Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
Природа дороже нефти!

Подробности и комментарии

Россия: трубопровод "Тайшет - Перевозная".
Приморская пресса: опасения есть, но очень уж хочется делить шкуру неубитого медведя.

Придя в себя после новогодних празднований, приморская пресса смогла наконец заняться обсуждением "судьбоносного" распоряжения № 1737 о строительстве нефтепровода "Тайшет - Перевозная".

После долгого и увлекательного изложения различных авторских версий интриг, связанных с этим величественным проектом, следует порция мужественной критики. Перед картинами читателей встают тревожные картины не самого светлого будущего Амурского залива. Здесь авторы демонстрируют изрядные познания особенностей местности. Видимо люб жителям Владивостока этот уголок Приморья.

"Вариант морского терминала в бухте Перевозной, способного принимать супертанкеры дедвейтом в 300 тысяч тонн, изначально был довольно спорным: ледовая обстановка там не очень, а весной бухта забивается толстым льдом из кутовой части Амурского залива. "Трехсоттысячники" по такому льду не ходят даже с ледоколом: при длине корпуса 300 м колотый лед может повредить обшивку танкера.

Пригодное для причала место в бухте (с глубинами не менее 25 м) есть только у полуострова Ломоносова, но даже там придется углублять дно и выносить причал в море почти на километр. Кроме того, в свежеиспеченном нефтепорту предстоит построить дамбу для укрытия вспомогательных судов, а также нефтяные резервуары (объемом и площадью более находкинских) и мощную насосную станцию" (Ежедневные новости. Владивосток).

Я, признаться, по причине сугубой сухопутности своей жизни, даже не знаю, ходят ли вообще где-либо в мире танкеры дедвейтом 300 тысяч т в сопровождении ледоколов. Мне как-то казалось, что танкер-трехсоттысячник - слишком ценная, и, главное при полной нагрузке, слишком опасная игрушка для таких экспериментов. Но если весной они, даже вслед за ледоколом, не смогут прорваться до нефтяных богатств бухты Перевозная Амурского залива - то дело, видимо, совсем дрянь. Но отважным российским нефтеходам, не имеющим ни малейшего опыта эксплуатации таких крупных судов, похоже, все нипочем. Интересно, какой же это должен быть ледокол, чтобы за ним протиснулся гигант дедвейтом 300 тысяч? Похоже, скоро узнаем. Равно как и то, что из этих отважных экспериментов может получиться.

Другое приморское издание с очень морским названием "Золотой Рог" также решило высказаться на эту тему. Тоном опытного морского волка оно порадовало читателей:

"Так что, увы, многих живописных пейзажей с началом строительства приморцы недосчитаются, кто бы и что ни обещал. А заверения о том, что гигантские танкеры будут "аки перышки" бесследно скользить по акватории Амурского залива, - сказка даже не для школьников, а, скорее, детских садов. А для того, чтобы перевезти планируемые 50 млн. т нефти, по простым расчетам, потребуется только, к примеру, танкеров дедвейтом 130 тыс. тонн примерно 400! 300-тысячников, конечно, понадобится поменьше, но, однозначно, интенсивность движения в Амурском заливе резко возрастет. Следовательно, прибавится и мусора, и нефтяных разливов. А залив, омывающий с запада Владивосток, и сегодня не эталон стерильности…".

Тем не менее, некоторые опасения перекрывается бодрыми зарядами оптимизма.

"Но нефтепровод и нефтепорт в Перевозной станет несомненным плюсом и огромным позитивным фактором для резкого ускорения развития экономики Приморья. Постройка нефтепровода и его последующая долговременная эксплуатация должны дать краю массу высокооплачиваемых рабочих мест - только на постройке терминала будет задействовано больше тысячи рабочих и специалистов, а для обслуживания насосных станций в Кировском районе и в Сибирцево понадобится еще около 300 человек.

В целом же только рытье канавы для приморского участка "Восточного нефтепровода" потребует несколько тысяч рабочих рук, организованных в 115 мехколонн, которым будет гарантирована занятость в течение нескольких лет" (Ежедневные новости).

Это напоминает что-то до боли знакомое, из родного советского или соседнего китайского опыта. Занятость нескольких тысяч рабочих рук на рытье "канавы для приморского участка "Восточного нефтепровода" в течение нескольких лет будет обеспечена, если в качестве орудий труда будут использоваться кайло и лопата, а основным средством механизации будет тачка на колесике. Конечно, в Приморье имеется огромный опыт подобных проектов, но сомнительно, чтобы жители этого региона были в восторге от их повторения.

Используя современную технику, "канаву" можно будет вырыть гораздо быстрее. Вот только допустят ли к этой работе жителей Приморья, не имеющих опыта управления сложными и очень дорогими землеройными машинами и трубоукладочным оборудованием - большой вопрос.

Издание "Золотой Рог" для обеспечения торжественного финала обращается к вопросам не столь приземленным, как рабочие места и зарплата:

"Не хотелось бы вдаваться в пространный анализ геополитических последствий для региона строительства нефтепровода Тайшет - Перевозная - это также отдельная большая тема.

Если брать Приморье, то в плане региональной геополитики труба может стать важной и, надо сказать, довольно крепкой нитью, которая свяжет край со становящейся все более далекой остальной частью России. Ведь большинство традиционных нитей уже давно ослабли или вообще порвались, а сам регион из форпоста на Тихом океане превратился в головную боль федеральных властей. Если в Москве, подписывая документ, думали в том числе и об этом, тогда - вперед. Труба зовет!"

Господи! Вот бы знать, о чем думали в Москве, подписывая этот документ. И думали ли вообще. Труба, конечно, зовет. Вот только куда, кого, и зачем?


Источники:
"Золотой Рог" №1 2005 (МиК 18.01.2005),
"Ежедневные Новости. Владивосток" http://novosti.vl.ru

Нефтяное обозрение", N 2(66) 10 - 16 января 2005 г.

январь 2005

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность