Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
На главную страницу кампании
Природа дороже нефти!
Подробности и комментарии
Трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий океан": а почему так дорого?
На фоне нефтяной горячки и попыток побыстрее закопать нежданно привалившие нефтяные деньги в очередные "проекты века", признаки разума вдруг продемонстрировало Минэкономразвития. Заседание правительства, на котором планировалось обсудить и принять судьбоносные решения о реализации серии трубопроводных мегапроектов, было перенесено на более поздний срок.
Не подействовало даже недвусмысленное указание президента Путина, выраженное в послании Федеральному собранию: "К примеру, в нефтяном секторе речь идет о диверсификации поставок нашей нефти. Такие планы хорошо известны: это расширение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы, введение в действие нефтепроводов Западная Сибирь - Баренцево море, определение маршрутов с месторождений Восточной Сибири, обход проливов Босфор и Дарданеллы, интеграция нефтепроводов "Дружба - Адрия". Между тем, уже не первый год правительство не может определиться по приоритетам, и вопрос, прямо скажем, перезрел".
Действительно, определить, какая из широкомасштабных нефтепроводных авантюр должна стать приоритетной, сложно. А тут еще в околоправительственных кругах вдруг экономисты обнаружились. Центр стратегических разработок (ЦСР), работающий на Минэкономразвития, в докладе "О возможных направлениях развития инфраструктуры по транспортировке российской нефти" сообщил, что при реализации всех озвученных нефтепроводных планов государственная монополия "Транснефть" в ближайшие шесть лет собирается освоить под строительство 6500 км трубопроводов 24 млрд. долларов. Это, прежде всего трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" (14,4-14,9 млрд. долларов в ценах 2 квартала 2004 г.), "Сургут - Индига" (5,8 млрд. долларов), повышение мощности "Балтийской трубопроводной системы" с 50 до 62 млн. т (2,8 млрд. долларов), Трансфракийская труба за 900 млн. долларов, проект "Дружба - Адрия" - 320 млн. долларов.
В среднем 1 км трубы, которую собирается строить "Транснефть", обойдет в 3,4 млн. долларов. Это существенно выше удельных затрат на строительство 1 км нефтепровода "Баку-Джейхан" (1,6 млн. долларов) или трубопровода Каспийского трубопроводного консорциума - КТК (1,7 млн. долларов). Приличной в мировой практике считается цена 1-2 млн. долларов за 1 км.
Авторы доклада скромно решили не привлекать внимание к тому факту, что самый "жирный проект" "Транснефти" - трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан" при протяженности 4,2 тыс. км и объявленной стоимости 15,4 млрд. долларов обойдется в 3,7 млн. рублей за 1 км. Столько же "Транснефть" хочет получить и за строительство 1 км трубопровода "Сургут - Индига". Однако в это же время российские нефтяные компании готовы вести строительство этого нефтепровода при затратах 1,2-1,3 млн. долларов за 1 км.
Вице-президент компании "Транснефть" г-н Сергей Григорьев поспешил внести уточнения. Оказывается, его компания приводит максимальные оценки стоимости проектов. В действительности они могут оказаться в 1,5 раза ниже. Во время строительства Балтийской трубопроводной системы 1 км трубопровода вообще обходился в 0,7 млн. долларов, что вдвое ниже показателей нефтепровода КТК. Откуда в таком случае появляются пожелания получить 3,8 млн. долларов за 1 км трубопровода, г-н Григорьев не объяснил.
ЦСР предлагает принять меры по демонополизации и рассмотреть возможность реализации проекта строительства экспортного трубопровода на Мурманск, который был предложен консорциумом компаний во главе с "ЛУКОЙЛ". Тем не менее, понятно, что после показательного "мочения в сортире" компании "Юкос", которая среди прочего страдает и за попытку построить независимый экспортный трубопровод в Китай, ни одна из действующих на территории России нефтяных компаний на крупные самостоятельные шаги в этом направлении не решится.
Нефтяное обозрение", N 43, 25 - 31 октября 2004 г.
Постоянный адрес: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0443.htm
Источник:
"Ведомости" 29.10.2004.
октябрь 2004
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|