Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Новости

По сообщениям организаций-членов МСоЭС из разных регионов

НОВОСТИ МСоЭС
Еженедельный бюллетень о работе
Международного социально-экологического союза
  #28                                          29 ноября 2004 года
**********************************************************************
  Made  in  SEU  -  Сделано  в  СоЭС.  Мы не пишем об экологических
  проблемах. Мы пишем о делах для их решения.
*********************************************************************
*ХОРОШИЕ НОВОСТИ
 ПРОКУРАТУРА  СОЧИ  СЧИТАЕТ  АРЕНДУ  ТЕРРИТОРИЙ КАВКАЗСКОГО ЗАПОВЕДНИКА
 НЕЗАКОННОЙ

*ЛЕСНОЙ КОДЕКС
 КАРЕЛЬСКИЙ ПАРЛАМЕНТ ПРИСОЕДИНИЛСЯ К ПРОТЕСТУЮЩИМ ПРОТИВ ПРОЕКТА
 НОВОГО ЛЕСНОГО КОДЕКСА

*ГОРОД
 КАЛИНИНГРАД:  ОБЩЕСТВЕННЫЙ  ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  СОВЕТ ОБЕСПОКОЕН НЕЗАКОННЫМ
 СТРОИТЕЛЬСТВОМ И УНИЧТОЖЕНИЕМ СИРЕНЕВОГО СКВЕРА

*ОБЩИЕ ДЕЛА
 СПЕШНОЕ   ОДОБРЕНИЕ   ПРОЕКТА   НЕФТЕПРОВОДА   КОМПАНИИ  "ТРАНСНЕФТЬ"
 НЕ УСТРАИВАЕТ ЗЕЛЕНОЕ ДВИЖЕНИЕ

 ЛЕСНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ - "СЕРОЕ" СЕГОДНЯ, "ЗЕЛЕНОЕ" ЗАВТРА ?

 ЗАЩИТА КАТУНИ - ПЛОТИНА ВОЗВРАЩАЕТСЯ
  ПРЕДЫСТОРИЯ...
  ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА ПЛОТИНЫ БУДЕТ ОСПОРЕНА В СУДЕ
  МИТИНГ В ЧЕМАЛЕ

*ОБЪЯВЛЕНИЯ
 ВНИМАНИЕ! ОФИС МСОЭС ПЕРЕЕХАЛ!
  
*********************************************************************

*ХОРОШИЕ НОВОСТИ
ПРОКУРАТУРА  СОЧИ  СЧИТАЕТ  АРЕНДУ  ТЕРРИТОРИЙ КАВКАЗСКОГО ЗАПОВЕДНИКА
НЕЗАКОННОЙ
Прокуратура  города  Сочи  (Краснодарский  край)  усмотрела  нарушения
законодательства  в  распоряжении  Правительства РФ. Напомним, в целях
развития  горнолыжного  курорта  "Красная  Поляна",  27 февраля 2003г.
тогдашним  Председателем  Правительства  Российской Федерации Михаилом
Касьяновым  было  издано  распоряжение  №238-р  согласно которому были
"определены  земельные участки Сочинского национального парка, которые
могут   быть  переданы  в  аренду  для  создания  горно-климатического
комплекса  "Красная  Поляна".  Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в
Экологической  вахте  по  Северному Кавказу, это означало, что на этих
территориях  вскоре  развернется  глобальное строительство горнолыжных
комплексов  - гостиниц, дорог, подъемников, горнолыжных спусков, что в
свою  очередь  сопряжено  с  колоссальным вторжением в дикую природу –
массовой  вырубкой  лесов,  уничтожением  местообитаний  редких видов,
изгнанием с этих территорий популяций диких животных и т.п.

В  2004  году  это Распоряжение попало в руки активистов Экологической
Вахты  по Северному Кавказу, которые провели анализ описанных в данном
Распоряжении  границ земельных участков, которые могут быть переданы в
аренду   по   строительство   горнолыжных   комплексов.  Экологические
активисты  хотели  проверить,  не попадает ли в нарушение закона в эти
участки  заповедная  зона  Сочинского  национального парка. Результаты
анализа  выявили,  что  попадают,  однако выявилось также вообще нечто
сенсационное.  Оказалось,  что  оговорка,  что  в  аренду  могут  быть
переданы  только  земли  Сочинского  национального парка, была ложной.
Распоряжением  №238-р  к  участкам,  которые  могут  быть переданы под
строительство  горнолыжных  комплексов, была отнесена также территория
Кавказского    биосферного   заповедника   -   всемирного   достояния,
находящегося  под  эгидой  ЮНЕСКО  и защитой международной Конвенции о
всемирном  природном  и  культурном  наследии,  а  конкретно - урочище
Медвежьи Ворота, хребет Табунный, склоны горы Псеашхо. Как такое стало
возможным,  ведь  это распоряжение правительства Российской Федерации,
документ высочайшего уровня, который кто-то готовил и проверял.

По   мнению   экологических  активистов,  корпорация  "Газпром"  давно
положила   глаз  на  эти  земли  заповедника  и  уже  начала  освоение
прилегающих  территорий  вплоть  до  самой  границы  заповедника.  Эти
территории (хребет Псехако) малопригодны для полноценного горнолыжного
комплекса  –  они  находятся  слишком  низко  – в лесной зоне. Газпром
вложил  колоссальные  деньги  в  свой  горнолыжный  проект  и  ему для
успешности  своих капиталовложений критически нужны именно эти участки
в  альпийской  зоне  на  территории  заповедника. По сообщению того же
источника, влияние Газпрома на Правительство и Президента России очень
велики,  тогдашний  глава Правительства и нынешний Президент – большие
любители  покататься  на  лыжах  на  Красной Поляне и несложно понять,
почему  это  расходящееся  с  законом распоряжение вопреки всем нормам
смогло появиться на свет.

Экологические   активисты   от   лица  Социально-экологического  Союза
Западного  Кавказа  обратились  в Генеральную прокуратуру РФ по поводу
выявленных  грубых  нарушений  в  данном  распоряжении. Генпрокуратура
поручила    провести   проверку   по   этому   обращению   Прокуратуре
Краснодарского  края,  а  та в свою очередь - Прокуратуре города Сочи.
Результаты   проверки   полностью  подтвердили  правоту  экологической
общественности.  Прокуратура  выявила, что Распоряжением Правительства
РФ  №238-р, в самом деле, в нарушение закона к участкам, которые могут
быть  переданы  в аренду, отнесена территория Кавказского заповедника.
Результаты  проверки  переданы в Генеральную прокуратуру РФ с выводом:
"с  учетом  изложенных  обстоятельств,  представляется  целесообразным
рассмотрение  вышеуказанного вопроса на предмет необходимости принятия
соответствующих мер реагирования федерального уровня".

Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу  ies@nc.ru>
ИА REGNUM

*ЛЕСНОЙ КОДЕКС
КАРЕЛЬСКИЙ ПАРЛАМЕНТ ПРИСОЕДИНИЛСЯ К ПРОТЕСТУЮЩИМ ПРОТИВ ПРОЕКТА
НОВОГО ЛЕСНОГО КОДЕКСА
Депутаты   Законодательного   Собрания   Республики   Карелия  приняли
Обращение  к Председателю Государственной Думы ФС России Б.Грызлову, в
котором   указали   на   недостатки  проекта  нового  Лесного  кодекса
Российской Федерации

Ассоциация зеленых Карелии получила в распоряжение копию Постановления
Законодательного    Собрания    Республики   Карелия   "Об   обращении
Законодательного    Собрания   Республики   Карелия   к   Председателю
Государственной   Думы   Федерального  Собрания  Российской  Федерации
Б.В.Грызлову"  (от 17.11.2004 г. No 1498-III ЗС). В принятом Обращении
говорится   о   недостатках,  готовящегося  Правительством  Российской
Федерации   проекта   нового   Лесного   кодекса,  отмеченных  в  ходе
проведенной  по  решению  Совета НПО при Председателе Законодательного
Собрания  Республики Карелия общественной экспертизы концепции проекта
Кодекса (Новости..., No 93 от 07.07.2004).

В частности, в Обращении говорится:

"Принятие   Лесного   кодекса  в  концепции  Правительства  Российской
Федерации  может  ухудшить  социально-экономическое  положение       в
российских   регионах,   нарушить  конституционное  право  граждан  на
пользование лесами, являющимися "основой жизни и деятельности народов,
проживающих  на  соответствующей  территории"  (статья  9  Конституции
Российской  Федерации),  привести к отрицательным изменениям в области
сохранения  лесов, а с учетом экосистемного значения леса, связанных с
ним иных природных ресурсов.

Кроме  того,  проект  Лесного кодекса не учитывает права малочисленных
народов  Российской  Федерации,  в  том  числе компактно проживающих в
Республике  Карелия,  закрепленные  в статье 69 Конституции Российской
Федерации    ("Российская   Федерация   гарантирует   права   коренных
малочисленных  народов  в  соответствии с общепризнанными принципами и
нормами  международного  права  и международными договорами Российской
Федерации"), не согласуется со статьями 1, 4 (частью 2) и 15 "Рамочной
конвенции   о   защите   национальных   меньшинств"  (ратифицированной
Российской  Федерацией  18.06.1998г.  за No 84-ФЗ), статьями 3, 12, 59
(частью 2), 60 и 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды"."

В  связи  с  этим  и  с  учетом  обращения Совета НПО при Председателе
Законодательного  Собрания  Республики  Карелия  от  6  июля 2004 года
Законодательно  Собрание  РК  обратилось  к  Государственной  Думе  со
следующим:

"1.  Рекомендовать  Правительству  Российской  Федерации до внесение в
Государственную   Думу   Федерального  Собрания  Российской  Федерации
проекта  нового  Лесного  кодекса  Российской  Федерации  провести его
обсуждения  в органах государственной власти всех субъектов Российской
Федерации     совместно    с    экологическими    неправительственными
организациями.

2.  Предложить  Правительству Российской Федерации устранить в проекте
Лесного кодекса все противоречия российскому законодательству и нормам
международного   права,  обеспечить  соблюдение  конституционных  прав
граждан  на  пользование  российскими  лесами  как  "основой  жизни  и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".

3.  Предусмотреть  проведение государственной экологической экспертизы
проекта  Лесного  кодекса  в  соответствии  со статьей 11 Федерального
закона  "Об экологической экспертизе" с включением в состав экспертной
комиссии  представителей  неправительственных  организаций  Российской
Федерации."

В  заключении  карельские  парламентарии  просят спикера нижней палаты
Федерального  Собрания  России  ознакомить  с  данным  Обращением  все
фракции  и  всех  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации.

Комментируя   принятие  данного  Обращения  Законодательным  Собранием
Карелии, член координационного совета Ассоциации зеленых Карелии, член
Совета  НПО  при  Председателе  Законодательного  Собрания  Республики
Карелия   Дмитрий  РЫБАКОВ  сказал:  "В  условия  тотального  дефицита
принимаемых  в Карелии экологически значимых решений это постановление
является  прорывом  в  этой  области. Я рад, что Карелия в лице своего
парламента не осталась безучастной к мнению широкой общественности".

"Новости Ассоциации зеленых Карелии" No 100
greens@karelia.ru

*ГОРОД

КАЛИНИНГРАД:  ОБЩЕСТВЕННЫЙ  ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  СОВЕТ ОБЕСПОКОЕН НЕЗАКОННЫМ
СТРОИТЕЛЬСТВОМ И УНИЧТОЖЕНИЕМ СИРЕНЕВОГО СКВЕРА
25  ноября  состоялось заседание общественного научно-консультативного
Совета  по вопросам экологии при городском Совете. Встреча состоится в
зале  заседаний  городского  Совета депутатов г. Калининграда, 5 этаж,
здание мэрии.

Только   что   созданный   по  инициативе  общественности  Совет  счел
необходимым срочно разобраться в ситуации, связанной со строительством
делового центра, начатым ОАО <АКБ БИН> на площади Победы.

Для  участия  в  заседании Совета были приглашены все стороны, которые
могли  бы  дать  пояснения  по  поводу  строительных  работ, начатых в
нарушение законодательства, и фактического уничтожения сквера: главный
архитектор   города   Кондакова   Т.Л.,   начальник   государственного
архитектурно-строительного  надзора  Буслова  В.Н.,  начальник  отдела
охраны   окружающей   среды   Есипенко   А.Г.,   управляющий  филиалом
"БИН-Калининград"  ОАО  АКБ  "БИН"  Козлов  С.Д.,  депутаты городского
Совета.

Строительные  работы  на участке в границах улиц Баранова, Иванникова,
Черняховского и площади Победы начаты в конце октября, а в период с 29
октября  по  6 ноября были снесены насаждения сквера. Однако, согласно
законодательству,   любые   строительные   работы,  включая  установку
ограждения  вокруг строительной площадки, могут быть начаты только при
наличии  разрешения  на  строительство,  которое выдается после целого
ряда  согласований,  в  том числе, получения положительного заключения
государственной  экологической  экспертизы  и  согласования с жителями
окрестных  домов.  Заключения государственной экологической экспертизы
на  проект  строительства  делового  центра  и  подземной  парковки не
выдавалось,  соответственно,  не  могло  быть получено и разрешение на
строительство.

Общественный  Совет  по  вопросам  экологии  поставил приглашенным ряд
вопросов :

-  как  сочетается  согласование  участка  под проектирование делового
центра  на территории сквера с концепцией нового Генерального плана по
сохранению и увеличению зеленых насаждений г. Калининграда?

- почему строительство в центре города начато и продолжается уже целый
месяц  строительство  без  соответствующих  согласований  и  получения
разрешения?

-  кто  и  в  каких  размерах будет возмещать потерю для города целого
сквера?

-  кто  в  Калининграде  отвечает  за  сохранение зеленых насаждений и
выполнение природоохранного законодательства?

В  состав  совета  входят представители природоохранных служб, ученые,
активисты    общественных   организаций,   предприниматели,   депутаты
городского Совета.

Дополнительная информация:

Александра Королева, координатор кампании <Спасти деревья!>, группа
Экозащита!; тел. 757106; 8911 4663458; sasha@ecodefense.ru;
www.ecodefense.ru



*ОБЩИЕ ДЕЛА
СПЕШНОЕ   ОДОБРЕНИЕ   ПРОЕКТА   НЕФТЕПРОВОДА   КОМПАНИИ  "ТРАНСНЕФТЬ"
НЕ УСТРАИВАЕТ ЗЕЛЕНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Экологические  организации  направили  Президенту РФ открытое письмо с
требованием  продлить  государственную  экологическую  экспертизу    и
обеспечить   участие  общественности  в  экспертизе  проекта  компании
"Транснефть"  по  строительству нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий
океан"    (ВСТО),    представляющего    угрозу   для   озера   Байкал,
Дальневосточного морского заповедника, а также сохранения редких видов
животных, в том числе дальневосточного леопарда.

Тем временем, проект нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" уже
проходит  согласования различных министерств, включая Минэнерго и МПР.
По  некоторым  данным уже к 1 декабря материалы будут представлены для
одобрения правительством.

Среди   организаций,  подписавших  обращение,  МСоЭС,  Гринпис-Россия,
Всемирный  фонд дикой природы, Бюро региональных общественных кампаний
(БРОК,     Владивосток),     Амурское     отделение     Международного
Социально-экологического   Союза  (АмурСоЭС),  Бурятское  региональное
объединение  "По  Байкалу",  Байкальская экологическая волна, Институт
эколого-правовых проблем "Экоюрис",

Как  сообщает  институт  "Экоюрис", Федеральная служба экологического,
технологического  и  атомного надзора (ФСЭТАН) совместно с Транснефтью
за   рекордно   короткие   сроки  (30  дней)  пролоббировала  принятие
государственной   экологической   экспертизы   (ГЭЭ)  по  "Обоснованию
инвестиций  "Нефтепроводной  системы  Восточная  Сибирь  - Тихий океан
(ВСТО)".

Стоит  особенно  отметить,  что  и  "Транснефть"  и Федеральная служба
проигнорировали  требование  российского  законодательства  об участии
общественности  в процессе принятия решений. Компания "АК "Транснефть"
отказала  экологическим  организациям  в предоставлении документов для
проведения   общественной   экологической   экспертизы,   в   регионах
предполагаемого  строительства нефтепровода (Приморский край, Амурская
область, Республика Бурятия, Иркутская область), а ФСЭТАН не посчитала
это нарушением законодательства.

Нарушения  законодательства  были отмечены Правительством Хабаровского
края,  прокуратурой г. Москвы, депутатами Государственной Думы. Однако
"Транснефть" и ФСЭТАН и на это не обратили внимания.

"Игнорируя    неоднократные   требования   общественности,   ОАО   "АК
"Транснефть",    в   нарушение   законодательства,   не   предоставила
общественным  организациям...  материалы  для проведения экологической
экспертизы,  а также не ознакомила население с окончательным вариантом
проектных  материалов,"  -  говорится  в  обращении.  -  "Несмотря  на
чрезвычайную  сложность инженерно-геологических условий по планируемой
трассе   нефтепровода,   высокую  экологическую  опасность  намечаемой
деятельности  для  населения  и  ряда  уникальных  природных  объектов
международного  значения  (озеро Байкал, единственный в России морской
заповедник,    местообитания   дальневосточного   леопарда   и   др.),
Федеральная служба экологического, технологического и атомного надзора
установила  беспрецедентно  короткий  срок  проведения государственной
экологической  экспертизы  столь  сложного  объекта в 60 дней, вопреки
сложившейся  предыдущей практике экспертирования подобных объектов МПР
РФ и существующему законодательству".

Природоохранные  организации считают недопустимой и опасной реализацию
данного  проекта  и  настаивают  на  продлении  сроков государственной
экологической  экспертизы  (ГЭЭ)  в  связи с особой сложностью данного
проекта,   а   также   на  предоставлении  общественности  необходимой
проектной документации для полноправного участия в экспертизе.

Дополнительная информация:
Амурское отделение Международного социально-экологического союза,
Благовещенск
тел. (4162) 47-74-54;
e-mail: amurseu@tsl.ru
"Байкальская экологическая волна", Иркутск)
тел. (3952) 52-58-69;
e-mail: sutton@baikalwave.eu.org


ЛЕСНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ - "СЕРОЕ" СЕГОДНЯ, "ЗЕЛЕНОЕ" ЗАВТРА ?
В системе лесных отношений Российской Федерации необходимы радикальные
изменения,  однако  современный проект Лесного кодекса способен только
ухудшить  ситуацию,  -  считают участники конференции «Проблемы лесных
отношений  в  России: глобальный, региональный и локальный контексты»,
начавшей работу 21 ноября в Санкт-Петербурге.

На  конференции,  организованной  Центром  независимых социологических
исследований  выступили  с  докладами  ученые, практики, представители
общественных  объединений,  в  том числе, Лесная кампания МСоЭС, члены
МСоЭС  «КЕ  Ассоциация», служащие структур власти и бизнеса из Москвы,
Санкт-Петербурга  и  других  регионов Северо-запада РФ. Инофрмационную
поддержку  конференции оказала информационная служба Forest.RU - Все о
российских лесах.

Ведущее  место  в  дискуссии заняло обсуждение ситуации, сложившейся
вокруг   проекта   нового   Лесного   кодекса  РФ.  Актуальность  темы
конференции обусловлена тем, что у многонационального населения России
существует   определенный   традиционный   уклад  и  система  понятий,
связанные   с   лесом   и  лесопользованием.  Исторически  сложившееся
восприятие   идеи  леса  как  духовного  и  культурного  пространства,
сложившаяся  в  течение тысячелетий, определяет понимание и восприятие
людьми  лесных  отношений.  На  конференции констатировалось, что этот
фактор не учитывался при реформировании лесной отрасли. Насильственная
ломка традиционного российского уклада приведет к серьезным социальным
конфликтам

Участники  конференции  считают, что экологический контроль не создает
барьеры   для   экономического   развития   страны,   а  обеспечивает
экологическую  безопасность  и соблюдение прав граждан, создает равные
условия  хозяйствования  и  способствует развитие конкурентной среды в
природопользовании.    
Конференция  с  сожалением отметила, что до сих пор разработка Лесного
Кодекса  велась  недемократично  и закрыто. В ней не имели возможности
участвовать   заинтересованные   группы   интересов   -  общественные
объединения граждан, бизнес, наука.   
Участники  конференции  считают,  что  в  дальнейшей работе над Лесным
Кодексом должно быть учтено следующее. 

Одним из революционных является предложение об изменении делении лесов
на  группы  (пять  вместо  существующих трех) в соответствии с целевым
назначением,  определив  допустимые формы собственности на лес (лесные
земли) в пределах каждой группы:   
o Леса природоохранного назначения – федеральная форма собственности
o Рекреационное назначение – государственная собственность
o Специальное назначение – федеральная собственность
o Резервные   –   федеральная   (с   возможностью  изменения  формы
  собственности при изменении условий)
o Лесопромышленные леса – любые формы собственности.

Участники   конференции   считают  целесообразным  объединить  систему
государственного экологического и государственного лесного контроля.

Чтобы сделать арендатора не временщиком, а хозяином, необходимо ввести
ответственность   за   соблюдением   прав  лесопользования,  используя
финансовые  механизмы.  «Целесообразно  сбор  и начисление платежей за
пользование  государственным  лесным  фондом (как в налоговой, так и в
неналоговой форме) передать в ведение в федеральный орган по налогам и
сборам»,   -   считает   Антон   Щукин,   Председатель  Правления  «КЕ
Ассоциации».

Необходимо  поэтапно  ввести  обязательно  страхование ответственности
юридических лиц, осуществляющих деятельность по лесоустройству, лесной
сертификации,  охране,  защите  и  воспроизводству  лесов,  подготовке
материалов  для  ведения государственного земельного кадастра (в части
государственного  лесного  фонда).  Кроме  того,  должно  быть введено
обязательное  страхование  ответственности  лесопользователей, ведущих
лесохозяйственную    деятельность   за   сохранность   вверенного   им
государственного имущества.

«Неформальные»  (или «черные», или «серые») лесные отношения порождены
нынешней   системой,   оставляющей   большой  простор  для  различных
манипуляций.  Проект  Лесного  кодекса – не исключение. Сами участники
таких отношений не предвидят серьезных изменений в своей деятельности.   
Участники   конференции   предлагают  ввести  изменения  в  уголовное
законодательство  Российской  Федерации  и законодательство Российской
Федерации   об  административных  правонарушениях  в  части  введения
ответственности   за   хищения  государственного  имущества  в  форме
незаконной рубки леса.    

В  проекте Лесного Кодекса РФ не учтены обязательства России связанные
с  решениями  Министерских  конференций  по  защите  лесов  Европы   и
обязательства  в  области демонополизации и разгосударствления в сфере
лесных  услуг,  которые  следуют  из  вступления  России  во Всемирную
торговую организацию.

Резолюция  конференции  будет  направлена  в  Администрацию Президента
Российской  Федерации,  комитет  по  экологии,  комитет  по  природным
ресурсам, комитет по собственности, комитет по промышленности, комитет
по  делам  Севера и Дальнего Востока Государственной Думы Федерального
Собрания  Российской Федерации, Министерство экономического развития и
торговли   Российской   Федерации,   Министерство  природных  ресурсов
Российской  Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в
Торгово-Промышленную  Палату  Российской  Федерации,  Российский  союз
промышленников    и   предпринимателей,   а   также   заинтересованным
общественным организациям.

Участники  конференции  обращаются  ко  всем  заинтересованным лицам и
организациям  с  предложением  высказать  направлять  свои  мнения   и
комментарии   по  проблемам  совершенствования  лесных  отношений. Это
можно сделать, например, на форуме http://forest.ru/forum/.

Резолюция конференции и тезисы докладов:
http://forest.ru/rus/workshops/ecocisr/


ЗАЩИТА КАТУНИ - ПЛОТИНА ВОЗВРАЩАЕТСЯ

ПРЕДЫСТОРИЯ...
Много лет тому назад, когда в Советском Союзе решили строить Катунскую
ГЭС,  страна  находилась  в стадии предэволюционного изменения. Народ,
взбудораженный    движением   нарождавшихся   "зеленых",   негативно
воспринимал  решение  правительства  воздвигнуть на чистой реке Катунь
плотину.  Как  сейчас  помню  митинг в Бийске, состоявшийся на площади
около  ДК  "Химик".  Ораторы,  сменяя  друг друга, протестовали против
Катунской  ГЭС.  Да  и  собравшиеся  люди  дружно поддерживали их. Что
говорить,  вся  страна  была  против  такого  варварского  отношения к
чистейшему уголку природы, что сохранился на Алтае.

Активистами зелёного движения, расположились тогда  лагерем  в  створе
будущей плотины. Как раз напротив села  Еланда  и  развернулся  лагерь
зелёных, протестующих против ГЭС. 
Здесь  собралась  разношёрстная компания. Кто - то придерживался одной
точки  зрения  на  действительность, кто - то другой. В одном все были
едины  -  строить  ГЭС  в  таком  замечательном  месте - преступление!
Десятки, а может быть, сотни людей, активных туристов, что сплавлялись
по   Катуни,   останавливались   в   лагере,   чтобы  провести  ночь у
костра, поговорить и, выспавшись, тронуться дальше. Все они однозначно 
были против ГЭС.         
Лозунг  со  словами "Нет Катунской ГЭС!" гордо реял над крутым берегом
реки.  Со  временем  он  вылинял  на  солнце,  но  сама  надпись чётко
проглядывалась.  Когда  я  уезжал  из  лагеря, всем нам, молодым тогда
людям,  казалось,  что  никто  не  сможет поднять руку на эту природу,
переломать  всё  кругом, взорвать скалы и построить громадину плотины.
  
Прошло много лет. Казалось бы, забытая и не очень умная идея о плотине
на реке Катунь должна была кануть в прошлое и забыться...

(из статьи В.Еримлова, газета Постскриптум

НО УВЫ - ПРОЕКТЫ-МОНСТРЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ...

Множество  организаций  Сибири,  в том числе, организации-члены МСоЭС,
объединились в борьбе против ГЭС на Катуни (Алтайской ГЭС).

ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА ПЛОТИНЫ БУДЕТ ОСПОРЕНА В СУДЕ
Хотя   заказчики   и   проектировщики   Алтайской   ГЭС   с  гордостью
подчеркивают,    что    проект    получил   положительное   заключение
государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), независимые эксперты -
экологи  считают, что материалы оценки воздействия на окружающую среду
(ОВОС) неполны, и должны быть отправлены на доработку.

В частности, в материалах госэкоэкспертизы нет указаний на организации
и   исполнителей,   принимавших   участие  в  проведении  исследований
природной  среды  на  этапе  составления оценки воздействия проекта на
окружающую  среду (ОВОС), что вызывает сомнения в правомочности данных
организаций   на  проведение  исследований.  Также  неясно,  имеют  ли
исполнители  лицензии  и  необходимые  методики  для  проведения таких
исследований.

Информация   о  нынешнем  состоянии  экосистем,  приведенная  в  ОВОС,
касается лишь оценки влияния строительства Алтайской ГЭС на ихтиофауну
Катуни  и  верхней  Оби.  Но  остаются неясными ряд утверждений: в том
числе,    заявление    о    практически   полном   отсутствии   ущерба
воспроизводству рыб и рыболовству.

Степень  предполагаемого воздействия на животный мир практически ничем
не  обосновывается, хотя характеризуется как незначительная по причине
отсутствия   "богатых"   промысловых   фондов.   При  этом  территория
предполагаемого  строительства  даже  не  рассматривается  в  качестве
экологического коридора для миграции животных и птиц.

Расчеты   изменения   численности   животных   и  вероятных  масштабов
сокращения  ареалов  произрастания  растений  (в том числе ряда видов,
занесенных в Красную книгу как редкие и исчезающие), в ОВОС по проекту
Алтайской  ГЭС  отсутствуют.  В  то  же  время  существуют  специально
разработанные  и  официально  утвержденные  методики  для  оценки этих
показателей.

Также  незваисимые  эксперты  выявили  множество  других  претензий  к
проведению   экспертизы   по   проекту  строительства  Алтайской  ГЭС,
подчеркнув,  что  в  материалах  отсутствует  информация  по множеству
важных  вопросов,  ключевых  для оценки воздействия данного проекта на
реки  и окружающую их природу Алтая, не соблюдены в проекте и интересы
местного населения региона.

Таким образом, результаты госэкоэкспертизы (ГЭЭ) проекта Алтайской ГЭС
могут быть оспорены в судебном порядке.

Главными угрозами окружающей среде при реализации проекта строительства
Алтайской ГЭС на р. Катунь являются:
- строительство и функционирование ГЭС в высокосейсмичном районе,
сейсмичность которого будет лишь возрастать под воздействием водохранилища;
- накопление ртути в водохранилище;
- изменение климата и потеря Чемала как всероссийского курорта (в том числе
для туберкулезных больных);
- свертывание активно развивающегося в настоящий момент туризма и,
следовательно,  неизбежный  ущерб  социально-экономическому  положению
местного населения; 
- тяжкий урон природной уникальности Алтая;
- разрушение культурных и религиозных святынь алтайского народа.

Региональные   и   всероссийские   экологические  организации  требуют
широкого  общественного обсуждения проекта строительства ГЭС на Катуни
и   проведения   более  тщательной  экологической  экспертизы  данного
проекта.

МИТИНГ В ЧЕМАЛЕ
23 ноября, на центральной площади Чемала прошел митинг протеста против
строительства  ГЭС  на  Катуни,  организованный  активистами  движения
"Защита Тенгри".  
В  митинге  приняли  участие  и выступили перед собравшимися активисты
этого  движения,  жители  Аноса  и  Аската, участники митинга услышали
также   мнение   одного  из  отдыхающих  в  Чемальском  туберкулезном
санатории.   Подавляющим   большинством   голосов  участники  митинга
высказались против строительства ГЭС и потребовали от властей гласного
и широкого обсуждения всех проблем, связанных со строительством ГЭС на
Катуни.      
Митинг  начинался  в  9.30.  Именно в это время площадь была перекрыта
милицией,  и после 9.30 никто уже не мог присоединиться к митингующим.
Тем не менее их число составило не менее пятидесяти человек.  
Представитель  Аската, выступая на митинге, показал его участникам так
называемый  протокол  сельского  схода  в поддержку строительства ГЭС,
подписанный  зам.  главы  районной администрации Л. Абаниным. На самом
деле  никакого  схода  в Аскате не было, и этот протокол можно считать
сфальсифицированным.  Митингующие  выразили  намерение ознакомиться со
всеми  протоколами  сельских  сходов  и выяснить, действительно ли они
проводились районными властями.      

Дополнительная информация:
Бийское отделение СоЭС,
Сергей Белоконь serb@biysk.nsu.ru

Пресс-служба МБОО "Сибирский экологический центр", Новосибирск
тел. (3832) 39 78 85
e-mail: shura@ecoclub.nsu.ru
http://ecoclub.nsu.ru/proects/katun.htm

Алтай ХХ1 век katun@ab.ru

ОБЪЯВЛЕНИЯ

ВНИМАНИЕ! ОФИС МСОЭС ПЕРЕЕХАЛ!
Офис  МСоЭС  в  Москве  переехал!  Новый  адрес:  м.Электрозаводская,
площадь Журавлева 1, ДК МЭЛЗ тел. (095) 963-54-20

**********************************************************************
Бюллетень "Новости МСоЭС" издаётся Международным
социально-экологическим союзом.

Адрес редакции: 119019 Москва, а/я 211, seupress@seu.ru
                http://www.seu.ru/seu-news

Выпускающий редактор: Ольга Захарова 

К списку выпусков

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность