,   более  чем  двадцатилетние  материалы  полевых
исследований  участников  рабочей  группы  проекта, фондовые материалы
зоологических  коллекций и гербариев крупнейших научных центров страны
и  области, материалы лесоустройства, землеустройства, охотустройства,
архивов  торфразведки,  документации  на  существующие и находящиеся в
стадии  проектирования  ООПТ  и  т.п.  В  ходе  анализа было проведено
зонирование  территории  Нижегородской  области  и выделено 5 основных
природно-территориальных    комплексов,    различающихся    по   своим
физико-географическим  и  природно-зональным  особенностям,  характеру
освоения  и  современного  ведения  хозяйства,  современному состоянию
живой  природы;  при  этом в расчет брался также фактор географической
изоляции за счет крупных естественных преград (рек). В последующем это
зонирование легло в основу стратегического планирования мероприятий по
охране биоразнообразия.

Результаты  анализа  были доложены на специальном семинаре-совещании с
участием   представителей   всех   заинтересованных   организаций.  По
результатам  обсуждения  был  выработан  комплекс основных принципов и
приоритетов в сфере сохранения биоразнообразия Нижегородской области.

На  основе  проведенного анализа состояния биологического разнообразия
области,  с привлечением специалистов ведущих государственных, научных
и общественных природоохранных учреждений разработаны Стратегия охраны
биоразнообразия   Нижегородской   области,  определяющая  приоритетные
направления,  цели,  задачи, механизмы реализации приоритетов в данной
сфере,  а  также  План  действий  с  указанием конкретных мероприятий,
сроков  их  реализации,  основных  исполнителей,  объемов и источников
финансирования.  План  действий  на  2001  -  2005  годы  включает 137
мероприятий, сгруппированных в 5 основных разделов ("Сохранение редких
видов  и  природных сообществ, особо охраняемые природные территории",
"Восстановление   утраченного   разнообразия",  "Создание  механизмов,
позволяющих  обеспечить  сохранение  биоразнообразия  на  хозяйственно
освоенных       территориях",       "Экологическое       просвещение",
"Нормативно-правовая  база, управление, экономические механизмы"). Оба
документа  впервые  в  России  были  утверждены в качестве нормативных
документов регионального уровня.

Мероприятия  Плана  действий  в  2001-2005  годах  финансировались   в
основном  из  средств  областного  экологического фонда в размере до 6
млн.  рублей ежегодно. Кроме того, на финансирование мероприятий Плана
действий     привлекались     дополнительные    финансовые    средства
благотворительных фондов ежегодно на сумму от 1 до 6 млн. рублей.

Координацию  деятельности  по  реализации  Стратегии  и Плана действий
осуществляет   созданный  постановлением  правительства  Нижегородской
области   Совет   по  сохранению  биоразнообразия,  в  который  входят
представители  государственных,  общественных, научных природоохранных
организаций.

В  течение  2001-2005 годов были полностью или частично реализованы 52
мероприятия, предусмотренных Планом действий:

Раздел  1.  Сохранение  редких  видов  и  природных  сообществ,  особо
охраняемые природные территории

—  Подготовлена к изданию и издана Красная книга Нижегородской области
(1  том - 1000 экз. цветных + 5000 экз. черно-белых, 2 том - 1000 экз.
цветных  +  1000  экз.  черно-белых);  подготовлены  и изданы массовым
тиражом компакт-диски с электронной версией 1 и 2 томов
-   Проведена  инвентаризация  флоры  и  растительности  Нижегородской
области
— В рамках составления и ведения кадастра животного мира Нижегородской
области   разработаны   разделы   кадастра   по  совообразным,  мелким
млекопитающим, насекомым и паукообразным
—  Создан  компьютерный библиографический каталог, содержащий сведения
более  чем  о  2,5  тыс.  научных  публикаций  по  фауне Нижегородской
области,  а  также  виртуальная  библиотека  определительных таблиц по
фауне области
—   Разработаны   Принципы  и  методы  ведения  мониторинга  состояния
биоразнообразия Нижегородской области
—  Разработано  эколого-экономическое  обоснование национального парка
"Пустынский"
—  Разработан  ГИС-кадастр ООПТ и ключевых орнитологических территорий
Нижегородской области
—  Разработан  проект  положения  о природном парке "Ичалковский бор",
проекты паспортов новых памятников природы (более 40 шт.); разработаны
паспорта на ряд существующих памятников природы (более 30 шт.)
—    Оказывалась    финансовая    поддержка    с   целью   обеспечения
функционирования  ГПЗ  "Керженский",  заказников  и памятников природы
области

Раздел 2. Восстановление утраченного разнообразия

— Создан областной центр реинтродукции редких видов растений
— Реализован модельный проект по внедрению технологий восстановления
торфяных болот на месте выработанных торфоместорождений на площади 250 га 
—  Реализован модельный проект по реинтродукции выхухоли на территорию
ГПЗ  "Керженский";  начаты  работы  по  восстановлению популяции белой
куропатки в ГПЗ "Керженский"
—  Разработана  и  реализуется  программа  биотехнических мероприятий,
направленных на охрану и восстановление животных, занесенных в Красную
книгу Нижегородской области, в том числе:
установлено 298 искусственных гнездовых платформ для дневных хищных
птиц, около 10 % из которых ежегодно используются хищными птицами
установлено 20 гнездовых платформ для белого аиста
установлено 570 искусственных гнездовий для совообразных
установлено 200 гнездовых ящиков-"дуплянок" для водоплавающих-дуплогнездников
установлено 30 дуплянок для рукокрылых
создано 19 искусственных нерестовых водоемов для сибирского углозуба
—  Создано  более  100  га  водоохранных лесных насаждений в различных
районах области

Раздел  3.  Создание  механизмов,  позволяющих  обеспечить  сохранение
биоразнообразия на хозяйственно освоенных территориях

—  Организован  и  поддерживается  биосферный  резерват "Нижегородское
Заволжье"
—  Приобретены  компьютеры  для лесхозов Нижегородской области с целью
создания системы мониторинга биоразнообразия в лесах
— Реализована система мероприятий по сохранению природных комплексов в
Керженском    и    Уразовском    охотничьих   заказниках,   Керженском
охотхозяйстве, в Городецком и др. районах области
—  Регулярно проводились учеты численности водоплавающих и околоводных
птиц   в  охотничьих  заказниках,  а  также  зимние  маршрутные  учеты
промысловых видов животных по следам в охранной зоне ГПЗ "Керженский",
на   основании  результатов  которых  вырабатывались  рекомендации  по
охотпользованию
—  Проведено охотустройство на площади более 900 тыс.га га в различных
районах области
—  Разработан рыбохозяйственный кадастр водоемов Нижегородской области
(крупные,   средние,   малые   реки);   определялись   гидрохимические
показатели,  оценивались  видовой  состав,  численность  рыб, кормовая
база,   миграции;   даны  рекомендации  по  выделению  рыбопромысловых
участков
—  Проведены  исследования  редких  и  новых  видов  рыб Нижегородской
области   с  целью  выработки  рекомендаций  по  охране  и  возможному
использованию
— Проведена оценка биологических ресурсов Горьковского и Чебоксарского
водохранилищ, разработаны научные обоснования общего допустимого улова
рыбы в водохранилищах
—  Проведены  исследования  особо  ценных участков нереста рыб с целью
организации их охраны
-   Реализован  модельный  проект  по  внедрению  экологически  чистых
сельскохозяйственных технологий в Городецком районе
—  Проведено  обустройство  зоны  приема  туристов в Ичалковском бору,
оборудованы 2 экологические тропы
— Разработан экологический туристический маршрут по р.Кудьме
—  Проведена оценка рекреационной нагрузки в лесах Сосновского района,
даны рекомендации по ее регулированию
— Оборудованы туристические стоянки на правом берегу р.Керженец
—  Изданы  брошюра  и буклеты, посвященные привлекательным для туризма
природным объектам области
—   Проведены   исследования   масштабов   гибели   птиц   на   линиях
электропередачи,  оценен  экономический  ущерб,  разработана программа
"Птицы и ЛЭП"

Раздел 4. Экологическое просвещение

—   На  базе  Рустайской  средней  школы  и  ГПЗ  "Керженский"  создан
эколого-просветительский центр
—   Созданы   и  функционируют  5  агитпунктов  биосферного  резервата
"Нижегородское Заволжье"
—  Создана  видеостудия  "Природа  заповедная",  подготовлено        9
видеофильмов   о   природе   области   (серия  "Живая  книга"),  серия
видеофильмов о Керженском заповеднике, этно-экологический видеофильм
—  Подготовлен  и издан иллюстрированный "Атлас животных Нижегородской
области для самых маленьких"
—  Начато издание серии фотоальбомов "Портреты природы" (первый выпуск
посвящен колониальным околоводным птицам)
— Создана и функционирует передвижная выставка-лекторий "Красная книга
Нижегородской области"
—   Подготовлена   и  выпущена  в  свет  книга  "Позвоночные  животные
Нижегородской области" (переиздание книги Пузанова и др. "Животный мир
Горьковской области" с изменениями и дополнениями)
— Подготовлена и издана книга "Рыболовство в Нижегородской области"
—  Проведена  серия обучающих семинаров для специалистов экологических
служб  районных  администраций  и комитетов по охране окружающей среды
районов  области, руководителей районных администраций и руководителей
администраций  заказников  по  теме  "Реализация  стратегии сохранения
биоразнообразия Нижегородской области" (курс из 10 семинаров)
—  Проведена  серия  семинаров  и  конференций  в  районах области для
работников  лесного  и  охотничьего  хозяйства, местных жителей (до 20
семинаров ежегодно в различных районах области)
— Регулярно проводилось издание методической литературы для проведения
акции "Птица года"
— Проведен областной конкурс хранителей КОТР
—  Изданы  полноцветные настенные календари, посвященные Красной книге
Нижегородской области

Раздел 5. Нормативно-правовая база, управление, экономические механизмы

— Создан и функционирует Координационный совет по сохранению
биоразнообразия Нижегородской области
—  Разработаны нормативные акты, предусмотренные Законом Нижегородской
области  "Об  особо  охраняемых природных территориях" и Положением "О
Красной книге Нижегородской области"
—  Проведен  первый  областной  конкурс  "За лучший вклад в сохранение
живой   природы"   с   присуждением   премий  за  вклад  в  сохранение
биоразнообразия     среди     работников     природоохранных    служб,
образовательных учреждений и общественных организаций районов области
—  Разработан  проект  Плана  действий  по  сохранению биоразнообразия
Нижегородской области на 2006-2010 годы


В   общей   сложности  на  реализацию  Плана  действий  по  сохранению
биоразнообразия  Нижегородской  области  в  2001-2005  годах затрачено
33531  тыс.  руб., в том числе - 20773 тыс. руб. из средств областного
экологического  фонда,  12758  тыс.  руб.  - из различных внебюджетных
истоников.



С уважением,
Анжела Бакка                     mailto:bat@dront.ru
зав. лабораторией                http://www.dront.ru
охраны биоразнообразия
при экоцентре "Дронт"

ПТИЧИЙ ГРИПП: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

19  января  известные российские научные и природоохранные организации
провели пресс-конференцию, посвящённую опасной ситуации, сложившейся в
России из-за птичьего гриппа.

Причины  вспышек  птичьего  гриппа и основные пути его распространения
требуют  тщательного  изучения.  Способы предотвращения эпидемии часто
формулируются  неверно,  что  вводит  в  заблуждение  людей,  и  очень
затрудняет поиск эффективных путей борьбы с ней.
 
На  пресс-конференции специалисты обратили внимание на главные факторы
распространения        заболевания,        угрожающего       человеку,
сельскохозяйственным  и  диким  животным,  и  высказали предложения по
оптимизации решения проблемы птичьего гриппа в России.

"Вспышка  птичьего  гриппа  2005 г. с самого начала имела определенный
налет   сенсационности,   причем   единственной  причиной  заболевания
домашних  птиц  на  юге  Западной  Сибири объявили занос вируса дикими
перелетными  птицами;  другие  возможности  просто не рассматривались.
Однако  на  конец  июля  -  начало  августа,  когда произошла вспышка,
приходится  самый  "глухой"  для  перелетов  птиц  период: в это время
весенние  миграции давно закончились, а осенние - еще не начинались. К
сожалению,  постоянное  упоминание  диких птиц в качестве единственной
причины  вспышки  заболевания  спровоцировало  в  ряде регионов России
случаи  их  массового уничтожения", - заявил Виктор Зубакин, президент
Союза охраны птиц России.

"Попытки  массового  уничтожения  птиц  приведут  лишь  к еще большему
распространению вируса, поскольку, во-первых, отстрелы распугают птиц,
вынудив  их искать другие места для отдыха и кормления, что приведет к
рассеиванию  птиц-носителей  на  еще  большей  площади  и к увеличению
контактов  со здоровыми птицами. Во-вторых, оставшиеся подранки станут
добычей  хищников  (зверей  и птиц), а также ворон, что также увеличит
число  инфицированных животных. Врановые птицы, в случае инфицирования
могут  стать  источником  заболевания  в  крупных городах и населенных
пунктах.  Последствия  подобных  отстрелов могут нанести невосполнимый
ущерб  биологическому разнообразию птиц, поскольку некоторые популяции
и  даже  виды могут быть полностью утрачены. Очень удобно, не утруждая
себя выяснением истинных причин проблемы, объявить на всю страну войну
перелетным  птицам, прослыв радетелем народных интересов. Однако такие
безответственные  заявления  еще  и  чрезвычайно опасны. Они отвлекают
внимание  и  силы  от  реальных  причин  распространения  заболевания,
приводят  к бессмысленной растрате ресурсов и времени, так необходимых
для  действенного,  а  не  мнимого  решения проблемы, наносят огромный
прямой  и  косвенный  ущерб",  -  сказал  Алексей Зименко, генеральный
директор Центра охраны дикой природы.

Святослав      Уколов,      заместитель      начальника     Управления
охотничье-рыболовного   хозяйства  Росохотрыболовсоюза,  отметил,  что
участники     пресс-конференции     подчеркнули,     что     участники
пресс-конференции   выступают   не   против  отмены  охоты,  а  против
превентивных отстрелов диких птиц. Массовое уничтожение птиц абсолютно
бесполезно для предотвращения эпизоотии.

"В  России  не было случаев заболевания людей птичьим гриппом, а в тех
странах,  в  которых  такие  случаи  зарегистрированы, они произошли в
результате  контактов людей не с дикими, а с домашними птицами. Птичий
грипп  -  далеко  не  единственное природно-очаговое заболевание, есть
много других антропо-зоонозных заболеваний, когда носителями вирусов и
микробов  выступают  разнообразные дикие животные. И это совершенно не
повод для того, чтобы истреблять их всех и остаться на нашей планете в
одиночестве" - точка зрения Владимира Романова, директора ветеринарной
клиники "Зеленый попугай".

Константин   Литвин,   исполняющий   обязанности  заведующего  Центром
кольцевания  Института  проблем  экологии  и  эволюции РАН рассказал о
кольцевании  птиц  в  России  и  за рубежом, о международных контактах
российских  учёных по изучению миграций птиц и о сложных экологических
процессах связанных с перелётами птиц.

Для   эффективной   профилактики   заболеваний,   выяснения   истинных
источников   заражения   и  путей  распространения  вируса  необходима
координация  усилий  заинтересованных организаций и ведомств. При этом
особое   внимание  следует  обратить  на  недостаточно  контролируемые
трансграничные   перемещения   живой   домашней   птицы   и  продукции
птицеводства, других сельскохозяйственных товаров.
***
Дикие  водоплавающие  и  околоводные птицы являются основным природным
резервуаром  вируса  птичьего  гриппа,  в  котором  вирусы эволюционно
стабильны,  сбалансированы  с  организмом-хозяином и не вызывают явных
симптомов заболевания и смертности птиц. Поэтому основным переносчиком
вируса  считают  диких  водоплавающих  птиц, хотя его высокопатогенный
штамм  H5N1  у  диких  птиц  встречается довольно редко. До настоящего
времени  не было отмечено случаев передачи вируса H5N1 от диких птиц к
человеку.  Все  случаи  заболевания  людей  -  результат  контактов  с
домашней птицей.

Есть  все основания утверждать, что опасный штамм вируса сформировался
среди  сельскохозяйственных  или  домашних  птиц, которые инфицировали
диких сородичей. Главные причины распространения вируса среди домашних
птиц  -  скученность  на  птицефермах,  несоблюдение санитарных правил
содержания домашней птицы.

Наряду    с   мигрирующими   птицами,   наиболее   вероятными   путями
распространения  вируса  H5N1 могут быть: транспортировка, в том числе
нелегальная,  инфицированных  домашних и диких птиц, а также продуктов
птицеводства;  попадание  зараженного помета домашних птиц в водоемы и
реки.    Особенное   внимание   следует   уделить   нелегальному,   не
контролируемому  санитарными и ветеринарными службами ввозу зараженных
птиц (домашних, декоративных, диких), продуктов птицеводства, кормов.

Проблема птичьего гриппа может быть эффективно решена только с позиций
комплексного  и  междисциплинарного  подхода,  что  требует  изменения
сложившейся практики принятия решений в этой области.

За дополнительной информацией обращайтесь: 

-   в   пресс-службу  Центра  охраны  дикой  природы  (ЦОДП)  к  Елене
Колесниковой: тел. (495) 124-71-78, e-mail: bccpress@biodiversity.ru

- в Союз охраны птиц России: тел. (495) 672-22-63


КАМПАНИЯ "ЗА БИОБЕЗОПАСНОСТЬ"

БОЛЬШЕ СВОБОДЫ ОТ ГМО!

Берлин: экологи, фермеры, ученые и политики мира призвали к расширению
движения зон, свободных от ГМО

14-15  января  в  Берлине  состоялась вторая международная конференция
"Зоны,   свободные   от  ГМО,  развитие  сельских  регионов  и  защита
биоразнообразия"   (на   первой   встрече   в  2005  году  был  принят
приобретающий  все  большую популярность в мире "Берлинский Манифест о
зонах,  свободных  от  ГМО,  и  защите  биоразнообразия  в Европе"). В
конференции участвовали 250 человек из 38 государств мира: большинства
стран  Европейского  Союза  (ЕС),  а также Швейцарии, России, Армении,
Болгарии,  Румынии,  США,  Канады,  Колумбии, Японии, Мексики, Непала,
Индии, ЮАР и Бенина.

На  территории  Европейского  союза  более  160  регионов,  более 3500
муниципалитетов,  а  также  тысячи  фермерских  хозяйств объявили себя
"свободными  от  ГМО",  что  означает принятие документов, запрещающих
выращивание  ГМ-растений на этих землях. Однако на уровне Европейского
Союза   пока  не  удалось  добиться  появления  закона,  регулирующего
создание подобных зон, инициативы местные властей по избавлению от ГМО
вызывают  жесточайшие  споры и противодействие в Брюсселе. Несмотря на
все  это, ежегодно десятки регионов и фермерских хозяйств включаются в
движение "Зоны, свободные от ГМО".

На   сегодняшний   день   ГМ-растения  в  ЕС  выращиваются  в  Испании
(наибольший  объем в Европе, с 1998 года), Германии (несколько лет), в
Португалии  и  Чехии  (с  2005  года),  во  Франции  (в  разные  годы,
возобновлено  в  2005  году).  В то же время рост площадей, на которых
возделываются  ГМ-растения  в  мире, в 2005 году был наименьшим за всю
историю.

В  2005  году  в  Германии, выращивающей на своей территории несколько
сотен гектаров ГМ-кукурузы, прошла акция гражданского неповиновения, в
результате   которой   часть   посевов  была  практически  уничтожена.
Инициаторами так называемого "освобождения полей" стали простые жители
и  фермеры,  которые  считают,  что  их собственные участки могут быть
случайно  загрязнены  пыльцой  и  семенами  с  полей  соседей, так как
буферную  зону  достаточной  ширины  (по  разным  оценкам,  она  может
составлять  от  4  до  более,  чем  100 километров) создать в условиях
Европы  практически  невозможно. Большинство же фермеров ЕС, владеющих
участками,  сертифицированными  как  органические,  считает "буферы" в
принципе  неэффективными  ни с экологической, ни с экономической точек
зрения.

2005  год  был  также  отмечен  еще  одним уникальным для евразийского
континента  событием  -  в  результате  референдума  в  Швейцарии  был
объявлен  мораторий  на  выращивание  ГМ-растений. "Мы не хотим ГМО на
своей   территории.  Это  дополнительный  расход  -  чтобы  обеспечить
разделение  ГМ-семян от обычных, а также создать требуемые швейцарским
законом  буферные зоны, придется регулярно тратить не менее 4-5 Евро в
расчете  на гектар. Зачем нам все это?", - отметил в своем выступлении
Ганс  Йорг  Вальтер,  член Парламента Швейцарии, президент Фермерского
Союза Швейцарии.

В   апреле   в  Вене  (Австрия)  пройдет  европейская  конференция  по
"сосуществованию"  (возможности выращивания ГМ-растений безопасным для
обычных  и  органических  полей образом), в марте в связи с этим будет
выпущен  доклад  Европейской  Комиссии (основного в ЕС некоммерческого
лоббиста  ГМО).  На  конференции  в  Берлине было решено принять самое
активное  участие  в выработке этого документа и провести параллельную
встречу  регионов,  свободных от ГМО, в Вене, в которой должно принять
участие   не   менее   тысячи  человек.  Основным  требованием  станет
предоставление  национальным  и  местным  властям  ЕС  законодательной
возможности объявлять себя зонами, свободными от ГМО.

Хотим  ли  мы  такую  Европу,  где  мы бесправны? Европейская комиссия
должна,  наконец,  услышать  голоса  десятков тысяч людей, - заявил на
конференции  Адриан  Бебб,  координатор  кампании по ГМО "Друзей Земли
Европы" (Friends of the Earth Europe).

"Если  европейцы отстоят свои права, это станет серьезным стимулом для
действий  в  других  странах.  Если  мы  проиграем,  кто  победит?", -
добавила  Анхелика  Хилбек,  известная  ученая  биолог из Швейцарского
Федерального института технологий (ETN).

От России во встрече участвовали Виктория Копейкина, секретарь Альянса
СНГ   "За   биобезопасность"  и  координатор  Кампании  Международного
Социально-экологического  союза  "За  биобезопасность", одной из задач
которых  является  борьба  за введение моратория на выращивание ГМО на
территории  России  и стран СНГ, и Анна Кочинева, координатор программ
Экологического клуба "Эремурус", в 2005 году издавшего первое в России
руководство  по общественному контролю в сфере ГМО. Ими на конференции
был  представлен  доклад  о  состоянии  с  ГМО в России и деятельности
движения против ГМО.

Дополнительная информация:
Виктория Копейкина
8-915-241-2910
eremurus@mtu-net.ru
www.biosafety.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МИКРОЗАПОВЕДНИК НА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

В  процессе реализации проекта "Школьная Зеленая Страна", перед каждой
школой  обязательно  встанет  вопрос о цели создания микрозаповедника,
его  структуре  и  особенностях, т.е. тех неповторимых чертах, которые
будут отличать его от проектов других школ. При этом следует отметить,
что  ответ  на  каждый  из этих вопросов лучше продумать перед началом
создания  микроучастка,  так  как  ходе  работы,  а  тем  более  по ее
окончанию  изменить  что-либо  будет  гораздо  сложнее,  чем  на этапе
разработки  проекта.  И  хотя проектирование вещь довольно трудоемкая,
давайте попытаемся проделать эту работу совместно.

Начать  лучше  всего  с цели. На мой взгляд, создавая микрозаповедник,
всем  нам  необходимо  помнить,  что в фокусе наших усилий должна быть
работа,   направленная   на   создание  информационного  пространства,
обеспечивающего  распространение  идей сохранения дикой природы силами
местных сообществ. С другой стороны, заповедник создается для усиления
образовательной  деятельности  школ  в  области  сохранения          и
восстановления   естественных   экосистем.  Немаловажную  роль  играет
микрозаповедник  в  улучшении  экологических  условий  на  пришкольной
территории  и  в  преобразовании ее в красиво оформленный уголок живой
природы,  радующий  глаз  неповторимой  игрой  зелени  и  цветов.  Эти
основные  аспекты  нашей  цели  мы  и  будем  пытаться  учитывать  при
составлении плана нашего участка.

Для  начала,  поразмышляем  над тем, как микрозаповедник может усилить
образовательную  деятельность  школы.  Для  этого лучше всего провести
собрание  педагогического  коллектива  и выяснить, как микрозаповедник
может  помочь  им  в проведении уроков, лабораторных занятий, классных
часов,  общешкольных  мероприятий  и  т.д. Например, учителя начальных
классов  и  преподаватель  физкультуры,  наверняка  пожелают,  чтобы в
микрозаповеднике  была небольшая площадка для проведения подвижных игр
и  упражнений.  Учителя  биологии  может  заинтересовать  вопрос     о
разнообразии  видов растений, которые планируется высадить на участке,
поскольку  наличие  растений  из различных семейств может быть полезно
ему  при  проведении  уроков  ботаники,  или ему будет важно, чтобы на
участке  было  размещено  несколько  пней,  под  которыми  легко найти
насекомых, или цветник, который легко привлечет пчел, бабочек и жуков,
и  этим  он  с  удовольствием воспользуется на уроках зоологии. В свою
очередь  учитель  географии  может  выдвинуть  идею об отведении части
микрозаповедника  под  сад  камней,  где  будут представлены различные
горные  породы  и  минералы. Математики могут заметить, что будут рады
нескольким  клумбам  или  декоративно остриженным кронам кустарников в
форме   геометрических   фигур,   а   преподаватели   изобразительного
искусства,  литературы,  русского и иностранного языков, скорее всего,
захотят,  чтобы  в  микрозаповеднике  появилась  площадка  с  удобными
скамейками,  где,  сидя  вместе  с  учениками,  они  могли  бы  писать
сочинения,  стихи,  или рисовать прекрасные пейзажи. В то же время для
классных руководителей и школьного психолога, возможно, будет значимо,
если  в  тихом  и  укромном уголке микрозаповедника у небольшого пруда
будет  построена  небольшая беседка, где они смогут проводить беседы с
детьми  и  родителями, а помочь в создании такой беседки сможет помочь
учитель труда. Вероятно и то, что ваша встреча приведет к тому, что по
совету  преподавателей  физики  и  химии  вы  захотите  отвести  часть
микрозаповедника  под  лабораторию  под  открытым  небом, или вместе с
преподавателями  истории  и  кыргызского  языка решите создать в вашем
микрозаповеднике историческую тропу, где на узорчатых камнях "саймалуу
таш"  будут  отражены  сюжеты  из  эпоса "Манас" и т.д. Неожиданными и
интересными  могут  оказаться и идеи учителя музыки, который предложит
соорудить  около  микроучастка  небольшую  летнюю сцену для проведения
школьных  праздников  и  конкурсов  или  учителя  информатики, который
захочет  посодействовать  выпуску  школьной  газеты  о жизни школьного
микрозаповедника.

И  это  далеко  не весь список! Ведь множество новых идей о том, каким
может   стать  микрозаповедник,  принесут  ваши  беседы  с  учениками,
родителями  и  представителями  местного  сообщества.  Встреча  с ними
поможет вам выяснить, нравится ли им идея создания микрозаповедника на
пришкольной  территории,  чего  они  ждут  от  нее и какие ресурсы они
готовы  вложить  в  реализацию вашего проекта. Например, ученики могут
предложить  вам  создать  экологическую тропу, где они будут проводить
экскурсии  для  жителей  села,  а  родители  захотят  принять  участие
проведении школьного праздника, посвященного Дню биоразнообразия.

Теперь  более  подробно  о  следующих  этапах  .  По  завершению сбора
информации  необходимо  приступить  к  анализу  ресурсов  участка,  на
котором планируется создать микрозаповедник. Во-первых, вам необходимо
определиться  с  моделью  экосистемы  или группы экосистем, которые вы
хотите создать на пришкольной территории. Для этого обратите внимание,
какова площадь участка, где будет располагаться микрозаповедник, каков
его релье ф (возвышенности и низинки), какова структура (зернистость),
цвет  и  влажность  почвы  в  разных  частях вашего участка. На основе
полученных  данных  попробуйте сделать первичную разметку территории и
сделать  вывод, модели каких растительных сообществ будут устойчивы на
вашей территории. Для этого нужно понаблюдать, какие растения живут на
участках,  подобных вашему и кому из них хорошо в таких условиях, т.е.
с  такой  почвой, количеством осадков, затененностью и т.д.? Составьте
список  этих  растений,  опишите,  какие  условия  необходимы  для  их
нормального роста и соотнесите с условиями на вашем участке Рис 1.

Подбирая  растения  для высадки на участке, помните, что вы стремитесь
создать  как  можно более естественное природное сообщество, а не сад,
парк   или  огород.  Поэтому  помните,  что  такие  виды,  как  тополь
серебристый,  береза  бородавчатая,  культурные  сорта  вишни, яблони,
персика,   абрикоса   и   т.п.   не   являются  представители  местных
естественных    экосистем.    Но    если    на   территории   будущего
микрозаповедника  уже  растут  плодовые  деревья  и кустарники, это не
значит,  что  их  нужно уничтожить. Просто попытайтесь подсадить к ним
несколько дикорастущих собратьев.

При  создании  микроучастка  следует  принять во внимание, что уход за
микроучастком,  где растут дикорастущие виды, потребует от вас намного
меньше  сил  и  энергии,  чем  нужно  для  поддержания  экосистемы   с
культурными   растениями,   так   как   обычно   эти   растения  очень
требовательны  к  поливу  и  легко  вытесняются  представителями дикой
флоры,  которые  в  силу  хорошей  адаптации к местным условиям, будут
заполонять  территорию  микроучастка, и вам придется тратить усилия на
борьбу с ними.

По  этой  же  причине  не  стоит  засаживать  ваш  участок культурными
декоративными  растениями,  например,  такими  как розы, астры, пионы,
гладиолусы  и  т.  п. Конечно, в этих растениях нет ничего плохого, но
лишь  малая  часть  из  них  является  естественными обитателями наших
местных   экосистем.   Они   созданы  для  оформления,  поэтому  лучше
использовать   их   не  в  качестве  основных  видов  для  посадки  на
микроучастке,  а украсить с их помощью дорожки, или несколько клумб на
входе  в  микрозаповедник.  В  этом случае на основе сравнения диких и
культурных  растений (допустим розы и шиповника) можно построить много
увлекательных занятий.

По  завершению анализа ресурсов участка и определения типов экосистем,
которые  вы  хотите на нем воссоздать, нужно сделать и еще один важный
шаг   -  провести  оценку  возможности  школы.  Для  этого  необходимо
подсчитать,   какие   информационные,   финансовые,   людские  ресурсы
потребуются  для реализации задуманного. Есть ли у школы эти ресурсы и
если  нет,  то  какие  партнеры должны быть привлечены, чтобы вы могли
осуществить  задуманное?  В качестве партнеров могут выступить местные
власти,    общественные    организации,    лесхозы,   предприниматели,
заинтересованные местные жители, СМИ, родители ваших учеников и т.д.

На  третьем  этапе  планирования  важно подумать над спецификой вашего
микрозаповедника,  т.е.  изюминке,  или  той  особенной  идее, которая
придаст  неповторимость  вашему  проекту, т.е. отразит то, о чем школа
хочет  рассказать  "устами" микрозаповедника. Как выбрать эту идею? Да
очень просто! Нужно лишь проделать одно несложное упражнение: вместе с
вашими  коллегами  разделите  лист  бумаги  на  три  области. В первой
области  напишите  или  нарисуйте то, чем является школа сегодня и чем
она  может  гордиться.  Вторая  область  предназначена  для ваших идей
относительно  будущего  вашей  школы, т.е. какой она должна стать, а в
третьей    области    напишите,    как    микроучасток   может   этому
поспособствовать.  Полученные  результаты  и составят основу концепции
микрозаповедника.

Теперь переходим к четвертому и пятому этапам - составлению детального
плана   участка  и  его  дизайну  .  Вот  где  понадобятся  результаты
предыдущих  этапов  планирования! Прежде всего, территорию, отведенную
под  создание  микрозаповедника необходимо разделить на несколько зон,
которые  могут  выполнять  различные  функции. Например, хозяйственная
зона   (в   ней   могут   размещаться  площадки  вермикультивирования,
компостные ямы, храниться инструменты и т.д.) - 10%, зона отдыха -15%,
образовательная зона - 60%, партерная (парадно-оформительская) - 15% и
др.).

Теперь перейдем к составлению плана и продумыванию элементов дизайна:

Первый    шаг.   На   контурную   схему   участка   нанесите   границы
микрозаповедника.

Второй  шаг. Нанесите на план границы строений, существующих деревьев,
клумб,  дорожек.  Выделите  зоны  повышенной освещенности, тенистости,
влажности, сухости и др.

Третий  шаг.  Отметьте на плане места для работы с учениками (открытые
классы),   проведения  праздников,  отдыха  и  т.д.  Также  необходимо
отметить  где будут находиться пруд или ручей (если они планируются) и
места  подхода  к  ним.  Затем  на  план  наносятся  системы дорожек и
ограждений.  При  этом  вы можете пофантазировать, из каких материалов
можно   их  сделать.  Например,  для  дорожек  можно  использовать  не
цементные  или  бетонные плиты, а такие материалы, как щебень, гравий,
опилки,  мелкий  песок  и др. И если на вашей дорожке проросла трава -
это  не причина волнений, так она будет выглядеть даже более веселой и
привлекательной.  Говоря  об ограждениях, необходимо проанализировать,
какие  места  вашего  микроучастка  вы хотите обезопасить. При этом не
обязательно  стремиться  делать  все  заборы  из  сетки  и камня, ведь
гораздо  веселее  будут  смотреться  ограждения  их  дикого шиповника,
ежевики,  ежемалины,  плетущейся  розы,  бирючины,  бузины.  Они могут
обеспечить  заповеднику  неплохую  защиту  (кто полезет сквозь заросли
облепихи,  малины  или  шиповника!)  и воспрепятствуют проникновению в
него  домашних  животных.  Внутри  самого  заповедника  можно  сделать
небольшие   перегородки,   используя   лиановидные  растения  ломоноса
джунгарского  и  брионии.  Также  можно  использовать кусты шиповника,
боярышника, мирикария, облепихи, курчавки, дикой смородины и т.д.

Четвертый  шаг.  Определите,  сколько у вас будет композиционных зон и
где  они  будут  располагаться . Каждая композиционная зона включает в
себя  центральный  элемент.  В  этом  качестве может выступать дерево,
куст, клумба с лекарственными растениями, небольшой памятник (камень с
нарисованными   иероглифами   или   деревянный   либо  каменный  образ
какого-либо животного и др.), элемент дизайна (фонарик, мостик, лавка,
кормушка для птиц и др.), альпийская горка и др. Центральным элементом
может  быть  большое  дерево, куст шиповника, барбариса, возвышенность
или  скос  и  др. При этом центральный элемент может располагаться как
отдельно,  так  и  в  сопровождении  дополнительных элементов меньшего
ранга,  т.е. дополнительные элементы должны быть чуть меньше основного
и как бы обрамлять его. При рассадке дополнительных элементов, будь то
травы,  кусты  или карликовые деревья не обязательно сохранять строгий
стиль  и  повторять  элементы  с одной и другой стороны. Будет гораздо
интереснее,  если  при  посадке вы будете стремиться к естественности:
избегать прямых рядков и четко выделяющихся последовательностей.

При  нанесении  на  план  зон  для  высадки  тех  или  иных  растений,
представляйте  их  во взрослом состоянии, ведь те саженцы вырастут уже
через  несколько  лет. Поэтому для правильного планирования попробуйте
представить,  что станет с тем или иным элементом вашего участка через
5 - 10 лет. Насколько он изменится? В этом отношении возникает тревога
не только за растения, но и за большинство планируемых школами прудов,
ручьев  и  других  водных  источников. Для того, чтобы уже в ближайшем
будущем  они  не  превратились  в  грязные  лужи или не пересохли, вам
необходимо  подумать,  где и как брать воду для водного источника, как
поддерживать  ее  уровень,  как  сохранить  обитателей пруда в течение
всего  года,  как  готовить пруд к зиме и т.д. Поэтому если вы приняли
решение   создать   водный   источник,  то  постарайтесь  сделать  его
минимально затратным и удобным в эксплуатации.

Итак,  большая  часть  работы  проделано,  и  план составлен. Осталось
только воплотить его в жизнь. Хотя перед тем, как начать работу, лучше
еще  раз  пройтись  по  всем  этапам планирования и убедиться, что все
учтено.

В  завершении  еще  несколько  советов, которые могут быть полезны при
создании  микрозаповедника.  Не  забывайте, что кроме растений в вашей
экосистеме  должны  обитать  и животные. Привлечение в микрозаповедник
животных  -  сложный,  но  интересный процесс. При этом не идет речь о
том, чтобы заводить на микроучастке каких-либо крупных животных - ваша
экосистема  просто  не  выдержит  этого!  Поэтому,  говоря о животных,
которые могут обитать в микрозаповеднике, мы имеем в виду, в основном,
червей, насекомых, амфибий, рептилий, мелких млекопитающих и птиц.

Следует  отметить,  что  специально  ловить  и  выпускать  животных на
участок  -  не  самый  лучший  способ  достижения  устойчивости.  При
правильном подборе компонентов экосистемы микрозаповедника насекомые и
другие  мелкие  животные сами придут к вам. Можно попробовать привлечь
их,  создав  им такие условия на вашем участке, чтобы им было удобно в
нем  жить.  Например,  организовать  побольше  мест,  где  насекомые,
ящерицы,  жабы,  представители  мышиных  и  т.д. смогут построить свои
убежища, или создать систему подкормок для насекомых, посадив растения
медоносы  и  пыльценосы. Посадите в микроучастке зонтичные растения, и
увидите,  что  насекомые  сами  прилетят  к вам. Кроме того, насекомых
можно привлечь быстрее, если вы создадите благоприятные условия для их
личинок.  Для  этого  нужно  сделать  несколько  влажных и сырых мест,
защищенных  от  солнца,  например, небольшие прудики. Если же на вашем
участке есть несколько пней или старых бревен, это привлечет различных
пилильщиков,  паучков и др. Можно даже создать целый "город насекомых"
-  прекрасное  место  для  того,  чтобы  дети могли изучить их жизнь в
природе.

Можно  привлечь  в  микрозаповедник и птиц. Для этого также необходимо
создать  для  них  убежища,  например,  посадить  заросли облепихи или
шиповника,  создать  участки, густо увитые плющом и т.п. или соорудить
небольшую  кормушку,  синичник  или  скворечник.  Искусственные гнезда
могут  привлечь  не  только  птиц,  но  и  летучих  мышей.  Так, рыжая
вечерница с охотой селится в небольших искусственных дуплах, аккуратно
и незаметно приспособленных на дереве. Хотя при создании искусственных
гнездовий важно не перестараться - для небольшого участка будет вполне
достаточно  одного  или двух. Вообще, не следует стремится привлечь на
свой  участок  слишком  много  животных. Это приведет к неустойчивости
вашей  экосистемы.  Кроме  того,  для животных важен покой. Поэтому не
старайтесь  отлавливать  и  поголовно  перечитывать  ваших обитателей.
Изучайте  и наблюдайте за ними со стороны - и они дружелюбно расскажут
вам свои секреты.

Илья Домашов
Координатор  программ  по Устойчивому развитию Экологического Движения
"БИОМ"

Другие, не менее интересные матриалы читайте на сайте БИОМа
http://ecoeducation.host.net.kg/


КАК  СДЕЛАТЬ  РЕКИ  ЧИСТЫМИ?  ОБЩЕСТВЕННОСТЬ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ ИЩЕТ
РЕШЕНИЯ.

Семинар  "Методы  экологических  исследований  и  механизмы  улучшения
экологической  ситуации  в  бассейнах рек. Роль общественности" прошел
13-14   января   2006   года  в  Ломоносове-Петродворце.  Его  провели
общественная  организация  "Друзья  Балтики"  при  поддержке  Коалиции
"Чистая  Балтика" в рамках программы "НАБЛЮДЕНИЕ РЕК" в сотрудничестве
с Центром Детского и юношеского туризма "Южный берег".

Этот семинар объединил представителей общественных групп и организаций
Санкт-Петербурга  и  Ленинградской области, Вологодской и Новгородской
области   и  республики  Карелия,  которые  занимаются  экологическими
исследованиями   в   бассейнах   больших   и   малых   рек,   проводят
природоохранные   акции,  взаимодействуют  с  властями  для  улучшения
экологической  ситуации.  В  семинаре  также  участвовали  ученые    и
представители местных органов власти.

Участники  обсуждали  экологические  проблемы, которые они наблюдают в
бассейнах  рек:  не  очищаемые стоки от жилых массивов, ферм, заводов,
свалки  мусора  на  берегах,  строительство  новых объектов без оценки
воздействия  на  окружающую  среду. Бассейн реки - это территория, все
стоки  с  которой,  в  конце концов попадают в реку и далее в море или
озеро,  куда  впадает  река.  Бассейновый  подход  к  управлению рекой
требует согласования действие соседних районов и областей при принятии
решений,  могущих  повлиять на экосистему реки. Необходимо составление
единого  плана  охраны окружающей среды и защиты водных ресурсов всего
бассейна  реки  в  целом.  Экологическое  состояние реки, как правило,
напрямую   влияет   на  качество  питьевого  водозабора,  рыболовство,
состояние  зон  отдыха,  то есть затрагивает интересы жителей. Поэтому
необходимо  обеспечить  участие  общественности  в обсуждении планов и
проектов в бассейне реки.

Бассейновый  подход  пока только декларирован в проекте нового Водного
Кодекса РФ, (принятого Госдумой в первом чтении 22 апреля 2005 года.),
но  никакие  механизмы  его  реализации в проекте закона не прописаны.
Проект  нового  Водного Кодекса имеет еще много недостатков. В проекте
не   описаны  механизмы  общественного  участия  в  принятии  решений,
касающихся  водных  объектов,.  Не  конкретизирован  вопрос          о
финансировании водоохранных мероприятий (регламентируется только плата
за  пользование  водными ресурсами). Отсутствуют статьи, стимулирующие
заинтересованность   во   внедрении   экологически   чистых   способов
производства  и  строительства либо реконструкции очистных сооружений.
Отсутствует  норма,  согласно которой земельные участки в водоохранных
зонах  предоставляются гражданам и юридическим лицам по согласованию с
уполномоченным  государственным  органом  управления  использованием и
охраной водного фонда (есть в нынешнем ВК).

Нет  статьи,  предусматривающей полномочия субъектов РФ, муниципальных
образований,  хотя  они  являются участниками водных отношений и имеют
право   собственности  на  обособленные  водные  объекты.  Организация
"Друзья  Балтики"  готовила  замечания  в  ВК,  которые в числе других
замечаний  от  общественных  организаций  были  направлены в Госдуму в
марте  2005,  но  не  были  учтены  при  рассмотрении  законопроекта в
Госдуме.

Участники  семинара поддержали обращение в Гос Думу и Правительство РФ
о  внесении  изменений  в  проект  ВК,  принятый  в превом чтении, и о
необходимости  проведении общественной экологической экспертизы ВК как
законопроекта   (эту  экспертизу  практически  подготовила  экспертная
группа Российской Сети Рек).


На  семинаре  участники поделились опытом общественного экологического
мониторинга  рек  Караста,  Стрелка, Славянка, Свирь, Шограш, Волхов и
других   больших   и   малых  рек  Северо-запада  России.  Лаборатория
биомониторинга     "Эфа"    Городского    Дворца    Творчества    юных
Санкт-Петербурга   представила   рекомендации   по   био-экологических
методам,  которые  может  использовать  общественность,  школьники для
исследования водных объектов. Центр экологических инициатив представил
опубликованную им Карту бассейнов рек Балтийского региона.

Во  второй  день  семинара  состоялась  деловая  игра  (ее подготовила
Природная  Школа  "Остров")  по  составлению  программы  действий  для
улучшения  экологической  ситуации  в  бассейне  реки. Цель тренинга -
выбор   эффективных   методов   и   форм   деятельности   и   способов
взаимодействия  с  различными  структурами.  В результате Деловой игры
участники  выработали  модель  плана действий, которая должна включать
инвентаризацию  загрязнений, составление экологического Паспорта реки,
создание  Бассейнового  Совета реки из представителей заинтересованных
структур,   реализацию   природоохранных  мер,  создание  условий  для
развития   на   территории   бассейна   альтернативного   бизнеса,  не
ухудшающего  экологическое  состояние  реки.  Такая  модель может быть
основой  для  практических совместных действий власти, общественности,
природоохранных структур, науки.

Участники  обсудили  перспективы развития общественного движения "Сеть
рек Северо-запада России", взаимодействия с другими сетями, движениями
и  организациями,  акцию  Сети "Зеленый берег - чистая волна", которая
пройдет на реках весной-летом 2006 г.


Дополнительную информацию о семинаре можно получить:

Сенова Ольга Николаевна, МОМЭО "Друзья Балтики", olga-senova@yandex.ru

ОБЪЯВЛЕНИЯ

ПРЕМИЯ ИМЕНИ Ф.Р.ШТИЛЬМАРКА: ПЕРВЫЕ ШАГИ

Дорогие друзья!

Не  будет  преувеличением  сказать,  что  co  смертью Ф.Р.Штильмарка в
истории  отечественного  заповедного  дела  прервалась «связь времен».
Ведь  Феликс  Робертович  был  и  собирателем, и создателем уникальной
летописи, лейтмотивом которой является переплетение человеческих судеб
и истории заповедников.

Мысль  об  учреждении  премии  имени Феликса Робертовича была вызвана,
прежде  всего,  стремлением  продолжить  эту  летопись,  продолжить ее
совместными  трудами  людей,  ощущающих  свою  причастность  к истории
отечественных заповедников.

В  качестве  начального  шага  мы  хотели  бы  составить  своего  рода
библиотеку,  собрав  как  можно больше работ, посвященных теме «Люди в
истории  заповедников  и заповедники в человеческих судьбах». В первую
очередь нас интересуют статьи и книги, изданные за последние пять лет,
особенно малым тиражом или в местной печати. Мы приглашаем вас принять
участие  в  этой  инициативе, прислав нам либо собственные публикации,
либо сведения об изданиях других авторов.

В  дальнейшем  для  рассмотрения  присланных  публикаций будет создано
специальное жюри. Авторам наиболее ярких работ будут вручаться дипломы
и денежные премии.

Сбор   материалов   для  «заповедной  летописи»  будет  осуществляться
постоянно;   однако  в  первом  конкурсе  на  соискание  премии  имени
Ф.Р.Штильмарка  будут рассматриваться лишь публикации, присланные до 1
марта   2006   г.   (Работы,  поступившие  позднее  этой  даты,  будут
представлены  на  конкурс  следующего  года).  Итоги  первого конкурса
предполагается объявить в сентябре 2006 г.

Основная  цель  премии  имени  Ф.Р.Штильмарка  –  оказать  моральную и
практическую  поддержку  людям,  чьи  работы  вносят наиболее значимый
вклад  в  сокровищницу российской «заповедной летописи». Премия станет
символом   общественного  признания  их  труда,  будет  способствовать
взаимной  поддержке  в  сообществе  людей,  связавших  свою  судьбу  с
заповедным делом.

К  рассмотрению  будут приниматься работы любого объема – от небольших
очерков  до  книг  –  и  без  жестких жанровых ограничений. Публикации
небольшого  объема  можно  присылать по электронной почте (с указанием
даты   и   места  издания).  Если  отправка  публикации  сопряжена  со
значительными  финансовыми  трудностями,  не  отчаивайтесь!  Напишите,
позвоните – мы вместе придумаем, каким образом их преодолеть.

Адрес для корреспонденции: 
117312,  Москва,  ул. Вавилова, 41, офис 2, Центр охраны дикой природы
(для  Н. Штильмарк) Электронная почта: shtilmark@biodiversity.ru Тел.:
(095)  124-50-22  (ЦОДП),  (095)  309-54-90  (Наталья Штильмарк) Факс:
(095) 124-71-78


ТРЕТИЙ КОНКУРС ШКОЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГАЗЕТ

ОСЭКО  приглашает  заинтересованные  общественные  организации       и
государственные учреждения к организации конкурса в своих регионах.

С   2003   года   в   Санкт-Петербурге   проводится  Конкурс  школьных
экологических  газет.  Первый  конкурс  привлек  к  участию  более  50
городских  школ,  Второй конкурс был межрегиональным, с общим участием
310 команда из 6 регионов России.

В  2006-2007 году предполагается проведение третьего конкурса, который
также  предлагается  сделать  межрегиональным - к участию приглашаются
все  заинтересованные  субъекты РФ. Основная идея конкурса: вовлечение
школьников   в   разностороннее  изучение  местной  окружающей  среды,
знакомство  с  экологической  информацией и способами ее представления
другим людям.

Коллективу  школьников,  участвующих  в  конкурсе,  предстоит  собрать
материал  о  социальном,  экономическом  и  природном аспектах местной
окружающей  среды  (микрорайона  школы, поселка). Этот материал должен
быть  представлен  в  газете (не стенгазете!) объемом 4 полосы А3 (два
двухсторонних  листа  А3). Акцент на местной окружающей среде делается
для   того,   чтобы  помочь  участникам  избежать  общих  отстраненных
рассуждений об экологических проблемах.

Для   того,  чтобы  конкурс  способствовал  общению  ребят  из  разных
регионов,  при подготовке газеты участникам будет предложено посвятить
одну  из  четырех  страниц  материалам,  рассказывающим о жизни школ и
школьников   в   других   участвующих   регионах,  их  природоохранной
деятельности.  Необходимую для этого информацию юные журналисты смогут
получить  через  общение  по  электронной почте с другими школами. Для
этого  полный  список  участников  с  их  контактной информацией будет
размещен на сайте ОСЭКО. В случае затруднений с доступом к электронной
почте региональное жюри сможет изменить это требование.

Организаторам в регионах будут предоставлены
- пособия для школьных команд, участвующих в конкурсе;
- рекомендации и раздаточные материалы для проведения мастерской для участников
конкурса;
- оценочные листы для жюри;
- сертификаты участников и дипломы победителей;

ОСЭКО   также   изготовит   и   вышлет  диплом  команде  -  победителю
межрегионального этапа.

От организаторов конкурса в регионе потребуется:
- распространение информации о конкурсе;
- выбор членов регионального жюри;
- проведение мастерской для представителей школьных команд (желательно);
- предоставление адресов участников для размещения на странице конкурса на сайте
ОСЭКО
- сбор газет, их оценка в соответствии с утвержденным всеми участниками списком
критериев, выбор наилучших газет;
- проведение церемонии награждения;
- отправка в Санкт-Петербург газеты-победителя для выбора лучшей среди всех регионов
газеты;

Главным призом конкурса в Санкт-Петербурге является зарубежная поездка
для  членов  школьной  команды,  создавшей  лучшую газету, и педагога,
организовавшего  работу  этой  команды. Если в качестве главного приза
регион  найдет  возможность  предоставить команде-победителю поездку в
Санкт-Петербург,  ОСЭКО  окажет помощь в его организации (бронирование
гостиницы, подготовка программы и пр.).

Если  Вас  заинтересовала  возможность  организовать  Конкурс школьных
экологических  газет  в  своем регионе, просим Вас связаться с нами по
электронной почте info@oseko.spb.ru, или по телефону: (812) 438-43-96

УСЛОВИЯ КОНКУРСА

Основная  работа участников конкурса будет проходить в первом семестре
2006/07  учебного  года,  подведение  итогов конкурса - в январе-марте
2007 г.

Цель конкурса:
Повышение  заинтересованности  школьников  вопросами окружающей среды,
знакомством с экологической информацией, развитие чувства причастности
к решению местных проблем.

Требования к участникам:
Для  участия  в  конкурсе в школе необходимо сформировать редакционную
коллегию  в  составе  5  человек.  Возраст  участников  – 13-16 лет. У
редколлегии  может  быть  неограниченное  число  помощников          и
корреспондентов из числа учащихся.

Условия подготовки газеты:
Ко всем представленным на конкурс газетам будут выдвигаться следующие требования:
1. Наличие материалов, отражающих ситуацию на местном уровне (в школе, микрорайоне,
муниципальном округе).
2. Самостоятельность редакционной коллегии при подготовке материалов.
3. Использование различных способов сбора и представления информации (интервью,
очерк, новости короткой строкой, обсуждение дискуссионных вопросов и пр.).
4. Оригинальность и привлекательный дизайн, использование авторских иллюстраций.
5. Соответствие заданному формату (4 полосы А3, материалы набраны с помощью
компьютера)
6. Уровень использования письменного языка.
7. Актуальность освещаемых вопросов, их важность для местного сообщества.
8. Соответствие материалов уровню понимания и интересам читателей (школьников 12-16
лет).
9. Наличие материалов, рассказывающих об проблемах окружающей среды и путях их
решения в участвующих в конкурсе регионах.

В    Санкт-Петербурге    и    Ленинградской    области    первые   три
команды-победителя  получат  гранты на поощрение участников и развитие
деятельности  по  экологическому  образованию. Призы в других регионах
назначаются региональными организаторами. Другие команды, отличившиеся
в  конкурсе, будут награждены разнообразными призами, предоставленными
спонсорами.

Третий  конкурс  школьных  экологических газет осуществляется в рамках
российско-финского  проекта,  осуществляемого  при поддержке программы
Трансграничного сотрудничества Европейской Комиссии

http://www.aseko.ru/?type=publ&pid=352&SESSID=7a744432871c20e8adbf8f890e9ab402

ЖУРНАЛ "ЭКОПРАВО" ПРИГЛАШАЕТ

Дорогие читатели!
Редакционный  совет и редакционная коллегия журнала "Экология и право"
объявляют читательский конкурс "ЭКОвзгляд-2005".
Цель  конкурса  -  определить  общественно-значимые  события  в  жизни
страны, которые могут стать победителями в следующих номинациях:

1. "Так победили!"
(Наиболее успешный опыт правозащиты в области экологии).

2. "За семью печатями"
(Наиболее характерный и возмутительный пример сокрытия экологической информации).

3. "Есть контакт!"
(Самый удачный опыт общения СМИ, общественных организаций и граждан с органами
власти, официальными структурами).

В связи с этим мы ждем ваших предложений и мнений о том, какие, на ваш
взгляд,  события  в  2005  году  были  наиболее  яркими,  заметными  и
значимыми в сфере защиты экологических прав россиян.

Не  забудьте  указать  причину,  почему именно это событие вы считаете
достойным  данной  номинации.  Те  читатели,  кто  наиболее  полно   и
интересно представят свои варианты, получат призы!

Ждем ваших предложений до 1 марта 2006 года.
Адрес редакции: 191028, Санкт-Петербург, а/я 58
e-mail: ecopravo@ecopravo.info 

Уважаемые коллеги! Друзья!

Выход  следующего  номера  журнала  "Экология и право" запланирован на
февраль  2006  года.  В  связи  с этим мы приглашаем Вас к дальнейшему
сотрудничеству.

Объем  материалов Вам известен - от 2 до 4 страниц. Наличие фотографий
приветствуется.

Основные  тематические  рубрики  следующего номера журнала "Экология и
право":
-  экологические  кодексы  и  законы  (в  свете  (не)принятия Лесного,
Водного кодексов. Закона о Недрах, Экологического кодекса и т.д.),
- альтернативная энергетика,
- жизнь экологических НПО после принятия закона о НПО,
- соблюдение Россией международных конвенций (Орхусская, Лондонская,
Киотский протокол),
- успешный опыт защиты экологических прав,
- доступ к экологической информации,
- права коренных народов.

Статьи можно присылать по адресам:
christina@bellona.ru и ecopravo@ecopravo.info
до 10 февраля 2006 года.

С уважением,
редактор журнала Григорий Пасько,
заместитель редактора Кристина Ракитянская.

**********************************************************************
Бюллетень "Новости МСоЭС" издаётся Международным
социально-экологическим союзом.

Адрес редакции: 119019 Москва, а/я 211, seupress@seu.ru
                http://www.seu.ru/seu-news

Выпускающий редактор: Ольга Захарова

К списку выпусков

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность