ћеждународный —оциально-экологический —оюз ћеждународный —оциально-экологический —оюз
  ќ нас | »стори€ и ”спехи | ћисси€ | ћанифест

—ети ћ—оЁ—

  „лены ћ—оЁ—
   ак стать
  членом ћ—оЁ—

ƒела ћ—оЁ—

  ѕрограммы ћ—оЁ—
  ѕроекты и кампании
   членов ћ—оЁ—

—оЁ—-издат

  Ќовости ћ—оЁ—
  "Ёкосводка"
  √азета "Ѕерегин€"
  ∆урнал ¬ести —оЁ—
  Ѕиблиотека
  ѕериодика ћ—оЁ—

Ќа главную страницу кампании
ѕрирода дороже нефти!

ѕодробности и комментарии

¬осточный коридор нефтепроводов: экономическа€ эффективность вариантов

¬ ¬осточной —ибири и –еспублике —аха (якути€) в границах —ибирской платформы вы€влены и разведаны крупные месторождени€ нефти и природного газа, освоение которых потребует строительства нефте- и газопроводов. ¬ажной задачей федерального уровн€ €вл€етс€ не только вовлечение в разработку запасов и ресурсов углеводородного сырь€ этого региона, но также экономическое обоснование вариантов их транспортировки в районы потреблени€ и выбор наилучшего.

¬арианты трасс магистральных трубопроводов

ћесторождени€ ¬осточной —ибири группируютс€ в выт€нутые зоны нефтегазонакоплени€, что позвол€ет минимизировать затраты на их освоение и создать единый коридор дл€ транспорта нефти и газа. Ќа сегодн€шний день известен р€д вариантов трасс строительства магистральных трубопроводов как дл€ обеспечени€ потребностей ¬осточной —ибири и ƒальнего ¬остока в нефти и газе, так и дл€ экспорта углеводородов в страны јзиатско-“ихоокеанского региона. ¬ 2003 г. ќјќ Ђ√азпромї разработало ѕроект программы создани€ единой системы добычи газа, его транспортировки и газоснабжени€ ¬осточной —ибири и ƒальнего ¬остока с учетом возможного экспорта газа на рынки  ита€ и других стран ј“– на базе реcурсов —ибирской платформы [1]. ѕроектом предусматриваетс€ освоение „а€ндинского нефтегазоконденсатного месторождени€ (Ќ√ ћ) и  овыктинского газоконденсатного месторождени€ (√ ћ) со строительством магистрального газопровода (ћ√ѕ) в направлении Ћенек - ќлекминск - јлдан - “ында - —ковородино - Ѕлаговещенск - ’абаровск - ¬ладивосток - Ќаходка. ¬ районе ’абаровска к ћ√ѕ подключаетс€ новый газопровод —ахалин - ’абаровск.

 роме того, есть несколько предложений по строительству магистральных нефтепроводов (ћЌѕ): Ќ  Ђё ќ—ї предлагает вариант нефтепровода јнгарск - ƒацин, ќјќ Ђј  Ђ“ранснефтьї - вариант “айшет - Ќаходкаї. —уществует также вариант их объединени€.

Ќефтепровод јнгарск - ƒацин (вариант 1) будет иметь значительную прот€женность на территории  ита€, а на российской стороне на всем прот€жении пройдет в зоне высокой сейсмичности и сложного рельефа, пересечет заповедные территории. ѕроектируемый объем перекачки нефти - 30 млн т в год. ѕроект рассчитан на монопольного зарубежного потребител€.

Ќефтепровод “айшет Ч Ќаходка (вариант 2) планируетс€ проложить по маршруту “айшет (действующий нефтепровод системы Ђ“ранснефтиї) -  азачинское, вдоль трассы Ѕјћа до “ынды и далее через —ковородино, Ѕлаговещенск, ’абаровск, ¬ладивосток до Ќаходки. ѕроектируемый объем перекачки нефти - 80 млн т в год [2-5]. Ќедостатки данного проекта св€заны с чрезвычайно сложным рельефом местности на участках вдоль Ѕјћа, где сейсмичность достигает 7-9 баллов, и с прохождением в зоне сезонного водосбора оз. Ѕайкал, что повышает требовани€ к экологической безопасности. ѕроектом предусматриваетс€, что трасса пройдет в 150 км севернее Ѕјћа, - это в некоторой степени снижает, но не устран€ет полностью потенциальную опасность дл€ экологии оз. Ѕайкал. —ущественным недостатком данного маршрута нефтепровода €вл€етс€ также то, что он практически не устран€ет необходимость строительства весьма прот€женных подвод€щих нефтепроводов от месторождений до ћЌѕ, причем по мере вы€влени€ месторождений на перспективных участках их прот€женность будет нарастать.

ѕрохождение трасс, предполагаемых двум€ рассмотренными вариантами ћЌѕ, вдали от разведанных месторождений и перспективных нефтеносных участков юга —ибирской платформы в границах ¬осточной —ибири повышает веро€тность низкой загрузки трубопроводов восточно-сибирской нефтью. ¬ св€зи с этим актуальным €вл€етс€ анализ альтернативных вариантов трасс, нивелирующих большинство указанных выше негативных моментов.   ним относ€тс€ варианты 3 и 4.

¬ариант 3 предусматривает строительство нефтепровода от Ќижней ѕоймы (действующа€ система Ђ“ранснефтиї) через Ѕогучаны, ёрубчено-“охомское, ¬ерхнечонское, „а€ндинское нефтегазоконденсатные месђторождени€ на Ћенск, ќлекминск, јлдан, “ынду и далее на —ковородино, Ѕлаговещенск, ’абаровск, ¬ладивосток до Ќаходки.

¬ариант 4 предполагает прохождение ћЌѕ по маршруту “айшет - ”сть- ут - ¬ерхнечонское Ќ√ ћ и далее, как в варианте 3. Ётот нефтепровод полнее охватывает ресурсную базу »ркутской области, но он более удален от ресурсной базы Ёвенкийского јќ и  расно€рского кра€.

“рассы, предусматриваемые вариантами 3 и 4, при несколько большей общей прот€женности имеют значительно меньше участков, проход€щих в зоне высокой сейсмичности по сравнению с проектом Ђ“ранснефтиї, и геоморфологический характер трассы в этих случа€х преимущественно равнинный.  роме того, положительной стороной вариантов 3 и 4 €вл€етс€ возможность совмещени€ трасс нефте- и газопроводов в едином коридоре. Ёто весьма важно, так как большинство месторождений региона €вл€ютс€ нефтегазовыми, что обусловливает необходимость комплексного подхода к их освоению.

јвторы провели оценку сравнительной социально-экономической эффективности четырех вариантов трасс ¬осточного коридора магистральных нефтепроводов с учетом мультипликативных эффектов развити€ ¬осточно-—ибирского нефтегазового комплекса (¬—Ќ√ ) на базе ресурсов —ибирской платформы и развити€  расно€рского кра€, Ёвенкийского јќ, »ркутской области и –еспублики —аха (якути€). ѕри этом принималась во внимание возможность транспорта природного газа якутии на экспорт в страны ј“– в едином трубопроводном коридоре „а€ндинское Ќ√ ћ - Ќаходка.

 омплексное обоснование оптимального варианта магистрального транспорта восточно-сибирской нефти проведено на базе показател€ интегрального народно-хоз€йственного эффекта, отражающего социально-экономическую эффективность проекта дл€ общества в целом. ѕо своему содержанию он представл€ет собой сумму чистых дисконтированных доходов („ƒƒ) от инвестиций в добычу, магистральный транспорт, проекты развити€ смежных отраслей и налоговых поступлений в бюджетную систему –оссии от реализации проекта.

јнализ составл€ющих комплексного показател€ и его интегральна€ оценка осуществл€лись при следующих предпосылках:
Х в расчете денежных потоков, св€занных с разработкой месторождений, учитывались затраты на подготовку запасов, капиталовложени€ и текущие затраты на разработку месторождений, затраты на строительство нефтепровода-подключени€ и текущие затраты на перекачку нефти до ћЌѕ;

Х при оценке инвестиций и текущих затрат были вз€ты посто€нные цены 2003 г. в долларах —Ўј, при оценке выручки (дохода) - посто€нные транспортные тарифы на перекачку нефти и газа, прин€тые равными 6,6 долл./1000 т-км и 10 долл./1 млн. куб.м-км соответственно. ѕредполагалось, что нефть полностью поступает на экспорт по цене 120 долл./т без учета тарифа на транспорт и перевалку экспортируемой нефти;

Х показатели эффективности рассчитывались дл€ условий действующего налогообложени€ при ставке дисконтировани€ 10%. ѕродолжительность расчетного периода - 45 лет с выделением основных этапов реализации программы развити€ нефтедобычи: 2010, 2015, 2025 гг.


–есурсна€ база ¬—Ќ√  дл€ трасс нефтепроводов

«а прошедшие дес€тилети€ в  расно€рском крае, –еспублике —аха (якути€) и »ркутской области сформирована значительна€ сырьева€ база нефт€ной и газовой промышленности: вы€влено около 50 месторождений нефти и газа, в том числе уникальные по запасам газа „а€ндинское в якутии и  овыктинское в »ркутской области; уникальное по запасам нефти, но слабо изученное ёрубчено-“охомское месторождение в Ёвенкийском јќ; целый р€д крупных по запасам нефти месторождений, таких как ¬ерхнечонское, “алаканское,  уюмбинское.

–азведанные и предварительно оцененные извлекаемые запасы нефти —ибирской платформы по категори€м —1+—2 составл€ют 3,85 млрд т, в том числе на долю –еспублики —аха (якути€) приходитс€ 1295 млн. т, »ркутской области - 877 млн, Ёвенкийского јќ - 1683 млн т. »звлекаемые ресурсы нефти категории —3 в ¬осточной —ибири оцениваютс€ в 1,4 млрд т. ќбъем прогнозных извлекаемых ресурсов нефти категории D1 в этом регионе составл€ет 8,8 млрд т. –азведанные и предварительно оцененные извлекаемые запасы газа в ¬осточной —ибири по категори€м —1+—2 составл€ют 5,7 трлн куб.м, в том числе в –еспублике —аха (якути€) - 2,3 трлн. куб-ћ. в »ркутской области - 2,33 трлн. в Ёвенкийском јќ и  расно€рском крае-1,12 трлн. куб.м.

“аким образом, сырьева€ база позвол€ет приступить к осуществлению крупных проектов по освоению месторождений и поставкам нефти и газа российским и зарубежным потребител€м. —ледует отметить, что запасы месторождений природного газа ¬осточной —ибири и –еспублики —аха (якути€) в значительной мере обеспечивают устойчивость газовых проектов, предусматривающих ежегодную поставку потребител€м до 100 млрд. куб.м газа до 2040 г., а запасы нефти достаточны дл€ ежегодного объема добычи около 30 млн. т. ƒл€ реализации эффективных нефт€ных проектов с суммарным объемом поставок не менее 50 млн. т в год требуетс€ наращивание извлекаемых запасов нефти до 2 млрд. т.

ѕо нашим оценкам, максимально возможный прирост извлекаемых зађпасов нефти промышленных категорий после проведени€ необходимых геолого-разведочных работ может составить: в –еспублике —аха (якути€) -900 млн. т, в »ркутской области - 1900 млн., в Ёвенкийском јќ и  расно€рском крае -1700 млн. т. ќднако экономически эффективным будет освоение лишь части этих запасов, поскольку месторождени€ наход€тс€ далеко от магистральных нефтепроводов. ѕоэтому очевидно, что ресурсна€ база в четырех оцениваемых вариантах магистрального транспорта углеводородов существенно различаетс€.

— целью обосновани€ ресурсной базы дл€ каждого варианта трассы было оценено 53 ресурсных блока, выделенных —ибирским научно-исследовательским институтом геологии, геофизики и минерального сырь€ (—Ќ»»√√ић—) дл€ геологического изучени€, разведки и добычи углеводородного сырь€. Ќа базе этой оценки дл€ каждого блока определены предельно рентабельные рассто€ни€ от магистрального нефтепровода. –асчеты проводились с использованием разработанного в —Ќ»»√√ић— программного комплекса Ђ—тратеги€ї дл€ геолого-экономической оценки ређсурсных блоков углеводородного сырь€.

ќценка ресурсной базы нефтедобычи дл€ вариантов трасс нефтепроводов производилась путем сопоставлени€ рассто€ний от границы ресурсных блоков до оцениваемой трассы с расчетными предельно рентабельными рассто€ни€ми до ћЌѕ. јреал охвата ресурсной базы оцениваемыми вариантами нефтепроводов показан на рис.1.


¬ариант 1: јнгарск-ƒацин
¬ариант 2: “айшет Ц  азачинское - Ќаходка

¬ариант 3: Ќижн€€ пойма Ц ¬ерхнечонское - Ќаходка

¬ариант 4: “айшет - ¬ерхнечонское - Ќаходка

–ис. 1. –есурсна€ база, охватываема€ проектируемыми вариантами магистральных нефтепроводов

Ќаименьший охват ресурсов нефти ¬осточной —ибири обеспечиваетс€ вариантом 1, поскольку предполагаема€ им трасса продолжает существующий нефтепровод до јнгарска и пролегает в стороне от территорий, перспективных на нефть. —троительство нефтепроводов-подключений большой прот€женности рентабельно только дл€ ресурсных блоков, в которые вход€т крупнейшие базовые месторождени€ —ибирской платформы -“алаканское, ¬ерхнечонское,  уюмбинское и ёрубчено-“охомское (общий объем экономически эффективных извлекаемых запасов нефти составл€ет 1230 млн т).

“расса нефтепровода, предусматриваема€ вариантом 2, помимо уже указанных ресурсных блоков охватывает р€д блоков на юге Ќепско-Ѕотуобинской нефтегазоносной области (Ќ√ќ) на территории »ркутской области (объем экономически эффективных извлекаемых запасов нефти увеличиваетс€ до 1590 млн. т).

ѕо варианту 4 трасса нефтепровода проходит по наиболее перспективным на нефть территори€м Ќепско-Ѕотуобинокой Ќ√ќ, поэтому охватываема€ ресурсна€ база нефтедобычи существенно больше и составл€ет 1140 млн. т. “расса, предполагаема€ вариантом 3, помимо перспективных на нефть территорий Ќепско-Ѕотуобинской Ќ√ќ проходит также вблизи наиболее перспективных блоков Ѕайкитской и  атангской нефтегазоносных областей (ресурсна€ база достигает 3600 млн. т).

“аким образом, реализаци€ 3-го или 4-го вариантов строительства нефтепровода обеспечивает вовлечение в хоз€йственный оборот основных ресурсов нефти ¬осточной —ибири и –еспублики —аха (якути€). Ёто позволит увеличить объемы транспортировки нефти до 80 млн. т, что вдвое превышает проектируемые объемы перекачки нефти, предусматриваемые вариантом 2.


Ёффективность развити€ добывающего сектора ¬—Ќ√ 

ƒл€ рассматриваемых вариантов трассы магистрального нефтепровода был разработан прогноз основных технико-экономических показателей изучени€, разведки и освоени€ нефтеносных блоков ¬осточной —ибири и –еспублики —аха (якути€), охватываемых каждым вариантом трассы, с учетом изученности блоков, их добывных возможностей и пропускной способности проектируемого нефтепровода. ѕрогноз предусматривает, что за период 2005-2025 гг. по варианту 1 максимальный объем добычи нефти составит 30 млн. т в год, накопленный - 380 млн. т; по варианту 2 - соответственно 50 млн. и 470 млн. т; по вариантам 3 и 4 -около 80 млн. и 930-950 млн. т.

ќценка коммерческой и бюджетной эффективности развити€ нефтедобычи по вариантам проведена на основе утвержденных методических рекомендаций, соответствующих мировой практике оценки экономической эффективности инвестиционных проектов [6, 7]. Ћучшие показатели как коммерческой, так и бюджетной эффективности добычи нефти на —ибирской платформе обеспечивает вариант 3 (рис. 2), так как он охватывает наибольший объем ресурсов нефти и соответственно затраты на транспорт нефти от месторождений до ћЌѕ в этом случае наименьшие.


¬арианты: 1 2 3 4 1 2 3 4

–ис. 2. Ќакопленный чистый дисконтированный доход недропользовател€ (а)
и бюджета (б) от добычи нефти на —ибирской платформе за период 2005-2025 г.г.
по вариантам трассы нефтепровода при норме дисконта 10%

¬ рамках этого варианта к 2025 г. накопленный чистый дисконтированђный доход недропользователей прогнозируетс€ в объеме 5,5 млрд. долл. —Ўј, а дисконтированные бюджетные поступлени€ должны составить более 10 млрд. долл. Ќесколько ниже соответствующие показатели по варианту 4 (“айшет - ¬ерхнечонское Ќ√ ћ - Ћенек - “ында - Ќаходка). ¬ариант 2 (“айшет - Ќаходка) имеет показатели эффективности вдвое ниже, чем по вариантам 3 и 4, а у варианта 1 (јнгарск - ƒацин) они ниже почти в 3 раза.

ƒл€ вариантов трасс, проход€щих по территории –еспублики —аха (якути€), осуществлен также прогноз показателей эффективности развити€ газовой промышленности республики в соответствии с программой ќјќ Ђ√азпромї [1] и транспорта природного газа на экспорт в страны ј“– в едином коридоре с ћЌѕ (варианты 3 и 4). ¬ ¬илюйском районе в 2003 г. добыча природного газа составила 1232,7 млн. куб.м, конденсата - 69,4 млн. т [8]. ¬ случае формировани€ в республике нефтегазового комплекса, здесь предполагаетс€ постепенный рост добычи газа к 2014 г. и выход на максимальный уровень 4,5 млрд. куб. м. ¬ „а€ндинском районе предполагаетс€ начать добычу с 2008 г. и достичь максимального уровн€ 30,7 млрд. куб..м к 2018 г. “акой уровень добычи газа по якутии поддерживаетс€ до конца расчетного периода.

ќпенка экономической эффективности развити€ газодобывающего комплекса –еспублики —аха (якути€) показала, что вовлечение в хоз€йственный оборот газоконденсатных месторождений может внести существеный вклад в развитие экономики этого региона, а также ¬осточной —ибири к целом.   2025 г. накопленный „ƒƒ недропользователей от добычи к переработки природного газа с выделением гели€ прогнозируетс€ в объеме 2,9 млрд. долл. —Ўј, а дисконтированные поступлени€ в бюджеты всех уровней к указанному сроку состав€т 4,9 млрд. долл.


Ёффективность инвестиций в магистральный транспорт нефти и газа

–асчет основных технико-экономических показателей и оценка эффективности вариантов трасс трубопроводов проведены с помощью динамической имитационной модели финансово окон ом и ческой оценки строительства и функционировани€ трубопроводов в период 2005-2025 гг., разработанной в »нституте экономики и организации промышленного производства —ќ –јЌ. ѕрин€ты следующие исходные посылки:

  • загрузка трубопроводов сбалансирована в динамике с приведенныђми выше прогнозируемыми объемами добычи нефти и газа —ибирской платформы с учетом поставок нефти из «ападной —ибири на экспорт в страны ј“–;
  • экспорт нефти из «ападной —ибири в 2010 г. ожидаетс€ в объеме 25-35 млн. т. ѕо мере роста добычи нефти в восточных районах –оссии и выхода на мировые рынки поставки западно-сибирской нефти к 2025 г. сниз€тс€ до 0 (вариант 3) - 17 млн. т (вариант 2);
  • средний срок строительства линейной части трубопроводов составл€ет 3-4 года, выход на проектную мощность ћЌѕ обеспечиваетс€ в течение трех лет после окончани€ строительства, расчетный период оценки эффективности - 22 года.

Ќаибольшие показатели экономической эффективности имеет вариант 3 (см. таблицу), обеспечивающий максимальный радиус рентабельного сбора нефти с месторождений —ибирской платформы в магистральный нефтепровод. »нвестиции в размере 10,5 млрд. долл. —Ўј окупаютс€ за їлет благодар€ максимальным объемам загрузки - 80 млн. т в год. „истый дисконтированный доход составл€ет 5,08 млрд. долл. —Ўј, а внутренн€€ норма доходности инвестиций 20,2% против нормативной 10-12%.  апитал риска, определ€емый как спрос на заемные инвестиции на стадии строительства нефтепровода, оцениваетс€ в 4,5 млрд долл. —Ўј, что составл€ет 42% от стоимости проекта.

Ёффективность инвестиций в строительство трасс трубопроводов за период 2005-2025 п.

ѕоказатель

 

Ќефтепроводы

 

√азо≠провод

 

 

 

¬ариант 1

 

¬ариант

2

 

¬ариант 3

 

¬ариант 4

 

 

 

ћаксимальна€ загрузка, млн т/год

 

30

 

50

 

80

 

77

 

34

 

√рузооборот, млрд т- км

 

806

 

3717

 

6470

 

6246

 

1780

 

 ап. вложени€, млрд долл. —Ўј

 

3,93

 

9,29

 

10,51

 

10,50

 

9,51

 

„истый доход, млрд долл. —Ўј

 

2,54

 

13,28

 

22,20

 

22,80

 

10,10

 

„ƒƒ, млрд долл. —Ўј

 

-0,01

 

2,77

 

5,08

 

4,74

 

0,64

 

—рок окупаемости, лет

 

10

 

7,5

 

9

 

9

 

9

 

¬нутренн€€ норма доходности, %

 

9,9

 

18,2

 

20,2

 

20,0

 

11,9

 

 апитал риска, млрд долл. —Ўј

 

1,60

 

4,58

 

4,52

 

4,75

 

5,00

 

Ѕюджетные поступлени€, млрд долл. —Ўј

 

2,36

 

10,40

 

15,00

 

14,50

 

8,03

 

ƒисконтированный бюджетный эффект, млрд долл. —Ўј

 

0,78

 

3,74

 

5,10

 

4,90

 

2,34

 

¬ариант 4 незначительно уступает варианту 3. —ледовательно, варианты 3 и 4 обладают высоким запасом эффективности при условии интенсивной доразведки и подготовки к освоению месторождений нефти —ибирской платформы в 2005-2015 гг. и создани€ благопри€тного инвестиционного климата инвесторам нефтедобывающей промышленности.

Ќесмотр€ на то что по варианту 2 объем инвестиций, направл€емых иї строительство нефтепровода, на 1,22 млрд. долл. —Ўј меньше по сравнению с вариантом 3, вариант 2 менее эффективен, так как по нему масштаб рентабельного сбора ресурсов нефти —ибирской платформы вдвое меньше, а соответственно грузооборот ниже в 1,7 раза. ¬ то же врем€ показатели эффективности варианта 2 приемлемы дл€ частных инвесторов, да и сроки окупаемости у него на 1,5 года меньше. ¬ случае замедлени€ сроков подготовки запасов нефти —ибирской платформы может быть реализован этот вариант. Ќо в дальнейшем его осуществление потребует от недропользователей дополнительных затрат на подключение месторождений Ёвенкии и якутии. » уж совсем не выдерживает конкуренции с другими вариантами нефтепроводов вариант 1.

¬ случае реализации вариантов 3 или 4 по€витс€ возможность строительства в едином коридоре магистрального газопровода „а€ндинское Ќ√ ћ Ц Ќаходка, что обеспечит инвесторам ћ√ѕ приемлемые нормы доходности и сроки окупаемости, тогда как вне единого коридора при существующем налогообложении строительство ћ√ѕ дл€ инвестора экономически неэффективно.

Ѕюджетна€ эффективность вариантов 2,3 и 4 достаточно высока€: отношение совокупных налоговых поступлений в бюджеты разных уровней к величине чистого дохода инвестора составит 78% по варианту 2 и 67% по вариантам 3 и 4. —овокупные доходы по всем видам налогов в бюджетную систему от эксплуатации нефтепроводов за период 2005-2025 гг. по варианту 2 состав€т 10,4 млрд. долл., по вариантам 3 и 4 - соответственно 15 и 14 млрд. долл., по газопроводу „а€ндинское - Ќаходка - 8,03 млрд. долл.

–аспределение налоговых доходов между субъектами ‘едерации представлено на рис. 3. ѕо показателю прироста доходов региональных бюджетов варианты 3 и 4 равнозначны дл€ –еспублики —аха (якути€), тогда как дл€  расно€рского кра€ предпочтителен вариант 3, дл€ »ркутской области - вариант 4, по которому доходы ее консолидированного бюджета втрое выше в сравнении с вариантом 3.

ѕолученные оценки эффективности инвестиций в создание восточного коридора магистрального трубопроводного транспорта следует рассматривать как верхние границы, поскольку они базируютс€ на максимальных показател€х загрузки транспортных мощностей. ѕо нашим расчетам, сокращение грузооборота в 1 ,5 раза в вариантах 3 и 4 приводит к совершенно иной расстановке вариантов по эффективности инвестиций. Ќа первое место выходит вариант 2, что требует дополнительных исследований устойчивости оценок.


¬ариант 1 ¬ариант 2 ¬ариант 3 ¬ариант 4 √азопровод
‘едеральный,  расно€рский край, –еспублика —аха, »ркутска€ область, прочие регионы

–ис. 3. Ќалоговые доходы федеральных бюджетов за период 2005-2025 г.г.


 освенные экономические эффекты

ћультипликативный эффект реализации проектов развити€ транспортной инфраструктуры нефтегазового сектора выражаетс€ в приросте масштабов добычи и транспорта нефти и газа —ибирской платформы и в развитии смежных отраслей в районах прохождени€ трассы, что влечет за собой приросты зан€тости населени€ и валовых региональных продуктов.

–асчет косвенных эффектов проведен исход€ из трудоемкости разработки месторождений с учетом мультипликаторов региональной зан€тости в сопр€женных отрасл€х нефтегазового сектора и усредненных оценок доходности в таких отрасл€х в регионах-аналогах - ямало-Ќенецком и ’анты-ћансийском автономных округах. ћультипликатор зан€тости в сопр€женных отрасл€х прин€т равным 2, рентабельность - 50-70% от уровн€ рентабельности в добывающем секторе.

Ќаиболее веро€тно создание в нефтегазовых районах ¬осточно-—ибирского нефтегазового комплекса предпри€тий и установок по переработке углеводородного сырь€ дл€ удовлетворени€ регионального спроса на нефтепродукты. ѕо нашим расчетам, только в –еспублике —аха (якути€) переход от межрегиональных поставок топлива к внутриреспубликанским снизит затраты на досрочный завоз грузов на 30%, сократит средний норматив товарных запасов с одного года до 90 дней, вследствие чего снижение затрат на завоз за период 2015-2025 гг. составит 1 млрд. долл. —Ўј.

ƒиверсификаци€ нефтегазового комплекса ¬осточной —ибири и –еспублики —аха (якути€) различна в исследуемых вариантах. ¬ вариантах 1 и 2 к 2015 г. предусматриваетс€ ввод в действие нефтегазоперерабатывающих заводов регионального значени€ общей мощностью 3,7 млн. т в п. Ѕогучаны, городах ”сть- ут или  иренск и г. Ћенске. ¬ названных пунктах вариантами 3 и 4

предусматриваетс€ создание нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью 9 млн. т. — учетом приведенных выше гипотез до 2025 г. прогнозируетс€ прирост зан€тых в ¬—Ќ√  и смежных отрасл€х по вариантам 1 и 2 - на уровне 130 тыс. чел., по вариантам 3 и 4 - 200 тыс. чел. Ќаибольший косвенный эффект (свыше 14 млрд. долл. —Ўј за 20 лет) могут дать магистральные нефтепроводы, предусматриваемые вариантами 3 и 4, проход€щие через уникальные ёрубчено-“охомское, ¬ерхнечонское месторождени€ и месторождени€ –еспублики —аха (якути€), причем около половины косвенного эффекта создаетс€ в экономике якутии.


 омплексна€ социально-экономическа€ оценка эффективности вариантов

—равнительный анализ интегральных показателей социально-экономической эффективности вариантов трасс нефтепроводов нагл€дно демонстрирует преимущества комплексного подхода к выбору трассы с учетом ее вли€ни€ на масштабы освоени€ нефт€ных и газовых ресурсов —ибирской платформы. ѕо всем параметрам экономической эффективности и социально-экономическим последстви€м реализации проектов трубопроводов за период 2005-2025 гг. наилучшие показатели имеет вариант 3 (рис. 4). ќжидаемый дисконтированный интегральный народно-хоз€йственный эффект данного проекта составит 40,4 млрд. долл. —Ўј, а с учетом развити€ газовой промышленности в –еспублике —аха (якути€) вследствие формировани€ единого транспортного коридора и строительства газопровода -54,8 млрд.

—лагаемые общественной эффективности варианта 3 следующие:

  • максимальный охват ареалов концентрации перспективных запасов нефти и газа —ибирской платформы, расширение зоны рентабельности поиска и разведки залежей углеводородов, что обеспечивает экономически благопри€тные услови€ дл€ подготовки запасов высокими темпами;
  • интенсивное развитие нефтедобычи на крупных месторождени€х Ёвенкийского јќ,  расно€рского кра€, »ркутской области и –еспублики —аха (якути€);
  • создание благопри€тных условий дл€ прокладки в едином коридоре с нефтепроводом газопровода от „а€ндинского месторождени€
  • развитие нефтегазоперерабатывающей промышленности дл€ удовлетворени€ внутрирегионального спроса.


–ис. 4. ќценка социально-экономической эффективности вариантов
трасс магистральных трубопроводов за период 2005-2025 гг.

ѕримечательно, что дол€ пр€мых интегральных доходов от эксплуатации нефтепровода в интегральном народно-хоз€йственном эффекте не превышает 12%. “аким образом, предложенный подход позволил количественно оценить мультипликативный эффект развити€ нефтегазовой инфраструктуры ¬—Ќ√ .  аждый рубль, вложенный в его развитие, дает восьмикратный прирост доходов в нефтегазовом секторе и сопр€женных с ним отрасл€х. ¬ структуре мультипликативного эффекта 32% приход€тс€ на нефтедобывающую промышленность, 22% дают добыча, переработка и транспорт газа, 34% - сопр€женные отрасли.

—ледует отметить, что вариант 3 трассы нефтепровода Ќижн€€ ѕойма, ёрубчено-“охомское Ќ√ ћ - ¬ерхнечонское Ќ√ ћ - „а€ндинское Ќ√ ћ - Ћенск - ќлекминск - јлдан - “ында - —ковородимо - Ѕлаговещенск - ’абаровск - Ќаходка €вл€етс€ предпочтительным дл€ строительства и эксплуатации по технико-экономическим показател€м. ќн наиболее сбалансирован с точки зрени€ учета интересов участников проекта - государства, регионов ¬осточной —ибири и ƒальнего ¬остока и нефтегазовых компаний.

ѕо нашим оценкам, дл€ проведени€ работ по наращиванию минерально-сырьевой базы углеводородного сырь€ в ¬осточной —ибири требуетс€ ежегодное финансирование в размере до 400 млн. долл. —Ўј, причем до 200 млн. должны быть выделены из федерального бюджета. ѕри этом среднегодовой дисконтированный доход государства от разработки нефт€ных месторождений за период 2005-2025 гг. может составить 500 млн. долл. ќбщий среднегодовой народно-хоз€йственный эффект с учетом косвенных выгод оцениваетс€ в размере 1400 млн. долл.

ѕриоритетными направлени€ми государственной поддержки должны быть сферы, имеющие высокие капиталы риска: строительство и эксплуатаци€ магистральных нефтепроводов и геолого-разведочные работы на слабоизученных и перспективных участках недр. ѕредставл€етс€ необхдимым создать режим наибольшего благопри€тствовани€ дл€ строительства нефтепровода по варианту 3, придав ему статус пионерного трубопровода. ќрганизационным механизмом реализации проектов создани€ магистральных трубопроводов может быть межрегиональна€ корпораци€ (или консорциум) по развитию ¬—Ќ√ , в которую целесообразно привлечь нефт€ные компании, акционерные инвестиционные региональные коммерческие банки, чьими учредител€ми €вл€ютс€ администрации субъектов ‘едерации и региональные филиалы московских банков.

¬ заключение отметим, что освоение месторождений нефти и газа —ибирской платформы позволит добитьс€ бездефицитного обеспечени€ промышленности и социальной сферы —ибирского и ƒальневосточного федеђральных округов топливом и энергией, повысить уровень социально-экономического развити€ вход€щих в них регионов. –ост внутреннего потреблени€ газа приведет к улучшению экологической ситуации на этих территори€х.


Ћитература

1. ѕрограмма создани€ в ¬осточной —ибири и на ƒальнем ¬остоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжени€ с учетом возможного экспорта газа на рынки  ита€ и других стран јзиатско-тихоокеанского региона: ќсновные положени€. -ћ.: ќјќ Ђ√азпромї, 2003.

2. ¬айншток —.ћ. ќбъединить усили€ по созданию евроазиатского нефт€ного рынка // ћат. 11-й междунар. конф: ЂЌефть и газ - 2002ї (ћосква. 26 июн€. 2002 г.). Ц ћосква, 2002. 3. ¬арламов ј.»., √ерт ј.ј., —таросельцев ¬.—. и др. ѕерспективы освоени€ ресурсов углеводородного сырь€ ¬осточной —ибири // –азведка и охрана недр. Ц 2003. - є 11-12.

4. ¬осточный трубопроводный комплекс: ѕо материалам выступлений ». ћазура и ¬. —еменова на ѕервом международном трубопроводном форуме // Ќефтегазова€ вертикаль. - 2002. - є 12.

5.  онторович ј.Ё.,  оржубаев ј.√., ≈лкнна ».¬., Ёдер Ћ.¬. Ёкономическа€ оценка нефтегазового комплекса ¬осточной —ибири и ƒальнего ¬остока с учетом реализации перспективных международных проектов // “ез. докл. ћеждунар. науч.-практ. конф. Ђ“еори€ и практика геолого-экономической оценки нефтегазовых объектов. ќценка инвестиционной привлекательности объектов лицензировани€ї. Ц —ѕб.: ¬Ќ»√–», 2003.

6. ¬иленский ѕЋ., Ћившиц ¬.Ќ., —мол€к —.ј. ќценка эффективности инвестиционных проектов: теори€ и практика. - ћ.: ƒело, 2002.

7. ћетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (втора€ редакци€). - ћ.: Ёкономика, 2000.

8. ћониторинг основных показателей экономики улусов и городов –еспублики —аха (якути€). январь-декабрь 2003 года: —тат. бюл. / √оскомстат –оссии;  ом. гос. статистики –еспублики —аха (якути€). - якутск. - 2003. - є 2/6119.


√ерт ј.ј., ќглы ј.ј, ’аритонова ¬.Ќ., Ќемова ќ.√.,
¬ижина ».ј., ћельников ѕ.Ќ., ѕетров ѕ.ј., 2004
∆урнал Ђ–егионї, є 4 Ц 2004 г., Ќовосибирск.

ƒополнительно. ¬опросы экологической безопасности различных вариантов трассы нефтепровода ¬—-“ќ обсуждаютс€ в статье новосибирских ученых:  .√. Ћеви, —.¬. јлексеев, ¬.ј.ѕотапов, ё.Ѕ. “ржцинский (»нститут земной коры —ќ –јЌ). »нженерно-геологические услови€ строительства и эксплуатации трубопроводного транспорта в ¬осточной —ибири и на ƒальнем ¬остоке. ∆урнал Ђћинеральные ресурсы –оссии. Ёкономика и управлениеї, є 1 Ц 2004г.

–°–њ–µ—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–µ –њ—А–Њ–µ–Ї—В—Л

–≠–Ї–Њ–Я—А–∞–≤–Њ - –і–ї—П –Я—А–Є—А–Њ–і—Л –Є –ї—О–і–µ–є

–≠–Ї–Њ–Я—А–∞–≤–Њ

–≠–Ї–Њ—А–µ–њ–Њ—А—В—С—А -
   –Ч–µ–ї—С–љ—Л–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є

–°–Є—Б—В–µ–Љ–∞ –і–Њ–±—А–Њ–≤–Њ–ї—М–љ–Њ–є —Б–µ—А—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Є

–°–Є—Б—В–µ–Љ–∞
   –і–Њ–±—А–Њ–≤–Њ–ї—М–љ–Њ–є
   —Б–µ—А—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Є

–ѓ—А–Љ–∞—А–Ї–∞
   —Н–Ї–Њ—В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є–є

–≠–Ї–Њ–ї–Њ–≥–Є—П –Є –±–Є–Ј–љ–µ—Б

–Ч–љ–∞–є, —З—В–Њ –њ–Њ–Ї—Г–њ–∞–µ—И—М

–Ч–∞ –±–Є–Њ–±–µ–Ј–Њ–њ–∞—Б–љ–Њ—Б—В—М

–Ю–±—Й–µ—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ
   —А–µ—Б—Г—А—Б—Л
   –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞–љ–Є—П

–Ш–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ—Л–µ –њ–∞—А—В–љ—С—А—Л:

Forest.RU - –Т—Б—С –Њ —А–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Є—Е –ї–µ—Б–∞—Е –Ч–∞ –±–Є–Њ–±–µ–Ј–Њ–њ–∞—Б–љ–Њ—Б—В—М –°–Њ–≤–µ—В –њ—А–Є –Я—А–µ–Ј–Є–і–µ–љ—В–µ –†–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Њ–є –§–µ–і–µ—А–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ —Б–Њ–і–µ–є—Б—В–≤–Є—О —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є—О –Є–љ—Б—В–Є—В—Г—В–Њ–≤ –≥—А–∞–ґ–і–∞–љ—Б–Ї–Њ–≥–Њ –Њ–±—Й–µ—Б—В–≤–∞ –Є –њ—А–∞–≤–∞–Љ —З–µ–ї–Њ–≤–µ–Ї–∞ –¶–µ–љ—В—А —Н–Ї—Б—В—А–µ–Љ–∞–ї—М–љ–Њ–є –ґ—Г—А–љ–∞–ї–Є—Б—В–Є–Ї–Є

–Ю–±–Љ–µ–љ –±–∞–љ–љ–µ—А–∞–Љ–Є