ћеждународный —оциально-экологический —оюз ћеждународный —оциально-экологический —оюз
  ќ нас | »стори€ и ”спехи | ћисси€ | ћанифест

—ети ћ—оЁ—

  „лены ћ—оЁ—
   ак стать
  членом ћ—оЁ—

ƒела ћ—оЁ—

  ѕрограммы ћ—оЁ—
  ѕроекты и кампании
   членов ћ—оЁ—

—оЁ—-издат

  Ќовости ћ—оЁ—
  "Ёкосводка"
  √азета "Ѕерегин€"
  ∆урнал ¬ести —оЁ—
  Ѕиблиотека
  ѕериодика ћ—оЁ—

Ќа главную страницу кампании
ѕрирода дороже нефти!

ѕодробности и комментарии

“рубопровод "“айшет - ѕеревозна€"
ћы бандито, гангстерито, держим банко миллионо и плеванто на законо

—обыти€, происход€щие вокруг строительства трубопроводной системы "¬осточна€ —ибирь - “ихий ќкеан" (она же - нефтепровод "“айшет - ѕеревозна€") идут полностью по мотивам песенки "ћы бандито, гангстерито" из мультфильма "ѕриключени€ капитана ¬рунгел€". ќна €вно претендует на роль корпоративного гимна ќјќ "ј  "“ранснефть" и когорты различного рода руковод€щих чиновников, проталкивающих этот проект:

ћы бандито, гангстерито, мы кастето, пистолето. Oh yes.
ћы стрел€нто, убиванто, украданто то и это. Oh, yes.
Ѕанко, тресто, президенто ограбл€нто ун моменто. Oh, yes.
» за енто режисенто нас сниманто киноленто. Oh, yes.

ћы бандито знаменито, мы стрел€то пистолето. Oh, yes.
ћы фиато, разьежато целый день кабриолето. Oh, yes.
ѕосто€нно пьем чинзано, посто€нно сыто-пь€но. Oh, yes.
ƒержим банко миллионо и плеванто на законо. Oh, yes.

ћы пирато, гастролеро, мы синьоро ƒел€воро. Oh, yes.
» гражданто, убеганто в рассыпанто presto скоро. Oh, yes.
A-la bene, de patino, все игранто в ганстерино. Oh, yes.
Ul momano, цап монето и стрел€то пистолето.

»сточник: www.pesenki.ru, собственные наблюдени€ - далее.

“рубопровод "“айшет - ѕеревозна€"
ћы пирато, гастролеро, мы синьоро ƒел€вороЕ

¬ начале недели ѕриморье посетил с официальным визитом руководитель федерального агентства морского и речного транспорта ¬€чеслав –укша. —о стороны приморских властей с ним работал вице-губернатор ѕриморского кра€ ¬иктор √орчаков.

"ѕо итогам поездки ¬€чеслав –укша провел рабочее совещание, на котором за€вил, что избрание конечной точкой нефтепровода - бухты ѕеревозна€ - окончательное решение правительства –‘, и обсуждени€, а также рассмотрени€ других вариантов больше не будет. ќн отметил, что создание нефтеналивного терминала не ухудшит экологическую ситуацию в этом районе, поскольку терминал оснащен эффективными очистными сооружени€ми, уже опробованными на аналогичных терминалах в Ќовороссийске („ерноморское побережье) и ѕриморске (Ѕалтика)". (www.oilcapital.ru 25.02.2005.)

√осподин –укша, конечно, выдающийс€ российский нефтеход, а теперь, как оказалось, еще и эколог. Ќо хотелось бы все-таки узнать, чем он собираетс€ буксировать 300-тыс€чные гиганты с грузом нефти, которые при его активном содействии собираютс€ запихивать в јмурский залив. Ќаверно г-ну –укше пригрезились когда-то имевшиес€ в распор€жении советского военно-морского флота могучие буксиры "Ќиколай „икер" и "‘отий  рылов". Ќо они уже давно не по€вл€ютс€ в родных российских водах, а несут свою спасательную службу на другом конце земного шара. » совсем не под российским флагом. ¬прочем, дл€ агентства г-на –укши это будет хорошим поводом запустить руку в государственный бюджет дл€ финансировани€ строительства новых буксиров.  оторые потом кто-нибудь когда-нибудь снова сможет куда-нибудь загнать.

»нтересно было бы также узнать, какими "очистными сооружени€ми" г-н –укша собираетс€ убирать крупный разлив нефти, если он случитс€ в окрестност€х терминала Ќовороссийска, ѕриморска или ѕеревозной. “уалетной бумагой или ершиками из сортиров ‘едерального агентства? »стори€ пока не зафиксировала фактов успешной уборки разливов объемом более 5-10 тыс€ч т нефти. ¬ лучшем случае их уносит в море. ¬ худшем - размазывает по окрестным берегам. „то г-н –укша будет делать, если, не дай Ѕог, танкер со 100 и более тыс€чами т нефти на борту выбросит на берег недалеко от ¬ладивостока?

ѕохоже, приморский чиновник г-н √орчаков все-таки испытывает некоторые неудобства от того, что в одних за€влени€х конечным пунктом нефтепровода "“айшет - не поймешь что" звучит бухта ѕеревозна€, в других - Ќаходка:

"- я буду говорить о том, что знаю на сегодн€шний день. я как чиновник подчин€юсь государственной дисциплине. ј в постановлении написано: "“айшет - ѕеревозна€".

≈сть приказ министра ’ристенко - ускорить проектные работы. –ечь идет о середине марта. ѕредполагаетс€, что уже летом начнетс€ строительство, причем как со стороны —ибири, так и со стороны конечной точки. » в подтверждение этой версии могу сообщить, что начина€ с конца €нвар€ на территории ѕриморь€ ведут активную работу проектировщики, отвечающие за проектирование нефт€ного терминала, модернизацию автомобильных и железных дорог и строительство нефтехранилища. » все это происходит на площадках бухты ѕеревозна€.

≈сть жестка€ рекомендаци€ руководства страны: в следующем году, в августе-сент€бре 2006 года запустить терминал и транспортировать через него нефть. ѕока не будет построен нефтепровод, отправка будет осуществл€тьс€ по железной дороге через станцию Ѕарановский. ќт нее до ѕеревозкой около 100 км. ѕравда, этот участок дороги еще необходимо электрифицировать, возможно, даже проложить вторую колею. “ак что отработка всей технологической цепочки будет осуществл€тьс€, не дожида€сь окончани€ строительства нефтепровода" («олотой –ог).

»сточник: www.oilcapital.ru 25.02.2005, "«олотой –ог" є13, 2005.

“рубопровод "“айшет - ѕеревозна€"
» плеванто на законоЕ

ќтносительно сроков начала разгрома природы берегов јмурского залива существуют определенные противоречи€. ≈сли начальник ‘едерального агентства морского и речного транспорта –‘ г-н –укша и вице-губернатор ѕриморского кра€ г-н √орчаков твердо намерены начать рыть землю уже летом 2005 года, то они собираютс€ совершить некоторое насилие над существующим российским законодательством. ¬прочем, ему, законодательству, равно, как и след€щим за его выполнением правоохранительным органам к этому не привыкать.

Ќо, тем не менее, подобные действи€ (начало строительства в ѕеревозной) без наличи€ положительного заключени€ государственной экологической экспертизы €вл€ютс€ противозаконными. —ейчас в ѕодмосковье другой видный государственный де€тель, г-н ћитволь из –осприроднадзора, пытаетс€ кататьс€ на бульдозере, чтобы снести, по его мнению, незаконно построенные дачи и даже баню јллы ѕугачевой. ѕотому как нет у них положительных заключений госэколэкспертизы. ј тут целый нефтеэкспортный терминал.

Ќа состо€вшемс€ 24 феврал€ заседании совета директоров ќјќ "ј  "“ранснефть" было прин€то предложение завершить до 30 июн€ разработку “Ёќ проекта, который осторожно предпочитают называть "нефтепроводна€ система ¬осточна€ —ибирь - “ихий океан".   этому же сроку планируетс€ закончить разработку рабочей документации. ¬ решении совета директоров сообщаетс€, что начало строительства намечено уже на 2005 год, но при этом должны быть соблюдены все процедуры по конкурсному отбору подр€дных организаций и поставщиков материалов и оборудовани€.

ƒаже при самых ураганных темпах протаскивани€ этой документации через процедуру общественных слушаний, а также государственной экологической экспертизы, если не идти на откровенные нарушени€ закона, до осени любые строительные работы на месте намечаемого терминала в бухте ѕеревозна€ и на подходах к ней будут незаконными.

Ѕудет интересно посмотреть, пойдут ли на это г-н –укша, г-н √орчаков и примкнувший к ним ¬айншток, и как на это дело посмотр€т в √енпрокуратуре и –осприроднадзоре.

»сточники: www.rusenergy.com 25.02.2005.

“рубопровод "“айшет - ѕеревозна€"
ƒержим банко миллионоЕ

японские и российские эксперты 21 феврал€ 2005 года провели встречу в ћоскве, на которой обсуждались перспективы сотрудничества по проекту строительства все той же нефтепроводной системы "откуда-то из ¬осточной —ибири - куда-то на “ихий океан".

ѕохоже, с российской географией у €понских журналистов совсем плохо, суд€ по совершенно экзотической версии трассы, котора€ звучит как "јнгарск, около Ѕайкала в ¬осточной —ибири на ѕеревозную около Ќаходки на российском ƒальнем ¬остоке" (Japanese and Russian experts held a meeting Monday in Moscow on project to build an oil pipeline linking Angarsk, near Lake Baikal in eastern Siberia, to Perevoznaya, near Nakhodka in Russia's far eastЕ)

ƒалее в тексте несколько раз поминаетс€ название "јнгарск - Ќаходка", из чего можно сделать вывод, что не только дл€ отдельных московских, но и дл€ €понских чиновников бухта ѕеревозна€ и порт Ќаходка - это одно и то же. ј что между ними более 200 км - не важно.

Ќо наверно они все-таки не перепутали названи€ представителей €понских государственных структур, принимавших участие в заседании. Ёто японское агентство по природным ресурсам и энергетике (Japan Natural and Energy Agency), а также "японский банк международного сотрудничества" (Japan Bank for International Cooperation - JBIC).

ƒеньги, как нетрудно догадатьс€, вод€тс€ именно в последней структуре, знаменитой оглушительными скандалами в св€зи с кредитами, которые она выдает. ќсобенно славно JBIC поработал в »ндонезии, где объем вз€ток и прочих платежей, попавших в многочисленные карманы семейки президента —ухарто, оцениваетс€ в 15 млрд. долларов. ¬идимо отча€вшись перевоспитать таких прожорливых потребителей денег €понских налогоплательщиков, €понские власти одно врем€ попытались уменьшать размеры средств, выдел€емых этой замечательной финансовой структуре. Ќо все равно, денег в "японском банке международного сотрудничества" еще очень много.

»сточники: Kyodo 22.02.2005.

“рубопровод "“айшет - ѕеревозна€"
» гражданто, убеганто в рассыпанто presto скоро. Oh, yes.

ѕриморский вице-губернатор √орчаков, предчувству€, с какой стороны ожидать проблем дл€ своей бурной де€тельности, нанес предупредительный удар.  онфигураци€ его стандартна€:

"я внимательно слушал экологов на общественных слушани€х и не раз в неформальной обстановке беседовал с ними. я понимаю их беспокойство и желание сохранить какие-то кусочки земли. Ќо в эту игру активно вмешиваютс€ вс€кие "потусторонние" силы. ѕод ними € понимаю разные общественные организации, которые получают поддержку из-за рубежа.  стати, в ѕриморье поступила больша€ сумма долларов на провоцирование экологов против нефтепровода. ћы знаем это совершенно точно.

Ќекоторым странам не нравитс€ по€вление трубы, так как это повлечет за собой промышленное развитие ƒальнего ¬остока, а оно не отвечает их политическим задачам. “руба поможет нам организовать более тесное сотрудничество с японией,  итаем и ёжной  ореей - промышленно развитыми странами региона, потенциал которых самодостаточен, и это кое-кого не устраивает.

¬озвраща€сь к трубе, она - не есть спасение от всех проблем кра€. Ќо это - создание терминала дл€ глубоководных судов и нефтеперерабатывающего завода, использование мощностей нашей строительной индустрии и стройматериалов, создание рабочих мест.

ƒальше мы реконструируем железную и автомобильную дорогу. Ёто привлечет за собой серьезную модернизацию хоть и не всего кра€, но значительной его части. “ак или иначе поселки Ѕезверхово и Ѕарабаш ’асанского района будут развиватьс€".

¬еро€тно, он ждет, что после такого за€влени€ экологи срочно побегут ка€тьс€, писать €вки с повинной и переводить имеющиес€ у них средства в фонд поддержки строительства нефтепровода "“айшет - непон€тно куда", пока к ним не пришли из налоговой. »стории про жуткие суммы долларов (а почему не юаней?), которые поступают €кобы на "провоцирование экологов против нефтепровода" в последнее врем€ стали стандартным припевом российских чиновников, когда очередна€ их афера, затеваема€ исключительно дл€ того, чтобы было как лучше, кончаетс€ "как всегда".

ѕро €понские иены г-н √орчаков благоразумно не упоминал. ѕоскольку в отличие от мифических, максимум, нескольких дес€тков тыс€ч долларов, проект нефтепровода "“айшет - ѕеревозна€", помимо пока относительно безвозмездной де€тельности местных "бандито-гангстерито", проталкиваетс€ на €понские иены. —редства, которые определенные структуры в японии готовы выделить на развитие превращени€ –оссии в сырьевой придаток страны восход€щего солнца, будут астрономическими. ’оть в иенах - а это могут быть сотни миллиардов иен, хоть в долларах - соответственно, миллиарды долларов.

ѕри экономии на усушку, осадку, временные сооружени€, игры с качеством песка и цемента, и прочие при€тные тонкости учета и контрол€, миллиард-другой долларов (сотн€-друга€ миллиардов иен) отката и получитс€. Ќе зр€, предчувству€ гр€дущее возмущение тех, кому не достанетс€, совет директоров "“ранснефти" прикрыл себ€ ритуальной фразой о необходимости соблюдени€ всех процедур по конкурсному отбору подр€дных организаций и поставщиков материалов и оборудовани€.

—уд€ по всему, в ѕриморье уже давно все "распилено".  то бы из приморских журналистов просветил нас на тему, кто в этом регионе заведует песком, цементом и земл€ными работами, а также окрестност€ми поселков Ѕезверхово и Ѕарабаш ’асанского района? Ќеужели, как и в ћоскве, мадам Е?! ѕон€тно, местна€, приморска€, а не московска€. »ли московска€ уже и там цемзаводик прикупила?

»сточник: "«олотой –ог" є13, 2005.

“рубопровод "“айшет - ѕеревозна€"
ћинтранс уполномочен опровергнуть

√отовность некоторых московских и приморских начальников в приступе бюрократического восторга начать немедленно рыть землю в районе ѕеревозной при "плеванто на законо" вызывает тревогу и удивление, особенно дл€ тех, кто в полной мере осознает всю сложность и противоречивость этого проекта.

»збыточна€ ретивость г-на –укши поставила в несколько дурацкую ситуацию ћинистерство транспорта –‘, которое вроде бы €вл€етс€ его начальником. Ќе каждый день приходитс€ выступать с идиотскими по€снени€ми, из которых всем становитс€ пон€тным, что "плеванто" относитс€ не только к "законо" но и к "президенто", роль которого в случае с г-ном –укшей выполн€ет министр транспорта г-н Ћевитин:

"ћинистерство транспорта –‘ опровергает информацию о том, что бухта ѕеревозна€ в ѕриморье будет конечной точкой нефтепровода "“айшет - “ихий океан". ќб это сообщает ѕ–ј…ћ-“ј—— со ссылкой на пресс-службу ћинтранса. ¬ министерстве за€вили, что в сообщении со ссылкой на руководител€ ‘едерального агентства морского и речного транспорта ¬€чеслава –укшу о том, что бухта ѕеревозна€ в ѕриморье будет конечной точкой нефтепровода “айшет - “ихий океан и рассмотрени€ других вариантов больше не будет, не соответствует действительности.

–абоча€ поездка ¬. –укши в ѕриморье была св€зана с необходимостью изучени€ ситуации. Ќар€ду с бухтой ѕеревозна€ рассматриваютс€ и другие варианты строительства нефтеналивного терминала. ќкончательное решение по данному вопросу может быть прин€то только после проработки и оценки всех рисков. –абота в этом направлении ведетс€, и окончательное решение может быть прин€то через несколько мес€цев" (www.oilru.com).

ѕопытки найти подтверждение этого радостного факта на официальном интернет-сайте ћинтранса (www.mintrans.ru) успехом не увенчались. ¬ весьма дохленьком по объему и содержании разделе пресс-службы ничего на эту тему не обнаружилось.

“ем более ничего нового не по€вилось после визита на сайт ‘едерального агентства морского и речного транспорта –‘, расположенного по мужественному адресу www.morflot.ru. Ќа его первой странице помещена вполне штатска€ фотографи€ г-на –укши. Ќо вот каких-либо по€снений к тому, что он говорил или как его неправильно пон€ли по поводу ѕеревозной, там нет.

»сточники: www.oilru.com 1.03.2005, www.mintrans.ru, www.morflot.ru.

“рубопровод "“айшет - ѕеревозна€"
√осударственна€ экологическа€ экспертиза. » обольщатьс€ не надо

¬ ћеждународный —оциально-экологический союз, на адрес его сопредседател€ —.». «абелина, пришел ответ из ‘едеральный службы по экологическому и атомному надзору (исх.є јћ-10/158 от 11.02.2005) на его письмо в аппарат ѕравительства –‘ по поводу сроков проведени€ госэколэкспертизы обосновани€ инвестиций "¬осточна€ —ибирь - “ихий океан". —роки соблюдены ювелирно, поскольку ответ подготовлен на письмо аппарата правительства от 12.01.2005 єѕ12-116.

”важаемый —в€тослав »горевич!

‘едеральна€ служба по экологическому, технологическому и атомному надзору во исполнение поручени€ јппарата ѕравительства –оссийской ‘едерации о совместном рассмотрении с ћинистерством природных ресурсов –оссийской ‘едерации ¬ашего обращени€ по вопросу соблюдени€ законодательства –оссийской ‘едерации при проведении государственной экологической экспертизы материалов "ќбосновани€ инвестиций в строительство нефтепроводной системы "¬осточна€ —ибирь - “ихий океан" (ќ») сообщает следующее.

¬ соответствии с ‘едеральным законом от 23.11.1995 є174-‘« "ќб экологической экспертизе" проведение государственной экологической экспертизы указанных материалов организовано на основании приказа –остехнадзора от 15.10.2004 є139. ѕродолжительность работы экспертной комиссии по приказу составл€ет 3 мес€ца (90 дней), что находитс€ в полном соответствии с ѕоложением о пор€дке и –егламентом проведени€ государственной экологической экспертизы, где срок проведени€ государственной экологической экспертизы дл€ сложных объектов ограничен 120 дн€ми.

ѕроведение государственной экологической экспертизы проходило по календарному плану, утвержденному на первом заседании экспертной комиссии. ќднако, учитыва€, что эксперты хорошо представл€ют объект государственной экологической экспертизы, т.к. варианты "ќ»" дважды рассматривались и дорабатывались по замечани€м государственной экологической экспертизы в 2003 - 2004г.г., экспертна€ комисси€ на своем очередном заседании 20.11.2004 г. прин€ла решение о проведении пленарного заседани€ 2 декабр€ 2004 г. дл€ обсуждени€ проекта заключени€ государственной экологической экспертизы, что отражено в протоколе є 7.

—ледует отметить, что видео-, аудио- и стенографической записи пленарного заседани€ экспертной комиссии государственной экологической экспертизы 2 декабр€ 2004 г. не производилось, в св€зи с чем "цитировать" отдельные выхваченные фразы выступающих, не корректно.

‘едеральным законом от 23.11.1995 є174-‘« "ќб экологической экспертизе" (ст.4) установлено, что в –оссийской ‘едерации осуществл€ютс€ государственна€ экологическа€ экспертиза и общественна€ экологическа€ экспертиза. »з вышеуказанного закона не следует об€зательность проведени€ общественной экологической экспертизы. ”слови€ проведени€ общественной экологической экспертизы и перечень оснований дл€ отказа в государственной регистрации за€влени€ о проведении общественной экологической экспертизы установлены ст.23 и 24 ‘едерального закона "ќб экологической экспертизе". ¬ соответствии со ст.27 указанного закона представл€ть документацию на экологическую экспертизу, а также передавать необходимые материалы, сведени€, расчеты и дополнительные разработки по объекту экологической экспертизы общественным организаци€м (объединени€м), осуществл€ющим общественную экологическую экспертизу, об€заны заказчики документации. ѕри наличии за€влений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускаетс€ создание одной экспертной комиссии.

ѕо материалам "ќбосновани€ инвестиций в строительство нефтепроводной системы "¬осточна€ —ибирь - “ихий океан" проведена общественна€ экологическа€ экспертиза –егиональной благотворительной общественной организацией "ќбщественна€ экологи€". Ёкспертна€ комисси€ прин€ла во внимание результаты общественной экологической экспертизы, а также рассмотрела и проанализировала все аргументированные предложени€ по экологическим аспектам материалов "ќбосновани€ инвестиций в строительство нефтепроводной системы "¬осточна€ —ибирь - “ихий океан", как поступившие от научной и организованной экологической общественности, населени€, заинтересованных организаций и структур, так и представленные в ќ» ¬—“ќ в томе ќ¬ќ— "ћатериалы общественных обсуждений".

¬–»ќ –уководител€ ј.Ѕ. ћалышев

„тобы полностью оценить красоту этой чиновничьей отписки, надо ознакомитьс€ с текстом исходного письма из ћ—оЁ— руководителю ѕравительства –‘ (исх. є 79 от 16.12.2005):

”важаемый ћихаил ≈фимович!

ћасштабный инвестиционный проект "ќбоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы "¬осточна€ —ибирь - “ихий океан" (ќ» ¬—-“ќ)" (заказчик ќјќ "ј " “ранснефть") вызывает повышенный общественный интерес со стороны местного населени€, региональных органов власти от Ѕайкала до ѕриморь€, задевает интересы многих промышленно-финансовых корпораций и по уровню затрат вполне сопоставим сейчас с незавершенным проектом строительства Ѕјћ, отметившим в этом году свой 30-летний юбилей.

  нашему огорчению, в подведомственной ¬ам ‘едеральной службе экологического, технологического и атомного надзора (‘—Ё“јЌ) имело место пр€мое вмешательство в работу экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (√ЁЁ) "ќ» ¬—-“ќ" со стороны должностных лиц органов исполнительной власти с целью повли€ть на ход проведени€ √ЁЁ, что согласно статье 30 ‘едерального закона "ќб экологической экспертизе" (є174-‘«, 1995), квалифицируетс€ как нарушение законодательства –оссийской ‘едерации об экологической экспертизе.

Ќа очередном заседании экспертной комиссии √ЁЁ 02 декабр€ 2004г. было прин€то решение о завершении √ЁЁ, несмотр€ на то, что согласно приказу ‘—Ё“јЌ от 15.10.2004 є139 сроки работы экспертной комиссии были определены 3 мес€цами и истекают 15 €нвар€ 2005г. ¬ присутствии р€да наблюдателей от общественных организаций ѕредседатель экспертной комиссии Ќиколаев ј.¬. за€вил буквально следующее: "¬ соответствии с ѕриказом ‘—Ё“јЌ экспертиза должна была длитьс€ три мес€ца, но нас тороп€т, и мы досрочно завершили работу". Ќеобходимо отметить, что существующее законодательство и сложивша€с€ практика в экспертных органах ћѕ– –‘ и еще ранее √оскомэкологии –‘ предполагает сроки рассмотрени€ столь сложного и ответственного инвестиционного проекта не менее 4 мес€цев.

ѕрошедшие в июле этого года общественные слушани€ в семи субъектах федерации предварительных материалов оценки воздействи€ на окружающую среду (ќ¬ќ—) этого проекта показали, что проектна€ документаци€, м€гко выража€сь, далека от совершенства. ”чеными, специалистами, представител€ми общественных экологических организаций было внесено 224 замечаний и предложений, которые официально были переданы разработчикам проекта. ќсобое беспокойство вызывают вопросы экологической безопасности и общественной эффективности инвестиционного проекта. ќсновные нарушени€ законодательства, допущенные ќјќ "ј "“ранснефть" и зафиксированные органами прокуратуры –‘, сформулированы в открытом письме ѕрезиденту –‘(прилагаетс€), которое было передано лично мною руководителю јдминистрации ѕрезидента –‘ ћедведеву ƒ.ј. и находитс€ на контроле у него и —овете при ѕрезиденте –оссийской по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

ѕри содействии господина ћедведева ƒ.ј. мы провели переговоры с уполномоченными представител€ми ќјќ "ј " “ранснефть" с целью получени€ полного пакета предпроектной документации дл€ проведени€ общественной экологической экспертизы заинтересованными общественными организаци€ми и надеемс€ на положительное решение этого вопроса. ¬ соответствии с существующим законодательством "общественна€ экологическа€ экспертиза проводитс€ до проведени€ государственной экологической экспертизы или одновременно с ней" (ст.22 п.1 ‘« "ќб экологической экспертизе"). “аким образом, попытки сокращени€ сроков государственной экологической экспертизы лишают возможности р€д общественных организаций провести общественную экологическую экспертизу, результаты которой должны быть рассмотрены экспертной комиссией государственной экологической экспертизы.

¬ св€зи с вышеизложенным просим ¬ас обеспечить в подведомственном ¬ам учреждении проведение государственной экологической экспертизы в установленные «аконом сроки с полноценным участием заинтересованных общественных организаций. ѕриложение: 1 ..ќткрытое письмо ѕрезиденту –‘ на 2 стр.

Co-председатель —овета ћеждународного социально-экологического —оюза, „лен —овета при ѕрезиденте –оссийской ‘едерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

—в€тослав «абелин

»нтрига этого сюжета заключаетс€ в том, насколько юридически чисто было оформлено сокращение сроков с 90 до 47 дней сроков проведени€ госэколэкспертизы проекта ќбосновани€ инвестиций в строительство нефтепроводной системы "¬осточна€ —ибирь - “ихий океан"(ќ» ¬—-“ќ)".

“екст приказа –остехнадзора є139 от 15.10.2005, равно как и протоколы заседани€ экспертной комиссии, и даже текст прин€того ей 2 декабр€ 2005 года итогового заключени€ в открытом доступе, т.е. в »нтернет, отсутствуют. ћожно было бы предполагать, что в –остехнадзоре не знают о существовании такого средства информировани€ граждан –оссийской ‘едерации о том, чем занимаютс€ российские чиновники на деньги российских налогоплательщиков. ќднако на бланке указан адрес электронной почты atomnadzor@gan.ru. »з этого можно сделать два вывода. ѕервый, в недрах –остехнадзора знают о существовании компьютеров, и они там возможно даже есть. ¬торой - они знают о существовании электронной почты, и даже, может быть, ею пользуютс€.

Ѕыла предприн€та попытка обнаружить признаки присутстви€ –остехнадзора в »нтернет. ѕоискова€ система "яндекс", котора€ утверждает, что в ней "найдетс€ все" посоветовала сходить на www.gosnadzor.ru. ƒействительно там находитс€ одна из трех голов - бывший √осгортехнадзор. Ќо состо€ние ее совсем не жизнерадостное. ѕоследн€€ размещенна€ на сайте новость датирована 22 декабр€ 2004 года. ¬идимо, после этого √осгортехнадзор начал праздновать –ождество и Ќовый год и до сих пор не может прийти в себ€.

—айт российского правительства советовал отправитьс€ по адресу ћосква ул. “аганска€ д. 34, стр. 1. ≈сть ли в этом здании »нтернет, российское правительство не сообщало.

Ќемудреный поиск gan.ru тут же навел на след радиоактивной головы –остехнадзора и ее придатков.

Ќа первой же странице этого замечательного сайта сообщаетс€, что "¬ соответствии с ”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 20 ма€ 2004 г. є 649 ‘едеральна€ служба по атомному надзору и ‘едеральна€ служба по технологическому надзору преобразованы в ‘едеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. ƒо завершени€ организационных меропри€тий по созданию ‘едеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (–остехнадзор) вопросы промышленной безопасности освещаютс€ по адресу: www.gosnadzor.ru, вопросы €дерной и радиационной безопасности освещаютс€ по адресу: www.gan.ru".

ƒалее следовал тот самый сокровенный адрес, 109147 ћосква “аганска€ 34 и электронна€ почта atomnadzor@gan.ru. ѕо какому адресу освещаютс€ вопросы экологической экспертизы - покрыто мраком неизвестности.

—ердце мое наполнилось радостью, как только € увидел, что в нижней части страницы этого самого www.gan.ru помещен переход на "ќбщественную приемную" (http://www.gan.ru/priyomnaya/priyomnaya.htm). “ам можно обнаружить замечательную возможность "¬ы можете задать ваш вопрос, заполнив следующую форму". ѕравда после этого в скобках €рко красным цветом было добавлено "¬ременно не работает". ќстаетс€ только догадыватьс€, что "принимают" в "общественной приемной" јтомнадзора.

Ќо, тем не менее, "ќбщественна€ приемна€", несомненно, упорно работает, суд€ по наличию перехода на страницу "ќбзора обращений граждан" (www.gan.ru/priyomnaya/obrasheniya.htm). ћожно сказать коллеги. ћы вот "Ћесное обозрение" и "Ќефт€ное обозрение" выпускаем.

ќтрывшеес€ на этой странице оказалось настолько восхитительным, что мы решили процитировать его полностью. „итайте и наслаждайтесь:

¬ течение 2002 года в √осатомнадзор –оссии поступило 25 писем граждан, в том числе:

- по вопросам безопасности использовани€ атомной энергии 15 писем;
- по вопросам лицензировани€ де€тельности с источниками ионизирующего излучени€ 3 письма;
- кадровые вопросы и вопросы социального обеспечени€ 7 писем.

ѕо 10 обращени€м граждан, направленным в √осатомнадзор –оссии, поставленные в них вопросы были решены положительно, либо по изложенным в них фактам прин€ты меры. ƒва письма были переадресованы по принадлежности в другие ведомства с уведомлением авторов писем.

ѕо 15 обращени€м граждан, касающихс€ вопросов регулировани€ безопасности при использовании атомной энергии, экологической безопасности, захоронению и переработке €дерного топлива были даны разъ€снени€ авторам обращений".

÷елых 25 писем. » целых 10 положительных решений.  ак все округло. » всего лишь за 2002 год. ‘антастическа€ оперативность!

ѕосле этого всем должно стать пон€тно, в какие надежные руки попало проведение государственной экологической экспертизы в –оссийской ‘едерации. ѕолюбоватьс€ на облик временного исполн€ющего об€занности руководител€ всего этого великолепи€ (он же ¬–»ќ руководител€ ј.Ѕ. ћалышев), а также ознакомитьс€ с его трудовой де€тельностью на ниве сохранени€ родной российской природы можно по адресу www.gan.ru/rukovodstvo/malyshev.htm.

¬виду полного отсутстви€ содержательной официальной информации о де€тельности –остехнадзора по государственной экологической экспертизе обосновани€ инвестиций в "ќбоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы "¬осточна€ —ибирь - “ихий океан" (ќ» ¬—-“ќ) нам приходитс€ пользоватьс€ теми драгоценными крупицами, что удалось вы€вить в процессе переписки.

»так, в соответствии с приказом –остехнадзора от 15.10.2004 є139 продолжительность работы экспертной комиссии была определена в 3 мес€ца (90 дней). ƒалее был составлен и утвержден (впрочем, непон€тно кем) календарный план работы экспертной комиссии. ѕосле этого экспертна€ комисси€ вдруг, всего через мес€ц после начала работы (20.11.2005), приходит к выводу, что ей больше работать не надо, и принимает решение о проведении итогового пленарного заседани€ 2 декабр€ 2004 года. ќ чем €кобы составл€етс€ протокол є7.

ѕо идее в период между 20.11.2005 и 2.12.2005 он должен был бы по€витьс€ в открытом доступе, благо у трехголового бюрократического монстра –осприроднадзора есть, по крайней мере, два официальных интернет-сайта. » в то врем€ оба еще не начали праздновать Ќовый год. “ак что у экспертной комиссии были все возможности дл€ информировани€ широкой (а не только строго избранной) российской общественности, о досрочном завершении работы. Ќо протокол є7 никто из широкой общественности не видел. „то наводит на определенные сомнени€ в факте его существовани€.

¬ любом случае, сложившийс€ в –осприроднадзоре стиль работы настораживает. ѕриказом устанавливаетс€ срок работы экспертной комиссии в 90 дней, а она работает лишь 47 дней. ѕри такой исполнительской дисциплине становитс€ пон€тным, почему у нас „ернобыли взрываютс€ и атомные подводные лодки тонут. ћожет быть, ¬–»ќ ј.Ѕ. ћалышев все-таки должным образом оформил этот трудовой энтузиазм экспертной комиссии класса "п€тилетку в три года" и издал приказ о сокращении сроков проведени€ этого самого √Ё ќ» "¬—-“ќ", но об этом никто не знает.

«а€вление о том, что эксперты €кобы хорошо представл€ют объект экспертизы, поскольку этот проект уже дважды рассматривалс€, тоже хотелось бы подтвердить хоть какими-то доказательствами. Ќапример, разместив в открытом доступе список экспертов первых двух госэколэкспертиз и той, что завершилась 2 декабр€ 2004 года.

Ќа итоговом заседании 2 декабр€, на котором мне каким-то чудом (спасибо настойчивости региональных природоохранных организаций) удалось побывать, про то, что сроки проведени€ госэколкспертизы сокращаютс€ из-за того, что эксперты слишком хорошо знают проект, ничего не говорилось.

«ато там говорилось нечто совсем другое, что было опубликовано в 48 выпуске "Ќефт€ного обозрени€", который еще в декабре 2004 года был разослан тыс€чам наших подписчиков, и находитс€ на независимых от нас сайтах трех рассылок. ¬се-таки плохо не читать "Ќефт€ное обозрение". »наче бы составители ответа и ¬–»ќ руководител€ ј.ё. ћалышев учли, что тыс€чи людей прочитали это:

ј.ё.√ригорьев.  ак € участвовал в государственной экологической экспертизе проекта трубопровода "¬осточна€ —ибирь - “ихий океан":

ƒальнейшее изложение приходитс€ вести с использованием внешних признаков участвовавших в заседании официальных лиц. Ќи повестки заседани€ со списком выступающих, ни списка экспертной комиссии, ни, тем более, каких-либо рабочих материалов прибывшим на это меропри€тие не выдавалось. Ќаверно это теперь так прин€то.

ѕожилой, солидно выгл€д€щий господин, как € пон€л, председатель комиссии, разъ€снил государственную важность происход€щего событи€. ќказываетс€, сам президент ѕутин попросил премьер-министра ‘радкова до 15 декабр€ 2004 года определитьс€ с проектом нефтепроводной системы "¬осточна€ —ибирь - “ихий океан".

¬ св€зи с этим работа государственной экологической экспертизы была организована ударными темпами. Ќесмотр€ на то, что согласно приказу номер є 939 от 15 окт€бр€ 2004 года, срок проведени€ экспертизы был установлен в 3 мес€ца (т.е. она должна закончитьс€ 15 €нвар€ 2005 года), ее организаторы и участники в едином порыве решили завершить свой труд досрочно. ¬ духе стахановцев или контингента сталинских "шарашек", все члены экспертной комиссии были твердо намерены выдать на-гора сводное заключение уже 2 декабр€ 2004 г. “аким образом, нам была предоставлена действительно уникальна€ возможность присутствовать при последние часах процесса его изготовлени€" ("Ќефт€ное обозрение" є48 2004 31.11.-5.12.2004)

"ѕожилой, солидно выгл€д€щий господин" - это председатель экспертной комиссии Ќиколаев ј.¬. ѕриказ о проведении экспертизы имел номер не 939, а 139. ¬от и все уточнени€.

ƒействительно "видео-, аудио- и стенографической записи пленарного заседани€ экспертной комиссии государственной экологической экспертизы 2 декабр€ 2004 г. не производилось". Ќо есть свидетели. Ўесть представителей общественных природоохранных общественных организаций (¬¬‘, √ринпис, ћ—оЁ—, Ёкоюрис) там были. » они €вно не страдают склерозом.

»з новых сюжетов этого восхитительного шоу особый интерес представл€ет утверждение, что экспертна€ комисси€ "также рассмотрела и проанализировала все аргументированные предложени€ по экологическим аспектам материалов "ќбосновани€ инвестиций в строительство нефтепроводной системы "¬осточна€ —ибирь - “ихий океан", как поступившие от научной и организованной экологической общественности, населени€, заинтересованных организаций и структур, так и представленные в ќ» ¬—“ќ в томе ќ¬ќ— "ћатериалы общественных обсуждений".

’отелось бы обнаружить хоть какие-либо материальные доказательства этого радостного факта. ƒл€ начала - увидеть мифический том ќ¬ќ— "ћатериалы общественных обсуждений", на который так люб€т ссылать многочисленные чиновники, но который никто не видел.

¬прочем, нет, возможно, € видел.  огда мы были на встрече с руководством ќјќ "ј  "“ранснефть" представитель проектной организации помахал у нас перед носом каким-то томом, утвержда€, что это €кобы и есть “ќ“ —јћџ…. Ќо что находилось внутри - "ћатериалы общественных обсуждений" или переплетенна€ подшивка журнала "ѕлейбой", никто так и не узнал.

»сточники: "Ќефт€ное обозрение" є48 2004, www.gan.ru, www.gosnadzor.ru, делова€ переписка ћеждународного социально-экологического союза (электронные версии размещены в интернет по адресу)

“рубопровод "“айшет - ѕеревозна€"
 то будет козлом отпущени€ - министр “рутнев или министр ’ристенко?

ћинистр ёрий “рутнев, несомненно, обладает очень высоким дл€ современной российской бюрократии уровнем интеллекта. ¬ момент исторического визита к ¬.¬. ѕутину он жизнерадостно увер€л гаранта российской конституции, что нефти у нас - хоть залейс€. ќсобенно если выделить 40 миллиардов долларов на ее поиск. —уд€ по сообщени€м —ћ», во врем€ встречи ¬овочка и ёрочка всласть поиграли в перевозку нефти на паровозиках, перекачку ее трубочкам и расстались крайне довольные друг другом.

ј вот после этого министр “рутнев, похоже, призадумалс€. “о, что сейчас нефти дл€ обеспечени€ сколь-нибудь длительной работы трубы нет - пон€тно всем. » он в свободное от визитов к гаранту конституции врем€ всем об этом говорит.

Ќайдут ли ее, если даже правительство вдруг выделит дополнительные средства на геологоразведку - большой вопрос. ƒеньги пон€тно, осво€т, а вот что выдадут на гора - непон€тно.

–ванет ли толпа иностранных инвесторов закапывать свои средства в стылые восточносибирские недра после того, что было сделано с "ёкосом" и лихих за€влений о поддержке российских производителей нефти и газа посредством обрезани€ иностранных, чтобы у них ничего не выросло - тоже непон€тно.

 идалово китайцев тоже рано или поздно плохо кончитс€. ¬друг они в дополнение к своим разведочным буровым установкам двинут в ¬осточную —ибирь пару-тройку танковых дивизий в комплекте с миллионом-другим солдат? “анки оформ€т как тракторы, а бойцов - помощниками бурильщиков. ј автоматы оформ€т как китайские хлопушки дл€ отпугивани€ медведей. ¬ –оссии этих медведей навалом, они даже на партийных знаменах нарисованы. “ут уже согласием отдать половину Ѕольшого ”ссурийского острова не отделаешьс€.

ѕоскольку под чудесный проект нефтепровода "“айшет - куда-то на ¬осток" будут закопаны и откачаны огромные средства, через несколько лет может возникнуть р€д весьма непри€тных вопросов. ќчевидно, что министерство г-на “рутнева €вно не стремитс€ играть роль локомотива в этой афере:

"ќтвеча€ на вопрос, будут ли планы по строительству трубопровода детализированы в текущем году, глава ћѕ– сказал, что "за себ€ мы отвечать готовы. √лавный, кто должен определитьс€ и с маршрутом, и с этапами строительства, - это ћинпромэнерго", отметил министр, выразив надежду, что ¬. ’ристенко примет меры дл€ того, чтобы сделать работу в срок" (www.oilru.com 22.02.2005).

ѕеревед€ стрелки на министра ’ристенко, министр “рутнев зан€лс€ внесением серьезную сум€тицы в мозги членов российского правительства, и без того наход€щиес€ в весьма неустойчивом состо€нии:

"ћинистерствам и госкомпании "“ранснефть" необходимо просчитать как минимум два варианта строительства трубопроводной системы "¬осточна€ —ибирь - “ихий океан". ќб этом в интервью журналу "»тоги" за€вил министр природных ресурсов ёрий “рутнев" (www.oilru.com 22.02.2005)

ќсновна€ иде€ звучит трезво - надо посчитать, во сколько обойдутс€ лучевые трубопроводы, соедин€ющие месторождени€ с основной трубой.

"¬озможно, заметил министр, будет лучше пустить основную магистраль поближе к месторождени€м. ¬ результате получитс€ практически одна труба, может быть чуть более дорога€, чем в варианте "“ранснефти", зато без длинных лучей, а значит, будет получен выигрыш в себестоимости.

"Ќас интересует тариф, интересует, сколько будет стоить прокачка", за€вил ё.“рутнев, по€снив, что сегодн€ ответ на этот вопрос "очень невн€тный". (www.oilru.com 22.02.2005).

»нтересных моментов два. ѕервое - это перспективы очередного повышени€ стоимости трубы. “еперь уже по сравнению с предыдущим рекордом в 16 млрд. прозвучали еще и 18 млрд. долларов. ¬ сочетании с настойчивым интересом к уровню тарифов - очень любопытное совпадение.

ћинистерство природных ресурсов настаивает на том, чтобы раздача участков недр дл€ поиска и добычи нефтегазового сырь€ состо€лась только после прин€ти€ окончательного решени€ по трассе нефтепровода "¬осточна€ —ибирь - “ихий океан". ќбоснование - железное:

"ѕо словам министра, прин€тие окончательного технико-экономического обосновани€ (“Ёќ) проекта нефтепровода до Ќаходки существенно повысит стоимость нефтегазовых участков в регионе. ѕо мнению министра, "государство недополучит существенную сумму, если мы начнем действовать в данном направлении прежде, чем будет проработано решение по трубопроводам". "ћы полностью готовы и уже разработали перечень участков в ¬осточной —ибири дл€ лицензировани€ на ближайший год, но пока задерживаем старт", - отметил глава ћинприроды" (www.oilru.com 24.02.2005.)

Ётот шаг просто гениален. ќн позвол€ет ћинприроды отт€нуть весьма щекотливый момент обнародовани€ сведений о том, что ожидаетс€ открыть в недрах ¬осточной —ибири вдоль трассы нефтепровода, после чего окончательно станет €сна степень аферизма толкачей этого проекта.

»нвесторы не будут выкладывать деньги за геологические фантазии на тему бездонных нефт€ных богатств ¬осточной —ибири. ј далее все, способные на элементарные арифметические действи€, зададутс€ вопросом, зачем –осси€ должна давать гарантии и субсидии дл€ строительства трубы стоимостью 18 млрд. долларов, по которой нечего будет перекачивать. » позвол€ть государственной компании ќјќ "ј  "“ранснефть" заниматьс€ всем этим.

–оссийска€ природоохранна€ общественность может радоватьс€. ” нас есть, пусть не открытый, но мощный и, похоже, умный союзник. ¬едь если он все-таки пробьет второй вариант трассы, это будет означать существенные изменени€ проекта. », соответственно, новый турнир под названием государственна€ экологическа€ экспертиза обосновани€ инвестиций. » уж тут у нас по€витс€ возможность попытатьс€ свести счеты со всеми жуликами, что морочили нам головы в 2004 году.

ћожет быть, в конце концов, ёрочке даже удастс€ объ€снить во врем€ очередной встречи с ¬овочкой, что да ну их, эти трубочки. ”ж очень они дорогие. » рвутс€. ј то тут голодные пенсионеры ход€т и портреты с ругательствами нос€т. ƒавай пока на паровозиках повозим остатки того, что еще имеетс€. Ќо лучше не в ѕеревозную, а в какое-нибудь другое место. ¬он там, на берегу, другие портики имеютс€. ј что ¬инни-ѕух может расстроитьс€ - так отдадим ему эту Ќаходку, не жалко. ¬прочем, похоже, он ее уже и так вз€л.

Ћадушки-ладушки, хорошо у бабушки.

»сточник: www.oilru.com 22.02.2005, 25.02.2005.
Ќ≈‘“яЌќ≈ ќЅќ«–≈Ќ»≈
http://info.forest.ru/oil/

–°–њ–µ—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–µ –њ—А–Њ–µ–Ї—В—Л

–≠–Ї–Њ–Я—А–∞–≤–Њ - –і–ї—П –Я—А–Є—А–Њ–і—Л –Є –ї—О–і–µ–є

–≠–Ї–Њ–Я—А–∞–≤–Њ

–≠–Ї–Њ—А–µ–њ–Њ—А—В—С—А -
   –Ч–µ–ї—С–љ—Л–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є

–°–Є—Б—В–µ–Љ–∞ –і–Њ–±—А–Њ–≤–Њ–ї—М–љ–Њ–є —Б–µ—А—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Є

–°–Є—Б—В–µ–Љ–∞
   –і–Њ–±—А–Њ–≤–Њ–ї—М–љ–Њ–є
   —Б–µ—А—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Є

–ѓ—А–Љ–∞—А–Ї–∞
   —Н–Ї–Њ—В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є–є

–≠–Ї–Њ–ї–Њ–≥–Є—П –Є –±–Є–Ј–љ–µ—Б

–Ч–љ–∞–є, —З—В–Њ –њ–Њ–Ї—Г–њ–∞–µ—И—М

–Ч–∞ –±–Є–Њ–±–µ–Ј–Њ–њ–∞—Б–љ–Њ—Б—В—М

–Ю–±—Й–µ—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ
   —А–µ—Б—Г—А—Б—Л
   –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞–љ–Є—П

–Ш–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ—Л–µ –њ–∞—А—В–љ—С—А—Л:

Forest.RU - –Т—Б—С –Њ —А–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Є—Е –ї–µ—Б–∞—Е –Ч–∞ –±–Є–Њ–±–µ–Ј–Њ–њ–∞—Б–љ–Њ—Б—В—М –°–Њ–≤–µ—В –њ—А–Є –Я—А–µ–Ј–Є–і–µ–љ—В–µ –†–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Њ–є –§–µ–і–µ—А–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ —Б–Њ–і–µ–є—Б—В–≤–Є—О —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є—О –Є–љ—Б—В–Є—В—Г—В–Њ–≤ –≥—А–∞–ґ–і–∞–љ—Б–Ї–Њ–≥–Њ –Њ–±—Й–µ—Б—В–≤–∞ –Є –њ—А–∞–≤–∞–Љ —З–µ–ї–Њ–≤–µ–Ї–∞ –¶–µ–љ—В—А —Н–Ї—Б—В—А–µ–Љ–∞–ї—М–љ–Њ–є –ґ—Г—А–љ–∞–ї–Є—Б—В–Є–Ї–Є

–Ю–±–Љ–µ–љ –±–∞–љ–љ–µ—А–∞–Љ–Є