Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
Природа дороже нефти!

Подробности и комментарии

Россия: нефтепровод "Тайшет - Перевозная". Какую нефть они собираются перекачивать?

Пресс-служба МПР России жизнерадостно отрапортовала, что "Минерально-сырьевая база Восточной Сибири и Дальнего Востока позволяет планировать годовые объемы добычи нефти на уровне 50 млн. тонн. Этого достаточно для полной загрузки трубопровода Тайшет - Тихий океан" (пресс-релиз МПР от 24.01.2005).

Однако знакомство с этим документом заставляет сделать прямо противоположный вывод. Реальной нефти для обеспечения работы нефтепровода "Тайшет - Перевозная" на полную мощность нет. Перекачка 80 млн. т нефти в год - тот уровень, при котором еще можно надеяться на окупаемость этого проекта. Откуда они возьмутся - непонятно.

На прошедшем 22 января 2005 года совещании в Минприроды директор Департамента государственной политики и регулирования в области природопользования МПР России Сергей Федоров сообщил, что вместо списка месторождений с указанием их подтвержденных запасов, пока только разрабатывается "Программа геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока". Она должна быть подготовлена к маю 2005 года.

В настоящее время геологоразведочные работы в регионе проводятся в объемах, достаточных для планирования ежегодной добычи на уровне 30-35 млн. тонн. При этом объемы финансирования поиска и разведки новых месторождений нефти за счет различных источников увеличились с 1,5 млрд. рублей в 2000 году до 2,8 млрд. рублей в 2003 году. Для поддержания стабильного ежегодного уровня добычи на уровне 30 млн. т до 2050 года потребуется увеличить количество запасов нефти Восточной Сибири на 1,5 млрд. тонн. Необходимые для этого затраты составят 570 млрд. рублей (т.е. 20 млрд. долларов). При этом расходы федерального бюджета на проведение геологоразведочных работ (ГРР) в регионе с 2005 года должны быть увеличены в 2-3 раза. Общий же объем финансирования этих работ за счет всех источников должен возрасти по сравнению с нынешним уровнем в 4 раза.

Для оценки стоимости прироста запасов и выявления ресурсов были использованы затраты на ГРР в Северном море (прирост 1 тонны запасов - $10-12, ресурсов - $1-2). Руководители МПР на основании каких-то неведомых критериев считают Северное море сопоставимым по сложности работ с Восточной Сибирью. Насколько корректны эти оценки - остается только гадать.

Если же ориентироваться на то, что трубопровод "Тайшет - Перевозная" все-таки всерьез собираются эксплуатировать на полную мощность за счет месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, то до 2050 года будет необходимо увеличить здесь запасы нефти на 2,8 млрд. т. Для этого потребуется уже не менее 1200 млрд. рублей (т.е. более 40 млрд. долларов) из различных источников и многократное увеличение государственного финансирования.

Таким образом оказывается, что 11-16 млрд. долларов затрат на строительство нефтепровода "Тайшет - Перевозная" являются предлогом для организации гораздо более внушительной (20-40 млрд. долларов) "Программы геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока". Понятно, что для нее потребуется "государственная поддержка", т.е. залезание в карманы российских пенсионеров и всех налогоплательщиков. Руководитель Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских сообщил, что перечень участков недр Восточной Сибири для лицензирования в 2005 году включает более 40 объектов. После согласования с соответствующими субъектами РФ он будет утвержден и принят к реализации. При этом агентство в настоящее время готовит следующий перечень, включающий еще 30 объектов.

Министр природных ресурсов РФ Ю.П. Трутнев заявил о необходимости форсировать воспроизводство минерально-сырьевой базы Восточной Сибири и добавил, что в ближайшее время будет опубликован отдельный перечень участков недр в этом регионе, которые будут выставлены на аукционы в 2005 году. О том, как в соответствии с требованиями действующего российского законодательства будет организована государственная и общественная экологическая экспертиза этой программы, г-н Трутнев ничего не сказал.

Из всего этого следует, что пока по нефтепроводу "Тайшет - Перевозная" можно будет перекачивать лишь чиновничьи бумаги, да деньги из государственного бюджета.

Министр промышленности и энергетики РФ В.Б. Христенко подтвердил, что в Восточной Сибири сейчас нет месторождений, нефть которых можно было бы немедленно направлять по трубопроводу "Тайшет - Перевозная" на экспорт в Японию, Китай или США. В интервью газете "Ведомости" 24.01.2005 он сообщил:

"Пока мы исходим из того, что для заполнения трубопровода Тайшет - Находка до 60 млн. т в год должно быть задействовано ресурсов именно Восточной Сибири. Сегодня этих ресурсов недостаточно - месторождения недоразведаны, запасы не поставлены на государственный учет"

Далее он поделился соображениями о том, как российское правительство собирается решать эту пикантную проблему:

"Без внятного решения по инфраструктуре никто не будет рисковать инвестициями в труднодоступные районы с пока высокими геологическими рисками. Но никто не будет создавать полномасштабную инфраструктуру, если непонятны источники ее заполнения. Поэтому в решении, которое сейчас принято, сформулированы задачи по трем самым существенным элементам. Во-первых, должна быть подготовлена программа разработки минерально-сырьевой базы углеводородного сырья Восточной Сибири с планом проведения аукционов по всем месторождениям и условиями их предоставления недропользователям. При выставлении на аукцион этих месторождений должны быть записаны очень жесткие сроки на их обустройство и начало добычи.

Вторая часть - этапность реализации. Суммарная мощность этой системы - до 80 млн. т. При этом необходимо проработать комбинаторику между трубопроводом и железнодорожным транспортом, линейной частью и этапностью запуска перекачивающих станций и т. д.

И третье - это повышение эффективности проекта за счет отработки финансовых инструментов и налоговых преференций. Я убежден, что такого рода проекты имеют право претендовать на преференции. Этот проект ничем не хуже "Голубого потока"".

Действительно, по сравнению с провальным в экономическом плане российско-турецким газопроводом "Голубой поток" сложно быть хуже. Но можно. Намечаемая широкомасштабная афера со строительством нефтепровода "Тайшет - Перевозная" обойдется гораздо дороже - не в 3 млрд., а как минимум в 11 млрд. долларов. В случае с "Голубым потоком" хотя бы было очевидно, что газ, который собирались перекачивать по этому трубопроводу, имеется в наличии. Нефти для обеспечения работы трубопровода "Тайшет - Перевозная" за счет месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока сейчас нет. Ее может быть найдут. Для загрузки половины мощности нефтепровода на эти поиски придется потратить 20 млрд. долларов, на полную мощность - более 40 млрд. долларов. А может быть, не найдут. Или найдут, но она обойдется гораздо дороже. Так что "Голубой поток" - это детские шалости по сравнению с тем, что намечается сделать в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Далее последовал вопрос о том, собирается ли российское правительство привлекать для работы в Восточной Сибири другие компании, помимо консорциума "Газпром", "Сургутнефтегаз" и "Роснефти". Ответ г-на Христенко должен заставить ведущие мировые нефтяные компании и инвесторов рыдать от счастья:

"С моей точки зрения, чтобы найти адекватных участников этого процесса, требуется открытый и широкий аукцион, и мы заинтересованы в том, чтобы не назначить, а избрать тех, кто способен выполнить такие жесткие требования, чтобы и спрашивать было легче".

На вопрос о том, будут ли допущены к аукциону иностранные компании, г-н Христенко ответил утвердительно. Как они собираются вести разведку нефтяных месторождений при том, что согласно действующему российскому законодательству сведения о запасах нефти с 2004 года стали государственной тайной - совершенно непонятно.

Будет интересно также узнать, кто из адекватных игроков мирового рынка после упражнений российских властей над компанией "Юкос", да еще на таких условиях, рискнет вкладывать во все это свои средства. Разве что неизвестные миллиардеры из тверской ООО "Байкалфинансгруп" (даем адресок - г. Тверь, ул. Новоторжская, 12 Б (над закусочной "Лондон"). Либо уже какие-нибудь совсем откровенные международные жулики.

Потом г-н Христенко поделился соображениями о том, как государство собирается оказывать финансовую поддержку проекту нефтепровода "Тайшет - Перевозная". Ранее озвучивалась идея залезть в стабилизационный фонд. Но ее очень не одобрил министр финансов г-н Кудрин. В итоге:

"Дискуссия по стабфонду в какой-то степени на сегодня закончена и пришла к следующему: он обслуживает одну простую задачу - обеспечение макроэкономической стабильности. При этом все участники дискуссии признали, что средства для развития, для реализации крупнейших инвестиционных проектов могут быть изысканы из дополнительных доходов, которые имеет бюджетная система страны, но не из стабфонда".

Все это можно было бы рассматривать как очередную правительственную халтуру или параноидный бред в особо крупных размерах. Но 26 января 2005 года пресс-служба "Транснефти" разместила короткий, но чрезвычайно емкий пресс-релиз:

"Транснефть" приступает к работе по проектированию нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Об этом глава компании С.М. Вайншток доложил в среду президенту РФ В.В. Путину. "Первый промежуток построим от Тайшета до Сковородин и затем, дальше до Находки - сказал Вайншток".

После этого все прочие соображения - реальность, надежность, экономическая эффективность, безопасность проекта - в глазах российских правительственных чиновников теряют всякое значение. В условиях укрепления "вертикали власти" надо спешить выполнять, а не думать.

Остается, впрочем, небольшая неясность. В правительственном постановлении №1737-р от 31.12.2005 четко говорится о нефтепроводе по маршруту Тайшет - Сковородино - бухта Перевозная. А президенту РФ В.В. Путину г-н Вайншток рассказывает, что после Сковородино собирается двигаться в Находку. Т.е, в традиционном фирменном стиле "в огороде бузина, в Киеве дядька", руководство "Транснефти" премьер-министру говорит одно, а президенту страны - совсем другое.

И сидят они с гордым видом, радуя окружающих повешенной им на уши лапшой. И про конечный пункт нефтепровода "Тайшет - не поймешь что", и про стоимость этой аферы, и про большую нефть Восточной Сибири, которую пока никто не видел, и про многое, многое другое. А верные министры шелестят бумагами, спеша в кратчайшие сроки оформить очередной "проект века" и ищут, где бы стрельнуть десяток-другой миллиардов долларов на его реализацию.

Похоже эпопея с закапыванием десятков миллиардов долларов в строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) нынешних правителей России ничему не научила. Когда после многих десятилетий задержек, вызванных халтурой и спешкой в выборе трассы, БАМ наконец достроили, выяснилось, что возить по нему нечего. Все разговоры про неисчерпаемые запасы полезных ископаемых вдоль трассы БАМ пока оказались пустой болтовней. БАМ стал одним из мега-проектов, добивших экономику СССР и, в итоге, приведших к его развалу.

Общественные природоохранные организации в меру своих возможностей могут попытаться затормозить движение по пути окончательного превращения России в сырьевой придаток Японии, Китая и США. Итогом этого бесславного пути будет окончательный развал экономики и, скорее всего, территориальный распад страны.

Чтобы стать законной, "Программа геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока" должна получить положительное заключение экологической экспертизы. Можно не сомневаться, что государственные чиновники сделают все, чтобы уклониться от ее проведения, попытаются организовать эту процедуру с минимальным участием общественности и будут пытаться уничтожить возможность какой-либо критики этой программы.

Ближайшие месяцы покажут, в какой степени общественные природоохранные организации России смогут использовать богатейший опыт, полученный ими во время организации и проведения экологической экспертизы материалов "Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Пока счет 1:0 в пользу беззакония и грядущего грабежа богатств российской природы. Но игра продолжается. Хотя ее условия становятся все более и более тяжелыми.

Источники:
пресс-релиз Минприроды 24.01.2005, "Ведомости"
24.01.2005 (www.transneft.ru), www.transneft.ru (Новости
компании. Встреча В.В. Путина с С.М. Вайнштоком. 26.01.2005.)

Нефтяное обозрение
N 4 (68) 24 - 30 января 2005 г.
Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/05/oil-0504.htm

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность