Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
Природа дороже нефти!

Подробности и комментарии

Трубопровод "Тайшет - Перевозная"
Мы бандито, гангстерито, держим банко миллионо и плеванто на законо

События, происходящие вокруг строительства трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (она же - нефтепровод "Тайшет - Перевозная") идут полностью по мотивам песенки "Мы бандито, гангстерито" из мультфильма "Приключения капитана Врунгеля". Она явно претендует на роль корпоративного гимна ОАО "АК "Транснефть" и когорты различного рода руководящих чиновников, проталкивающих этот проект:

Мы бандито, гангстерито, мы кастето, пистолето. Oh yes.
Мы стрелянто, убиванто, украданто то и это. Oh, yes.
Банко, тресто, президенто ограблянто ун моменто. Oh, yes.
И за енто режисенто нас сниманто киноленто. Oh, yes.

Мы бандито знаменито, мы стрелято пистолето. Oh, yes.
Мы фиато, разьежато целый день кабриолето. Oh, yes.
Постоянно пьем чинзано, постоянно сыто-пьяно. Oh, yes.
Держим банко миллионо и плеванто на законо. Oh, yes.

Мы пирато, гастролеро, мы синьоро Деляворо. Oh, yes.
И гражданто, убеганто в рассыпанто presto скоро. Oh, yes.
A-la bene, de patino, все игранто в ганстерино. Oh, yes.
Ul momano, цап монето и стрелято пистолето.

Источник: www.pesenki.ru, собственные наблюдения - далее.

Трубопровод "Тайшет - Перевозная"
Мы пирато, гастролеро, мы синьоро Деляворо…

В начале недели Приморье посетил с официальным визитом руководитель федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслав Рукша. Со стороны приморских властей с ним работал вице-губернатор Приморского края Виктор Горчаков.

"По итогам поездки Вячеслав Рукша провел рабочее совещание, на котором заявил, что избрание конечной точкой нефтепровода - бухты Перевозная - окончательное решение правительства РФ, и обсуждения, а также рассмотрения других вариантов больше не будет. Он отметил, что создание нефтеналивного терминала не ухудшит экологическую ситуацию в этом районе, поскольку терминал оснащен эффективными очистными сооружениями, уже опробованными на аналогичных терминалах в Новороссийске (Черноморское побережье) и Приморске (Балтика)". (www.oilcapital.ru 25.02.2005.)

Господин Рукша, конечно, выдающийся российский нефтеход, а теперь, как оказалось, еще и эколог. Но хотелось бы все-таки узнать, чем он собирается буксировать 300-тысячные гиганты с грузом нефти, которые при его активном содействии собираются запихивать в Амурский залив. Наверно г-ну Рукше пригрезились когда-то имевшиеся в распоряжении советского военно-морского флота могучие буксиры "Николай Чикер" и "Фотий Крылов". Но они уже давно не появляются в родных российских водах, а несут свою спасательную службу на другом конце земного шара. И совсем не под российским флагом. Впрочем, для агентства г-на Рукши это будет хорошим поводом запустить руку в государственный бюджет для финансирования строительства новых буксиров. Которые потом кто-нибудь когда-нибудь снова сможет куда-нибудь загнать.

Интересно было бы также узнать, какими "очистными сооружениями" г-н Рукша собирается убирать крупный разлив нефти, если он случится в окрестностях терминала Новороссийска, Приморска или Перевозной. Туалетной бумагой или ершиками из сортиров Федерального агентства? История пока не зафиксировала фактов успешной уборки разливов объемом более 5-10 тысяч т нефти. В лучшем случае их уносит в море. В худшем - размазывает по окрестным берегам. Что г-н Рукша будет делать, если, не дай Бог, танкер со 100 и более тысячами т нефти на борту выбросит на берег недалеко от Владивостока?

Похоже, приморский чиновник г-н Горчаков все-таки испытывает некоторые неудобства от того, что в одних заявлениях конечным пунктом нефтепровода "Тайшет - не поймешь что" звучит бухта Перевозная, в других - Находка:

"- Я буду говорить о том, что знаю на сегодняшний день. Я как чиновник подчиняюсь государственной дисциплине. А в постановлении написано: "Тайшет - Перевозная".

Есть приказ министра Христенко - ускорить проектные работы. Речь идет о середине марта. Предполагается, что уже летом начнется строительство, причем как со стороны Сибири, так и со стороны конечной точки. И в подтверждение этой версии могу сообщить, что начиная с конца января на территории Приморья ведут активную работу проектировщики, отвечающие за проектирование нефтяного терминала, модернизацию автомобильных и железных дорог и строительство нефтехранилища. И все это происходит на площадках бухты Перевозная.

Есть жесткая рекомендация руководства страны: в следующем году, в августе-сентябре 2006 года запустить терминал и транспортировать через него нефть. Пока не будет построен нефтепровод, отправка будет осуществляться по железной дороге через станцию Барановский. От нее до Перевозкой около 100 км. Правда, этот участок дороги еще необходимо электрифицировать, возможно, даже проложить вторую колею. Так что отработка всей технологической цепочки будет осуществляться, не дожидаясь окончания строительства нефтепровода" (Золотой Рог).

Источник: www.oilcapital.ru 25.02.2005, "Золотой Рог" №13, 2005.

Трубопровод "Тайшет - Перевозная"
И плеванто на законо…

Относительно сроков начала разгрома природы берегов Амурского залива существуют определенные противоречия. Если начальник Федерального агентства морского и речного транспорта РФ г-н Рукша и вице-губернатор Приморского края г-н Горчаков твердо намерены начать рыть землю уже летом 2005 года, то они собираются совершить некоторое насилие над существующим российским законодательством. Впрочем, ему, законодательству, равно, как и следящим за его выполнением правоохранительным органам к этому не привыкать.

Но, тем не менее, подобные действия (начало строительства в Перевозной) без наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы являются противозаконными. Сейчас в Подмосковье другой видный государственный деятель, г-н Митволь из Росприроднадзора, пытается кататься на бульдозере, чтобы снести, по его мнению, незаконно построенные дачи и даже баню Аллы Пугачевой. Потому как нет у них положительных заключений госэколэкспертизы. А тут целый нефтеэкспортный терминал.

На состоявшемся 24 февраля заседании совета директоров ОАО "АК "Транснефть" было принято предложение завершить до 30 июня разработку ТЭО проекта, который осторожно предпочитают называть "нефтепроводная система Восточная Сибирь - Тихий океан". К этому же сроку планируется закончить разработку рабочей документации. В решении совета директоров сообщается, что начало строительства намечено уже на 2005 год, но при этом должны быть соблюдены все процедуры по конкурсному отбору подрядных организаций и поставщиков материалов и оборудования.

Даже при самых ураганных темпах протаскивания этой документации через процедуру общественных слушаний, а также государственной экологической экспертизы, если не идти на откровенные нарушения закона, до осени любые строительные работы на месте намечаемого терминала в бухте Перевозная и на подходах к ней будут незаконными.

Будет интересно посмотреть, пойдут ли на это г-н Рукша, г-н Горчаков и примкнувший к ним Вайншток, и как на это дело посмотрят в Генпрокуратуре и Росприроднадзоре.

Источники: www.rusenergy.com 25.02.2005.

Трубопровод "Тайшет - Перевозная"
Держим банко миллионо…

Японские и российские эксперты 21 февраля 2005 года провели встречу в Москве, на которой обсуждались перспективы сотрудничества по проекту строительства все той же нефтепроводной системы "откуда-то из Восточной Сибири - куда-то на Тихий океан".

Похоже, с российской географией у японских журналистов совсем плохо, судя по совершенно экзотической версии трассы, которая звучит как "Ангарск, около Байкала в Восточной Сибири на Перевозную около Находки на российском Дальнем Востоке" (Japanese and Russian experts held a meeting Monday in Moscow on project to build an oil pipeline linking Angarsk, near Lake Baikal in eastern Siberia, to Perevoznaya, near Nakhodka in Russia's far east…)

Далее в тексте несколько раз поминается название "Ангарск - Находка", из чего можно сделать вывод, что не только для отдельных московских, но и для японских чиновников бухта Перевозная и порт Находка - это одно и то же. А что между ними более 200 км - не важно.

Но наверно они все-таки не перепутали названия представителей японских государственных структур, принимавших участие в заседании. Это Японское агентство по природным ресурсам и энергетике (Japan Natural and Energy Agency), а также "Японский банк международного сотрудничества" (Japan Bank for International Cooperation - JBIC).

Деньги, как нетрудно догадаться, водятся именно в последней структуре, знаменитой оглушительными скандалами в связи с кредитами, которые она выдает. Особенно славно JBIC поработал в Индонезии, где объем взяток и прочих платежей, попавших в многочисленные карманы семейки президента Сухарто, оценивается в 15 млрд. долларов. Видимо отчаявшись перевоспитать таких прожорливых потребителей денег японских налогоплательщиков, японские власти одно время попытались уменьшать размеры средств, выделяемых этой замечательной финансовой структуре. Но все равно, денег в "Японском банке международного сотрудничества" еще очень много.

Источники: Kyodo 22.02.2005.

Трубопровод "Тайшет - Перевозная"
И гражданто, убеганто в рассыпанто presto скоро. Oh, yes.

Приморский вице-губернатор Горчаков, предчувствуя, с какой стороны ожидать проблем для своей бурной деятельности, нанес предупредительный удар. Конфигурация его стандартная:

"Я внимательно слушал экологов на общественных слушаниях и не раз в неформальной обстановке беседовал с ними. Я понимаю их беспокойство и желание сохранить какие-то кусочки земли. Но в эту игру активно вмешиваются всякие "потусторонние" силы. Под ними я понимаю разные общественные организации, которые получают поддержку из-за рубежа. Кстати, в Приморье поступила большая сумма долларов на провоцирование экологов против нефтепровода. Мы знаем это совершенно точно.

Некоторым странам не нравится появление трубы, так как это повлечет за собой промышленное развитие Дальнего Востока, а оно не отвечает их политическим задачам. Труба поможет нам организовать более тесное сотрудничество с Японией, Китаем и Южной Кореей - промышленно развитыми странами региона, потенциал которых самодостаточен, и это кое-кого не устраивает.

Возвращаясь к трубе, она - не есть спасение от всех проблем края. Но это - создание терминала для глубоководных судов и нефтеперерабатывающего завода, использование мощностей нашей строительной индустрии и стройматериалов, создание рабочих мест.

Дальше мы реконструируем железную и автомобильную дорогу. Это привлечет за собой серьезную модернизацию хоть и не всего края, но значительной его части. Так или иначе поселки Безверхово и Барабаш Хасанского района будут развиваться".

Вероятно, он ждет, что после такого заявления экологи срочно побегут каяться, писать явки с повинной и переводить имеющиеся у них средства в фонд поддержки строительства нефтепровода "Тайшет - непонятно куда", пока к ним не пришли из налоговой. Истории про жуткие суммы долларов (а почему не юаней?), которые поступают якобы на "провоцирование экологов против нефтепровода" в последнее время стали стандартным припевом российских чиновников, когда очередная их афера, затеваемая исключительно для того, чтобы было как лучше, кончается "как всегда".

Про японские иены г-н Горчаков благоразумно не упоминал. Поскольку в отличие от мифических, максимум, нескольких десятков тысяч долларов, проект нефтепровода "Тайшет - Перевозная", помимо пока относительно безвозмездной деятельности местных "бандито-гангстерито", проталкивается на японские иены. Средства, которые определенные структуры в Японии готовы выделить на развитие превращения России в сырьевой придаток страны восходящего солнца, будут астрономическими. Хоть в иенах - а это могут быть сотни миллиардов иен, хоть в долларах - соответственно, миллиарды долларов.

При экономии на усушку, осадку, временные сооружения, игры с качеством песка и цемента, и прочие приятные тонкости учета и контроля, миллиард-другой долларов (сотня-другая миллиардов иен) отката и получится. Не зря, предчувствуя грядущее возмущение тех, кому не достанется, совет директоров "Транснефти" прикрыл себя ритуальной фразой о необходимости соблюдения всех процедур по конкурсному отбору подрядных организаций и поставщиков материалов и оборудования.

Судя по всему, в Приморье уже давно все "распилено". Кто бы из приморских журналистов просветил нас на тему, кто в этом регионе заведует песком, цементом и земляными работами, а также окрестностями поселков Безверхово и Барабаш Хасанского района? Неужели, как и в Москве, мадам …?! Понятно, местная, приморская, а не московская. Или московская уже и там цемзаводик прикупила?

Источник: "Золотой Рог" №13, 2005.

Трубопровод "Тайшет - Перевозная"
Минтранс уполномочен опровергнуть

Готовность некоторых московских и приморских начальников в приступе бюрократического восторга начать немедленно рыть землю в районе Перевозной при "плеванто на законо" вызывает тревогу и удивление, особенно для тех, кто в полной мере осознает всю сложность и противоречивость этого проекта.

Избыточная ретивость г-на Рукши поставила в несколько дурацкую ситуацию Министерство транспорта РФ, которое вроде бы является его начальником. Не каждый день приходится выступать с идиотскими пояснениями, из которых всем становится понятным, что "плеванто" относится не только к "законо" но и к "президенто", роль которого в случае с г-ном Рукшей выполняет министр транспорта г-н Левитин:

"Министерство транспорта РФ опровергает информацию о том, что бухта Перевозная в Приморье будет конечной точкой нефтепровода "Тайшет - Тихий океан". Об это сообщает ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минтранса. В министерстве заявили, что в сообщении со ссылкой на руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслава Рукшу о том, что бухта Перевозная в Приморье будет конечной точкой нефтепровода Тайшет - Тихий океан и рассмотрения других вариантов больше не будет, не соответствует действительности.

Рабочая поездка В. Рукши в Приморье была связана с необходимостью изучения ситуации. Наряду с бухтой Перевозная рассматриваются и другие варианты строительства нефтеналивного терминала. Окончательное решение по данному вопросу может быть принято только после проработки и оценки всех рисков. Работа в этом направлении ведется, и окончательное решение может быть принято через несколько месяцев" (www.oilru.com).

Попытки найти подтверждение этого радостного факта на официальном интернет-сайте Минтранса (www.mintrans.ru) успехом не увенчались. В весьма дохленьком по объему и содержании разделе пресс-службы ничего на эту тему не обнаружилось.

Тем более ничего нового не появилось после визита на сайт Федерального агентства морского и речного транспорта РФ, расположенного по мужественному адресу www.morflot.ru. На его первой странице помещена вполне штатская фотография г-на Рукши. Но вот каких-либо пояснений к тому, что он говорил или как его неправильно поняли по поводу Перевозной, там нет.

Источники: www.oilru.com 1.03.2005, www.mintrans.ru, www.morflot.ru.

Трубопровод "Тайшет - Перевозная"
Государственная экологическая экспертиза. И обольщаться не надо

В Международный Социально-экологический союз, на адрес его сопредседателя С.И. Забелина, пришел ответ из Федеральный службы по экологическому и атомному надзору (исх.№ АМ-10/158 от 11.02.2005) на его письмо в аппарат Правительства РФ по поводу сроков проведения госэколэкспертизы обоснования инвестиций "Восточная Сибирь - Тихий океан". Сроки соблюдены ювелирно, поскольку ответ подготовлен на письмо аппарата правительства от 12.01.2005 №П12-116.

Уважаемый Святослав Игоревич!

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору во исполнение поручения Аппарата Правительства Российской Федерации о совместном рассмотрении с Министерством природных ресурсов Российской Федерации Вашего обращения по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации при проведении государственной экологической экспертизы материалов "Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ОИ) сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проведение государственной экологической экспертизы указанных материалов организовано на основании приказа Ростехнадзора от 15.10.2004 №139. Продолжительность работы экспертной комиссии по приказу составляет 3 месяца (90 дней), что находится в полном соответствии с Положением о порядке и Регламентом проведения государственной экологической экспертизы, где срок проведения государственной экологической экспертизы для сложных объектов ограничен 120 днями.

Проведение государственной экологической экспертизы проходило по календарному плану, утвержденному на первом заседании экспертной комиссии. Однако, учитывая, что эксперты хорошо представляют объект государственной экологической экспертизы, т.к. варианты "ОИ" дважды рассматривались и дорабатывались по замечаниям государственной экологической экспертизы в 2003 - 2004г.г., экспертная комиссия на своем очередном заседании 20.11.2004 г. приняла решение о проведении пленарного заседания 2 декабря 2004 г. для обсуждения проекта заключения государственной экологической экспертизы, что отражено в протоколе № 7.

Следует отметить, что видео-, аудио- и стенографической записи пленарного заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы 2 декабря 2004 г. не производилось, в связи с чем "цитировать" отдельные выхваченные фразы выступающих, не корректно.

Федеральным законом от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (ст.4) установлено, что в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Из вышеуказанного закона не следует обязательность проведения общественной экологической экспертизы. Условия проведения общественной экологической экспертизы и перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы установлены ст.23 и 24 Федерального закона "Об экологической экспертизе". В соответствии со ст.27 указанного закона представлять документацию на экологическую экспертизу, а также передавать необходимые материалы, сведения, расчеты и дополнительные разработки по объекту экологической экспертизы общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экологическую экспертизу, обязаны заказчики документации. При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание одной экспертной комиссии.

По материалам "Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" проведена общественная экологическая экспертиза Региональной благотворительной общественной организацией "Общественная экология". Экспертная комиссия приняла во внимание результаты общественной экологической экспертизы, а также рассмотрела и проанализировала все аргументированные предложения по экологическим аспектам материалов "Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", как поступившие от научной и организованной экологической общественности, населения, заинтересованных организаций и структур, так и представленные в ОИ ВСТО в томе ОВОС "Материалы общественных обсуждений".

ВРИО Руководителя А.Б. Малышев

Чтобы полностью оценить красоту этой чиновничьей отписки, надо ознакомиться с текстом исходного письма из МСоЭС руководителю Правительства РФ (исх. № 79 от 16.12.2005):

Уважаемый Михаил Ефимович!

Масштабный инвестиционный проект "Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ОИ ВС-ТО)" (заказчик ОАО "АК" Транснефть") вызывает повышенный общественный интерес со стороны местного населения, региональных органов власти от Байкала до Приморья, задевает интересы многих промышленно-финансовых корпораций и по уровню затрат вполне сопоставим сейчас с незавершенным проектом строительства БАМ, отметившим в этом году свой 30-летний юбилей.

К нашему огорчению, в подведомственной Вам Федеральной службе экологического, технологического и атомного надзора (ФСЭТАН) имело место прямое вмешательство в работу экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) "ОИ ВС-ТО" со стороны должностных лиц органов исполнительной власти с целью повлиять на ход проведения ГЭЭ, что согласно статье 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (№174-ФЗ, 1995), квалифицируется как нарушение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

На очередном заседании экспертной комиссии ГЭЭ 02 декабря 2004г. было принято решение о завершении ГЭЭ, несмотря на то, что согласно приказу ФСЭТАН от 15.10.2004 №139 сроки работы экспертной комиссии были определены 3 месяцами и истекают 15 января 2005г. В присутствии ряда наблюдателей от общественных организаций Председатель экспертной комиссии Николаев А.В. заявил буквально следующее: "В соответствии с Приказом ФСЭТАН экспертиза должна была длиться три месяца, но нас торопят, и мы досрочно завершили работу". Необходимо отметить, что существующее законодательство и сложившаяся практика в экспертных органах МПР РФ и еще ранее Госкомэкологии РФ предполагает сроки рассмотрения столь сложного и ответственного инвестиционного проекта не менее 4 месяцев.

Прошедшие в июле этого года общественные слушания в семи субъектах федерации предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) этого проекта показали, что проектная документация, мягко выражаясь, далека от совершенства. Учеными, специалистами, представителями общественных экологических организаций было внесено 224 замечаний и предложений, которые официально были переданы разработчикам проекта. Особое беспокойство вызывают вопросы экологической безопасности и общественной эффективности инвестиционного проекта. Основные нарушения законодательства, допущенные ОАО "АК"Транснефть" и зафиксированные органами прокуратуры РФ, сформулированы в открытом письме Президенту РФ(прилагается), которое было передано лично мною руководителю Администрации Президента РФ Медведеву Д.А. и находится на контроле у него и Совете при Президенте Российской по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

При содействии господина Медведева Д.А. мы провели переговоры с уполномоченными представителями ОАО "АК" Транснефть" с целью получения полного пакета предпроектной документации для проведения общественной экологической экспертизы заинтересованными общественными организациями и надеемся на положительное решение этого вопроса. В соответствии с существующим законодательством "общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней" (ст.22 п.1 ФЗ "Об экологической экспертизе"). Таким образом, попытки сокращения сроков государственной экологической экспертизы лишают возможности ряд общественных организаций провести общественную экологическую экспертизу, результаты которой должны быть рассмотрены экспертной комиссией государственной экологической экспертизы.

В связи с вышеизложенным просим Вас обеспечить в подведомственном Вам учреждении проведение государственной экологической экспертизы в установленные Законом сроки с полноценным участием заинтересованных общественных организаций. Приложение: 1 ..Открытое письмо Президенту РФ на 2 стр.

Co-председатель Совета Международного социально-экологического Союза, Член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

Святослав Забелин

Интрига этого сюжета заключается в том, насколько юридически чисто было оформлено сокращение сроков с 90 до 47 дней сроков проведения госэколэкспертизы проекта Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан"(ОИ ВС-ТО)".

Текст приказа Ростехнадзора №139 от 15.10.2005, равно как и протоколы заседания экспертной комиссии, и даже текст принятого ей 2 декабря 2005 года итогового заключения в открытом доступе, т.е. в Интернет, отсутствуют. Можно было бы предполагать, что в Ростехнадзоре не знают о существовании такого средства информирования граждан Российской Федерации о том, чем занимаются российские чиновники на деньги российских налогоплательщиков. Однако на бланке указан адрес электронной почты atomnadzor@gan.ru. Из этого можно сделать два вывода. Первый, в недрах Ростехнадзора знают о существовании компьютеров, и они там возможно даже есть. Второй - они знают о существовании электронной почты, и даже, может быть, ею пользуются.

Была предпринята попытка обнаружить признаки присутствия Ростехнадзора в Интернет. Поисковая система "Яндекс", которая утверждает, что в ней "найдется все" посоветовала сходить на www.gosnadzor.ru. Действительно там находится одна из трех голов - бывший Госгортехнадзор. Но состояние ее совсем не жизнерадостное. Последняя размещенная на сайте новость датирована 22 декабря 2004 года. Видимо, после этого Госгортехнадзор начал праздновать Рождество и Новый год и до сих пор не может прийти в себя.

Сайт российского правительства советовал отправиться по адресу Москва ул. Таганская д. 34, стр. 1. Есть ли в этом здании Интернет, российское правительство не сообщало.

Немудреный поиск gan.ru тут же навел на след радиоактивной головы Ростехнадзора и ее придатков.

На первой же странице этого замечательного сайта сообщается, что "В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 Федеральная служба по атомному надзору и Федеральная служба по технологическому надзору преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. До завершения организационных мероприятий по созданию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) вопросы промышленной безопасности освещаются по адресу: www.gosnadzor.ru, вопросы ядерной и радиационной безопасности освещаются по адресу: www.gan.ru".

Далее следовал тот самый сокровенный адрес, 109147 Москва Таганская 34 и электронная почта atomnadzor@gan.ru. По какому адресу освещаются вопросы экологической экспертизы - покрыто мраком неизвестности.

Сердце мое наполнилось радостью, как только я увидел, что в нижней части страницы этого самого www.gan.ru помещен переход на "Общественную приемную" (http://www.gan.ru/priyomnaya/priyomnaya.htm). Там можно обнаружить замечательную возможность "Вы можете задать ваш вопрос, заполнив следующую форму". Правда после этого в скобках ярко красным цветом было добавлено "Временно не работает". Остается только догадываться, что "принимают" в "общественной приемной" Атомнадзора.

Но, тем не менее, "Общественная приемная", несомненно, упорно работает, судя по наличию перехода на страницу "Обзора обращений граждан" (www.gan.ru/priyomnaya/obrasheniya.htm). Можно сказать коллеги. Мы вот "Лесное обозрение" и "Нефтяное обозрение" выпускаем.

Отрывшееся на этой странице оказалось настолько восхитительным, что мы решили процитировать его полностью. Читайте и наслаждайтесь:

В течение 2002 года в Госатомнадзор России поступило 25 писем граждан, в том числе:

- по вопросам безопасности использования атомной энергии 15 писем;
- по вопросам лицензирования деятельности с источниками ионизирующего излучения 3 письма;
- кадровые вопросы и вопросы социального обеспечения 7 писем.

По 10 обращениям граждан, направленным в Госатомнадзор России, поставленные в них вопросы были решены положительно, либо по изложенным в них фактам приняты меры. Два письма были переадресованы по принадлежности в другие ведомства с уведомлением авторов писем.

По 15 обращениям граждан, касающихся вопросов регулирования безопасности при использовании атомной энергии, экологической безопасности, захоронению и переработке ядерного топлива были даны разъяснения авторам обращений".

Целых 25 писем. И целых 10 положительных решений. Как все округло. И всего лишь за 2002 год. Фантастическая оперативность!

После этого всем должно стать понятно, в какие надежные руки попало проведение государственной экологической экспертизы в Российской Федерации. Полюбоваться на облик временного исполняющего обязанности руководителя всего этого великолепия (он же ВРИО руководителя А.Б. Малышев), а также ознакомиться с его трудовой деятельностью на ниве сохранения родной российской природы можно по адресу www.gan.ru/rukovodstvo/malyshev.htm.

Ввиду полного отсутствия содержательной официальной информации о деятельности Ростехнадзора по государственной экологической экспертизе обоснования инвестиций в "Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ОИ ВС-ТО) нам приходится пользоваться теми драгоценными крупицами, что удалось выявить в процессе переписки.

Итак, в соответствии с приказом Ростехнадзора от 15.10.2004 №139 продолжительность работы экспертной комиссии была определена в 3 месяца (90 дней). Далее был составлен и утвержден (впрочем, непонятно кем) календарный план работы экспертной комиссии. После этого экспертная комиссия вдруг, всего через месяц после начала работы (20.11.2005), приходит к выводу, что ей больше работать не надо, и принимает решение о проведении итогового пленарного заседания 2 декабря 2004 года. О чем якобы составляется протокол №7.

По идее в период между 20.11.2005 и 2.12.2005 он должен был бы появиться в открытом доступе, благо у трехголового бюрократического монстра Росприроднадзора есть, по крайней мере, два официальных интернет-сайта. И в то время оба еще не начали праздновать Новый год. Так что у экспертной комиссии были все возможности для информирования широкой (а не только строго избранной) российской общественности, о досрочном завершении работы. Но протокол №7 никто из широкой общественности не видел. Что наводит на определенные сомнения в факте его существования.

В любом случае, сложившийся в Росприроднадзоре стиль работы настораживает. Приказом устанавливается срок работы экспертной комиссии в 90 дней, а она работает лишь 47 дней. При такой исполнительской дисциплине становится понятным, почему у нас Чернобыли взрываются и атомные подводные лодки тонут. Может быть, ВРИО А.Б. Малышев все-таки должным образом оформил этот трудовой энтузиазм экспертной комиссии класса "пятилетку в три года" и издал приказ о сокращении сроков проведения этого самого ГЭ ОИ "ВС-ТО", но об этом никто не знает.

Заявление о том, что эксперты якобы хорошо представляют объект экспертизы, поскольку этот проект уже дважды рассматривался, тоже хотелось бы подтвердить хоть какими-то доказательствами. Например, разместив в открытом доступе список экспертов первых двух госэколэкспертиз и той, что завершилась 2 декабря 2004 года.

На итоговом заседании 2 декабря, на котором мне каким-то чудом (спасибо настойчивости региональных природоохранных организаций) удалось побывать, про то, что сроки проведения госэколкспертизы сокращаются из-за того, что эксперты слишком хорошо знают проект, ничего не говорилось.

Зато там говорилось нечто совсем другое, что было опубликовано в 48 выпуске "Нефтяного обозрения", который еще в декабре 2004 года был разослан тысячам наших подписчиков, и находится на независимых от нас сайтах трех рассылок. Все-таки плохо не читать "Нефтяное обозрение". Иначе бы составители ответа и ВРИО руководителя А.Ю. Малышев учли, что тысячи людей прочитали это:

А.Ю.Григорьев. Как я участвовал в государственной экологической экспертизе проекта трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан":

Дальнейшее изложение приходится вести с использованием внешних признаков участвовавших в заседании официальных лиц. Ни повестки заседания со списком выступающих, ни списка экспертной комиссии, ни, тем более, каких-либо рабочих материалов прибывшим на это мероприятие не выдавалось. Наверно это теперь так принято.

Пожилой, солидно выглядящий господин, как я понял, председатель комиссии, разъяснил государственную важность происходящего события. Оказывается, сам президент Путин попросил премьер-министра Фрадкова до 15 декабря 2004 года определиться с проектом нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".

В связи с этим работа государственной экологической экспертизы была организована ударными темпами. Несмотря на то, что согласно приказу номер № 939 от 15 октября 2004 года, срок проведения экспертизы был установлен в 3 месяца (т.е. она должна закончиться 15 января 2005 года), ее организаторы и участники в едином порыве решили завершить свой труд досрочно. В духе стахановцев или контингента сталинских "шарашек", все члены экспертной комиссии были твердо намерены выдать на-гора сводное заключение уже 2 декабря 2004 г. Таким образом, нам была предоставлена действительно уникальная возможность присутствовать при последние часах процесса его изготовления" ("Нефтяное обозрение" №48 2004 31.11.-5.12.2004)

"Пожилой, солидно выглядящий господин" - это председатель экспертной комиссии Николаев А.В. Приказ о проведении экспертизы имел номер не 939, а 139. Вот и все уточнения.

Действительно "видео-, аудио- и стенографической записи пленарного заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы 2 декабря 2004 г. не производилось". Но есть свидетели. Шесть представителей общественных природоохранных общественных организаций (ВВФ, Гринпис, МСоЭС, Экоюрис) там были. И они явно не страдают склерозом.

Из новых сюжетов этого восхитительного шоу особый интерес представляет утверждение, что экспертная комиссия "также рассмотрела и проанализировала все аргументированные предложения по экологическим аспектам материалов "Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", как поступившие от научной и организованной экологической общественности, населения, заинтересованных организаций и структур, так и представленные в ОИ ВСТО в томе ОВОС "Материалы общественных обсуждений".

Хотелось бы обнаружить хоть какие-либо материальные доказательства этого радостного факта. Для начала - увидеть мифический том ОВОС "Материалы общественных обсуждений", на который так любят ссылать многочисленные чиновники, но который никто не видел.

Впрочем, нет, возможно, я видел. Когда мы были на встрече с руководством ОАО "АК "Транснефть" представитель проектной организации помахал у нас перед носом каким-то томом, утверждая, что это якобы и есть ТОТ САМЫЙ. Но что находилось внутри - "Материалы общественных обсуждений" или переплетенная подшивка журнала "Плейбой", никто так и не узнал.

Источники: "Нефтяное обозрение" №48 2004, www.gan.ru, www.gosnadzor.ru, деловая переписка Международного социально-экологического союза (электронные версии размещены в интернет по адресу)

Трубопровод "Тайшет - Перевозная"
Кто будет козлом отпущения - министр Трутнев или министр Христенко?

Министр Юрий Трутнев, несомненно, обладает очень высоким для современной российской бюрократии уровнем интеллекта. В момент исторического визита к В.В. Путину он жизнерадостно уверял гаранта российской конституции, что нефти у нас - хоть залейся. Особенно если выделить 40 миллиардов долларов на ее поиск. Судя по сообщениям СМИ, во время встречи Вовочка и Юрочка всласть поиграли в перевозку нефти на паровозиках, перекачку ее трубочкам и расстались крайне довольные друг другом.

А вот после этого министр Трутнев, похоже, призадумался. То, что сейчас нефти для обеспечения сколь-нибудь длительной работы трубы нет - понятно всем. И он в свободное от визитов к гаранту конституции время всем об этом говорит.

Найдут ли ее, если даже правительство вдруг выделит дополнительные средства на геологоразведку - большой вопрос. Деньги понятно, освоят, а вот что выдадут на гора - непонятно.

Рванет ли толпа иностранных инвесторов закапывать свои средства в стылые восточносибирские недра после того, что было сделано с "Юкосом" и лихих заявлений о поддержке российских производителей нефти и газа посредством обрезания иностранных, чтобы у них ничего не выросло - тоже непонятно.

Кидалово китайцев тоже рано или поздно плохо кончится. Вдруг они в дополнение к своим разведочным буровым установкам двинут в Восточную Сибирь пару-тройку танковых дивизий в комплекте с миллионом-другим солдат? Танки оформят как тракторы, а бойцов - помощниками бурильщиков. А автоматы оформят как китайские хлопушки для отпугивания медведей. В России этих медведей навалом, они даже на партийных знаменах нарисованы. Тут уже согласием отдать половину Большого Уссурийского острова не отделаешься.

Поскольку под чудесный проект нефтепровода "Тайшет - куда-то на Восток" будут закопаны и откачаны огромные средства, через несколько лет может возникнуть ряд весьма неприятных вопросов. Очевидно, что министерство г-на Трутнева явно не стремится играть роль локомотива в этой афере:

"Отвечая на вопрос, будут ли планы по строительству трубопровода детализированы в текущем году, глава МПР сказал, что "за себя мы отвечать готовы. Главный, кто должен определиться и с маршрутом, и с этапами строительства, - это Минпромэнерго", отметил министр, выразив надежду, что В. Христенко примет меры для того, чтобы сделать работу в срок" (www.oilru.com 22.02.2005).

Переведя стрелки на министра Христенко, министр Трутнев занялся внесением серьезную сумятицы в мозги членов российского правительства, и без того находящиеся в весьма неустойчивом состоянии:

"Министерствам и госкомпании "Транснефть" необходимо просчитать как минимум два варианта строительства трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Об этом в интервью журналу "Итоги" заявил министр природных ресурсов Юрий Трутнев" (www.oilru.com 22.02.2005)

Основная идея звучит трезво - надо посчитать, во сколько обойдутся лучевые трубопроводы, соединяющие месторождения с основной трубой.

"Возможно, заметил министр, будет лучше пустить основную магистраль поближе к месторождениям. В результате получится практически одна труба, может быть чуть более дорогая, чем в варианте "Транснефти", зато без длинных лучей, а значит, будет получен выигрыш в себестоимости.

"Нас интересует тариф, интересует, сколько будет стоить прокачка", заявил Ю.Трутнев, пояснив, что сегодня ответ на этот вопрос "очень невнятный". (www.oilru.com 22.02.2005).

Интересных моментов два. Первое - это перспективы очередного повышения стоимости трубы. Теперь уже по сравнению с предыдущим рекордом в 16 млрд. прозвучали еще и 18 млрд. долларов. В сочетании с настойчивым интересом к уровню тарифов - очень любопытное совпадение.

Министерство природных ресурсов настаивает на том, чтобы раздача участков недр для поиска и добычи нефтегазового сырья состоялась только после принятия окончательного решения по трассе нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Обоснование - железное:

"По словам министра, принятие окончательного технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта нефтепровода до Находки существенно повысит стоимость нефтегазовых участков в регионе. По мнению министра, "государство недополучит существенную сумму, если мы начнем действовать в данном направлении прежде, чем будет проработано решение по трубопроводам". "Мы полностью готовы и уже разработали перечень участков в Восточной Сибири для лицензирования на ближайший год, но пока задерживаем старт", - отметил глава Минприроды" (www.oilru.com 24.02.2005.)

Этот шаг просто гениален. Он позволяет Минприроды оттянуть весьма щекотливый момент обнародования сведений о том, что ожидается открыть в недрах Восточной Сибири вдоль трассы нефтепровода, после чего окончательно станет ясна степень аферизма толкачей этого проекта.

Инвесторы не будут выкладывать деньги за геологические фантазии на тему бездонных нефтяных богатств Восточной Сибири. А далее все, способные на элементарные арифметические действия, зададутся вопросом, зачем Россия должна давать гарантии и субсидии для строительства трубы стоимостью 18 млрд. долларов, по которой нечего будет перекачивать. И позволять государственной компании ОАО "АК "Транснефть" заниматься всем этим.

Российская природоохранная общественность может радоваться. У нас есть, пусть не открытый, но мощный и, похоже, умный союзник. Ведь если он все-таки пробьет второй вариант трассы, это будет означать существенные изменения проекта. И, соответственно, новый турнир под названием государственная экологическая экспертиза обоснования инвестиций. И уж тут у нас появится возможность попытаться свести счеты со всеми жуликами, что морочили нам головы в 2004 году.

Может быть, в конце концов, Юрочке даже удастся объяснить во время очередной встречи с Вовочкой, что да ну их, эти трубочки. Уж очень они дорогие. И рвутся. А то тут голодные пенсионеры ходят и портреты с ругательствами носят. Давай пока на паровозиках повозим остатки того, что еще имеется. Но лучше не в Перевозную, а в какое-нибудь другое место. Вон там, на берегу, другие портики имеются. А что Винни-Пух может расстроиться - так отдадим ему эту Находку, не жалко. Впрочем, похоже, он ее уже и так взял.

Ладушки-ладушки, хорошо у бабушки.

Источник: www.oilru.com 22.02.2005, 25.02.2005.
НЕФТЯНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
http://info.forest.ru/oil/

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность