Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
На главную страницу кампании
Природа дороже нефти!
Подробности и комментарии
Нефтепровод "Тайшет - Перевозная"
Пропущенная сенсация: глава Ростехнадзора потребовал еще раз
обосновать Перевозную
В предыдущем выпуске "Нефтяного обозрения" мы сообщали о том, что
в ответ на письмо президенту В.В. Путину от руководителя
Российской АН ак. Юрия Осипова, в Правительство было направлено
поручение рассмотреть возможность строительства нефтепровода из
Тайшета не в Перевозную, а до Находки. Руководитель правительства
М. Фрадков поручил Ростехнадзору, Минприроды, Минпромэнерго и
Минэкономразвития рассмотреть этот вопрос и подготовить
предложения.
Как оказалось, и.о. руководителя Ростехнадзора г-н Малышев уже
сформулировал свою позицию. Правда об этом сообщалось так
коротко, что мы и не заметили сей любопытный факт. А он, конечно
же, заслуживает внимания:
"Вчера и.о. руководителя Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) РФ Андрей
Малышев заявил о том, что компания "Транснефть" должна обосновать
решение разместить конечную точку нефтепровода в бухте Перевозная
(Тихий океан). Глава Российской академии наук (РАН) Юрий Осипов
поддержал точку зрения господина Малышева. По мнению ученого,
размещать терминал нефтепровода в бухте Перевозная очень
рискованно, потому что "бухта располагается в районе с богатейшим
рекреационным потенциалом для жителей Дальнего Востока и Сибири,
в районе с развитой сетью заповедников и заказников". Кроме того,
по данным Юрия Осипова, нефтепровод к Перевозной будет проходить
через охранную зону биосферного заповедника РАН Кедровая Падь"
(Коммерсантъ в Хабаровске 22.03.2005).
"Независимая газета" (22.03.2005) разместила просто сенсационное
высказывание и.о. руководителя Ростехнадзора: "Мы разделяем
обеспокоенность общественных и экологических организаций по
проекту строительства трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан
и считаем, что на последующих этапах проектирования "Транснефть"
должна будет обосновать выбор строительства порта в Бухте
Перевозная", - сказал и.о. руководителя службы Андрей Малышев".
Интересно все-таки работает Ростехнадзор. Четыре месяца назад,
когда там ударными темпами изготовляли положительное заключение
госэколэкспертизы на обоснование инвестиций в строительство этой
трубопроводной системы, все было ясно, понятно и обосновано.
Перевозная - и никаких других вариантов. А тут вдруг началось: и
"разделение обеспокоенности общественных и экологических
организаций", и необходимость дополнительного обоснования
строительства нефтеэкспортного терминала именно в бухте
Перевозная потребовалась. Интересно, безопасность атомных
объектов они по той же системе "семь пятниц на неделе" оценивают?
Источник:
"Независимая газета" 22.03.2005,
"Коммерсантъ в Хабаровске" 22.03.2005.
Весь пар приморских депутатов, похоже, вышел в свисток
В начале марта народные избранники, заполняющие Законодательное
собрание Приморского края, в порыве борьбы за сохранение своих
мест купания и отдыха в Амурском заливе воодушевились до такой
степени, что собрались заслушать губернатора Дарькина. Депутаты
хотели узнать, почему нефтеэкспортный терминал надо размещать
именно в бухте Перевозной, где этот объект в случае аварии сможет
максимально нагадить жителям не только Владивостока, но и всего
Приморского, и даже Хабаровского края. Ведь есть же масса других,
более безопасных мест.
Торжественный акт общения губернатора с законодателями должен был
состояться 30 марта 2005 года. Но не состоялся. Из аппарата
губернатора сообщили, что он в отпуске, и прерывать это приятное
занятие ради радости общения с Законодательным собранием не
намерен. А потому народные избранники тихо-мирно решили перенести
слушания на конец апреля. Правда тогда результаты их депутатской
деятельности будут уже пустой тратой времени и средств
налогоплательщиков, оплачивающих все эти упражнения.
Наиболее громким и смелым оказался депутат Николай Марковцев.
Впрочем, в свое время он был единственным, кто после знакомства с
мнениями своих избирателей открыто проголосовал против
утверждения назначенного губернатора Дарькина на новый срок:
"Считаю, нерассмотрение данного вопроса на сессии 30 марта
недопустимым, так как уже начаты изыскательские работы на
территории и акватории в районе бухты Перевозной под размещение
нефтеперегрузочного комплекса, несмотря на категорический отказ
Федерального Государственного учреждения "Приморрыбвод"
согласовать размещения данного предприятия на берегах водоема
высшей рыбохозяйственной категории, прокомментировал депутат. -
Более того, в соответствии с распоряжением Фрадкова от 31 декабря
2005 года N 1737-р заинтересованным министерствам предписано
определить до 01 мая 2005 года этапы строительства трубопроводной
системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".
"То есть перенос данного вопроса на конец апреля 2005 года
означает, что Законодательное Собрание Приморского края
согласилось с предложенной схемой строительства нефтепровода. В
связи с этим, я обращаюсь лично, как депутат, как житель
Приморского края, к президенту Российской Федерации Путину и
председателю правительства Российской Федерации Фрадкову с
просьбой немедленно остановить строительство нефтепровода
"Восточная Сибирь - Тихий океан" в бухте Перевозная" - добавил
Николай Марковцев.
Странный он, депутат Марковцев. За что-то борется, на чем-то
настаивает. Ведет себя не как верноподданная, со всем согласная
голосовалка, которые сейчас преобладают в составе российских
органов власти, а прямо как какой-то "Гринпис". Об этом - см.
следующее сообщение.
Источники:
www.regnum.ru 31.03.2005, www.regions.ru 24.03.2005,
www.vostokmedia.ru 31.03.2005.
Антитеррористы, вам Путин дал приказ!
В Хабаровске прошло межведомственное совещание по обеспечению
защиты от террористов объектов энергетического комплекса в
Дальневосточном федеральном округе. На этом мероприятии
присутствовали представители Антитеррористических комиссий
округа, органов госбезопасности, внутренних дел, МЧС,
руководителей служб безопасности объектов энергетики.
Участники совещания отметили, что работа по охране предприятий
энергетики от терактов стала плановой, системной, и
квалифицированной. Она, конечно же, требует дальнейшего
совершенствования и развития. Региональным антитеррористическим
комиссиям округа было рекомендовано поддерживать инициативы
энергокомпаний по увеличению расходов на проведение
антитеррористических мероприятий.
Пожелание, мягко говоря, весьма двусмысленное. Означает ли это
поддержку проектов объектов, например трубопроводов длиной более
4000 км в запредельно сложных природных условиях? Средств на их
защиту можно будет закачивать как в бездонную бочку, а все будет
без толку. Ведь вся эта конструкции будет регулярно ломаться сама
собой и безо всяких террористов. Не о таком ли увеличении
расходов заботятся дальневосточные антитеррористы?
Как всегда ярко и верноподданно выступил генерал Пуликовский:
"Комментируя ситуацию, полномочный представитель Президента
Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе
Константин Пуликовский отметил: "Президент Владимир Путин дал
поручение обеспечить антитеррористическую защиту объектов
энергетики на Дальнем Востоке, мы обязаны контролировать его
выполнение. Конечно, с тех руководителей, которые до сих пор не
приняли всех необходимых мер, мы будем требовать подробного
отчета о причинах неисполнения поручения Президента".
Насчет того, собирается ли генерал Пуликовский делать что-либо
еще, кроме как "требовать подробного отчета о причинах
неисполнения поручения Президента" - осталось неизвестным.
Остается правда еще несколько вопросов. Если при прохождении
Хабаровска или какого-либо еще расположенного около Транссиба
поселка слетит с рельсов состав, груженный нефтью, кого тогда
надо будет считать террористами? А если в Амурском заливе или на
выходе их него выбросит на камни груженый на терминале в
Перевозной танкер дедвейтом в 200 тысяч т, с кого тогда
"требовать подробного отчета"? С проектировщиков, которые,
заложивших все это в проекты? Или с руководящих
антитеррористических болтунов, которые все это утвердили?
Источник:
www.rusenergy.com 1.04.2005.
Интересно, поймут ли японцы загадочную душу российских налоговиков?
Газета "Ведомости" опубликовала статью, в которой утверждает, что
Япония обеспокоена заметным ухудшением инвестиционного климата в
России для японских компаний. Японская сторона считает, что это
связано с недостатком прозрачности и справедливости в
деятельности российских государственных органов.
Наиболее серьезной является ситуация с проектом "Сахалин-2". В
феврале 2005 года Счетная палата публично заявила, что участники
консорциума, в котором 45% принадлежат японским компания "Мицуи"
и "Мицубиси", нанесли российскому бюджету ущерб в 2,5 млрд.
долларов. По мнению Счетной палаты, соглашение о разделе
продукции по проекту "Сахалин-2" было подписано с нарушением
законов и без конкурса. А еще оператор проекта на 2 млрд.
долларов завысил затраты. Японская сторона считает это попыткой
пересмотра соглашения задним числом и пока собирается призвать
Россию не пересматривать соглашение.
Большие проблемы с налоговой службой возникли и у японской
компании Japan Tobacco International - JTI, которая владеет
табачными фабриками в Санкт-Петербурге и Ельце. В январе 2005
года налоговая служба выдвинула претензии российскому отделению
этой компании на сумму почти 80 млн. долларов. Сейчас дело
находится в арбитражном суде. Различные проверяющие зачастили
также на российско-японское лесоперерабатывающее предприятие
"Игирма-Тайрику", расположенное в Иркутской области.
Японцев утешил руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
Он сообщил: "если можно говорить о каком-либо ухудшении
обстановки именно для японских компаний, они сталкиваются с теми
же сложностями в России, что и все остальные".
В ближайшее время нам предстоит увидеть, как эти "сложности"
повлияют на готовность японцев выделить несколько миллиардов
долларов для реализации нефтепроводной авантюры "Тайшет -
Перевозная". Удастся ли российским чиновникам в отношении японцев
сочетать "мочение в сортире" с одновременным получением кредитов
- скоро станет ясно. Вдруг эти потомки самураев, в отличие от
бывших советских граждан нынешней свободной России, окажутся не
склонными к массовому садомазохизму?
Скажут - стройте ваш завод по производству сжиженного природного
газа сами. Технологии-то и оборудование патентованные. Ими
владеет очень небольшое число компаний, включая "Шелл".
Интересно, куда после этого российские чиновники будут вставлять
экспроприированную сахалинскую газовую трубу? И как все это
повлияет на удвоение ВВП? Не лопнет?
Источники:
"Ведомости" 1.04.2005.
Для загрузки направления "Тайшет - Перевозная" хотят построить
временный нефтепровод на резиночках.
Компании "Верхнечонскнефтегаз" намерена наладить перекачку нефти
по системе полевых нефтепроводов до города Усть-Кут, откуда нефть
уже будет можно перевозить по железной дороге. Это позволит
увеличить добычу нефти до 500 тысяч т в год, что в пять раз
больше чем в прошлом году. В декабре 2004 года был принят
бизнес-план строительства полевого трубопровода мощностью до 1
млн. т в год. Первая его очередь должна выступить в строй уже в
середине 2006 года.
Опыт использования полевых нефтепроводов, разработанных для нужд
советской армии, уже имеется в республиках Коми, а также в
Якутии. Легко соединяемые трубы полевых трубопроводов на стыках
герметизируются при помощи резиновых муфт. Эти трубопроводные
системы очень легко и дешево налаживать, но они гораздо легче
повреждаются. В условиях боевых действий их работоспособность
поддерживается за счет оперативного ремонта. В мирное время
легкость и дешевизна наладки оборачиваются повышенным риском
разливов.
Одновременно начались переговоры и о более тесной координации
деятельности компаний, ведущих освоение месторождений Восточной
Сибири, нефть которых может быть использована для загрузки
нефтепровода "Тайшет - Перевозная". Инициатором стала
администрация Иркутской области.
Извлекаемые запасы Верхнечонского месторождения которое
расположено на территории Иркутской области, составляют 202 млн.
т нефти и 96 млрд. кубометров природного газа. Лицензия на его
освоение принадлежит ОАО "Верхнечонскнефтегаз" (63% акций
принадлежат ТНК-ВР, 26% - "Интеррос", 11% - администрации
Иркутской области). Вследствие удаленности и труднодоступности,
освоение только этого месторождения будет в экономическом плане
малоэффективно. Рентабельность проекта может быть повышена за
счет комплексного освоение нефтегазовых ресурсов региона. В
первую очередь речь идет о расположенном неподалеку Талаканском
месторождении.
Талаканское месторождение находится на территории Якутии. Его
геологические запасы оценены более чем в 350 млн. т, однако
извлекаемые выглядят скромнее - 124 млн. т нефти и 47 млрд.
кубометров природного газа. Лицензия на освоение этого
месторождения сейчас принадлежит ОАО "Сургутнефтегаз".
Компания ОАО "Сургутнефтегаз" выступила с предложением построить
капитальный трубопровод длиной 500 км и мощностью до 26 млн. т в
год. Он должен связать Талаканское и Верхнечонское месторождение
и выйти на трассу Байкало-Амурской магистрали в районе г.
Усть-Кута. В дальнейшем он должен быть состыкован с
трубопроводной системой "Восточная Сибирь - Тихий океан".
Стоимость этого проекта пока оценена в 1 млрд. долларов. В 2006
году предусматривается завершение изысканий и начало
строительства. Сдача в эксплуатацию планируется на 2009 год.
Губернатор Иркутской области обратил внимание на то, что
занимающееся строительством нефтепровода "Тайшет - Перевозная"
подразделение "Транснефти" "Транссибнефть" планирует место
стыковки трубопроводов от восточносибирских месторождений не в
Усть-Куте, а в Казачинском. Этот вопрос должен быть решен с
представителями "Транснефти".
Источники:
РИА-Сибирь 1.04.2005, http://babr.ru 2.04.2005,
www.snews.ru 30.03.2005, "Коммерсантъ в Хабаровске" 2.04.2005,
"Коммерсантъ в Иркутске" 30.03.2005".
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|